Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Архив
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Google+ страничка   YouTube канал отца Олега   YouTube канал стихотворений Олега Урюпина   Facebook страничка  


ВКонтакт Одноклассники Facebook Twitter Google+ Blogger Livejournal Яндекс Mail.Ru Liveinternet
Вопрос №738

Последовательность, ступени и этапы в делании покаяния

Vladimir L. 10/07/2003

1) Есть ли в процессе покаяния ступенчатость (этапность) ? Если да, то могли бы вы перечислить эти этапы.
2) К какому этапу относится осознание себя хуже всех человеков (православных и неправославных)? Возможно ли вообще человеку, живущему в современном мире, достичь такой глубины покаяния?
3) Как святым, дошедшим до этой глубины покаяния, удалось не отчаяться от осознания себя самым грешным из людей?
4) Во многих молитвах, используемых нами в богослужебной практике (особенно молитвы для подготовки к святому Причастию), видим, что святые, их составившие искренне (без малейшего притворства), видели себя хуже всех людей. Раньше, доходя до этих мест в молитвах, я чувствовал в себе внутреннее противоречие (и от этого - смущение), так как себя хуже других не считал и, увы мне, не считаю. Сейчас в этих местах прошу Господа простить мне мое лицемерие, что слова молитвы не соответствуют моему сердечному чувству.
Спаси Господи.



Ответ отца Олега Моленко:

1) Да, в делании покаяния есть своя последовательность, ступени и этапы. Перечислить все ступени вряд ли возможно, так как их очень много и они описаны по разным параметрам.
Например, есть девять ступеней по девяти блаженным состояниям, указанным Господом в Нагорной проповеди. Есть 8 ступеней в делании Иисусовой молитвы. Есть 8 ступеней в познании Священного Писания. Есть 30 ступеней (у преп. Лествичника) делания добродетелей. Есть лестница выхода из ада в земной жизни посредством покаяния: снизу вверх: тартар - преисподня - глубинный ад - геенна огненная или срединный ад - верхний ад или сень смертная - лоно Авраамово или место ожидания, где нет мучений кроме самого ожидания освобождения. Есть 30 + ступеней прохождения на земле воздушных мытарств, пройдя которые человек не будет проходить их по смерти.

Есть ступени в делании плача: понудительное внимание - понудительный плач - благодатное внимание - сжатие сердца - умиление - сокрушение сердца - разширение сердца - благодатный горький или великий очистительный плач - рыдание - вопль или "рыках яко лев" - блаженный покаянный плач - радостотворный или сладкий плач - священный благодатный непрестающий плач - благодатные слезы - пророческий плач - божественный или совершенный плач. Есть оценка духовного возраста: младенчество - детство - отрочество - юность - молодость - возмужание - зрелость - первая степень совершенства или диаконство духа - вторая степень совершенства или священство духа - третья степень совершенства или епископство духа или мера возраста Христова.

Есть и такая лестница делателя: новоначальный - преуспевший - значительно преуспевший - самостоятельный - опытный делатель - достигший первого совершенства или старец-наставник - достигший второго совершенства или учитель - достигший высшего совершенства или отец, который может духовно рождать, учить, наставлять, защищать и опекать.

2) Есть лестница смирения: борьба с гордостью - понудительное смирение - видение греха своего - видение своей погибели - видение своей необъятной немощи - видение своего состояния - осознание себя погибшим грешником, все упование которого только в Спасителе - смирение от истоптания бесами и страстями - непритворное смирение, не сравнивающее себя с людьми - видение и почитание себя хуже других верующих - хуже всех людей - хуже скотов - хуже бесов - видение обреченным себя на адские мучения без отчаяния - видение Бога и от этого - видение себя полным ничтожеством, недостойным имени человеческого и жизни временной и вечной - желание творить только волю Божию с совершенной Ему покорностью - приписывание всего доброго только Богу и благодарение Бога за все - высшее благоговение или ангельское смирение - божественное смирение совершенных.

Господь Бог не требует от человека невозможного, не возлагает бремени непосильного и не призывает к недостижимому. Пэтому все это возможно и достижимо. Другое дело, что в наше последнее отступническое время это стало крайне тяжело достичь. Например, достижение первой степени совершенства невозможно без правильного жительства в пустыне или многолетнего послушания у благодатного учителя; второй и третьей - без прохождения по промыслу Божию живьем через ад. А ведь внешнее диаконство, священство и епископство должно соответствовать внутреннему духовному диаконству, священству и епископству. То есть, сначала человек должен достичь степени внутреннего диаконства, священства или епископства и лишь затем принимать священный сан. От этого несоответствия внутреннего и внешнего происходили и происходят все беды в церковной жизни, потому что люди в священных одеждах по своему духовному состоянию, возрасту и развитию полностью не соответствуют своему сану. Особенно пагубно широко распространенное ложное мнение, что, дескать, благодать проходит через любого рукоположенного священника (епископа), независимо от его качества. Это прелестное мнение, противоречащее учению святых апостолов и святых отцов, было воздвигнуто из среды духовно обедневшего священства с целью самооправдания. Получается, что ныне верующий человек приходит не к живой святой личности, а к бездушному "автоматическому проводнику благодати". Выходит, бросил такую-то сумму денег на церковный поднос и получил такую-то порцию "благодати"? Что может быть безумнее и пагубнее такого мнения!

3) Святые не только видели свою худость и греховность, но одновременно и благого Бога. Поэтому их покаянное сокрушение было растворено упованием на милость Божию, которую они опытно познавали. Сам Бог мерно показывал им их внутренее повреждение и уравновешивал это Своею благостию.

4) Ты правильно чувствуешь противоречие при чтении молитв, составленных святыми отцами из высоких и неизвестных нам опытно духовных состояний. Вот почему я учу, говорю и советую всем, кто мне доверяет, чтобы они, во избежания лицемерия и суетных трудов, не читали многие молитвы святых отцов, до которых еще не доросли духовно, но лишь ознакомились с ними. В свое же живое и действенное правило должно найти и подобрать такие молитвы, которые бы соответствовали их сегодняшнему духовному уровню и состоянию, и которые реально работали бы для них, сокрушая сердце.



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод

Flag Counter
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2017 Церковь Иоанна Богослова