Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet
Вопрос №501

О причащении умирающего

отец Сергий , Детройт, США
04/01/2003

В правиле 13 Святого Вселенского Первого Собора, Никейского: "О находящихся же при исходе от жития, да соблюдается и ныне древний закон и правило, чтобы отходящий не лишаем был последнего нужнейшего напутствия. Аще же, быв отчаян в жизни и сподоблен причащения, опять к жизни возвратится: да будет между участвующими в молитве только. Вообще всякому отходящему, КТО БЫ НИ БЫЛ, просящему причаститься евхаристии, со испытанием епископа, да преподаются святые дары."

Значит ли, что ТАКУЮ исповедь может принимать только епископ, и кто может все же удостоиться причащения из разряда "КТО БЫ НИ БЫЛ" (некрещенный, иноверец, неправославный, оглашенный, отступник ...)?



Ответ отца Олега Моленко:

Правило 13-е Первого вселенского собора нельзя рассматривать в отрыве от двух предыдущих: 11-го и 12-го, иначе нельзя понять, о ком идет речь. Узаконивая частное церковное установление, оно нуждается в предыдущих для уяснения лиц, попадающих под определения этого правила. Из 11-го правила видим, что такими лицами являются отступившие от веры не по принуждению (понятно, что тем более это касается тех, кто сделал это по принуждению). Им устанавливается 12 летний срок на покаяние, в который они не могут причащаться Святых Таин. В 12-м правиле речь идет об отлученных от Святых Таин по другой причине – о верных, которые отложили воинские звания, а затем вновь восстановили его. Таковые 10 лет да припадают к церкви, прося прощения. За такой срок человек не раз может заболеть или получить травму и быть при смерти.

И в том, и в другом случае речь идет о согрешивших верных. Именно к ним относится 13-е правило. Оно позволяет допускать этих отлученных верных (находящихся под епитимьей) к причащению Святых Даров только в случае угрозы их смерти. Если же человек выздоравливает и угроза смерти минует его, то немедленно восстанавливается действие епитимьи и отлучения. Далее это правило распространяет свое действие на "вообще всякому отходящему (понятно, что верному, который имеет право причащаться), кто бы он ни был", т.е. на любого верного, находящегося под любой епитимьей, отлучающей от причащения Святых Даров. Вот почему разряд "КТО БЫ ТО НИ БЫЛ" не означает некрещеных, иноверцев, неправославных, отступников или оглашенных. Понимать надо, что кто бы то ни был из верных из числа временно отлученных, но по причине возможной смерти просящих допустить их к евхаристии.

Неверный же не может просить о причащении Святых Даров, но только о присоединении к Церкви посредством оглашения, крещения, миропомазания, исповеди и т.д. Став верным, таковой может причащаться.

Поэтому правило говорит об испытании, а не о воцерковлении епископом. Испытуется же совесть верного и образ покаяния. Испытание это может быть с исповедью и без нее и проводить его может не только епископ, но и священники, а в монастырях игумены (или духовники) монастырей (которые могли не иметь священного сана). В правиле не сказано "только епископа", а просто "епископа". Поэтому должно понимать, что подобное испытание делается епископом или священниками и игуменами по его благословению. Духовникам, как много лучше епископа знающих состояние своих чад, проще и удобнее совершать подобное испытание. Епископ же в своем решении должен опираться на свидетельство духовника. Понятно, что в больших епархиях делать подобное испытание отлученных епископу невозможно физически. Умирающий же человек не может ждать, пока епископ найдет время приехать к нему. Вот почему местный духовник, как руки епископа, совершает это испытание.



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова