Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео 
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопрос 
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Google+ страничка   YouTube канал отца Олега   YouTube канал стихотворений Олега Урюпина   Facebook страничка  


ВКонтакт Одноклассники Facebook Twitter Google+ Blogger Livejournal Яндекс Mail.Ru Liveinternet
Вопрос №914-1

В чем смысл Имен Божиих: Бог, Господь, Саваоф, Иегова?

Андрей Чернышков , Гамбург, Германия
15/08/2003

Батюшка,
обращаюсь к вам за разъяснением по своей духовной неграмотности. Надеюсь Бог не прогневается на мои вопросы.
Бога нашего Иисуса Христа называют Сыном Божьим (наверное из-за Воплощения Бога в тело человеческое), Господом, Господом Богом, а просто Богом в Святом Писании Его не называют (как я понял). Даже не знаю как сформулировать вопрос, наверное так:
- есть ли различие в слове Бог и слове Господь. Или слово Бог принято только к Богу Отцу.
и ещё:
- Имя Бога - Бог Саваоф. А имя Иегова?
Извините за такие вопросы. Не хочу стать фарисеем.



Ответ отца Олега Моленко:

Иисуса Христа называют Сыном Божьим не потому, что Он воплотился в тело человеческое (в этом смысле Он Сам Себя называл Сыном Человеческим), а потому, что Он по Своей природной Ипостаси есть Сын Божий. Он предвечно был и есть всегда Сын Божий внутри единого Триипостасного Бога по отношению к двум другим Ипостасям (Лицам) - Отцу и Духу Святому. Писание и Церковь называет Его и Богом, и Господом Богом, и Творцом, и Создателем, и Спасителем, и Искупителем, и Вседержителем, и Благодетелем, и Царем, и вечным Архиереем, и Агнцем Божиим.

Богом Он называется или до того, как были созданы люди (см. книгу Бытия - всю 1-ю главу и 3 стиха второй), или в сокращенном виде для удобства. Бог Он по Своей вечной и неизменяемой природе, а Господь - для сотворенных Им людей и Ангелов. Вот почему нам, людям, правильно будет называть Его в полноте Господом Богом. Соответственно, правильно говорить - Господь Бог Отец и Господь Бог Дух Святой. Но нет трех Богов, но Один триипостасный Бог.

Когда мы говорим о какой-либо Ипостаси Пресвятой Троицы Бог, то выражаем этим природу единого Бога, обращенную к нам данным Лицом (Ипостасью) Пресвятой Троицы, не разделяя этим единосущную и нераздельную Троицу.

Когда же мы называем Богом Пресвятую Троицу, то выражаем природную сущность единого Бога в трех Лицах.

Когда мы называем Господом Пресвятую Троицу или какое-либо Лицо, то этим мы выражаем Его Господство над нами и нашу подчиненность Ему. Т.е. по природе Он Бог, а по отношению к нам Господин. Итак, Бог - это сущность, а Господь - это титул.

Саваоф - это одно из прикладных имен Господа Бога на древнееврейском языке, означающее Царь Ангелов. Это имя часто употребляется в Писании и сохранено в Божественной литургии верных. Вот некоторые примеры из Писания:

Первая книга Паралипоменон. Глава 11. Стих 9
И преуспевал Давид, и возвышался более и более, и Господь Саваоф был с ним.

Первая книга Паралипоменон. Глава 17. Стих 24
И да пребудет и возвеличится имя Твое во веки, чтобы говорили: Господь Саваоф, Бог Израилев, есть Бог над Израилем, и дом раба Твоего Давида да будет тверд пред лицем Твоим.

Первая книга Паралипоменон. Глава 17. Стих 7
И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего Израиля;

Вторая книга Ездры. Глава 9. Стих 46
и когда он объяснял закон, все стояли прямо; и благословил Ездра Господа Бога Всевышнего, Бога Саваофа, Вседержителя.

Книга пророка Исаии. Глава 1. Стих 24
Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!

Книга пророка Исаии. Глава 1. Стих 9
Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.

Книга пророка Исаии. Глава 10. Стих 16
За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня.

Книга пророка Исаии. Глава 10. Стих 23
ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф, во всей земле.

Книга пророка Исаии. Глава 10. Стих 24
Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет.

Наименование Саваоф относится или ко Пресвятой Троице в целом, или к Отцу, или к Сыну Божию, что видно из выделенного мной красным цветом, где Саваофом назван Господь Бог Вседержитель. Вседержителем (по-гречески Пантократор) в традиции Церкви принято называть Сына Божия (чаще) или Бога Отца (реже, например, в молитве великого славословия). Чаще всего Саваофом называют Бога Отца. Но иногда и Сына:

Книга пророка Исаии. Глава 44. Стих 6

Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога,

Если вспомнить слова Господа Иисуса Христа, что Он и Отец одно:

От Иоанна святое благовествование. Глава 10. Стих 30

Я и Отец - одно.

- то недоумений с наименованием то Отца, то Сына Саваофом быть не должно.

Что касается имени "Иегова", которое есть искаженное производное от еврейского "Яхве", то оно означает Сущий, или точнее: Я есть Тот, Кто есть.

Вот примеры из Писания:

Исход. Глава 3. Стих 14

Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.

Исход. Глава 34. Стих 5

И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы.

Книга пророка Осии. Глава 12. Стих 5

А Господь есть Бог Саваоф; Сущий [Иегова] - имя Его.

Итак, смысл имени Иегова (Яхве) состоит в том, что Бог Сам Себя называет Сущим, т.е. Тем, Кто единственно существует на самом деле и не сотворен. Это имя в церковной традиции и учении святых отцов чаще всего прикладывается к Сыну Божию.



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод

Flag Counter
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2017 Церковь Иоанна Богослова