Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet
Вопрос №176

О фразе св.Игнатия Брянчанинова "Все мы - в прелести". Два определения прелести: богословское и подвижническое.

Владимир 25/04/2002

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Дорогой о Господе, отец Олег!

В рубрике "Разговор с о.Олегом" читал некоторые ваши ответы на вопросы посетителей вашего интернет-сайта. После ознакомления с этими ответами мне хотелось бы уточнить несколько моментов.

1) В нескольких местах вы говорите, что на ряду со множеством даров Духа Святого вы получили также дар покаяния и дар плача о своих грехах.

2) Тем, кто вам указывает, что вы якобы в прелести, вы однозначно отвечаете, что достаточно уверены в своем духовном здравии и что никакой прелести нет.

В связи с двумя вышеупомянутыми утверждениями, мне не дают покоя несколько мыслей. Дело вот в чем:

1*) О даре покаяния и плача: один святой человек (к моему стыду не помню, кто это был, может, вы напомните), говорил в конце своей жизни, что так и не знает, начал ли он каяться, хотя в его святости сомнений не было.

2*) Святитель Игнатий Брянчанинов (цены нет его назидательным трудам – часто помогал и помогает мне новоначальному направлять мою молитву и мысли в покаянное русло) в главе "О прелести" говорит, что все мы в прелести. И что самая большая прелесть, когда человек думает, что он не в прелести.

Понимаете, в моих мозгах пункты 1*) и 2*) - не укладываются с вашими утверждениями 1) и 2). Проясните, пожалуйста, ваши утверждения 1) и 2), с учетом 1*) и 2*).

Искренне буду признателен, если не сочтете мои просьбы за нападки и придирки. Или я не правильно понимаю ваши утверждения, или вы смогли бы их пояснить подробнее.

С любовью о Господе, раб Божий Владимир.



Ответ отца Олега Моленко:

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Дорогой о Господе, раб Божий Владимир!

Весьма признателен тебе за эти вопросы, так как ответы на них, надеюсь, будут полезны многим посетителям сайта.

Что касается противоречия между пунктами 1) и 1*), и 2) и 2*), то оно - кажущееся, и происходит от духовной неопытности.

В пункте 1*) речь идет о преподобном Сисое Великом (день памяти 6/19 июля). Вот как повествуется об этом в его житии:

"Преподобный Сисой прожил в пустыне 60 лет. Когда он уже был при смерти (причем в это время у него находились братия), просветилось лице его, как свет, и он сказал братии:

- "Вот, пришел авва Антоний".
- Затем, немного помолчав, он снова сказал:
- "Вот пришел лик пророков".
- И снова он просиял еще более и сказал:
- "Вот пришел лик апостолов".
- И вдвойне просияло лице его, и он беседовал с невидимыми лицами.
- Братия упрашивали его, говоря:
- "Отче, скажи нам: с кем ты ведешь беседу?"
- И он сказал им:
- "Это ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, дабы они оставили меня на короткое время, чтобы я мог покаяться".
- "Тебе нет нужды в покаянии, отче", - сказали ему братия.
- На сие старец ответил:
- "Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего".
- Но все братия знали, что он совершен в добродетелях.
- После сего он снова просиял еще сильнее и лицо его стало как солнце, и все убоялись сего. Тогда старец сказал:
- "Вот, приходит Господь, взирайте все. Он говорит: принесите Мне избранный сосуд из пустыни!"
- С сими словами преподобный предал дух свой Господу."

Нет никакого противоречия этой истории с дарованием покаяния или плача, мне ли или кому другому. Ты путаешь здесь две вещи:

1 – благодатный дар покаяния и дар плача, который заповедано просить и искать всеусердно каждому желающему спастись
и
2 – смиренную самооценку святого подвижника Христова своих личных усилий для соответствия великому дару покаяния.

В первом случае Сам Господь призывает нас к покаянию:

Мф.4:
17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Также и Церковь призывает нас молиться: "Покаяния двери отверзи ми, Живодавче Христе!". И все святые отцы Церкви единогласно призывают всех к покаянию.

Если же, по-твоему, покаяние не достижимо, то зачем и призывать к нему?

Другое дело - не видение или ни во что вменение плодов своего покаяния, по действию глубоко насажденного в душе истинного делателя покаяния божественного смирения! Это самоуничиженное воззрение, все благое приписывающее не себе, а Богу, нисколько не свидетельствует об отсутствии дара покаяния, но показывает нам неудовлетворенную жажду в покаянии преп.Сисоя и других ему подобных, а также высочайшую оценку им покаяния, которым человек приобретает все прочее! Более того, это смиреннейшее видение себя и своих дел непременно и органично входит в дар благодатного покаяния. Вне покаяния человек не может так себя видеть и сознавать никак!

Поэтому, если бы у преп. Сисоя спросили: "Отче, ты имеешь дар покаяния?" Он бы ответил, что имеет. А если его спросить о плодах этого покаяния с его стороны, то он бы ответил то, что сказал ангелам, а также, что не знает за собою ничего доброго и не имеет никаких плодов и т.п.

В общем, это известная антиномия, на которую первым ясно указал в Новом Завете апостол Павел. С одной стороны он говорил, что не живет в нем ничего доброго; что он изверг, гнавший Церковь; что он есть первый из грешников и т.д.

С другой стороны он утверждал:

Рим.9:
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,

Рим.11:
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.

Рим.14:
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.

Рим.15:
15 но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по ДАННОЙ МНЕ от Бога БЛАГОДАТИ
16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу.
17 Итак Я МОГУ ПОХВАЛИТЬСЯ в Иисусе Христе в том, что относится к Богу,
18 ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не СОВЕРШИЛ Христос ЧЕРЕЗ МЕНЯ, в покорении язычников вере, словом и делом,
19 СИЛОЮ ЗНАМЕНИЙ И ЧУДЕС, силою Духа Божия, так что благовествование Христово РАСПРОСТРАНЕНО МНОЮ от Иерусалима и окрестности до Иллирика.

1Кор.2:
4 И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы,
...
10 А нам Бог открыл это Духом Своим;
...
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.

1Кор.3:
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские.
...
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
...
9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.
...
16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

1Кор.4:
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.

1Кор.9:
1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства -- вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня.

- видите, что и апостолу Павлу приходилось защищаться против осуждающих его.

1Кор.9:
22 Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.

1Кор.11:
1 Будьте подражателями мне, как я Христу.

1Кор.12:
28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-- вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.
29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?
30 Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?
31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.

1Кор.14:
18 Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;

1Кор.15:
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
...
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
...
31 Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.

2Кор.2:
14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.
15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих:
16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?
17 Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.

2Кор.3:
4 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,
5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
...
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

2Кор.4:
5 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы -- рабы ваши для Иисуса,
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

2Кор.6:
3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,
4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,
5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;
9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;
10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.

2Кор.8:
1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским

2Кор.10:
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
...
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна, --
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.

2Кор.11:
5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:
...
10 По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.
...
21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.
22 Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.
23 Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.
24 От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;
25 три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;
26 много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями,
27 в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.
28 Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.
29 Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?
30 Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.

2Кор.12:
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.

2Кор.13:
3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
4 Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
6 О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.

Гал.1:
1 Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых,
...
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
...
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,

Гал.2:
9 и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным,
...
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

Итак, нет противоречия между осознанием своей греховности, немощи и недостоинства и – имением в себе даров Божиих, со свидетельством сего. А перед смертью своей, я тоже буду просить нечто подобное авве Сисою, чтобы Бог дал мне еще покаяться, ибо покаяние ненасытимо и неизреченно плодоносно на земле!

Что касается пунктов 2) и 2*), то надо знать то, что я не раз уже говорил и писал на сайте о правильном восприятии святоотеческих изречений. Часто люди, не имеющие основ смирения, благодатного внимания и духовной опытности, вырывают какое-то изречение святого отца из всего контекста и придают ему не свойственное обширное или абсолютное значение. Такое действие, которым всегда грешат сектанты и еретики, есть превращение слов Писания, когда этим словам дают иной ложный смысл. Посмотрим контекст возлюбленного моего духовного наставника свт.Игнатия Брянчанинова (его 5 томов были для меня основными учебниками покаяния и молитвы во время моего 6-летнего жительства в пустыне Кавказа):

"Ученик. Дай точное и подробное понятие о прелести. Что такое - прелесть?

Старец. Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы - в прелести (Начало 3-го Слова преподобного Симеона, Нового Богослова. Издание Оптиной Пустыни 1852 года). Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть - признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос (Иоак.VIII.32.-14,6.). Усвоимся этой Истине верою в Нее; возопием молитвою к этой Истине, - н Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами. Горестно - состояние наше! Оно - темница, из которой мы молим извести нашу душу, исповедатися имени Господню (Псал. CXLIV, 8.). Оно - та мрачная земля, в которую низвергнута жизнь наша позавидовавшим нам и погнавшим нас врагом (Псал. СХLII, 3.). Оно - плотское мудрование (Рим, VIII. 6.) и лжеименный разум (1 Тим. VI, 20.), которыми заражен весь мир, не признающий своей болезни, провозглашающей её цветущим здравием. Оно - плоть и кровь, которые царствия Божия наследити не могутъ (1Кор.ХV,50.). Оно - вечная смерть, врачуемая и уничтожаемая Господом Иисусом, Который есть воскрешение и животъ (Иоан.Х1.25.). Таково наше состояние. Зрение его - новый повод к плачу. С плачем возопием к Господу Иисусу, чтобы он вывел нас из темницы, извлек из пропастей земных, исторг из челюстей смерти. "Господь наш Иисус Христос", - говорит преподобный Симеон, Новый Богослов, - потому и сошел к нам, "что восхотел "изъять нас из плена и из злейшей прелести"(Начало 3-го Слова.).

Ученик. Это объяснение недовольно доступно для моих понятий: нуждаюсь в объяснении более простом, более близком к моему уразумению.

Старец. В средство погубления человеческого рода употреблена была падшим ангелом ложь (Быт. III, 13.). По этой причине Господь назвал диавола ложью, отцомъ лжи и человекоубийцею искони (Иоан. VIII, 44.). Понятия о лжи Господь тесно соединил с понятием о человекоубийстве: потому что последнее есть непременное последствие первой. Словом "искони" указывается на то, что ложь с самого начала послужила для диавола орудием к человекоубийству, и постоянно служит ему орудием к человекоубийству, к погублению человеков. Начало зол - ложная мысль! Источник самообольщения и бесовской прелести - ложная мысль! При посредстве лжи, диавол поразил вечною смертию человечество в самом корне его, в праотцах. Наши праотцы прельстились, то есть, признали истиною ложь, и, приняв ложь под личиною истины, повредили себя неисцельно смертоносным грехом, что засвидетельствовала и праматерь наша. "Змий прельсти мя, - сказала она, - и ядохъ" (Быт. III, 13.). С того времени естество наше, зараженное ядом зла, стремится произвольном невольно ко злу, представляющемуся добром и наслаждением искаженной воле, извращенному разуму, извращенному сердечному чувству. Произвольно: потому что в нас еще есть остаток свободы в избрании добра и зла. Невольно: потому, что этот остаток свободы не действует как полная свобода; он действует под неотъемлемым влиянием повреждения грехом. Мы родимся такими; мы не можем не быть такими: и потому все мы, без всякого исключения, находимся в состоянии самообольщения и бесовской прелести. Из этого воззрения на состояние человеков в отношении к добру и злу, на состояние, которое по необходимости принадлежит каждому человеку, вытекает следующее определение прелести, объясняющее её со всею удовлетворительностью: прелесть есть усвоение человекомъ лжи, принятой имь за истину. Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело, как неразрывно связанное Творцом с душою. Состояние прелести есть состояние погибели или вечной смерти.

Со времени падения человека диавол получил к нему постоянно свободный доступ (Цитата из преподобного Симеона, Нового Богослова, в Слове Никифора Монашествующего, Доброт., ч. 2. - Преподобный Макарий Великий, Слово 7. гл. 2.). Диавол имеет право на этот доступ: его власти, повиновением ему, человек подчинил себя произвольно, отвергнув повиновение Богу. Бог искупил человека. Искупленному человеку предоставлена свобода повиноваться, или Богу, или диаволу, а чтоб свобода эта вынаружилась непринужденно, оставлен диаволу доступ к человеку. Очень естественно, что диавол употребляет все усилия удержать человека в прежнем отношении к себе, или даже привести в большее порабощение. Для этого он употребляет прежнее и всегдашнее свое оружие - ложь. Он старается обольстить и обмануть нас, опираясь на наше состояние самообольщения; наши страсти - эти болезненныя влечения - он приводит в движение; пагубные требования их облачает в благовидность, усиливается склонить нас к удовлетворению страстям. Верный Слову Божию не дозволяет себе этого удовлетворения, обуздывает страсти, отражает нападения врага (Иаков. IV, 7.): действуя под руководством Евангелия против собственного самообольщения, укрощая страсти, этим уничтожая мало по малу влияние на себя падших духов, он мало по малу, выходит из состояния прелести в область истины и свободы (Иоан. VIII, 32.), полнота которых доставляется осенением Божественной благодати. Неверный учению Христову, последующий своей воле и разуму, подчиняется врагу, и из состояния самообольщения переходит к состоянию бесовской прелести, теряет остаток своей свободы, вступает в полное подчинение диаволу. Состояние людей в бесовской прелести бывает очень разнообразно, соответствуя той страсти, которою человек обольщен и порабощен, соответствуя той степени, в которой человек порабощен страсти. Но все, впавшие в бесовскую прелесть, то есть, чрез развитие собственного самообольщения вступившие в общение с диаволом и в порабощение ему - находятся в прелести, суть храмы и орудия бесов, жертвы вечной смерти, жизни в темницах ада."

Из данного контекста видно, что есть два определения ПРЕЛЕСТИ: богословское и подвижническое.

Богословское определение приведено в начальном ответе старца: "Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы - в прелести. Знание этого есть величайшее ПРЕДОХРАНЕНИЕ от ПРЕЛЕСТИ. Величайшая прелесть - признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос. Усвоимся этой Истине верою в Нее; возопием молитвою к этой Истине, - н Она ИЗВЛЕЧЕТ нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами".

Аскетическое определение таково: " Прелесть – это состояние подвизающегося о своем спасении человека, когда он конкретно обольщен конкретными демонами в конкретном вопросе или состоянии, например, когда он принимает естественное действие в своем теле или бесовское действие за действие благодати; когда он бесовские помыслы принимает за свои или от Бога; когда он душевные переживания и ощущения и тонкое действие страстей принимает за Божественное утешение благодатью; когда он верит бесовской лжи и руководим бесом, мня при этом, что богоугоден и руководим Богом; когда он явление демонов в виде Ангелов, Христа, Богородицы или святых принимает за истинное явление и т.д. и т.п."

Рассмотрим подробно богословское определение, изложенное св. Игнатием Брянчаниновым. Посмотрим внимательно на две фразы, следующие одна за другой: "Все мы - в прелести". И – "Знание этого есть величайшее ПРЕДОХРАНЕНИЕ от ПРЕЛЕСТИ".

Если первую фразу ложно понимать, по-твоему, придавая ей абсолютное значение на все и вся, то не понятно, как можно говорить о ПРЕДОХРАНЕНИИ ОТ ПРЕЛЕСТИ? А если можно говорить о ПРЕДОХРАНЕНИИ от прелести, то как можно говорить, что все в прелести? Ведь кто-то может и предохраниться...

Если, по-твоему, абсолютно верно, что все находятся в прелести, то (да простит меня Господь, Пречистая Его Матерь и все святые!) выходит страшная хульная мысль, что в прелести и Матерь Божия, и святые Апостолы и все святые, включая самого Владыку Игнатия Брянчанинова. А если Игнатий Брянчанинов в прелести, то и его слово "О прелести" написано из прелести и ему, включая утверждение, что все в прелести, не должно верить! Вот до какого абсурда можно дойти, доверившись ложной твоей мысли!

На самом деле утверждение св.Игнатия, что все в прелести, истинно, но только в верном понимании и правильном приложении. Верное понимание таково: фраза "Все мы – в прелести" равносильна и равнозначна фразе "Все мы – в падении греховном, которое было нам принесено дьявольским обольщением и ложью". В таком случае знание об этом горестном состоянии своем и всего рода человеческого (которое становится живым знанием только при самопознании в делании истинного покаяния) действительно предохраняет нас от ПРАКТИЧЕСКИХ ПОДВИЖНИЧЕСКИХ ПРЕЛЕСТЕЙ.

Меня ложно, бездоказательно и огульно обвиняли именно в конкретной практической прелести, что сводилось примерно к следующей мысли: " Нам не нравится твои писания и обличения, посему ты в "прелести" и за тобой стоит демон, который все это и навнушал тебе, а ты износишь это как слово от Бога – значит ты в "прелести". И к святоотеческому покаянию призывает твой бес, и к Иисусовой молитве, нетерпимой для бесов, и к плачу, благоговению, страху Божию, смирению, любви к Богу и ближнему, и к оставлению еретиков и отступников и т.д. и т.п." - На все это я справедливо отвечал, что я НЕ В ПРЕЛЕСТИ и говорю по внушению Духа Святого!

Но если бы мне сказали, что мол, батюшка, вы же тоже человек, значит, общее падение человеков лежит и на вас, то я бы ответил: "Да, из них же первый грешник есть я!", признав этими словами наличие в себе прелести в богословском значении этого слова.

Если бы я находился в того рода прелести, в которой меня хотели обвинить обольщенные самомнением и демонами люди, то я не имел бы права проповедовать и учить людей. Да и представь как бы это звучало: "Братья и сестры во Христе и другие посетители этого сайта, я такой-то и такой-то, находясь в бесовской прелести, призываю вас к покаянию, о котором не имею даже правильного понятия, и к молитве, которой никогда не занимался, и обещаю научить вас этим деланиям и другим добродетелям во спасение ваше!"

Конечно, бывает часто, что и прелестники, и еретики, и отступники (которые все в прелести) создают сайты и вещают лжеучения, но есть конкретные святоотеческие признаки и указания для определения подобных состояний.

Скажу также о неправильном ПРИЛОЖЕНИИ фразы "Все мы – в прелести". Она обращена ко всем без исключения людям, но в их падшем состоянии, когда они водятся плотским мудрованием и подвержены сильным воздействиям демонов и греховных страстей. Но преп.Симеон Новый Богослов, на которого ссылается Владыка Игнатий, и сам святитель призывают нас молиться Господу Иисусу Христу – Истине, чтобы Он извел нас из этой всеобщей злейшей прелести! А раз есть богоугодная просьба-мольба об этом, то непременно есть благие плоды и результаты этой молитвы и плача – выход людей из этой ПРЕЛЕСТИ! Все святые и есть эти дивные плоды освободившихся от прелести и усвоившихся Христу Богу, а через Него всей Пресвятой Троице! Я говорю здесь не о канонизированных Церковью святых только, но о всех истинно покаявшихся людях. А святость, по определению того же Владыки Игнатия, есть мера осознания своей греховности, с соответствующим сокрушением о ней.

Для чего же святые отцы учат нас как избегать прелести, если это в принципе невозможно? Но отцы не так учат. И если они пишут о прелести, то именно для того, чтобы предупредить о ней и научить выходить из нее или тому, как не попадать в нее! Вот, Владыка Игнатий Брянчанинов, например, в слове о плаче пишет, что плач, кроме многих других достоинств, имеет еще и то, что хранит своего делателя от ПРЕЛЕСТИ! Плач – это голос истинного смирения, а прелесть всегда от гордости. К плачущему по Богу бесы не смеют приступить, но бегут далече, не терпя истинного смирения.

В завершение приведу многопоучительные и умилительные выдержки поучений из книги "Лавсаик" об Иоанне Ликопольском (подвизался на горе Лико) и авве Анувие.

"Как-то к авве Иоанну пришли издалека люди послушать его поучений. После слов, выражавших смирение аввы, он продолжил: " Если вы и приобрели все их (отцов) добродетели (что редко бывает), и тогда не должны полагаться на себя. Многие от такой самоуверенности падали в то время, когда были уже на самой высоте добродетелей. Смотрите, хорошо ли молитесь, - (здесь святой отец перечисляет признаки истинного делания и противоположные им прелести) – не омрачается ли чистота вашей мысли, не развлекается ли ум ваш во время молитвы другими заботами; какой-нибудь другой помысел, вошедши в душу, не обращает ли вашего внимания на посторонние; не возмущает ли вашу душу память о каких-либо нечистых пожеланиях. Смотрите, искренно ли ваше отречение от мира, не за тем ли вы пришли сюда, чтобы воспользоваться нашею свободою, не ищете ли в добродетелях суетной славы, дабы только явиться пред людьми подражателями нашим делам. Смотрите, чтобы вас не возмущала каккая страсть, честь, слава и похвала людская, или притворное благочестие и самолюбие. Не почитайте себя праведными; не хвалитесь праведностию. Во время молитвы не развлекайтесь ни воспоминанием о сродниках, ни ЧУВСТВОМ СОСТРАДАНИЯ, ни мыслию о другой какой вещи, или о всем мире, иначе суетно будет дело ваше, когда во время собеседования с Господом вы будете уноситься долу влекущими в противную сторону помыслами. Такое падение ума случается СО ВСЯКИМ, кто не ВСЕЦЕЛО ОТРЕКСЯ ОТ МИРА, но еще старается угождать ему. Душу его РАЗВЛЕКАЮТ МНОЖЕСТВОМ ЗАМЫСЛОВ РАЗЛИЧНЫЕ ПЛОТСКИЕ И ЗЕМНЫЕ ПОПЕЧЕНИЯ, - И УМ БОРЯСЬ СО СТРАСТЯМИ, УЖЕ НЕ МОЖЕТ ВИДЕТЬ БОГА. Да и НЕ ДОЛЖЕН он РЕВНОСТНО СТАРАТЬСЯ о самом познании Бога, чтобы ему, будучи недостойным такого приобретения, удостоившись и малой части оного, не подумать о себе, будто постигнул все, и не подвергнуться совершенной погибели. К БОГУ НАДОБНО ПРИБЛИЖАТЬСЯ СО СТРАХОМ И ПОСТЕПЕННО, СОРАЗМЕРНО ТОМУ, СКОЛЬКО КАЖДЫЙ МОЖЕТ УМОМ ИДТИ ВПЕРЕД И СКОЛЬКО ЭТО ВООБЩЕ ДОСТУПНО ЧЕЛОВЕКУ. Кто ищет Бога, у того сердце должно быть свободно от всего постороннего, по Писанию: упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог (Псалм.45,11). Когда же он удостоится познать Бога отчасти (совершенно познать Его никто не может), то вместе с сим получает познание и о всех прочих предметах: видит тайны, потому что Бог показует ему, провидит будущее, созерцает откровения наравне со святыми, творит чудуса, становится другом Божиим и получает от Бога все просимое".

Повествование об авве Анувие интересно тем, что доказывает возможность и богоугодность честного рассказа о своих реальных духовных плодах во славу Божию и назидание братьев во Христе:

"Авва Анувий сказал им: благословен Бог, известивший и меня об этом, также как и о вашем прибытии и подвижничестве. Сказавши о подвигах каждого из них, далее он стал рассказывать и о своих подвигах следующим образом. С того времени, как я исповедал на земле имя Спасителя, не исходила ложь из уст моих. Я не питался земною пищею, ибо Ангел ежедневно питает меня пищею небесною. В сердце мое не входило желание ничего иного, кроме Бога. Бог не скрыл от меня, что делается на земле. Свет не заходил от глаз моих: я и днем не спал, и ночью не отдыхал, ища Бога, и Ангел всегда был при мне, показывая силы мира. Свет ума моего не погасал. Все, чего просил я у Бога, скоро получал. Многократно видал я тьмы Ангелов, предстоящих Богу; видел лики праведников; видел сонмы мучеников; видел, как все они восхваляют Бога; видел сатану, предаваемого огню; видел аггелов его, терпящих наказание; видел праведников, вечно веселящихся. Рассказав это и многое другое в продолжении трех дней, авва предал душу. Ее тотчас приняли Ангелы и лики мучеников, и понесли на небеса; а братия видели это и слышали их песнопения."

Сравни эту блаженную кончину аввы Анувия с блаженным преставлением аввы Сисоя Великого. Как видишь, у святых отцов все бывает по-разному, но дивно и прекрасно!

Помоги тебе Господь все правильно уразуметь и применять в своей жизни во спасение свое! Аминь.



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова