Вопрос №696
Почему Иоанн Богослов увидел у зверя семь голов и десять рогов, и вид был подобен барсу?
Алексей
, Астрахань, Россия
02/07/2003
Здравствуйте о. Олег! Знаю, как вы ревностно относитесь к любым другим мнениям по поводу содержания книги Откровения. Просто хочу поделиться своим взглядом на некоторые моменты с вашими разъяснениями и ответами.
1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.
2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
Почему Иоанн Богослов увидел у зверя семь голов и десять рогов, и вид был подобен барсу? Если бы это был вид обычного человека, то откуда такое описание?
Ответ отца Олега Моленко:
Описание "зверя" Откровения есть символическое и аллегорическое, а не реальное или натуральное. Вот почему сравнение или уподобление барсу, льву, медведю есть не описание внешнего сходства, а его духовной сути и черт характера. Так в Евангелии Господь называет царя Ирода лисицей не потому, что тот лицом или внешностью был похож на этого зверя, а потому, что тот по нраву был таким, т.е. притворным, хитрым и лукавым.
Перечисляя 7 голов и 10 рогов, ты упустил упомянуть 10 диадем (корон) на этих 10 рогах и имена богохульные на 7 головах. А ведь эта деталь сразу ставит все на место в понимании этого образа. Ведь никакой зверь в природе не носит корон и имен богохульных и это никак нельзя прилепить к внешнему виду зверя. В 12 главе в 3 стихе символически описан красный дракон (он в 9 стихе прямо называется сатаной и диаволом). У него тоже семь голов и 10 рогов, но диадем 7, а не 10, и они на 7 головах, а не на рогах. Понятно, что на самом деле у падшего херувима, именуемого сатаной и диаволом, нет 7 голов с коронами и 10 рогов. В 17 главе описан зверь багряный, преисполненный именами богохульными, с 7 головами и 10 рогами. Короны не упоминаются, зато появилась блудница, сидящая на звере. Ты не правильно указал ключевые слова. На самом деле они такие:
Откр.17:
9 Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена,
10 и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть.
11 И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.
12 И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час.
13 Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю.
Не зря стоит предупреждение, что здесь для правильного понимания нужен ум имеющий мудрость, т.е. стяжанную благодать Духа Святого, а не просто острый природный ум.
Если в самом Писании есть толкование символического образа, аллегории или притчи, то должно толковать их, а не символы. Здесь же мы имеем толкование Ангелом использованных ранее символов: 7 голов, 10 рогов и 10 корон. 7 голов имеет два значения: 1-е – 7 гор, на котором сидит жена-город; 2-е – 7 царей. 10 рогов означают 10 царей. Почему же цари разбиты на две группы по 7 и по 10, обозначенные разными символами, соответственно головами и рогами? Почему короны указаны лишь на 10 царях-рогах и их нет у 7 царей-голов? Зато эти 7 царей-голов связаны с городом-женой на семи горах (т.е. Римом).
Имеющему мудрость все просто и понятно: 7 царей-голов потому и привязаны к семи горам и городу-жене на нем, что были царями (императорами) именно этого города и государства – Рима. О коронах у них не упоминается по той причине, что ко времени появления антихриста-зверя они уже все умерли и не правили. 10 царей-рогов еще только появятся:
12 И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час,
и получат власть со зверем в самом начале его правления на короткое время. Вот почему они названы рогами, т.е. орудиями власти, помогающими зверю придти к власти, и одеты в короны, как имеющие править, чтобы передать реальную власть антихристу-зверю:
13 Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю.
Для чего же упомянуты бывшие римские императоры? Для того, чтобы показать историческое и духовное преемство зверя от них. Исторически он объявит себя римским вселенским императором и главой объединенной Европы (для начала), а духовно продолжит и завершит линию гонений на христиан первых орудий сатаны – 7 главных императоров-гонителей христиан. 7 здесь число и символическое, совершенное, собирательное по отношению ко всем императорам-гонителям (которых было больше семи) и выборочное, избравшее семь самых лютых из них. Теперь понятно и то, почему в описании красного дракона-сатаны семь голов коронованы, а 10 рогов нет. В этом символе описано начало гонений сатаны на Церковь Христовую через 7 тогда правящих один за другим римских императоров, а 10 царей-рогов еще только припасены для будущего. С выходом зверя все поменялось и 10 рогов коронованы, а семи голов-царей уже нет, но только 7 голов-гор, т.е. Рим.
Фраза из Откр.17:
10 и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть.
11 И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель
относится к антихристу зверю и его духовно-преемственной связи к 7 римским императорам. Символ 7 голов и 10 рогов, который связывает сатану, императоров гонителей и антихриста, показывает нам, что в истории за всеми гонителями Церкви и за самим антихристом всегда стоял и стоит сатана. В этом смысле образ зверя имеет не только конкретное личностное (персональное) значение, но и духовно-безнравственное и собирательное значение. Учитывая это получаем: "И зверь" – дух антихриста и собирательный образ гонителей Церкви, за которыми стоит сатана. "Который был" – в лице первых императоров гонителей. "И которого нет" – после их смерти и до появления антихриста, ибо уже не было более вселенских гонений. "Есть восьмой" – лично антихрист, который есть восьмой по счету после семи самых лютых вселенских императоров гонителей. "И из числа семи" – римских императоров гонителей по исторической преемственности их престола и духовной преемственности их лютости и вселенских гонений на Церковь Христову. И уж совсем понятно, что "недолго ему быть" и что он "пойдет в погибель".
Остается выяснить вопрос почему в одном случае говорится, что зверь-антихрист выходит из бездны, а в другом, что из моря. Зверь из бездны, как личный антихрист упоминается в связи с проповедью двух пророков – Илии и Еноха:
Откр.11:
7 И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их.
Этот факт точно описан преподобным Нилом Мироточивым Афонским. который утверждает, что антихрист собственноручно убьет пророка Илию и Еноха. Упоминается зверь из бездны, как антихрист и как собирательный образ гонителей Церкви в 17 главе Откровения:
8 Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.
"Зверь" – как духовно-историческое проявление борьбы сатаны с Церковью посредством вселенских гонителей от первых римских императоров до антихриста. "Которого ты (т.е. Иоанн Богослов) видел" – в лице императора Нерона, ставшего символом антихриста-зверя. "Был" – в лице первых римских императоров гонителей. "И нет его" – со времени схождения со сцены римских императоров и до времени появления их в лице антихриста-зверя. "Выйдет из бездны" – в данном случае указан не только его исторический выход из бездны мировой термоядерной войны (причем от радиации и прочих вредных воздействий сатана его сохранит и никакой мутации не будет), но и духовная связь с адской бездной и отцом его сатаной. Сатана будет развязан к этому времени и выйдет в лице зверя из адской бездны и поселится в нем, так, что можно будет сказать: "видевший антихриста, видел сатану; поклонившийся антихристу, поклонился сатане; принявший антихриста, принял сатану". "И пойдет в погибель" – на вечные мучения в озере серном, вместе с лжепророком и сатаной. "Зверь был, и нет его, и явится" – как римский император. Зверь, выходящий из моря, показан, как исторически воцаряющийся антихрист, который выйдет из волнующегося моря послевоенных мировых смятений, колебаний и скорбей:
Откр.13:
1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.
Мы уже знаем, что семь голов указуют на историческую преемственность от римских императоров гонителей и на город Рим, расположенный на семи горах, который будет первой исторической столицей антихриста как царя. 10 рогов с диадемами – это 10 правителей европейских стран, которые воцарятся с ним, и тут же отдадут свою власть зверю.