Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Архив
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Google+ страничка   YouTube канал отца Олега   YouTube канал стихотворений Олега Урюпина   Facebook страничка  


ВКонтакт Одноклассники Facebook Twitter Google+ Blogger Livejournal Яндекс Mail.Ru Liveinternet
Вопрос №2439

О созданном против отца Олега Моленко сайте promolenko.narod.ru

Yuliya , Москва, Россия
15/04/2007

Здравствуйте, отец Олег!

Cоздан сайт promolenko.narod.ru о "14 ересях О.Моленко". Не могли бы Вы создать дискуссию-отповедь, как в случае с Тутиной?

Не нашла объяснение на пункты – 2,3,11,12 и 13. Поясните их, пожалуйста, если не будете создавать дискуссию-отповедь.
Спасибо!



Ответ отца Олега Моленко:

Мир тебе, Юлия.

Людей, восстающих на истину и истинных Божьих служителей, во все времена было предостаточно. Тем более их много и премного в век завершающейся апостасии. К своим апостасийщикам сыны противления весьма снисходительны и оправдывают все их ереси и преступления. прикрываясь при этом требованием любви, неосуждения и т.п. Зато когда дело доходит до о. Олега Моленко и его обличений апостасийщиков, то любовь у защитников отступления сразу проходит, заповеди о любви, неосуждении и прочие исчезают. Отступники в своей яростной борьбе с неугодными им обличителями их отступления и нечестия пользуются старым отработанным методом:

Лк.11:
"53 Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое,
54 подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его".

Если так поступали против Самого Господа Бога и Спасителя нашего, то что говорить обо мне? Мф.10,25: "Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?"

Обычно апостасийщики лукаво нападают на личность обличителя, выискивая в чужих высказываниях и клеветах то, что может очернить Божьего служителя. На указанном тобой сайте обольщенные бесами люди не ограничились личными нападками и клеветой. Они попытались подвести некую церковно-каноническую и богословскую базу к увиденным в их ложном восприятии (т.е. в состоянии прелести бесовской) или к придуманным ими "ересям" о.Олега Моленко. Смысл всех этих лукавых опусов один – убедить малознающего читателя в том, что о.Олег Моленко есть "еретик" и проповедует "бесовские учения" на "погибель" людям. Лукавство авторов этих пустых и лукаво составленных обвинений состоит в том, что они подбирают некоторые правила и цитаты святых отцов и сознательно прилагают их неуместно для того, чтобы создать у читателей впечатление, что учение или мнение о.Олега Моленко якобы прямо противоречит мнению святых отцов, а значит, он "еретик", "прелестник", "сектант" и "губитель душ".

Напоминаю для непредубежденных читателей, что в ересях и богохульстве враги Бога обвиняли в свое время Самого Господа Бога Иисуса Христа, Его Апостолов, пророков и Его святых. Так что самому обвинению удивляться не приходится. Напомню страшные слова из "Учения 12 Апостолов" в гл.11: "И всякого пророка, говорящего в духе, не испытывайте и не расследывайте; ибо всякий грех простится, а этот грех не простится". В свое оправдание лукавые мои горе-обличители из отступников скажут: "Но ведь Моленко – лжепророк и не говорит в духе". Но я привел эти слова не для этих сожженных в своей совести и дважды умерших отступников, а для имеющих страх Божий читателей, чтобы они не верили им на слово. Господь заповедал нам судить о пророках или лжепророках по их плодам, а лукавые мои обличители выискивают нечто, по их мнению, очернительное в некоторых моих словах. Спорить с ними или вести дискуссии не имеет никакого смысла, ибо эти люди не только не способны принять истину, но и ослеплены ненавистью ко мне. Смысл есть ответить на их лукавые измышления ради тебя и других подобных тебе читателей.

Рассмотрим их обвинения.



Автор сайта "промоленко":

2. Разрешение родственных браков

Из того же Устава ЦИБ:
"143. В случае, когда христиан становится мало и возникает трудность для вступления в достойный брак, все канонические правила в отношении запретов родственных браков прекращаются"

То есть, вопреки правилам Вселенских соборов (!!!!!!) Олег Моленко вводит свои собственные правила, гнусные с точки зрения христианина. При этом он пытается оправдать себя, ссылаясь на высказывания из Ветхого Завета, что сближает его с "ересью иудействующих" . Против этой ереси выступал в свое время преп. Иосиф Волоцкий. Кстати, у Олега Моленко в его учении есть и другие элементы, родственные "ереси иудействующих", см. об этом здесь.

Близкородственные браки запрещены 54-м правилом Шестого Вселенского Собора (см. здесь)".



О.Олег Моленко:

По всей видимости автор этого замечания всю силу своего нападения заключил в шесть восклицательных знаков в круглых скобках. По истине он не высказал ничего, кроме своего личного отношения. Зато обвинив в меня в нарушении правил, указал в конце лишь ссылку аж на одно правило. Простим ему это мелкое жульничество. Помимо неудачной по адресу ссылки на реальное и мудрое в своих пределах церковное правило этот горе-автор поставил меня в разряд либо невежд (т.е. будто я не знаю 54-го правила Шестого Вселенского Собора), либо злостным, намеренным попрателем этого правила. На самом деле, я прекрасно знаю это правило, соблюдаю его сам и учу соблюдать его своих прихожан. Лукавство данного автора состоит в том, что он к моим словам, сказанным в отношении исключительных условий, применяет правило, сказанное к обыденным условиям жизни Церкви. Смысл этого пункта Устава таков: в обычное время должно строго соблюдать 54 правило Шестого Вселенского Собора, которое было написано за 1500 лет до Вселенского отступления и работает для обычных повседневных условий жизни христиан. Так что ни Моленко, ни его чада и последователи не нарушают этого правила и не учат его нарушать.

Но, по особому Божьему попущению, очень редко могут сложиться исключительные условия, в которых руководство обычным для повседневной жизни христиан правилом становится невозможным. Такие условия могут иметь место в эпоху осуществления пророчеств книги "Откровения" Иоанна Богослова. Церковные правила не предусматривали описание правил жизни на этот исключительный период. Руководство, людьми живущими в подобный период, осуществляется духоносными людьми этого времени и законным священноначалием воинствующей на земле Церкви. Именно к ним, как к уполномоченным Богом сосудам Духа Святого, должно обращаться за разрешением текущих вопросов и проблем всем членам Церкви. Эти сосуды могут по внушению Духа Святого разрешить в виде исключения брак с таким родственным лицом, с которым в обычное время он запрещен (но могут и не разрешить). То, что такое возможно, хорошо видно на примере некоторых святых Божьих угодников периода Ветхого Завета, которые являются общепризнанными святыми Новозаветной Церкви. Ссылаясь на эти примеры, я вовсе не возвращаю людей к норме жизни ВЗ, а лишь показываю, что сам по себе брак между родственниками вполне может быть допустим и благословлен Богом, ибо Он уже разрешал его для Своих святых угодников. Здесь нет никакого иудействования, как не было его и у святого Авраама, Исаака, Иакова, которых мы почитаем своими святыми, а не святыми иудействующих.

Мой горе-обличитель хочет навязать читателям мысль, что я, дескать, просто по своему желанию отменил 54 правило и вместо него установил древнее правило в отношении брака для иудеев. Надеюсь, ты ясно видишь его лукавство. Таким образом пытаясь похулить меня, горе-обличитель впадает в хулу на нашего отца по Божьей вере (а не иудейской) Авраама и прочих Божьих угодников, обвиняя этих святых членов Христовой Церкви в нарушении церковного правила, а Господа Бога в потакательстве этому их греху и небогоугодному действию, если оно таково. Если же само по себе оно не таково и все зависит от конкретного решения Бога, то кто может выступать против Него и Им уполномоченных служителей? Итак, 54 правило Шестого Вселенского Собора – это не догмат, а условное правило для руководства им в определяемых им условиях. В исключительных условиях действует Сам Бог, согласно попущенным Им условиям.

Итак, поскольку я никакого догмата своими словами в приведенном пункте Устава Церкви не нарушал, то говорить о ереси просто неприлично и недопустимо. Обвинение же в нарушении указанного церковного правила (что не есть ересь) в данном случае надуманно и лукаво притянуто, ибо не имеет у меня никакого места.



Автор сайта "промоленко":

3. Разрешение и принятие как нормы третьего и четвертого брака

Мы уже видели из приведенного выше, каково отношение Олега Моленко к постановлениям Вселенских Соборов. Вот еще некоторые цитаты из Устава ЦИБ, говорящие о грубом нарушении Олегом Моленко Правил свв. отцов и св. Вселенских соборов:
"137. Если брачующиеся оба второбрачные или третьебрачные, то они вступают в брак посредством благословения, а не венчания, согласно чину, ибо по слову св. Иоанна Златоуста "как девство лучше брака, так первый лучше второго". Во многих общинах установился обычай читать на таких благословенных браках Канон Всемилостивому Спасу (что на 1 авг.)."

Итак, если брачующиеся, то есть желающие вступить в брак люди, третьебрачные, то из этого следует, что они хотят вступить в четвертый брак. То есть мы видим, что Олег Моленко допускает как третий брак, так и четвертый.



О.Олег Моленко:

В этом пункте обвинения горе-обличитель помимо элементарной путаницы в арифметике (ибо даже курица умеет считать до трех) опять пытается лукаво сыграть на крайностях, которым он придает вид обыденности.

Как раз правило Церкви, а не желание о.Олега Моленко, разрешает второй и третий брак у членов Церкви. Я твердо стою лишь за один брак, но ради немощи людей смиренно принимаю разрешение Церкви на второй и третий брак. Причем отмечу то, что невозможно было отметить в Уставе (иначе бы он разросся до невероятного объема): третий брак крайне не желателен. От него священнослужитель должен стараться отговорить брачующихся. Если же они будут настаивать на своем, то должно указать на правила Церкви в отношении третьебрачных, что они могут сочетаться только благословением и при непременном несении положенной для третьебрачных епитимьи.

Что касается арифметики, то три это всегда три, а не четыре, как это пытается утверждать горе-обвинитель. Ведь любому человеку очевидно, что речь в 137 пункте Устава идет о благословении именно второго и третьего, но никак не четвертого брака, который не допускается церковными правилами. Таким образом, ложь и клевета моего обвинителя состоит в том, что он намеренно или ненамеренно назвал допустимый Церковью при определенных условиях третий брак, о котором в Уставе шла речь, четвертым, т.е. беззаконным и запрещенным Церковью. Соответственно все прочие выписки из святых отцов в отношении четвертого брака приведены им неуместно и не имеют никакого отношения к рассматриваемому пункту Устава Церкви. Вообще данный пункт Устава Церкви не рассматривает вопрос количества разрешаемых Церковью браков, ибо оно общеизвестно – три. Данный пункт рассматривает вопрос отношения Церкви ко второму и третьему браку. Это отношение таково, что хотя по снисхождению к немощям людей подобные браки и дозволяются, Церковь высказывает свое порицание к брачующимся во второй и третий раз христианам, отказывая им в полноценном Таинстве Венчания и заменяя его простым благословением на подобный брак. Вот почему все обвинения автора в "скотскости" не имеют ко мне и Церкви никакого отношения. Пусть они вместе с праведным гневом Божьим падут на голову этого несчастного клеветника и лжеца. Напомню опять, что рассматриваемый канонический вопрос не относится к категории догмата, соответственно, невозможно никакое обвинение в ереси по этому вопросу.



Автор сайта "промоленко":

11. Вводящая в прелесть методика, используемая Олегом Моленко для определения благодатности храмов

Из переписки Олега Моленко:
"Вопрос №616
Я живу в Москве и мне очень хотелось бы знать, какие храмы в Москве намоленные и благодатные?
Юлия , Москва, Россия
11/04/2003

Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Юлия.
Намоленность и благодатность храмов ощущается и переживается опытно. В виду отсутствия у меня такого опыта по храмам Москвы (я не москвич и по храмам Москвы не ходил) могу дать лишь общие советы. Должно ориентироваться только на храмы дореволюционной постройки. Не посещать их во время скопления народа или во время служений. Прочесть об истории храма, обращая внимания на различные благодатные проявления. Придти в отсутствие людей и посидеть у храма, и, если возможно, в самом храме, настроившись на тишину и внутреннее восприятие, и лишь молясь тихо Иисусовой молитвой. Посидеть так можно с полчаса. Глаза можно закрыть, руки в расслаблении положить на колени или на скамейку ладонями вверх. Должно быть ощущение необыкновенной тишины (хотя могут доноситься внешние звуки и шумы) и неизреченной благостности. Ладони рук при этом могут ощущать приятное покалывание. Например, при подходе к часовне Ксении Петербургской (Петербург) или к храму в Китаевской пустыни (Киев), где покоятся мощи преп. Феофила Киевского, такое покалывание начинает ощущаться за несколько сотен метров до храма или часовни.
В отношении храмов "Московской патриархии", которые она присвоила себе из числа дореволюционных, замечено следующее. На подходе к храму, часовне или святому месту, ради самой святыни, можно ощущать благодатность и намоленность, а при входе внутрь (особенно, если там есть служители и служба) это ощущение прекращается и неприятно ощущается некая мертвость, несвятость или мерзость запустения. Если бы мы были духовно чутки и внимательны, то наш бы дух или внутреннее чувство явно подсказывали бы нам как поступить, т.е. оставаться или уйти из данного места. "

Это самый что ни на есть настоящий оккультизм! Это – экстрасенсорика, а не Православие! Святые отцы учат не доверять своим плотским чувствам и ощущениям, чтобы не впасть в прелесть, а Моленко предлагает диаметрально противоположный подход, навеянный какими-то "нью-эйджеровскими" учениями. "Руки в расслаблении положить на колени или на скамейку ладонями вверх"... – а может лучше сесть при этом в позу лотоса?...

Вот что пишут про Моленко: «Отец Олег был обнаружен пребывающим в Черной Магии после своего прихода в HOCNA. Отец Виктор свидетельствовал это против него в этом и в других докладах». (HOCNA – Holy Orthodox Church of North America. Или Бостонский раскол. Так называют себя греки-старостильники, объединившиеся вокруг Бостонского Преображенского монастыря.).



О.Олег Моленко:

Во-первых, этот вопрос – не догматический, и говорить о ереси недопустимо.

Во-вторых, на каком основании автор уверен в правдивости тех, кто "пишут про Моленко"? Что значит: "Обнаружен пребывающим в Черной Магии"? Почему автор нападок пишет "черная" и "магия" с заглавной буквы? Не из уважения ли к этому виду демонослужения? Почему автор принимает лжесвидетельство опороченного в Греческой старостильной церкви и расстриженного в РПЦЗ (В) Виктора Мелехова? Разве автор не знает, что свидетельство одного человека против священника неприемлемо Церковью, как неприемлемо свидетельство нескольких опороченных ее членов? Почему автор нападок вообще принимает свидетельство против меня от лиц, которых он почитает еретиками и раскольниками? Он явно действует по принципу: против Моленко принимаю свидетельство от любого, даже от диавола и бесов его. Ему важна не истина, а чтобы против Моленко. Обвинение в занятии черной магией – это очень серьезное обвинение. Чтобы такое обвинение выставить публично, недостаточно пользоваться слухами, особенно распространяемыми врагами Моленко или наказанными им бывшими его чадами. Любая магия (цвет употребляемый самими магами не имеет для Церкви значения и в правилах Церкви не употребляется) есть особый вид демонослужения, при котором маг призывает в помощь себе демонов. У меня есть выставленные на нашем сайте обличающие магов и их демоническое искусство проповеди и статьи. По мнению горе-обличителя они написаны, видать, для "обмана читателя". Выходит, по автору нападок, о моем отношении к магии читатели должны руководствоваться не моими прямыми обличениями, выставленными на сайте, а пересказами с пятых рук никем не доказанных слухов и клевет да еще от опороченных и враждующих со мною лиц.

Обращение к хулителю: Господин наглый клеветник и злостный мой хулитель, хоть ты вовсе лишен всякого страха Божьего, все же скажи вслух всем читателям правду: ты лично видел меня, занимающегося призыванием демонов и занятием магическим искусством? Если да, то где, когда и что именно я делал? Если ты не видел (ибо этого никогда не было и быть не могло), то почему ты в одиночку берешься утверждать данную клевету? Почему ты сам нарушаешь правила Церкви, о хранении которых ты так будто бы печешься ? Почему считаешь опороченного Виктора Мелехова и прочих для тебя "раскольников" достоверными и вероятия достойными свидетелями? Где ты взял, что греки-старостильники из Бостона обвиняли меня в занятии магией? Почему же они меня не судили за это церковным судом, не лишили сана, принимали меня в своих монастырях после ухода от них Виктора Мелехова? Отмечу, что при этом епископ Ефрем преподал мне благословение, и я вкушал пищу на трапезе среди монахов и священников, а не среди прочих гостей. Мы и сейчас заказываем для нашей Церкви у них священническое облачение, утварь, свечи и ладан. Неужели они все это продают "колдуну" и "магу"? Итак, твоя ссылка на Бостонцев есть ложь и клевета.

В третьих, согласно обвинению горе-автора клеветнических пасквилей в колдуны можно сразу записать Самого Господа нашего Иисуса Христа, ибо вот что о Нем нам сообщает Святое Евангелие:

Лк.8:
"43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,
44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась".

Из этого отрывка мы ясно видим, что Господь говорит о силе (или энергии), исшедшей из Него от прикосновения с верой к краю Его одежды кровоточивой женщины. По горе-автору за такие слова Господа Иисуса следует сразу записать в "маги" и "колдуны". Впрочем, горе-обличитель не нов в подобном обвинении. Древние саддукеи, фарисеи, священники и книжники обвиняли Господа именно в магии и демонообщении: Лк.11,15: "Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского". Опять же речь идет о силе (или энергии). Но когда силу (энергию) Бога называют силой (энергией) бесовской, то впадают в непрощаемый грех хулы на Духа Святого:

Мф.12:
"22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.
...
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду".

Что касается ощущаемой духовно чуткими людьми на святых местах исходящей от святого места или святыни силы или энергии (в виде ли покалывания или в виде другого проявления), то это не является никакой магией или оккультизмом (как это рьяно пытается представить горе-автор), но лишь свидетельством опыта пережившего его человека. Церковь нигде и никогда не осуждала подобный опыт. Пусть мне кто-нибудь предоставит постановление Церкви или Собора об ощущениях покалывания в руках, что оно греховно или запрещено, тогда мы поговорим об этом. Если автор этого не приемлет – это его право. Я не могу и не буду за это обвинять его в ереси. Тем более он не имеет никакого права обвинять меня в ереси (ибо это не догматический вопрос), ни в демонослужении, ибо для этого у него нет никакого основания. Если бы кто-нибудь предоставил бы мне ясное авторитетное свидетельство Церкви, утверждающее о недопустимости для христианина ощущать благодать именно таким образом, то я публично бы покаялся и исправился согласно учению Церкви. Но я на сегодня не знаю в учении Церкви ничего такого, чтобы свидетельствовало бы против подобных ощущений благодати. Голословные обвинения автора о том, что святые отцы учили не доверять плотским своим ощущениям относятся прежде всего к самому автору, а затем ко всем прочим плотским людям. О духовном же человеке, по апостолу Павлу, никто не может судить, кроме духовного. Пусть горе-автор прочитает беседу преподобного и Богоносного отца нашего Серафима Саровского с Мотовиловым и приложит свои слова и суждения к преподобному Серафиму. Ведь батюшка Серафим говорил именно так:

"– Батюшка,– сказал я,– вот вы все изволите говорить о стяжании благодати Духа Святого как о цели христианской жизни, но как же и где я могу ее видеть? Добрые дела видны, а разве Дух Святой может быть виден? Как же я буду знать, со мной Он или нет?

– Мы в настоящее время,– так отвечал старец,– по нашей почти всеобщей холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла и общения человека с Богом до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе удалились от истинно христианской жизни. Нам теперь кажутся странными слова Священного Писания, когда Дух Божий устами Моисея говорит: "и виде Адам Господа, ходящаго в раи" или когда читаем у Апостола Павла: "идохом во Ахаию, и Дух Божий не иде с нами, обратихомся в Македонию, и Дух Божий иде с нами". Неоднократно и в других местах Священного Писания говорится о явлении Бога человекам.

Вот некоторые и говорят: "Эти места непонятны. Неужели люди так очевидно могли видеть Бога?" А непонятного тут ничего нет. Произошло это непонимание оттого, что мы удалились от простоты первоначального христианского ведения и, под предлогом просвещения, зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым то, о чем древние до того ясно разумели, что им и в обыкновенных разговорах понятие о явлении Бога между людьми не казалось странным. Так Иов, когда друзья его укоряли в том, что он хулит Бога, отвечал им: "Как это может быть, когда я чувствую дыхание Вседержителя в ноздрях моих?" т.е. как, де, я могу хулить Бога, когда Дух Святой со мной пребывает. Если бы я хулил Бога, то Дух Святой отступил бы от меня, а вот я и дыхание Его ощущаю в ноздрях моих. Таким точно образом говорится и про Авраама и про Иакова, что они видели Господа и беседовали с Ним, а Иаков даже и боролся с Ним. Моисей видел Бога и весь народ с ним, когда он сподобился принять от Бога скрижали закона на горе Синае. Столб облачный и огненный, или, что то же – явная благодать Духа Святого, служили путеводителями народу Божию в пустыне. Бога и благодать Духа Его Святого люди не во сне видели и не в мечтаниях, и не в исступлении воображения расстроенного, а истинно въяве. Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения, отчего и выходит, что мы и многие другие слова Священного Писания приемлем не в том смысле, как бы следовало. А все потому, что не ищем благодати Божией, не допускаем ее по гордости ума нашего вселиться в души наши и потому не имеем истинного просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем сердцем алчущих и жаждущих правды Божией. Вот, например, многие толкуют, что, когда в Библии говорится: "вдуну Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной", – что будто бы это значило, что в Адаме до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная из персти земной. Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка святой апостол Павел утверждает: "да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествие Господа нашего Иисуса Христа". И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что, если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, т.е. благодати Господа Бога Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божьими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть и душу, и дух, принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святого внутрь себя неимущим. Когда же вдунул Господь Бог в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и "Адам бысть в душу живу", т.е. совершенно во всем Богу подобную и такую, как и Он, на веки веков безсмертную. Адам сотворен был до того неподлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух не мог повредить каким бы то ни было своим действием. Все покорено было ему, как любимцу Божию, как царю и обладателю твари. И все любовалось на него, как на всесовершенный венец творений Божиих. От этого-то дыхания жизни, вдохнутого в лице Адамово из Всетворческих Уст Всетворца и Вседержителя Бога, Адам до того преумудрился, что не было никогда от века, нет да и едва ли будет когда-нибудь на земле человек премудрее и многознательнее его. Когда Господь повелел ему наречь имена всякой твари, то каждой твари он дал на языке такие названия, которые знаменуют вполне все качества, всю силу и все свойства твари, которые она имеет по дару Божьему, дарованному ей при ее сотворении. Вот по этому-то дару вышеестественной Божией благодати, ниспосланному ему от дыхания жизни, Адам мог видеть и разуметь и Господа, ходящего в рай, и постигать глаголы Его и беседу святых ангелов и язык всех зверей и птиц и гадов, живущих на земле, и все то, что ныне от нас, как от падших и грешных, сокрыто и что для Адама до его падения было так ясно. Такую же премудрость и силу, и всемогущество, и все прочие благие и святые качества Господь Бог даровал и Еве, сотворив ее не от персти земной, а от ребра Адамова в Эдеме сладости, в раю, насажденном Им посреди земли. Для того, чтобы они могли удобно и всегда поддерживать в себе безсмертные, Богоблагодатные и всесовершенные свойства сего дыхания жизни, Бог насадил посреди рая древо жизни, в плодах которого заключил всю сущность и полноту даров этого Божественного Своего дыхания. Если бы не согрешили, то Адам и Ева сами и все их потомство могли бы всегда, пользуясь вкушением от плода древа жизни, поддерживать в себе вечно животворящую силу благодати Божией и безсмертную, вечно юную полноту сил плоти, души и духа и непрестанную нестареемость безконечно безсмертного всеблаженного своего состояния, даже и воображению нашему в настоящее время неудобопонятного.

Когда же вкушением от древа познания добра и зла – преждевременно и противно заповеди Божией – узнали различие между добром и злом и подверглись всем бедствиям, последовавшим за преступление заповеди Божией, то лишились этого безценного дара благодати Духа Божия, так что до самого пришествия в мир Богочеловека Иисуса Христа Дух Божий "не убо бе в мире, яко Иисус не убо бе прославлен". Однако это не значит, что Духа Божиего вовсе не было в мире, но Его пребывание не было таким полномерным, как в Адаме или в нас, православных христианах, а проявлялось только отвне, и признаки Его пребывания в мире были известны роду человеческому. Так, например, Адаму после падения, а равно и Еве вместе с ним были открыты многие тайны, относившиеся до будущего спасения рода человеческого. И Каину, несмотря на нечестие его и его преступление, удобопонятен был глас благодатного Божественного, хотя и обличительного, собеседования с ним. Ной беседовал с Богом. Авраам видел Бога и день Его и возрадовался. Благодать Святого Духа, действовавшая отвне, отражалась и во всех ветхозаветных пророках и святых Израиля. У евреев потом заведены были особые пророческие училища, где учили распознавать признаки явления Божиего или ангелов и отличать действия Духа Святого от обыкновенных явлений, случающихся в природе неблагодатной земной жизни. Симеону Богоприимцу, Богоотцам Иоакиму и Анне и многим безчисленным рабам Божиим бывали постоянные, разнообразные въяве Божественные явления, гласы, откровения, оправдывавшиеся очевидными чудесными событиями. Не с такою силою, как в народе Божием, но проявление Духа Божиего действовало и в язычниках, не ведавших Бога Истинного, потому что и из их среды Бог находил избранных Себе людей. Таковы, например, были девственницы – пророчицы, сивиллы, которые обрекали свое девство хотя для Бога неведомого, но все же для Бога, Творца вселенной и Вседержителя и Мироправителя, каковым Его и язычники сознавали. Также и философы языческие, которые хотя и во тьме неведения Божественного блуждали, но, ища истины, возлюбленной Богу, могли быть по самому этому Боголюбезному ее исканию не непричастными Духу Божиему, ибо сказано: "языки неведующие Бога естеством законная творят и угодная Богу соделывают". А истину так ублажает Господь, что Сам про нее Духом Святым возвещает: "истина от земли возсия, и правда с небесе приниче".

Так вот, ваше Боголюбие, и в еврейском народе священном, Богу любезном народе, и в язычниках, неведущих Бога, а все-таки сохранялось ведение Божие, т.е., батюшка, ясное и разумное понимание того, как Господь Бог Дух Святой действует в человеке и как именно и по каким наружным и внутренним ощущениям можно удостовериться, что это действует Господь Бог Дух Святой, а не прелесть вражеская. Таким-то образом все это было от падения Адама до пришествия Господа нашего Иисуса Христа во плоти в мир.

Без этого, ваше Боголюбие, всегда сохранявшегося в роде человеческом ощутительно о действиях Духа Святого понимания, не было бы людям ни по чем возможности узнать в точности, пришел ли в мир обетованный Адаму и Еве плод семени жены, имеющий стереть главу змиеву.

Но вот Симеон Богоприимец, сохраненный Духом Святым после предвозвещения ему на 65 году его жизни тайны приснодевственного от Пречистой Приснодевы Марии Его зачатия и рождения, проживши по благодати Всесвятого Духа Божиего 300 лет, потом, на 365 году жизни своей сказал ясно в храме Господнем, что ощутительно узнал по дару Духа Святого, что это и есть Он Самый, Тот Христос, Спаситель мира, о вышеестественном зачатии и рождении Коего от Духа Святого ему было предвозвещено триста лет тому назад от Ангела.

Вот и святая Анна пророчица, дочь Фануилова, служившая восемьдесят лет от вдовства своего Господу Богу в храме Божием и известная по особенным дарам благодати Божией за вдовицу праведную, чистую рабу Божию, возвестила, что это действительно Он и есть обетованный миру Мессия, истинный Христос, Бог и человек, Царь Израилев, пришедший спасти Адама и род человеческий.

Когда же Он, Господь наш Иисус Христос, изволил совершить все дело спасения, то по воскресении Своем, дунул на апостолов, возобновив дыхание жизни, утраченное Адамом, и даровал им эту же самую Адамовскую благодать Всесвятого Духа Божиего. Но мало сего – ведь говорил же Он им: "уне есть им, да Он идет ко Отцу; аще же бо не идет Он, то Дух Божий не приидет в мир; аще же идет Он, Христос, ко Отцу, то послет Его в мир, и Он, Утешитель, наставит их и всех последующих их учению на всякую истинну и воспомянет им вся, яже Он глаголал им еще сущи в мире с ними". Это уже обещана была Им благодать-возблагодать. И вот в день Пятидесятницы торжественно ниспослал Он им Духа Святого в дыхании бурне, в виде огненных языков, на коемждо из них седших и вошедших в них, и наполнивших их силою огнеобразной Божественной благодати, росоносно дышащей и радостотворно действующей в душах, причащающихся ее силе и действиям. И вот эту-то самую огневдохновенную благодать Духа Святого, когда подается она нам всем верным Христовым в таинстве Святого Крещения, священно запечатлевают миропомазанием в главнейших указанных святою церковью местах нашей плоти, как вековечной хранительницы этой благодати. Говорится: "печать Дара Духа Святого". А на что, батюшка ваше Боголюбие, кладем мы, убогие, печати свои, как не на сосуды, хранящие какую-нибудь высокоценимую нами драгоценность? Что же может быть выше всего на свете и что драгоценнее Даров Духа Святого, ниспосылаемых нам свыше в таинстве крещения, ибо крещенская эта благодать столь велика и столь необходима, столь живоносна для человека, что даже и от человека-еретика не отъемлется до самой его смерти, т.е. до срока, обозначенного свыше по Промыслу Божию для пожизненной пробы человека на земле – на что, де, он будет годен и что, де, он в этот Богом дарованный ему срок при посредстве свыше дарованной ему силы благодати сможет совершить. И если бы мы не грешили никогда после крещения нашего, то во веки пребывали бы святыми, непорочными и изъятыми от всякия скверны плоти и духа угодниками Божиими. Но вот в том-то и беда, что мы, преуспевая в возрасте, не преуспеваем в благодати и в разуме Божием, как преуспевал в том Господь наш Иисус Христос, а напротив того, развращаясь мало-помалу, лишаемся благодати Всесвятого Духа Божиего и делаемся в многоразличных мерах грешными и многогрешными людьми. Но когда кто, будучи возбужден ищущею нашего спасения премудростью Божиею, обходящею всяческая, решится ради нее на утреневание к Богу и бдение ради обретения вечного своего спасения, тогда тот, послушный гласу ее, должен прибегнуть к истинному во всех грехах своих покаянию и к сотворению противоположных содеянным грехам добродетелей, а через добродетели Христа ради к приобретению Духа Святого, внутри нас действующего и внутри нас Царствие Божие устраивающего. Слово Божие недаром говорит: "внутрь вас есть царствие Божие и нуждно есть оно, и нуждницы его восхищают". То есть – те люди, которые, несмотря и на узы греховные, связавшие их и недопускающие своим насилием и возбуждением на новые грехи, приидти к Нему, Спасителю нашему, с совершенным покаянием на истязание с Ним, презирая всю крепость этих греховных связок, нудятся расторгнуть узы их, такие люди являются потом действительно пред лице Божие паче снега убеленными Его благодатию. "Приидите",– говорит Господь: "и аще грехи ваши будут, яко багряное, то яко снег убелю их".

Так некогда святой тайновидец Иоанн Богослов видел таких людей во одеждах белых, т.е. одеждах оправдания, и "финицы в руках их" как знамение победы, и пели они Богу дивную песнь "Аллилуйя". "Красоте пения их никтоже подражати можаше". Про них Ангел Божий сказал: "сии суть, иже приидоша от скорби великия, иже испраша ризы своя и убелиша ризы своя в Крови Агнчей", – испраша страданиями и убелиша их в причащении Пречистых и Животворящих Тайн Плоти и Крови Агнца Непорочна и Пречиста Христа, прежде всех век закланного Его собственною волею за спасение мира, присно и доныне закалаемого и раздробляемого, но николиже иждиваемого, подающего же нам в вечное и неоскудеваемое спасение наше, в напутие живота вечного, во ответ благоприятен на страшном судище Его и замену дражайшую и всяк ум превосходящую того плода древа жизни, которого хотел было лишить наш род человеческий враг человеков, спадший с небесе Денница. Хотя враг диавол и обольстил Еву, и с нею пал и Адам, но Господь не только даровал им Искупителя в плоде Семени Жены, смертию смерть поправшего, но и дал всем нам в Жене, Приснодеве Богородице Марии, стершей в Самой Себе и стирающей во всем роде человеческом главу змиеву, неотступную Ходатаицу к Сыну Своему и Богу нашему, непостыдную и непреоборимую Предстательницу даже за самых отчаянных грешников. По этому самому Божия Матерь и называется "Язвою бесов", ибо нет возможности бесу погубить человека, лишь бы только сам человек не отступил от прибегания к помощи Божией Матери.

Еще, ваше Боголюбие, должен я, убогий Серафим, объяснить, в чем состоит различие между действиями Духа Святого, священнотайне вселяющегося в сердца верующих в Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и действиями тьмы греховной, по наущению и разжению бесовскому воровски в нас действующей. Дух Божий воспоминает нам словеса Господа нашего Иисуса Христа и действует едино с Ним, всегда торжественно, радостотворя сердца наши и управляя стопы наши на путь мирен, а дух лестчий, бесовский, противно Христу мудрствует, и действия его в нас мятежны, стропотны и исполнены похоти плотской, похоти очес и гордости житейской. "Аминь, аминь, глаголю вам, всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки": имеющий благодать Святого Духа за правую веру во Христа, если бы по немощи человеческой и умер душевно от какого-либо греха, то не умрет во веки, но будет воскрешен благодатию Господа нашего Иисуса Христа, вземлющего грехи мира и туне дарующего благодать-возблагодать. Про эту-то благодать, явленную всему миру и роду нашему человеческому в Богочеловеке, и сказано в Евангелии: "в Том живот бе и живот бе свет человеком", и прибавлено: "и свет во тьме светится и тьма Его не объят". Это значит, что благодать Духа Святого, даруемая при крещении во имя Отца и Сына и Святого Духа, несмотря на грехопадения человеческие, несмотря на тьму вокруг души нашей, все-таки светится в сердце искони бывшим Божественным светом безценных заслуг Христовых. Этот свет Христов при нераскаянии грешника глаголет ко Отцу: Авва Отче! не до конца прогневайся на нераскаянность эту!, а потом, при обращении грешника на путь покаяния, совершенно изглаживает и следы содеянных преступлений, одевая бывшего преступника снова одеждой нетления, сотканной из благодати Духа Святого, о стяжании которой, как о цели жизни христианской, я и говорю столько времени вашему Боголюбию.

Еще скажу вам, чтобы вы еще яснее поняли, что разуметь под благодатию Божиею и как распознать ее и в чем особливо проявляется ее действие в людях, ею просвещенных. Благодать Духа Святого есть свет, просвещающий человека. Об этом говорит все Священное Писание. Так, Богоотец Давид сказал: "светильник ногама моима закон Твой и свет стезям моим, и аще не закон Твой поучение мне был, тогда убо погибл бых во смирении моем". То есть – благодать Духа Святого, выражающаяся в законе словами заповедей Господних, есть светильник и свет мой, и если бы не эта благодать Духа Святого, которую я так тщательно и усердно стяжеваю, что седмижды на день поучаюсь о судьбах правды Твоей, просвещала меня во тьме забот, сопряженных с великим званием моего царского сана, то откуда бы я взял себе хоть искру света, чтобы озарить путь свой по дороге жизни, темной от недоброжелательства недругов моих? И на самом деле Господь неоднократно проявлял для многих свидетелей действие благодати Духа Святого на тех людях, которых Он освящал и просвещал великими наитиями Его. Вспомните про Моисея после беседы его с Богом на горе Синайской. Люди не могли смотреть на него – так сиял он необыкновенным светом, окружавшим лицо его. Он даже принужден был являться народу не иначе, как под покрывалом. Вспомните Преображение Господне на горе Фавор. Великий свет объял Его, и "быша ризы Его, блещущия яко снег, и ученицы Его от страха падоша ниц". Когда же Моисей и Илия явились к Нему в том же свете, то, чтобы скрыть сияние света Божественной благодати, ослеплявшей глаза учеников, "облак", сказано, "осени их". И таким-то образом благодать Всесвятого Духа Божия является в неизреченном свете для всех, которым Бог являет действие ее.

– Каким же образом, – спросил я батюшку о. Серафима, – узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святого?

– Это, ваше Боголюбие, очень просто! – отвечал он мне, – поэтому-то и Господь говорит: "вся проста суть обретающим разум". Да беда-то вся наша в том, что сами-то мы не имеем этого разума Божественного, который не кичит (не гордится), ибо не от мира сего есть. Разум этот, исполненный любовью к Богу и ближнему, созидает всякого человека во спасение ему. Про этот разум Господь сказал: "Бог хощет всем спастися и в разум истины прийти". Апостолам же Своим про недостаток этого разума Он сказал: "ни ли неразумливи есте и не чли ли Писания и притчи сия не разумеете ли?" Опять же про этот разум в Евангелии говорится про апостолов, что "отверз им тогда Господь разум разумети Писания". Находясь в этом разуме, апостолы всегда видели, пребывает ли Дух Божий в них или нет, и проникнутые им и видя сопребывание с ними Духа Божия, утвердительно говорили, что их дело свято и вполне угодно Господу Богу. Этим и объясняется, почему они в посланиях своих писали: "изволися Духу Святому и нам" и только на этих основаниях и предлагали свои послания как истину непреложную на пользу всем верным – так св. апостолы ощутительно сознавали в себе присутствие Духа Божиего... Так вот, ваше Боголюбие, видите ли, как это просто?

Я отвечал:

– Все-таки я не понимаю, почему я могу быть твердо уверенным, что я в Духе Божием. Как мне самому в себе распознавать истинное Его явление?

Батюшка о. Серафим отвечал:

– Я уже, ваше Боголюбие, сказал вам, что это очень просто и подробно рассказал вам, как люди бывают в Духе Божием и как должно разуметь Его явление в нас... Что же вам, батюшка, надобно?

– Надобно,– сказал я,– чтобы я понял это хорошенько.

Тогда о. Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:

– Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою. Что же ты не смотришь на меня?

Я отвечал:

– Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли.

О. Серафим сказал:

– Не устрашайтесь, ваше Боголюбие, и вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть.

И, приклонив ко мне свою голову, он тихонько на ухо сказал мне:

– Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его. Вы видели, что я и не перекрестился даже, а только в сердце моем мысленно помолился Господу Богу и внутри себя сказал: Господи! удостой его ясно и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей! И вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима... Как же нам не благодарить Его за этот Его неизреченный дар нам обоим! Этак, батюшка, не всегда и великим пустынникам являет Господь Бог милость Свою. Эта благодать Божия благоволила утешить сокрушенное сердце ваше, как мать чадолюбивая, по предстательству Самой Матери Божией... – Что ж, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто, не убойтесь – Господь с нами!

Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца. Возможно ли представить себе то положение, в котором я находился тогда?

– Что же чувствуете вы теперь?! – спросил меня о. Серафим.

– Необыкновенно хорошо,– сказал я.

– Да как же хорошо? Что именно?

Я отвечал:

– Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу.

– Это, ваше Боголюбие, – сказал батюшка о. Серафим, – тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: "мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам. Аще бо от мира были бысте, мир убо любил бы свое, но якоже избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Обаче дерзайте, яко Аз победих мир". Вот этим-то людям, ненавидимым от мира сего, избранным же от Господа, и дает Господь тот мир, который вы теперь в себе чувствуете; "мир", по слову апостольскому, "всяк ум преимущий". Таким его называет апостол, потому что нельзя выразить никаким словом того благосостояния душевного, которое он производит в тех людях, в сердца которых его внедряет Господь Бог. Христос Спаситель называет его миром от щедрот Его собственных, а не от мира сего, ибо никакое временное земное благополучие не может дать его сердцу человеческому: он свыше даруется от Самого Господа Бога, почему и называется миром Божиим... Что же еще чувствуете вы? – спросил меня о. Серафим.

– Необыкновенную сладость,– отвечал я.

И он продолжал:

– Это та сладость, про которую говорится в Священном Писании: "от тука дому Твоего упиются и потоком сладости Твоея напоиши я". Вот эта-то теперь сладость преисполняет сердца наши и разливается по всем жилам нашим неизреченным услаждением. От этой-то сладости наши сердца как будто тают, и мы оба исполнены такого блаженства, какое никаким языком выражено быть не может... Что же вы еще чувствуете?

– Необыкновенную радость во всем моем сердце.

И батюшка о. Серафим продолжал:

– Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостию, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Это та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем; "жена егда рождает, скорбь имать, яко прииде год ея; егда же родит отроча, к тому не помнит скорби за радость, яко человек родился в мир. В мире скорбни будете, но егда узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас". Но как бы ни была утешительна радость эта, которую вы теперь чувствуете в сердце своем, все-таки она ничтожна в сравнении с тою, про которую Сам Господь устами Своего апостола сказал, что радости той "ни око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша благая, яже уготова Бог любящим Его". Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована там, на небесах, плачущим здесь на земле? Вот и вы, батюшка, довольно-таки поплакали в жизни вашей на земле, и смотрите-ка, какою радостью утешает вас Господь еще в здешней жизни. Теперь за нами, батюшка, дело, чтобы, труды к трудам прилагая, восходить нам от силы в силу и достигнуть меры возраста исполнения Христова, да сбудутся на нас слова Господни: "терпящие же Господа, тии изменят крепость, окрилатеют, яко орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут, пойдут от силы в силу и явится им Бог богов в Сионе разумения и небесных видений"... Вот тогда-то наша теперешняя радость, являющаяся нам вмале и вкратце, явится во всей полноте своей, и никтоже возьмет ее от нас, преисполняемых не изъяснимых пренебесных наслаждений... Что же еще вы чувствуете, ваше Боголюбие?

Я отвечал:

– Теплоту необыкновенную.

– Как, батюшка, теплоту? Да ведь мы в лесу сидим. Теперь зима на дворе и под ногами снег, и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает... Какая же может быть тут теплота?

Я отвечал:

– А такая, какая бывает в бане, когда поддадут на каменку и из нее столбом пар валит...

– И запах,– спросил он меня,– такой же, как из бани?

– Нет,– отвечал я,– на земле нет ничего подобного этому благоуханию. Когда еще при жизни матушки моей я любил танцевать и ездил на балы и танцевальные вечера, то матушка моя опрыснет меня, бывало, духами, которые покупала в лучших модных магазинах Казани, но те духи не издают такого благоухания...

И батюшка о. Серафим, приятно улыбнувшись, сказал:

– И сам я, батюшка, знаю это точно, как и вы, да нарочно спрашиваю у вас – так ли вы это чувствуете? Сущая правда, ваше Боголюбие! Никакая приятность земного благоухания не может быть сравнена с тем благоуханием, которое мы теперь ощущаем, потому что нас теперь окружает благоухание Святого Духа Божия. Что же земное может быть подобно ему!.. Заметьте же, ваше Боголюбие, ведь вы сказали мне, что кругом нас тепло, как в бане, а посмотрите-ка, ведь ни на вас, ни на мне снег не тает и под нами также. Стало быть, теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Она-то и есть именно та самая теплота, про которую Дух Святой словами молитвы заставляет нас вопиять к Господу: "теплотою Духа Святого согрей мя". Ею-то согреваемые пустынники и пустынницы не боялись зимнего мраза, будучи одеваемы, как в теплые шубы, в благодатную одежду, от Святого Духа истканную. Так ведь должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: "царствие Божие внутрь вас есть". Под царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святого. Вот это Царствие Божие теперь внутрь нас и находится, и благодать Духа Святого и отвне осиявает и согревает нас и, преисполняя многоразличным благоуханием окружающий нас воздух, услаждает наши чувства пренебесным услаждением, напояя сердца наши радостью неизглаголанною. Наше теперешнее положение есть то самое, про которое апостол говорит: "царствие Божие несть пища и питие, но правда и мир о Дусе Святе". Вера наша состоит "не в препретельных земныя премудрости словах, но в явлении силы и духа". Вот в этом-то состоянии мы с вами теперь и находимся. Про это состояние именно и сказал Господь: "суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят царствие Божие, пришедшее в силе". Вот, батюшка, ваше Боголюбие, какой неизреченной радости сподобил нас теперь Господь Бог!.. Вот что значит быть в полноте Духа Святого, про которую святой Макарий Египетский пишет: "я сам был в полноте Духа Святого..." Этою-то полнотою Духа Своего Святого и нас убогих преисполнил теперь Господь... Ну, уж теперь нечего более, кажется, спрашивать, ваше Боголюбие, каким образом бывают люди в благодати Духа Святого!.. Будете ли вы помнить теперешнее явление неизреченной милости Божией, посетившей нас"?

Итак, мы видим, что батюшка Серафим говорил и даже дал ощутить Мотовилову благодать Духа Святого, в том числе в виде чувственно воспринимаемого света, сладости и тепла. Тогда можно и преподобного отца обвинить в доверии к плотским своим ощущениям. Сам Господь ощущал силу, изшедшую от Него, а я ощущаю силу, исходящую от мест Божественного присутствия и прочих церковных святынь. В чем же здесь грех и ересь? Если отступники приписывают благодать исходящим от материальных святынь жидкостям (и подчас очень сомнительного свойства) – елею или миро, то почему нельзя говорить об ощущениях благодати живых и живущих в Боге людей?

Итак, горе хулителям Господа Бога и Его благодати! Горе приписывающим благодать Духа Святого демонам! Горе клевещущим на благодатных служителей Господа Бога!



Автор сайта "промоленко":

12. Извращение Олегом Моленко Правил Свв. Вселенских соборов, некоторые из которых он самочинно отменяет

Как было показано выше, Олег Моленко в Уставе ЦИБ некоторые из правил Святых Вселенских соборов отменяет, некоторые извращает. Первое правило Седьмого Вселенского собора гласит:

"Приявшим священническое достоинство, свидетельствами и руководством служат начертанные правила и постановления, которые охотно приемля, воспеваем с богоглаголивым Давидом, ко Господу Богу глаголюще: на пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве (Пс. 118:14), Такожде: заповедал еси правду, свидения Твоя во век: вразуми мя, и жив буду (Пс. 118:138,144). И аще пророческий глас повелевает нам во век хранити свидения Божия, и жити в них: то явно есть, яко пребывают оные несокрушимы и непоколеблемы. Ибо и боговидец Моисей тако глаголет: к сим не подобает приложити, и от сих не подобает отъяти (Втор. 12:32). И божественный апостол Петр, хваляся ими, вопиет: в няже желают ангели приникнути (1Петр. 1:12). Такожде и Павел вещает: аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1:8 ). Понеже сие верно, и засвидетельствовано нам: то, радуяся о сем, подобно как обрел бы кто корысть многу, божественные правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколеблемое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных апостол, святых труб Духа, и от шести святых вселенских соборов, и поместно собиравшихся для издания таковых заповедей, и от святых отец наших. Ибо все они от единаго и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем: а кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучению, тех и мы отлучаем: кого же подвергают епитимии, тех и мы такожде подвергаем. Ибо восшедший до третияго неба, и слышавший неизреченные глаголы божественный апостол Павел ясно вопиет: не сребролюбцы нравом, довольни сущими (Евр. 13:5)."

Собор не только упоминает "начертанные" правила, но и заповедует, чтобы они на веки хранились и должны навсегда оставаться "несокрушимы и непоколеблемы".

Таким образом, по Первому Правилу Седьмого Вселенского собора Олег Моленко подлежит анафеме как еретик, извращающий постановления свв. отцев.

Сказано: "аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет". Олег Моленко благовестит иначе, а потому да будет анафема.

Сказано "аще мы, или ангел с небесе", то есть даже ангелам, благовествующим иначе, чем свв. отцы, нельзя верить. То есть, настоящие ангелы и не будут благовестить иначе, а иначе пытаются учить ангелы падшие, враги нашего спасения, которые часто пытаются принять образ светлых Ангелов, служителей Божиих.



О.Олег Моленко:

Пункт 12-й – пустой пафос одержимого бесом человека. Поскольку, как было показано выше, никаких церковных правил я не отменял и не извращал, то все старания горе-автора взывать к правде выглядят просто смешными. Если кто и благовествует ныне иначе, так это отступники из "РПЦ МП" и прочих отступнических структур. Их защитникам нетерпимо мое обличение отступников о нарушении многих догматов, апостольских правил, канонов, церковной традиции и благочестия. Вот и данный автор от бессилия, злобы и лютой ненависти ко мне решил одним махом свалить все с больной головы на здоровую, т.е. выдать меня, а не "МП" нарушителем благовествования, ложно подвести меня за несуществующие вины под "анафему" и таким образом защитить свою лукавую антихристовую организацию от моих обличений. Логика лукавого такова: раз Моленко - еретик и под анафемой, то нечего его слушать, и все его обличения не имеют никакого значения. Но данный автор-пасквилянт забыл или лукаво утаил, что согласно канонам Церкви (за которые он якобы так рьяно выступает), если какое-либо обвинение против священника или епископа Церкви не будет доказано обвиняющим его лицом, то наказание, соразмерное предъявленной, но недоказанной вине, падает на голову обвинителя. В данном случае мой горе-обвинитель не смог доказать ни одного своего пункта выставленных против меня обвинений ни по существу, ни по фактам, ни по способу выбранного им действия. Выступив с обвинениями в одиночку, этот автор сразу попрал правила Вселенских Соборов Церкви, которые запрещают принимать обвинения на священника от одного, даже вероятия достойного и ничем не опороченного лица. В некоторых случаях горе обличитель прибегал к лжесвидетельству других лиц, но делал это, нарушая правила Церкви. Во-первых, он принимал свидетельства лиц, которые впали в ту же ошибку, что и он сам, т.е. они в одиночку обвиняли священника Церкви. Во-вторых, он принимал свидетельства от опороченных лиц, которые либо имели церковные наказания (в том числе и от моего священства), либо были предателями, ушедшими из Церкви. Церковные правила запрещают принимать свидетельства от подобных лиц. В-третьих, горе-автор не доказал ни одного факта и ни одного своего обвинения в мой адрес. Таким образом, этот неизвестный мне по имени автор сам себя подвел под анафему, которую от лица истинной Церкви Христовой я и провозглашаю ему: анафема, анафема, анафема!

По всему видно, что я точными духовными обличениями, неопровержимо доказывающими нечестие и еретичество современных отступников, уж очень достал их. В своей лютой ненависти ко мне они дошли уже до крайнего беснования и ринулись собирать любую "грязь" и все клеветы из Интернета, невзирая на источники и лиц, писавших против меня. Комбинируя все это и сводя на один сайт, они пытаются создать образ врага, еретика, прелестника (а некоторые - просто сумасшедшего), не брезгуя при этом ничем. В ход идет наглая ложь, подделки, лукавые перевирания, извращение моих слов, вырывание слов из контекста с целью придать им другое значение, ложные толкования и т.п. Эти одержимые бесами безумцы дошли до того, что выставили как компромат и свидетельство "преступления" фотографии с рыбалки, где я и некоторые мои чада сняты удящими рыбу. Но безумцы забыли в своей слепоте, что многие из 12-ти Апостолов Христовых были рыболовами, и Господь благословлял этот их труд! Знаменательно и использование моими очернителями оборотней типа Дмитрия Киселева. Этот несчастный человек сперва ушел из "МП", соблазнившись на многие вопиющие беззакония, поносил ее всячески и умолял принять его в нашу Церковь. Я долго отговаривал его, а затем предупредил, что в случае отпадения он будет страшно наказан Богом. Он настаивал на воцерковлении, и я принял его через совершение таинств Исповеди и Миропомазания. Но оказалось, что приход Киселева (в том числе и некоторая помощь по сайту) был вызван вовсе не поиском веры или спасения, а банальным желанием устроиться в США. Когда это его желание, невзирая на его ложные заверения о пожертвовании Церкви большой суммы денег в случае устройства в США, не осуществилось, и встал вопрос чтобы платить десятину, то все его желание спасаться и ревность о чистоте веры улетучились, как дым от порыва сильного ветра. Я стал ему не мил (из-за десятины и неоказания помощи по трудоустройству в США) и не нужен, а преданная им "МП", не требующая десятины, вновь стала ему мила. Весь вопрос был в поводе для ухода. Таким поводом для Киселева явилось письмо психически больного Дмитрия Лепихова, который в свое время за тяжелые церковные проступки был лишен мной церковного общения и причащения Святых Таинств. Лепихов мстил мне за это, а также за отказ ему в деле желанного для него рукоположения в священный сан и переезда на постоянное жительство в США. Нет нужды разбирать письмо оборотня и перебежчика Киселева, ибо такого рода предателям могут верить только способные к предательству или обезумившие люди. Достаточно будет указать на явную ложь Киселева. Так, в своем письме он, подчеркивая доверие к письму Лепихова, пишет, что, дескать, письмо это было направлено Лепиховым лично о.Олегу, а значит, оно правдивое. Во-первых, письмо это не было направлено лично отцу Олегу, хотя Лепихов прекрасно знал мой электронный адрес и даже писал мне на него, а на адрес админа сайта. Поскольку в состав администрации сайта, состоящей из нескольких человек, в то время входил и Киселев, то он и ознакомился с содержанием письма и даже сделал себе копию. Если бы письмо было направлено лично мне, то как бы Киселев мог знать о нем? Но Киселева интересует не правда, а удовлетворение своим греховным страстям и личной мести мне. Во-вторых, даже если письмо с обвинениями направляется одним человеком лично другому, то это еще не говорит о правдивости содержания письма и справедливости выставленных обвинений.



Автор сайта "промоленко":

13. Олег Моленко считает, что Ветхозаветный закон действует и поныне

Как было отмечено выше, Олег Моленко ссылается на Ветхозаветный закон так, как будто бы он действует и поныне. В частности, положениями Ветхозаветного закона он пытается оправдать то, что в Уставе ЦИБ разрешены близкородственные браки, установлена десятина. Такое отношение к Ветхому закону есть не что иное, как иудействование. Вот что пишет об этом преподобный Иосиф Волоцкий в своем труде "Просветитель":

"Блаженный апостол и благовестник евангелист Лука пишет в Деяниях апостолов: “Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела... Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, написав и вручив им следующее: “Апостолы и пресвитеры и братия-находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться... Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы”(Деян. 15, 5-6, 22-23, 28-29.).

Так же говорит и великий апостол Павел: “Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу”(Евр. 7, 18-19.). “Закон имел тень будущих благ”(Ср.: Евр. 10, 1.), то есть Нового Завета. Поэтому создатель Нового Завета-Иисус, “Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление... Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище... но в самое небо”(Евр. 9, 11-12, 24.). Он, “принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога”(Евр. 10, 12.); “во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение”(Евр. 9, 28.); “потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона”(Евр. 7, 12.); “ибо если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому”(Евр. 8, 7.).

Божественные апостолы вслед за писаниями пророков заповедали Церкви не придерживаться уже закона Моисея, ибо и пророки так же говорили. Но еретики, исповедующие иудейство, противятся этому – я говорю о <...> говорящих, что следует и ныне придерживаться Моисеева закона<...>.
Мы же, веруя апостольскому преданию и слушаясь пророческих писаний, видим, что закон Моисея упразднился...
...
Пусть же думающий так услышит, что закон и завет суть одно и то же, ибо, как сказано в Писании, Бог сказал Аврааму: “Даю закон Мой в плоти вашей, и сие будет знамением Завета между Мною и тобою”(Ср.: Быт. 17, 2, 9-11 и далее.). Возгласил Бог к Иеремии: “Слушайте слова завета сего и скажите мужам Иуды и жителям Иерусалима; и скажи им: так говорит Господь, Бог Израилев: проклят человек, который не послушает слов завета сего, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Египетской”(Иер. 11, 2-4.). Ты видишь, что закон и завет суть одно..."

Итак, Ветхий закон упразднился, а Олег Моленко там, где ему удобно, следует этому закону. Ветхий закон упразднил Сам Христос, а "еретики, исповедующие иудейство, противятся этому", что мы видим на примере Олега Моленко. Почему же этого не видят его последователи? Почему они не пытаются сравнивать слова Моленко с установлениями Вселенских соборов и словами святых отцов Церкви Православной?

Дай Бог, чтобы они всё-таки поняли это, чтобы их глаза открылись и они смогли увидеть черное черным, а белое белым.



О.Олег Моленко:

Данный поклеп автора для доходчивости можно сравнить с таким утверждением в его адрес: "данный автор сайта "промоленко" – скотоложник, ибо он где-то когда-то похвально отзывался о такой-то скотине".

Пусть кто-нибудь мне покажет мои слова, утверждающие, что Ветхозаветный закон действует и поныне! Где я учу соблюдать закон Моисея? Не я ли, вслед за Апостолом Павлом, учу, что закон был лишь детоводителем ко Христу и заменен благодатью Духа Святого по заслугам Христа Господа! Авраам и близкородственные браки были до Моисея и его закона. О моей ссылке на пример этих праведников я уже написал выше. Десятину Господь заповедал платить Его священству. С переменой ветхозаветного священства на новозаветное десятина не упразднилась. В ВЗ ее платили ветхозаветному священству, а в Новом – новозаветному. Или по мнению хулителей Божественного установления новозаветные священники и члены их семей не имеют нужды в пище, питии, одежде (в том числе одежде священнослужителя), крове, транспортном средстве и прочих материальных нуждах. Как же им быть в связи с запрещением Церковью для священнослужителей занимать мирские и воинские должности, чтобы так зарабатывать себе на жизнь? Где же Церковь, запрещающая продавать благодать за деньги, постановила получать плату за церковные таинства и требы? Правило Шестого Вселенского Собора 23-е гласит о том, что благодать Святого Духа непродаваема. На что же жить духовенству? Ведь об этом нет ясного правила Церкви, как нет его и о запрещении церковным людям продавать водку, нефть или алмазы, или как нет его о запрещении вкушать змей, крыс, ящериц и жаб. Тем не менее, в Церкви твердо существует традиция не вкушать подобного скверного, платить десятину и более того, а также не торговать клирикам водкой, нефтью и алмазами.

В чем же здесь проявляется лукавство данного поклепщика? А в том, что он намеренно передергивает понятия о принятых Церковью постановлениях Бога, имевших место еще в Ветхом Завете, с отмененным Богом законом Моисея и обычаями иудеев, привязанных к этому закону. Иными словами автор хочет убедить читателя в том, что якобы Господь наш Иисус Христос и Его Церковь напрочь отменили все, что имело отношение к Ветхому Завету. В таком случае, вот что мы имеем (или, лучше сказать, не имеем) согласно трактовке автора пасквилей:

  1. Всех книг Ветхого Завета;
  2. Пророков Ветхого Завета с их пророчествами;
  3. Паслтири Давидовой и построенного на ней богослужения Церкви, а также паремий, икосов, кондаков, имеющих ветхозаветные тексты;
  4. Десяти заповедей, данных Богом в Ветхом Завете Моисею;
  5. Обязанности платить десятину. Тогда наш святой равноапостольный князь и креститель Руси Владимир был "иудействующим", ибо не только сам платил исправно десятину, но и воздвиг на нее храм, известный в истории как десятинная церковь. Были и после него на Руси должности церковных десятинных, десятинные храмы и монастыри;
  6. Нет более установленного в ВЗ запрещения вкушать скверного: мышей, крыс, червей, жаб, летучих мышей, ежей, нетопырей, волков, лисиц, змей и прочих подобных. Церковную же молитву "О скверноядших" или "О колодце оскверненном" должно изъять из употребления за ненадобностью.

По-моему прелесть автора, все время размахивающего "Просветителем" Иосифа Волоцкого, очевидна. Иосиф Волоцкий, хотя и причислен к лику русских святых, не является безусловным авторитетом во Вселенской Церкви Христовой. Многие его частные мнения расходились даже с мнением его святых современников, например, преподобного отца Нила Сорского. Подобные, подчас весьма крайние и жестокие решения далекие от духа Христова (например о пытках и физическом уничтожении еретиков) были вынуждены тогдашней политикой и обстановкой. Если Иосиф и выступал против иудействующих, то против тогдашних конкретных еретиков, угрожавших Российской церкви и государству, которые отвергали крест Христов и другие догматы веры и важные постановления Церкви, заменяя их на постановления отпавших от веры иудеев. На каком же основании автор причислил меня, твердо стоящего на учении Вселенской Церкви Христовой и учении ее святых отцов, в разряд подобных иудействующих? Да на том, что вся Церковь и ее отцы приняли хранить и употреблять многое из Ветхого Завета, начиная от десяти Божьих заповедей. Господь наш Иисус Христос отменил обрядовые постановления Моисея, но не отменил десять заповедей данных Моисею. Он обличал фарисейское лицемерие в уплате десятины, но не отменил самой десятины: Мф.23,23: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять (т.е. десятины)".



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод

Flag Counter
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2017 Церковь Иоанна Богослова