Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Архив
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Google+ страничка   YouTube канал отца Олега   Facebook страничка  


ВКонтакт Одноклассники Facebook Twitter Google+ Blogger Livejournal Яндекс Mail.Ru Liveinternet
Вопрос №466

Как научиться правильно молиться?

Виктор 22/11/2002

Здравстуйте!
Уважаемый о.Олег,
слушая Ваши проповеди и читая святых отцов о молитве (на сайте http://www.ioann.ru/?partid=19) -- понимаю, что не умею молиться и, значит, никогда не молился по-настоящему. Всегда мешают посторонние мысли. И чем больше пытаюсь читать внимательно, тем более отвлекаюсь.
Как быть? Дайте, пожалуйста, практический совет -- как побороть маловерие, рассеянность, невнимание, холодность и т.п.
Спасибо.



Ответ отца Олега Моленко:

Научиться правильно молиться есть дело многотрудное. Кроме правильных теоретических познаний и руководства опытного наставника, нужно долго практиковать. Бог дает молитву молящемуся -- говорят святые отцы.

То, что всегда мешают посторонние помыслы -- есть последствия нашего общечеловеческого падения и лютая греховная болезнь!

Ради исцеления именно этой болезни пришел на землю Господь Иисус Христос и пострадал на кресте до смерти!

Когда новоначальные смущались непрестанным нашествием помыслов, преподобные отцы выводили их на гору и просили остановить ветер. По невозможности этого они объясняли, что так же невозможно остановить нашествие помыслов, ибо это не во власти человека. Во власти человека -- смириться, признать эту лютую болезнь и вопиять к могущему спасти -- Иисусу Христу, ибо Он Спаситель!

Бог вменяет человеку не пришествие греховных помыслов, а принятие и собеседование с ними. Принятие страстных помыслов или побеждение ими есть признак нахождения человека под адом! Если он умрет в таком состоянии, то его ждут вечные соразмерные мучения в аду. Он должен или принести соразмерное покаяние, или понести вечную соразмерную муку.

В кратком ответе невозможно научить молитве и раскрыть все тонкости этого великого пожизненного делания. Я говорю об этом в проповедях, ставлю (и буду еще много выставлять) материалы в библиотеке сайта. Должно внимательно изучать эти сокровища и применять на практике.

Главное в молитве новоначального -- это ВНИМАНИЕ! Внимание -- это душа молитвы и первый благодатный дар Бога кающемуся человеку. Без внимания человек не может преуспеть ни в молитве, ни в духовной жизни. Вот почему в начале все сводится к битве за внимание. Здесь решается жизнь или смерть души!

Благодатное внимание (дар Божий) достигается понудительным вниманием. Понудительное внимание -- это особого рода труд над собой во время молитвы или чтения писаний, когда человек заставляет и понуждает себя заключать ум в слова молитвы или читаемого. По началу должно делать это по слогам: Гос-по-ди... И прилагать усилие, чтобы при этом ни один посторонний помысел не вошел в ум.

Важно при этом помнить, что мы не просто учимся складывать слова по слогам, но предстоим перед великим Богом и молимся (по-детски, по слогам) Ему! Очень важно вырабатывать в себе это предстояние перед Богом в каждой своей молитве. Надо уверить себя, что Бог, как Вездесущий, находится здесь и внимательно смотрит на меня и мою молитву. Надо предстоять пред Ним и возносить молитву Ему так, как бы мы говорили присутствующему перед нами человеку.

Важно так же приучать себя стоять вниманием в области (на поверхности) сердца, примерно два пальца выше левого сосца. Именно в этом месте (а не в голове) должно сосредоточивать молитву, прислушиваясь к отклику или движению сердца (духа). У новоначального таким откликом или чувством должно быть ПОКАЯННОЕ чувство.

Внимание ума при покаянном чувстве сердца и есть правильная и богоугодная молитва новоначального и Богом принимаемое покаяние.

При том должно усердно испрашивать у Бога благодатного внимания и сокрушения (т.е. сильного покаянного чувства).

Такая практика Иисусовой молитвы с прошением внимания и сокрушения, при должном трезвении, которое заключается в том, что молящийся отвергает все без исключения помыслы, заключая ум в слова Иисусовой молитвы (ум как бы убегает в молитву и закрывается в ней), обязательно приведет к получению благодатного внимания и усилению сокрушения. А это и есть Богом требуемое покаяние. Пребывание в нем до смерти, при хранении правой веры, доставит спасение!

Итак, против рассеянности, кружения ума и невнимания действуем собиранием ума внутри себя, заключением его в слова Иисусовой молитвы, понуждением себя внимать этим словам, отвергая все прочие помыслы, предстоянием пред Богом, поставлением себя пред Ним с обращением молитвенных слов Ему, как здесь Находящемуся, хранением внимания в области сердца с прислушиванием к нему.

Придет внимание -- придет и сокрушение, а за ними последует плач, который есть закрепленное чувство сокрушения (выводящий от нечувствия и холодности), страх Божий, благоговение, мир Божий в душе и тишина помыслов.

Но до этого блаженного состояния будет лютая брань от бесов и падшего естества, в основном в мысленной области.

Основное оружие здесь -- отвергать все помыслы, заключая ум в слова молитвы именем Иисуса Христа! При насилии от помыслов, должно вставать и делать земные поклоны с молитвой ко Господу избавить от конкретных (блудных, горделивых, осудительных, хульных и т.д.) помыслов. После затишья опять садиться и понуждать к внимательной молитве.

Даже если человек отойдет в борьбе на этом пути -- он будет спасен!

Если же Бог продлит его дни, то он может достичь жизни без мучительных помыслов и с непрекращающимся внутренним миром. Тогда только он осознает полностью, в каком безумии и мучении он пребывал, и в каком состоянии находятся прочие (не стяжавшие Божьего мира в себе покаянием) люди. Произойдет коренная духовная переоценка и перемена в самом человеке. Это и есть духовное возрождение. Дух Святый поселяется в человеке и руководит им изнутри.

Дай тебе Господи вступить в истинное покаяние, стяжать внимание и вкусить от благих плодов его!



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод

Flag Counter
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2017 Церковь Иоанна Богослова