Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Архив
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Google+ страничка   YouTube канал отца Олега   YouTube канал стихотворений Олега Урюпина   Facebook страничка  


ВКонтакт Одноклассники Facebook Twitter Google+ Blogger Livejournal Яндекс Mail.Ru Liveinternet
Вопрос №1531

О рукоположении в священники

Игорь Владимирович Степко , Ростов, Россия
23/06/2004

Здравствуйте, отец Олег!
Если я не ошибаюсь, то священники рукополагаются в свой сан. Если я правильно понимаю, то в свое время Господь наш рукоположил первых Апостолов, а те в свою очередь, продолжили рукоположение других священнослужителей. Эта связь дошла и до наших дней. Вопрос состоит в том, что ведь и священники МП в свое время были рукоположены в свои саны и соответственно на них Благодать Господа нашего. Провод проводящий электричество может быть в грязи, но это не мешает ему снабжать электричеством прибор. Почему же рукоположенный священник не может крестить и совершать другие таинства, если он «запачкан» пребыванием в МП.



Ответ отца Олега Моленко:

Игорь Владимирович, в этом вопросе ты не обладаешь необходимыми познаниями, используешь неподходящее сравнение и потому сильно ошибаешься. Господь наш Иисус Христос не рукополагал Апостолов, но избрал их. Апостолы рукополагали епископов (с греческого - надзиратель, блюститель) и пресвитеров (с греческого - старец, старейшина), поставляя их руководителями духовной и церковной жизни христианских общин по местам. Епископы при живых Апостолах не имели качества их преемников, но выполняли более надзирательную и административную функции. Не могли они никого рукополагать, ибо сие производили только Апостолы.

Функции духовного и церковного окормления кроме Апостолов выполняли пресвитеры церкви, как помощники Апостолов. В книга "Деяний святых Апостолов" ни разу не упоминается об епископе, но много раз - о пресвитерах.
Деян.11, 30: "что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла".
Деян.14, 23: "Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали".
Деян.15: "2 Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. ...
 4 По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили всё, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам.  ...
 6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.  ...

 22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,
23 написав и вручив им следующее: "Апостолы и пресвитеры и братия -- находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться".
Деян.16, 4: "Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме".
Деян.20, 17: "17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви...".
Деян.21, 18: "18 На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры". 

Если бы епископы занимали в тогдашей церкви положение, которое они заняли после отшествия Апостолов, то в книге Деяний обязательно бы об этом было указано. Но там вовсе нет упоминания о епископах, но лишь об Апостолах и пресвитерах. Первым в Писаниях Нового Завета об епископах упоминает святой Апостол Павел.
Флп.1, 1: "Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами".
1 Тим.3: "1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,
9 хранящие таинство веры в чистой совести.
10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.
 12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим". 

Казалось бы, что триаде: Апостолы, пресвитеры и диаконы, упоминаемые в книге Деяний, Апостол Павел противопоставляет другую триаду: Апостолы, епископы, диаконы. На самом деле это не так, что хорошо видно из его послания к Титу: Тит.1:"5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты (как Апостол от 70-ти) довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:
6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,
8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,
9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать". 

Мы видим, что для Апостола Павла слова пресвитер и епископ синонимы, т.е. обозначение одного и того же служения разными словами. Т.е. тогда епископ = пресвитер, что и было на самом деле. Более распространенным было употребление слова пресвитер.

Поскольку иудеи сильно противились апостольскому благовествованию и росту Церкви Христовой, то христиане избегали употреблять используемые иудеями слова священник (иерей) и первосвященник (архиерей), чтобы не было путаницы. Тем не менее, трудно было найти другое подходящее слово в отношении священного служения и принесения евхаристической Жертвы Нового Завета. Апостол Павел первым употребляет это слово: 1Тим.4, 14: "Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства".  Поскольку руки возлагали тогда лишь Апостолы, то они и названы новозаветным священством. Этот дар священства, позволявший служить Евхаристию, принадлежал тогда одним Апостолам. По их благословению этот дар священства передавался через видимое рукоположение и благословение служить литургии с призыванием имени Апостола. Звания первосвященников среди Апостолов тогда не было, ибо они признавали и подчинялись лишь одному вечному Первосвященнику Иисусу Христу: Евр.3: "1 Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника (т.е. Ангела) и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа,
2 Который верен Поставившему Его".
Евр.4, 14:"Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего". 
Евр.5:"5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
7 Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение;
8 хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию,
9 и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного,
10 быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека".
Евр.7:"11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, -- ибо с ним сопряжен закон народа, -- то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
15 И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,
16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы, --
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, --
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного".
Евр.8:"1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
3 Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести.
4 Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары,
5 которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе.
6 Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях". 

Итак, в Церкви Христовой есть лишь один Первосвященник в собственном смысле этого слова - Иисус Христос. Он делегировал Свою священническую власть Своим Апостолам посредством троякого действия: избрания, дуновения и нисполания Духа Святого в виде огненых языков. Апостолы по причине разрастания Церкви делегировали эту власть пресвитерам=епископам посредством возложения своих рук и призывания имени одного из живущих Апостолов. Таким образом свидетельствовалось, что пресвитеры, иногда именуемые еще епископами, являлись лишь служащими руками Апостолов. Без призывания имени Апостола рукоположение не имело значения и силы. По отшествии последнего из Апостолов Иоанна Богослова, в Церкви возникла нужда в лицах их замещающих. Такими лицами явились ученики и самовидцы Апостолов - апостольские мужи. Они не могли именоваться Апостолами, ибо не были избраны Господом на это служение, но могли продолжить его в апостольской силе и благодати. Для выделения их среди остальных пастырей и руководителей церквей было употреблено малоиспользуемое название пресвитеров епископами, т.е. слово епископ, которое наполнилось другим содержанием.

Оно стало означать не только блюстителя церкви, но и преемника благодати (харизмы) святых апостолов. Если апостольские мужи имели рукоположение от какого-либо Апостола Христова, то следующее за ними поколение преемников апостольского служения требовало передачи апостольской харизмы от апостольских мужей на епископов. Способом передачи этой харизмы по внушению Духа Святого было избрано рукоположение кандидата в епископы двумя или тремя апостольскими мужами или епископами, при согласии всех остальных епископов. Напомню, что одного Апостола достаточно было для рукоположения своего преемника-епископа.

Среди равных епископов для более успешного руководства поместной церковью стали избирать первенствующего епископа или первоиерарха, именуемого в зависимости от обширности и главенства области (города) по-разному: архиепископ, митрополит, патриарх (на западе - папа). Это была сугубо управленческая и административная должность. Наделение ее какой-то особой властью и благодатью есть греховное уклонение и пагубная ошибка, возникшая позже. Обязательное призывание служащим священником (так стал называться пресвитер = иерей = священник = пастырь = настоятель прихода) имени правящего епископа сохранилось в Церкви с апостольских времен наряду с рукоположением во пресвитеры одним апостольским преемником - епископом. Без призывания имени законного правящего епископа, стоящего в истине и благодати, служение священника было невозможным даже при правильной цепочке хиротоний, достигшей его.

Такова вкратце история сложившейся иерархии Восточной Православной Кафолической Церкви. Из этой истори видно, что цепочка рукоположений не является "электрическим проводом", прихожанин не является "электрическим прибором", а живая благодать Духа Святого не является передаваемой по замкнутому проводнику "электрической энергией", как богохульно изволил ты выразиться. 

Мало того, что одного внешнего рукоположения не достаточно, чтобы стать Божьим священником или епископом (ибо для сего надо иметь Божье призвание и быть, по слову Златоуста, рукоположенным как должно, т.е. иметь должные качества), оно передавалось из поколения в поколения не однородным "проводом", а реальной живой цепочкой святых и благодатных священнослужителей. Цепь эта была и есть благодатной и несущей живую Традицию. Вот почему войти в эту цепь могут лишь только те избранные Богом "звенья", которые имеют соответсвующие этому служению качества и сохранившие себя в благодати и истине до конца своей жизни. Если этого нет, то это - негодные слабые звенья, которые выпадают из святой цепи иерархии Церкви! Они, как соль, потерявшая свою соленость, выбрасываются Богом на попрание сему миру, т.е. бесам, страстям и злым людям. При этом формальная цепочка рукоположений, достигшая до отступника от веры, не имеет никакого значения и силы, а на нем (если он носил епископский сан) и вовсе пресекается.

Т.е. епископ, ставший отступником, еретиком, раскольником или нечестивцем, теряет дар, право и власть рукополагать и не может более рукоположить никого. Он может в своем обольщении или для обмана легковерных возлагать руки и вычитывать положенные молитвы, но заставить Бога даровать Свою благодать он никак не может! Вот почему Господь наш Иисус Христос приводит правильное сравнение пребывания в Церкви любого члена, а не только носящего священный сан. Он сравнивает Себя с живой виноградной Лозой, а нас - членов Его Церкви - виноградника, насажденного Его Отцом - с веточками этой Лозы. Кто пребывает на Лозе и питается Ее соками (кровью), тот приносит плод мног. А кто своим качеством становится умершим для Бога и благодати Его, тот уподобляется засохшей ветке, которая отламывается и бросается в вечный огонь.

Вот почему запачканность в грехе так страшна! Она убивает человека для благодати Божией, без которой он не может больше жить и пребывать во Христе и Церкви Его. Ибо по слову Господа Иисуса, именно без Него (т.е. живого нахождения в Нем и с Ним, а не без внешнего рукоположения или всего другого) мы, в том числе епископы и священники, не можем делать ничего! Руки можно возлагать сколько кому угодно, но от этого одного никто не может стать священником или епископом Церкви! Нужно соблюдение всех условий Господа Бога и сохранение всех духовно-нравственных, догматических и церковно-канонических Его требований.

То, что ты, Игорь Владимирович, предложил взамен Божьего и святоотеческого - страшно по своим последствиям. Ведь ты представил Бога как недалекого и непредвидящего заложника Своей собственной неудачной схемы и системы рукоположений. По твоему выходит, что некий сплошной "электропровод" из однородного материала протянут из прошлого в будущее. Любой человек через участие в формальном рукоположении может войти в этот "провод" каким-то участком, автоматически проводящим "благодать", только по факту принадлежности к "проводу" через возложение рук другого участка "провода" на него. При этом ни вера, ни знания, ни нравственность, ни духовное качество человека,  ни что иное не имеет никакого значения для прохождения "благодати" через него.

Проскочил с помощью денег, подкупа, знакомства или шантажа во священники или епископы - и все, никто не сможет уже ничего сделать рукоположенному. Выходит, что еретик, прелестник бесовский, лжеучитель, лицемер, убийца, сотрудник советских спецорганов, губивший людей, мужеложник, деторастлитель, неверующий в Бога и т.д. священник или епископ ради одного рукоположения остается "благодатным" проводником "благодати", и Дух Святый обязан посещать его и проходить через него?

Таким образом ты принципиально (речь не о мелких человеческих погрешностях, врачуемых постоянным покаянием) "соединяешь" несоединяемое: грех и Святого Бога!

Но Бог не слушает мнения заблуждающегося человека. Он повелевает верному отрекатся от еретика, предавать анафеме тех, кто иначе, чем Его Апостолы, благовествуют, не приветствовать и не принимать в дом приносящих иное учение, оставлять слепых и лицемерящих церковных руководителей, считать за язычника и мытаря преслушающегося церковь, выйти из среды лукавнующей церкви.

Да и сама Церковь постановила извергать недостойных служителей из санов, запрещать их в служении или предавать анафеме! По твоему же и Иуда Искариотский, и Арий и прочие еретики и предатели все еще "проводники" благодати? Ведь они имели законное призвание и рукоположение.

Видишь, как много ты заблудил от истины!



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод

Flag Counter
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2017 Церковь Иоанна Богослова