Христос Воскресе!
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
holy.city - сайт о ВОЗВЕДЕНИИ БОЖЬЕГО ХРАМА В ДОМИНИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ!
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Архив
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
МИР ВСЕМ МИЛОСТИВЫМ, ЩЕДРЫМ И МИЛОСЕРДНЫМ!
Дорогие читатели, прошу вас оказать милость и поучаствовать своим пожертвованием в Божьем деле - возведение первого православного Храма в Доминиканской Республике! Вы не обязаны этого делать, но можете! Для этого достаточно зайти по данной ссылке и перевести деньги на церковный счет в соответствии с указанными реквизитами банка. Там же можно прочитать подробнее об этом проекте.
И да благословит вас Господь обильным благословением за ваше щедрое сердце!


ВКонтакт Одноклассники Facebook Twitter Google+ Blogger Livejournal Яндекс Mail.Ru Liveinternet
Вопрос №1521

Какой смысл было давать соборную клятву дому Романовых в 1613 году?

Ярослав , СПБ, Россия
17/06/2004

Батюшка, благословите.

Какой смысл было давать соборную клятву дому Романовых в 1613г? И, может быть, для России было бы лучше не делать этого? Вспоминаются слова из Писания "Не клянись небом оно – престол Божий".



Ответ отца Олега Моленко:

Смысл добровольной клятвы на верность монархии, и именно в лице дома Романовых, был великий. Именно эта клятва дала России еще 300 лет. Без нее Бог оставил бы Россию еще раньше, и она давно бы погибла.

В отношении слов Господа, запрещающих отдельному человеку клясться:

Мф.5:
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным

скажу следующее. Речь идет, как мы видим, о клятве отдельного человека, а не о соборной клятве. Далее перечислены предметы, которыми запрещено клясться: небо, ибо оно престол Божий; земля, ибо она подножие ног Его; Иерусалим, ибо он город великого Царя; голова человека, ибо от человека ничего не зависит, но он полностью зависит от Бога. Итак, запрещена суетная клятва тварью! Запрещена клятва чем-то, но не пред Богом. Если учесть уравновешивающие места Писания о клятве, то все выправится. Посмотрим на слова Господа из

Мф.23:
20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Сопоставляя эти слова, которые не запрещают клятву, а объясняют ее, с вышеприведенными запрещающими находим, что речь у Господа шла не о категорическом запрете клятвы (сравни с заповедями десятисловия: не убивай, не воруй и т.д.), а о совете, что лучше не клясться вовсе, чем не исполнить клятву по немощи своей: "А Я говорю вам: не клянись вовсе:", т.е. по смыслу лучше не клясться вовсе, чем нарушить клятву, ибо жизнь показала, что очень трудно людям выполнять свои клятвы, обеты и обещания Богу. Но ведь мы даем обеты (клятву пред Крестом Господним и Евангелием) перед таинством святого крещения, или перед постригом в монахи, или при рукоположении в священный сан, или при всяком исповедании грехов у священника.

Мф.26:
72 И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.
...
74 Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. На первый взгляд апостол Петр не усвоил заповедь Христа, запрещающую клясться, но я так не думаю. Он использовал разрешенную клятву в греховных целях – для подтверждения своего отречения от Христа страха ради.

Лк.1:
73 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,
74 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,
75 служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.

Мы видим, что Сам Господь Бог клялся, и это упоминается положительно в Новом Завете и в Евангелии!

А вот еще свидетельство Нового Завета о клятве:

Деян.2:
30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,
31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.

Гал.3:
13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе],

Теперь мы видим, что не небо, земля и прочее, но Сам Христос стал нашей клятвой! Поэтому Он и запрещал клясться суетными клятвами, но не пред Ним (и всей Пресвятой Троицей), ибо пред Ним нельзя клясться в суетном и маловажном!

1Тим.1:
9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

Мы видим, что перечисляя категории грешников апостол располагает между ними и клятво-преступников, т.е. людей, преступающих свои клятвы пред Богом и обществом. Если бы бы клясться было полностью запрещено, то не имело бы смыла обвинять в грехе клятво-преступления или нарушения клятвы. Но этот тяжкий грех по учению святых отцов и Церкви Христовой входит в список грехов Нового Завета.

Евр.3:
11 посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.
...
18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?.

Евр.6:
13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,
14 говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.
15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.
16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,

Евр.7:
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы, –
21 ибо те были священниками без клятвы (т.е. ветхозаветные священники), а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, –
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
...
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного .

Мы видим, что именно новозаветное вечное священство Иисуса Христа было обетовано с клятвой! Как же можно отменить то, что вечно?!

Апок.10:
5 И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу
6 и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет;

Этот случай из книги Откровения прекрасно нам показывает не только допустимость, богоугодность и употребляемость клятвы святыми небожителями (в данном случае великим Ангелом Божиим), но и уточняет, что клясться можно только Живущим во веки веков, т.е. Господом Богом, а не небом, землею, морем и всем прочим, что Бог сотворил! А ведь русские люди в 1613 г. клялись на Всероссийском Земско-Поместном Соборе именно Богом Пресвятой Троицей! Вот почему так страшен и силен этот грех, тяготеющий над нами!

Приведу примеры из Книги правил о клятве и клятвопреступлении:

Правило 29-е Василия Великого:
"Начальников клянущихся зло сотворити подчиненным, весьма нужно врачевати. Врачевание же их двоякое: едино, учити их да не клянутся поспешно (а не вовсе, прим. о.Олега), другое же, да не остаются при злых намерениях. Посему аще кто уловлен клятвою к соделанию зла другому: то да принесет покаяние в дерзости клятвы, но предлогом благоговения к клятве да не утверждает себя в злобе. Соблюдение клятвы не было полезно Ироду, который, да не нарушит клятвы, соделался убийцею пророка. Клятва и вообще возбранена: кольми паче даваемую на зло подобает осуждати. Посему поклявшийся должен исправити свои мысли, а не тщатися утвердити свое беззаконие. Изследуй подробнее сию нелепость. Аще кто поклялся выколоть глаза своему брату: добро ли было бы таковому привести сие в исполнение; Аще кто поклялся убити, или вообще преступити какую либо заповедь; Ибо кляхся и поставих, не грех соделати, но сохранити судьбы правды твоея (Псал. 118, ст.106). Как заповедь подобает утверждати непренложностию намерений: тако грех всячески должно низпровергати и истребляти".

Правило 10-е Василия Великого:
"Клянущиеся не приимати рукоположения, когда произнесли клятву, да не принуждаются нарушити оную. Ибо хотя и мнится быти некое правило, снисходящее таковым; однако мы дознали опытом, что не благопоспешествуется поступившим против клятвы. Должно же разсматривати и образ клятвы, и слова и расположение, с которым они клялися, и тонкия в словах прибавления; и аще ни с какой стороны нет никакого облегчения от силы клятвы, то подобает совершенно оставляти таковых".

25-е правило святых апостолов:
"Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе (т.е. воровстве) обличенный, да будет извержен от священнаго чина... Такожде и прочии причетники".

По одному этому пункту о клятвопреступлении (в отношении верности монархии и дому Романовых) почти все российское духовенство, начиная от поместного Собора 1917-18 гг., с патриарха Тихона (Белавина) и иже с ним, кроме небольшого числа священномучеников российских, катакомбников и зарубежников, перестали пред Богом быть священнослужителями, но перешли в разряд мирян. Мирянин Сергий Страгородский и его приспешники перешли далее в разряд вероотступников и служителей антихриста.

Правило 64-е Василия Великого:
"Клятвопреступник десять лет да не приобщается: два лета находясь между плачущими, три между слушающими писания, четыре между припадающими, едино стоя с верными, и тогда сподобится причастия".

Здесь должно понимать, что это правило относится к кающемуся клятвопреступнику. Если бы поправшие клятву 1613 г. российские люди (например, п. Тихон и его духовенство) искренне покаялись в этом и исправили положение, то они в разряде мирян 10 лет должны были бы стоять с оглашенными и не причащаться святых Таинств.

Правило 82-е Василия Великого:
"Что касается до преступивших клятву, аще по насилию и по нужде преступили оную, подлежат менее тяжким наказаниям, и по шести летах могут быти совершенно приняты. Без нужды же предавшие веру свою, два лета да будут плачущими, и два слушающими, в пятое да молятся с припадающими, и еще на два лета да будут приняты к общению в молитве, без причащения, и тако показав достойное покаяние, наконец возведуться к приобщению тела Господня".

Надеюсь, что с Божьей помощью мы преодолели еще один ложный стереотип мышления в нашем сознании – в отношении клятвы.



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод

Flag Counter
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2017 Церковь Иоанна Богослова