Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео 
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопрос 
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Google+ страничка   YouTube канал отца Олега   YouTube канал стихотворений Олега Урюпина   Facebook страничка  


ВКонтакт Одноклассники Facebook Twitter Google+ Blogger Livejournal Яндекс Mail.Ru Liveinternet
Вопрос №562

Спасаются ли женщины?

Victor 22/02/2003

Отче, благословите!

Моя соседка – молодая, с маленьким ребенком, женщина. Очень верующая. Муж ее оставил и живет с другой. Она мне недавно призналась, что очень боится Страшного Суда и поэтому не хочет искать мужчину. Она ссылается на Святое Писание, утверждая, что при живом муже, даже бывшем, она не может и думать о другом. Я читал Библию много раз и понимаю, что доминант мужчины образовался с сотворения мира и женщина возникла из его "ребра". Как и в Новом Завете, женщин за людей не считали ("...5 тыс. человек, не считая женщин и детей"!). Да и Апостол Павел практически исключил возможность спасения для женщины.

Отче, если исключить Божию Матерь, то "женскому вопросу" уделено очень мало места. Возникают вопросы: равны ли по природе и благодати оба пола? Или мужская часть доминирует и руководит женской? Что может подразумеваться под "ребром"?



Ответ отца Олега Моленко:

Виктор, ты погрешаешь, приводя в своем вопросе ложные мысли.

Твоя соседка правильно поступает, руководствуясь общими указаниями Священного Писания, ибо не имеет ничего другого. Если бы она имела благодатного и опытного духовника, то могла бы богоугодно решить этот вопрос с ним.

В отношении сотворения мужчины и женщины тоже не все так однозначно, как это утверждаешь ты. Посмотрим на первое упоминание в Писании о людях:

Быт.1:
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Быт.5:
1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.

Мы видим, что человеком назван "мужчина и женщина", или мужчина + женщина, хотя и каждый из них тоже. Никакого неравенства по сотворении мужчины и женщины Бог не определяет. Оба пола равно созданы по образу Божию, оба Бог равно благословил и равно повелел плодиться, размножаться, наполнять землю, обладать ею и владычествовать над всеми зверями, птицами и рыбами.

Следующее упоминание о человеке находим во второй главе книги Бытия, которую записал святой Моисей со слов архангела Гавриила:

Быт.2:
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

Здесь человеком назван "мужчина" + женщина, которая потенциально присутствовала в мужчине, но еще не была выделена или отделена. Собственно выделением женщины и образуется мужчина. Поэтому мужчина без женщины, как и женщина без мужчины, это просто человек, но не мужчина или женщина.

Далее, мы находим в

Быт.2:
15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

Обратим внимание, что женщина еще не создана и заповедь о невкушении от дерева познания добра и зла формально дана мужеобразному человеку. Мы же справедливо вменяем ее и к женщинам. Важно отметить, что первый человек не называется еще Адамом, но просто человеком, ибо в нем уже присутствует и Ева в виде выпирающего "ребра". Ребро в общем смысле это то, что отделяет одну грань или плоскость от другой. Отделяясь от человека, женщина-ребро и отделила мужчину-грань, став сама женщиной-гранью.

Наблюдаем дальше за повествованием архангела Гавриила, который был свидетелем сотворения первых людей, почему и был приставлен ангелом-хранителем ко второй Еве – Пресвятой Деве Марии.

Быт.2:
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

В 18 стихе Господь Бог говорит, что не хорошо быть человеку одному, а в 19 и 20 стихах опытно показывает это человеку-мужчине. Только после этого опытного свидетельства Господь Бог приступает к особому акту: сотворению женщины-жены. Слова "одно из ребр" не означают буквального бокового ребра, известного нам у мужчин. Тогда должно полагать, что Бог сделал человека-мужчину не симметрично, но с перекосом на одном боку, что недостойно Бога. Речь идет об особом "ребре" в виде кости с плотью, находившегося в месте, которое отличает мужчину от женщины (т.е. в районе детородного члена). В этом смысле можно твердо полагать, что первая женщина и жена (как впрочем и все последующие) была сделана не без участия мужского детородного члена. И действительно, теперь мы находим, что "то место", из которого было взято ребро, закрыто плотью ( как известно в детородном мужском органе нет костей). Вот почему не справедливо относить это "место" к грудным ребрам, где "то место" никак не определяется.

Итак, мы видим, что мужчина и женщина различаются своим происхождением или способом сотворения и разной функцией в заповеданном Господом Богом деле пложения и размножения. Как только человек узнал в приведенной к нему Богом женщине свою кость и плоть и определил ее как СВОЮ ЖЕНУ, так он стал сам ПОЛ- но-ЦЕННЫМ МУЖЧИНОЙ и МУЖЕМ и впервые назван Адамом. По благодати Адам произнес пророчество Духом Святым об оставлении мужами еще не существовавших отцов и матерей своих, ради прилепления каждого к жене СВОЕЙ, определяя брак мужа и жены словом "ОДНА ПЛОТЬ". Это слово исключает всякое другое неравенство, кроме природного, которое изначально заложено Богом и которое отличает мужчину от женщины. Никакого унижения или раболепства жены перед мужем в первом браке не было. Более того, есть даже некоторое преимущество женщины перед мужчиной, заключающееся в способе ее сотворения. Мужчина взят и сотворен был из земли (глины, грунта) непосредственно, а женщина уже из готового человека, от части его. Поэтому женщина является по природе более мягкой и возвышенной, чем мужчина. Существовала даже опасность ее боготворения Адамом, которая была упразднена наведением крепкого сна.

Не умаляет женщину и то, что она названа "помощником" для человека-мужчины. Это сказано не в абсолютном смысле, а в применительном или прикладном. Бог изначально задумал разделение на два пола и создание именно такого мужчины и такой женщины, и именно в таком порядке, как Он сделал. Созданный Богом человек-мужчина мог по благодати делать все, кроме одного – сотворить (родить) себе подобного человека. Именно это дело пложения и размножения людей требовало помощника-жены, соответствующего человеку-мужчине. Во всем остальном женщина и мужчина могли быть самостоятельными, но для Божьего плана о роде человеческом они должны были стать "ОДНОЙ ПЛОТЬЮ" = СЕМЬЕЙ.

Что же внесло видимое впоследствии неравенство в положении между мужчиной и женщиной? Ответ на это один – ПЕРВЫЙ ГРЕХ, причем отдельно Адама и отдельно Евы, и ПЕРВОЕ НЕПОКАЯНИЕ В НЕМ, отдельно Евы и отдельно Адама. Разность в происхождении первого греха для Евы и Адама и определила их разность (а в их лице – всего рода – мужского и женского) в последующей грехопадению и изгнанию из Рая жизни на земле.

Посмотрим, как это происходило (комментарии буду давать по ходу текста):

Быт.3:
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

Почему змей обратился к жене а не к Адаму? Потому, что он хотел добиться успеха в своем обольщении и заметил, что жену ему легче обольстить. Почему ее легче было обольстить? Да потому, что она имела некоторое преимущество перед Адамом по происхождению своему, а значит, возможность превознестись, сперва над Адамом, а затем и над Богом.

Жена никогда не была одна и не знала, что значит "не хорошо быть человеку одному". Адам же очень любил жену и мог последовать за ней даже на грех, что и случилось.

2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

Ошибка и беда жены была в том, что она первой, и не посоветовавшись с мужем, (не говоря уже, что не помолившись Богу) вступила в беседу с сатаной.

4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

Сатана уловил жену на превозношении. Говоря: "Вы будете, как боги", он не отделил от нее Адама, чем надежнее уловил жену, внушив ей клевету на Бога, приписывая Ему свою зависть.

6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

От добровольного принятия внушения (помыслов) сатаны у жены изменился (испортился) взгляд на вещи, и она легко пошла на грех. Если о грехопадении жены говорится достаточно подробно, то о грехопадении Адама кратко: и он ел. Но предваряют этому греху Адама слова: и дала также мужу своему, которые указывают, что причиной соблазнения Адама на грех была жена. Именно жена стала звеном, соединившим сатану и Адама.

Адам по любви и великому расположению к жене позволил ей беседовать со змеем и вовлечь в ядение запретных плодов. Из этого можно видеть, что, скорее, жена была несколько над Адамом и пыталась господствовать над ним. За это она и была наказана подчинением мужу, ибо по слову Господа, первый будет последним, и кто вознесся, тот будет унижен. Итак, жена была наказана не за женскую природу свою, а за нарушение духовного закона.

7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

Дух Святой отошел от согрешившей четы, и от этого извратилась вся их природа и открылось плотское зрение через рассудок и множество помыслов.

8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

Но общение с Богом не прервалось, но лишь изменилось.

9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?

Последовал Божий призыв Адама, как менее повинного в грехе, к покаянию.

10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

Увы, Адам начал оправдывать себя, усугубляя свой грех и устраняя покаяние.

11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

Бог помогает покаянию Адама вопросом, беря за основу его же слова. Он не обвиняет, а именно спрашивает Адама о возможном согрешении, облегчая ему признание в содеянном грехе.

12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

В ответ Адам вынужденно признается в поступке, но в форме оправдания, да еще с обвинением другого -- жены, и Самого БОГА.

13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

Господь Бог дает жене шанс покаяться, но та сразу обвинила змея ради оправдания себя. Оправдание себя делает человека неспособным к покаянию.

14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

Господь Бог начал воздавать за грех и уход от покаяния всем участникам грехопадения, начав со змея. Этим Он подчеркнул, что грех людей был не вполне самопроизвольным, но по соблазнению сатаны.

15 и вражду положу между тобою и между женою (в лице Богородицы) , и между семенем твоим (в лице антихриста-зверя) и между семенем ее (в лице Христа Господа) ; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

В наказании жены Господь Бог устанавливает новые отношения между мужем и женой на основании их соучастия в грехопадении. Влечение к мужу и господство его над женой есть именно наказание женщине в земной жизни, кроме мук деторождения. Это спасительное наказание намеренно установлено Господом Богом для каждой женщины как врачевство от специфики именно ее недуга. Не полезно жене господствовать над мужем или быть на равных, но только быть в подчинении.

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

Адам наказан за то, что ПОСЛУШАЛСЯ голоса жены и вследствие этого ел от запрещенного древа. Чтобы уврачевать его от этого "послушания" женщине на зло, Господь ставит его в господствующее положение над женой, ибо много труднее слушаться тех, кто под тобой. Это установление господства мужа над женою показывает нам, что до грехопадения между ними было равенство отношений, чем и злоупотребила жена.

Сейчас самым большим искушением для мужчины является женщина, и именно ее греховный соблазн, когда она от зависти к мужу пытается богоборно опять подчинить его себе и возгосподствовать над ним. Это основа женской эмансипации и всяких действий за мифические женские права. Если женщина поступает так, чтобы взять мужчину в "послушание" себе, то она слушает сатану и руководима им.

18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

Адам сразу проявляет полученную от Бога власть над женой, нарекая ей имя.

21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

Равно одевая Адама и Еву в кожаные одежды, Господь подчеркивает, что в остальном они равны и находятся в одинаковых условиях.

Теперь посмотрим на всё содержание Священного Писания. Мы видим, что женщины достаточно хорошо представлены в нем. Так, из книг, персонально посвященных описанию мужчины или женщины, мы имеем лишь одну книгу Иова о праведном мужчине и три книги: Руфь, Есфирь, Иудифь о праведных женщинах.

Совершенно несправедливо твое утверждение, что в Новом Завете женщин не считали за людей. Фраза из Евангелия от Матфея звучит так:

Мф.14:
21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

Из нее никак не выходит, что женщин не считали за людей, но лишь то, что их не считали за мужчин. Это неисчисление женщин шло от того, что они в древности не считались в числе носящих оружие воинов, как и дети. По твоей логике выходит, что и детей (среди которых много будущих мужчин) тоже не считали за людей. Но их тоже не считали только воинами. Сам Господь пресек подобное отношение к детям в словах:

Мф.19:
14 Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.

Это же относится и к женщинам, только им никто не мешал приходить ко Христу, например:

Мф.9:
20 И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его,
21 ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.
22 Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.

Кроме Пресвятой Богородицы можно привести много примеров из Нового Завета и с другими женщинами. Среди них исполненная Духа Святого пророчица Анна, прославлявшая принесенного в храм младенца Христа; святая Елисавета, мать Предтечи Иоанна, исполненная Духа Святого; апостол для апостолов Мария Магдалина; сестры Лазаря Марфа и Мария и прочие жены мироносицы; воскрешенная дочь-отроковица начальника синагоги Иаира; обрадованная воскрешением единственного сына вдовица города Наин; похваленная Господом вдовица, подавшая на храм две лепты; исцеленная теща апостола Петра; исцеленная согбенная женщина; самарянка, сподобившаяся высокой чести беседовать с Господом; Лидия, внимавшая словам апостола Павла и многие другие.

В день Пятидесятницы среди апостолов, на которых сошел Дух Святый, кроме Матери Божией были и некоторые женщины. Апостол Петр, объясняя произошедшее, сослался на пророчество Иоиля, в котором указано на равенство в благодати между мужчинами и женщинами:

Деян.2:
17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.
18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.

И далее видим в

Деян.5:
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,.

И уж совсем нелепо утверждать, что апостол Павел "практически исключил возможность спасения для женщины". Непонятно, на чем может основываться подобное ложное заявление? Посмотрим у апостола Павла, что он говорит в отношении женщин:

1Кор.7:
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу
...
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею. ... 16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?.

1Кор.11:
11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.

Гал.3:
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

Еф.5:
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Кол.3:
18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
19 Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

1Тим.2:
9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,
10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

1Тим.5:
2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
3 Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь;
6 а сластолюбивая заживо умерла.
7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны.
8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,
10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.
...
14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.

Итак, апостол Павел никоим образом не исключает практически возможность спасения для женщины, но всяко учит, как воспользоваться во спасение свое.



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод

Flag Counter
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2017 Церковь Иоанна Богослова