Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео 
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопрос 
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Google+ страничка   YouTube канал отца Олега   YouTube канал стихотворений Олега Урюпина   Facebook страничка  


ВКонтакт Одноклассники Facebook Twitter Google+ Blogger Livejournal Яндекс Mail.Ru Liveinternet

преп. Антоний Великий

Письма (4-е, 5-е и 6-е)


•  Письмо Четвертое
•  Письмо Пятое
•  Письмо Шестое

Письмо Четвертое



Антоний желает всем своим дорогим братьям радость о Господе.

Я никогда не перестану думать о вас, вспоминать вас, родные члены Церкви. Я хочу, чтобы вы знали, что любовь, которая единит нас, не есть земная любовь, а духовная. Ибо влекомая чуждыми ветрами – земная дружба и плотская любовь не могут иметь постоянства. Но каждый, имеющий страх Божий и исполняющий Его заповеди, тот и является истинным рабом Божиим. А в подобном служении не внешнее совершенство и исполнительность, а внутренняя праведность приводит к усыновлению. Вот почему пророки и апостолы, Богом избранные святые, призванные Им для апостольского служения, по милосердию Бога-Отца, сделались узниками Господа Иисуса Христа. Ибо вот слова апостола Павла: "Для сего-то я Павел сделался узником Иисуса Христа" (Ефес. 3,1), для того, чтобы мы исполнили закон, поборов страсти, и сделались бы совершенными в исполнении апостольского служения и приобретения добродетели.

Ибо когда человек приблизится к благодати, то тогда Господь Иисус Христос скажет ему: "Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его, но Я называю вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего" (Иоан. 15,15). Ибо наставленные Духом Святым, они смогли познать свою внутреннюю духовную сущность, свою безсмертную душу. А познав себя, они воскликнули: "Мы не приняли духа рабства, чтобы жить в страхе, но приняли Духа Усыновления, Которым взываем: Авва, Отче" (Рим. 8,15), и мы уразумели, что Бог даровал нам: "А если мы дети, то и сонаследники Божии, сонаследники Христу" (Рим. 8,17).

Мои дорогие братья и сонаследники святых. Если вы не обременены больше плотскими страстями, то и не чужды вы больше добродетелям – они ваши, и вы являетесь чистыми перед Господом. Ибо Дух Святой не войдет в оскверненную душу, ни в тело грешное: это – Сила Святая, обольщению не подвержена.

Я пишу вам, мои возлюбленные, как людям познавшим себя и свою духовную сущность. Ибо тот, кто знает себя, знает и Бога, а познавший Бога, достоин и славить Его истинно и праведно.

Поэтому, мои возлюбленные, познавайте себя, ибо тот, кто познал себя, уразумел и время свое, а кто познал свою эпоху и смысл этого времени, тот будет тверд в своей вере, и не будет колебаться ни под каким влиянием (то есть под влиянием различных мнений и идей современных времени, в котором живет).

Вот, например, Арий, который появился в Александрии, и проповедовал странные учения о Единородном Сыне, поучая, что Тот, Кто безначален и вечен, обладает и началом и концом, и Тот, через Кого все произошло, подвержен Сам законам движения (природы). Что тут делать? Ведь "если же человек согрешит против человека, то помолятся о нем Богу, а если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем ?" (1 Цар. 2, 25).

Вот почему этот человек, приняв на себя такую огромную ответственность, получил неизлечимую рану.

Ибо если бы этот человек познал себя по-настоящему, то его язык не стал бы произносить то, о чем он не имеет никакого понятия. В этом его поведении обнаружилось его полное незнание самого себя.


Письмо Пятое



Антоний пишет своим дорогим детям, своему святому, духовному Израилю. И нет надобности упоминать ваши земные имена, временные, проходящие, ибо вы дети духовного Израиля. Во истину, любовь, соединяющая нас, не есть земная, плотская, а духовная. А потому и молюсь я о вас неустанно день и ночь, чтобы и вы познали ниспосланную вам благодать.

И не однажды только Бог посетил свои создания, но от начала сотворения мира Он заботился о них, посылал им в каждом поколении пророков и учителей. Поэтому, дети мои, не переставайте и вы взывать ко Господу день и ночь, прося Его милостей, и Он пошлет вам помощь с небес, научая вас тому, что полезно и что добро для вас.

Истинно, дети мои, мы обитаем в теле смертном, в доме разбойничьем и связаны вечными узами смерти. А потому "не дам сна очам моим и веждам моим дремания" (Псал. 131, 4), чтобы принести себя в жертву Господу в истинной святости, которую никто не может приобрести без очищения души. Итак, мои возлюбленные, пусть эти слова мои осуществятся в вас и вы, сотворив добро, обрадуете этим святых, и ангелов и радостно встретите пришествие Спасителя.

И мне также, жалкому творению, обитающему в этом доме из глины, вы доставите вашим усердием большую радость.

Поверьте мне, дети мои, наша болезнь, наше падение причиняет много горя святым. И потому плачут они и рыдают непрестанно перед Господом. И за то, что они так страдают за нас, и видя наши злые дела, Господь гневается на нас. А наше преуспевание в праведности, наоборот, приносить радость святым, и тогда они молятся восторженно перед Творцом. И Он Сам, Творец всего сущего, по свидетельству святых, радуется нашим трудам и усилиям, и одаряет нас щедро Своею благодатью.

Любовь Господня к Своим созданиям, души которых безсмертны и не уничтожаются со смертью тела, вечна и неизменна. Но узрев, что дух их (их разумное, безсмертное естество), сделавшись мертвым, устремилось в бездну гибели и внутренний закон завета в сердце засох, по милосердию Своему послал им Моисея.

Моисей, желая излечить их глубокие раны, и вернуть людей к их первосозданной чистоте, основал дом Истины. Но как и Моисей, так и пророки, которые стремились продолжить его дело, не смогли излечить глубоких ран рода человеческого. Тогда, видя все свои усилия тщетными, святые взмолились к Создателю, говоря: "Разве нет бальзама в Галааде ? Разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? Врачевали мы Вавилон, но он не исцелился; оставьте его, и пойдем каждый в свою землю, потому что приговор о нем достиг до небес и поднялся до облаков" (Иер. 8,22; 51, 9).

И все святые воззвали тогда ко милосердию Господа, говоря, что никто не сможет излечить ран человеческих, кроме Единородного Сына Его. И Отец по Своей великой милости сказал: "Сын человеческий, изготовь себе нужное для переселения, (плен) и добровольно иди туда" (Иез. 12, 3).

И так, Отец не пощадил Сына Своего Единственного, "но предал Его за всех" (Рим. 8, 32). "И Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши" (Исаия 53, 5). Он собрал нас со всех концов земли, воскрешая ум наш плененный земным и возвышая его к небесам, и поучал, что мы все "члены одни другого" (Ефес. 4, 25).

Поспешите же творить благо, дети мои, дабы не исполнились в нас слова апостола Павла: "Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2 Тим. 3, 5).

Раскроем сердца наши, и заплачем перед Ним, говоря: "Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?" (Псал. 115, 3).

Истинно, дети мои, я обращаюсь к вам, как к людям благоразумным, способным понять слова мои и вот мое свидетельство: "до тех пор, пока каждый из вас не возненавидит все земное богатство и власть, и не отвергнет все дела мира от всего своего сердца, и не прострет руки сердца к небесам, к Отцу всех, не может быть спасен".

Но если он сотворит все то, что я сказал, Бог сжалится над ним, глядя на его труды, и ниспошлет на него невидимый огонь, который сожжет все нечистое в нем, и дух его будет полностью очищен. И Дух Святой тогда водворится в нем, и Иисус Христос поселится в нем, и мы все, сподобившиеся сей благодати, сможем славить Бога, как подобает.

Но до тех пор пока мы сохраняем привязанность к миру сему, мы – враги Бога, Его ангелов, и всех святых.

И потому, я умоляю вас, мои возлюбленные, заботьтесь о вашем спасении, и чтобы привязанность к этой временной жизни не лишила вас жизни вечной, и чтобы это тленное тело не отняло бы у вас Царства неиссякаемого Света, и чтобы греховность ваша не повредила бы вам на суде праведности. Истинно, дети мои, я полн изумления, и дух мой ужасается, что мы как жалкие пьяницы упиваемся вином, наслаждаемся здешними радостями, и по собственному выбору не желаем поднять глаз к небу и взыскать небесной славы, и взирая на труды святых, не идем по их стопам.

И уразумейте истину сию – будь то ангелы, херувимы или серафимы, патриархи, пророки, апостолы, злые духи, мужчина или женщина – все мы существа сотворенные – все, кроме Пресвятой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа. Из-за злых дел некоторых творений, необходимо было дать им особые наименования (и разделить их), а тем, кто достиг совершенства, Господь даровал и изобилие славы.


Письмо Шестое



Антоний посылает привет всем возлюбленным братьям в Арсиное и всем с ними пребывающим. Я приветствую всех вас, приготовивших себя идти ко Господу, и мужчин, и женщин, истинных по духу детей Израиля. И поверьте, дети мои, – великая благодать и милость снизошли и посетили вас, и все ваше поколение.

И поэтому следует вам, ради Того, Кто посетил вас, не ослабевать в трудах ваших, но принести себя в жертву Богу во всей святости, без которой никто и не получит духовного наследия.

И это радует меня, мои возлюбленные, что вы спрашиваете и хотите понять, что есть наша разумная, духовная сущность, в которой нет ни мужского, ни женского (начала), ибо она безсмертна, имея начало, но не имея конца. И вот – эту безсмертную, духовную сущность постиг позор и стыд, а с ней и мы всё впали в немилость. Но несмотря на все это, она пребывает безсмертной и не уничтожается с телом. И Господь, видя, что рана эта неизлечима, посылал святых и пророков, а также Моисея, давшего людям закон.

Но так как здание, начатое Моисеем, осталось незаконченным, святые собрались и обратились к Божьему милосердию, умоляя послать нам Спасителя, могущего спасти нас всех. Ибо Он, являясь нашим великим Священником и истинным Врачом, один сможет излечить ужасные раны нашего естества.

И по воле Отца Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Фил. 2,7) и предал Себя за грехи наши "изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши, и ранами Его мы исцелились" (Исаия 53,5).

И поэтому, мои дорогие о Господе дети, из-за нашей безрассудности, из-за нашей немощи, Он "уничижил Себя, приняв образ раба", из-за нашей смертности Он стал смертен и претерпел многое ради нас. И вправду, возлюбленные мои о Господе, не дадим сна глазам своим и веждам нашим дремания (Псал. 131,4). Мы должны непрестанно молиться, взывая к милосердию Божьему, до тех пор, пока Он не смилуется над нами.

И таким образом обретем отраду и успокоение ко пришествию Господа, и поможем нашими усилиями молитвам о нас святых, которые не оставляют нас даже во дни небрежения, но непрестанно молятся, когда скорбим и страдаем. Ибо "сеющий и жнущие вместе радоваться будут" (Иоан. 4,36).

Мои возлюбленные, я обращаюсь к вам как разумным людям, которые способны познать намерения нашего Творца, открывающихся и в явных, и тайный проповедях. Однако, называясь разумными созданиями, мы часто действуем неразумно. А разве вы не знаете всех козней диавола, всех его замыслов?

Дети мои, я скорблю о вас, ибо предвижу великое смятение, которое снизойдет на всех нас, печалюсь и о молитвах святых, которые они возносят денно и нощно о нас Господу, о злых наветах дьавола и слуг его, стремящихся увлечь нас всех в бездну падения, и быть с ними в аду. Они желают нам гибели и хотят, чтобы мы разделили их участь в аду.

Ибо они завидуют нам с тех пор, когда мы познали глубину своего падения, и стали стремиться избегать их дел. И не только многие отвергли их дела и советы, но и стали подсмеиваться над ними. И они также знают, что Господь осудил их в этой жизни на смерть, а в следующей им уготована геенна огненная. И я молюсь о вас Господу день и ночь, чтобы Он открыл очи ваших сердец, дабы вы узрели безчисленные козни злых бесов, нападающих на нас непрестанно. Молюсь, дабы вы сподобились получить от Господа дар разумения сердца, и дух рассуждения и проницательности, и дабы вы смогли принести сердца ваши как чистую жертву Отцу Небесному во всей святости и непорочности.

Дети мои, надо очень остерегаться их прикровенной злобы, скрытых козней, обманчивой лжи, различных искушений, их кощунственных помышлений, которые они влагают в наши сердца, делая их жесткими, а также злобу друг против друга, горечь и осуждение ближнего, учат нас самооправданию, чтобы осуждая ближнего, мы оправдывали себя. Стараются увлечь нас гордостью, внушая нам презрение к ближним, уверяя, что все наши беды происходят от ближних, а в то же время как враг находится в нашем же доме (в душе).

Демоны надсмехаются над нами. Они заставляют нас смеяться, когда надо было бы плакать, и плакать, когда надо было бы смеяться; так в каждом случай заставляют нас делать что то обратное, тому, что следует делать.

И много других ложных путей существует, при помощи которых они нас обманывают, делая нас себе покорными рабами. Но обо всем этом невозможно и написать. И Господь видя, что низменный обман, посеянный демонами в сердцах наших, становится нашей пищей, Он посещает нас, освобождая от тяжести тела. А если злые дела наши проявляются в телах наших, в Своем терпении Он допускает и это "и бывает для человека того последнее хуже первого" (Матф. 12,45).

Поэтому не уставайте молиться ко Господу, чтобы милость Его снизошла бы на вас и тогда вы бы поняли, что есть истинно и праведно.

Истинно, говорю вам, дети мои, что этот сосуд, в котором мы обитаем, является гибелью для нас и домом, наполненным неурядиц и разрушения.

Дети мои, каждый человек, исполняющий охотно волю свою, подчиняясь своим мыслям, наслаждаясь ими, и воображая, что в сердце его скрыты великие, избранные тайны, постоянно оправдывая себя во всех своих поступках, – душа такого человека – есть логовище злых духов, советующих ему творить злое, а тело его собрание злых сил, над которыми демоны имеют власть.

Разве вы не знаете, что у них не один только способ борьбы с нами, мы должны понимать это и бежать от них. Ищите и не найдете видимых грехов и порочности, которые бы выражались явно, в плоти, ибо они невидимы телесно; но вы должны знать, что мы служим им телесно, ибо когда души наши воспринимают их порочность, тогда они проявляются, пользуясь телами нашими, в которых тогда обитают. И поэтому, дети мои, не впускайте их, а то Господь разгневается на нас, а они будут смеяться над нами.

Они хорошо понимают, что гибель наша зависит от наших ближних, но и жизнь наша тоже зависит от ближних.

Кто когда-либо видел Бога, и возрадовавшись смог удержать Его в себе? И кто когда-либо смог увидеть демона в его страшной борьбе с нами, в которой он противился всякому сделанному нами добру?

Ибо если бы увидели, то убоялись и бежали от него. Но они действуют тайно, невидимо, а мы своими поступками свидетельствуем о них.

Духовный источник у них общий, но когда они отпали от Бога, и благодаря различию в их деятельности, появилось у них разнообразие. И вот потому в связи с их деятельностью всем духам даны были различные наименования. Некоторые из них были названы Архангелы, Серафимы, Престолы, Власти и т.д. Все эти наименования им были даны тогда, когда они исполняли волю своего Творца. Злые же дела других заставили дать им другие имена: дьявол, сатана, демоны, нечистые духи, духи-искусители и князи мира сего. И надо знать, что между ними существует большое разнообразие. Но есть среди людей те, которые будучи еще во плоти, могут сопротивляться им. И они носят имена: патриархов, пророков, царей, судей, священников и апостолов. Названы же они согласно тем делам, которые творят.

По этой причине, если мы грешим против нашего ближнего, то по существу мы грешим против самих себя, если мы творим зло ближнему, то творим зло себе.

Кто же творит добро ближнему, творит это добро себе. Ибо кто бы мог причинить какое-либо зло или боль Богу, кто бы мог служить Ему достойно, или благословить Его, да как будто бы Он нуждается в чьем-то благословении, или в почести?

Итак, пока мы еще одеты в плоть сию, будем побуждать один другого жертвовать жизнью ради спасения душ наших и душ наших ближних.

И если мы будем так поступать, милосердие Божие снизойдет на нас. Не будем любить себя (то есть свою плоть), чтобы не стать предметом внимания злых сил. Ибо кто познал себя, познал и всех людей. И написано поэтому: "Он призвал все из небытия в бытие". Эти слова относятся к нашей разумно-духовной сущности, которая скрыта в этом бренном теле, но которая не принадлежит ему с самого начала, и должна быть от него освобождена.

И тот, кто любит себя истинно, тот и любит всех людей той же любовью.

Мои возлюбленные дети! Я молюсь о том, чтобы любовь к ближнему не стала в тягость вам.

Вознесите тела и представьте их как алтарь, положив на него все мысли и все злые помышления пред Господом, поднимите руки сердца своего к Нему, Создателю духа и мысли, и молитесь, чтобы Господь даровал вам великий и невидимый огонь, который сошел бы с неба, и истребил бы алтарь и все что на нем, и чтобы все священники Ваала, служащие демонам, бежали бы в страхе от лица вашего, как бежали они от лица пророка Илии. И тогда вы увидите облако в "виде руки человеческой" над морем, которое оросит вас духовным дождем, что есть утешение Духа Утешителя.

Мои возлюбленные дети, святые дети Израиля, не требующие земных имен. Вы знаете мою к вам любовь, не земную – плотскую, а духовную. Я уверен, что дано вам великое благо – познать свое собственное безчестие, и укрепить свой дух (свою разумную сущность), которая не исчезнет вместе с телом. И не считайте, что ваши успехи в религиозной жизни – это ваша личная заслуга, но что во всем вашем преуспевании вам помогает Божественная сила. Всегда стремитесь принести себя в жертву угодную Богу, обрадуйте эту Силу, которая вам помогает, а также обрадуйте и всех святых, да и меня, жалкого, обитающего в этом доме из глины и мрака. Вот потому говоря вам об этом, я молюсь и надеюсь, что раз мы все сотворены из одной и той же невидимой сущности, то мы и должны любить один другого одной истинной любовью. Ибо познавшие себя истинно, знают, что мы всё сотворены из одной безсмертной сущности.

Я хочу, чтобы вы ясно сознавали, что Иисус Христос, наш Господь, является истинным Словом (разумом) Отца. И вся полнота каждого разумного существа сотворена по Его образу и подобию, и "Он есть прежде всего, и все Им стоит и Он есть глава тела – Церкви" (Кол. 1,17-18).

Таким образом мы все члены один другого и Тела Христова, так что голова не может сказать ногам: "вы мне не нужны" (1 Кор. 12,21).

Не уставайте молиться ко Господу, чтобы милость Его снизошла бы на вас и тогда вы бы поняли, что есть истинно и праведно.

И если один член страдает, то и все тело страдает. Но если один член оторвался от тела и потерял сношение с головой, и предался страстям своей собственной плоти, то раны его сделались неизлечимыми, ибо он позабыл и о своем начале (происхождении), и о своем конце. И сострадательный Отец всех созданий, зная неизлечимость наших ран, послал Своего Единородного Сына, Который и "уничижил Себя Самого, приняв образ раба" (Фил. 2,7), но "Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши... и ранами Его мы исцелились" (Исаия 53, 5). И Он собрал нас со всех концов земли для того, чтобы воскресить сердца наши, удаляясь всего земного, и поучая, что все мы сотворены из одной сущности (духа), и что должны любить один другого. Ибо тот, кто любит своего ближнего, любит и Бога, а кто любит Бога, тот любит и свою собственную душу.

Пусть эти слова проявятся в вас, мои возлюбленные дети, приготовьте себя как жертву Богу – в чистоте, которую никто не сможет приобрести без очищения от страстей. И разве вы не знаете, что враги истины (духи лжи) ведут постоянную борьбу против добродетелей. А потому, возлюбленные, "не давайте сна очам, и веждам дремания" (Псал. 131,4).

Взывайте день и ночь к Создателю Своему, чтобы Он облек ваши сердца и мысли Христом. Поверьте мне, дети мои, – мы находимся в разбойничьем доме и связаны узами смерти. И вправду, возлюбленные, наша небрежность, наше унижение, наша потеря правильного пути, является не только нашей личной горечью, но огорчает и ангелов, и святых. Действительно, наше падение приносит горе им всем, также как и наше спасение и слава принесет им великую радость. И не забывайте, что милосердие Отца Небесного никогда не может иссякнуть, с самого начала творения до нынешнего часа, если, конечно, мы по своей свободной воле не пойдем к погибели. Ибо написано: "Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их" (Псал. 33,8).

Дети мои! Я хочу, чтобы вы знали, что перед тем как Божия благодать и милость снизошли к нам, мы были лишены всякой добродетели, погрязали во зле и считались детьми сатаны. А те, кто принадлежал им, знают и понимают, как они стараются покорить нас своей воле.

Известно, что дьявол пал с небес из-за своей гордости и потому он сперва нападает на тех, кто полон тщеславия и гордости.

Возбуждая наше тщеславие и гордость, они отрывают нас от Господа, сея вражду среди нас и отчуждение друг от друга.

Также я хочу, дети мои, чтобы вы знали, что есть много таких, которые совершали великие подвиги в течение всей своей жизни, но их погубил недостаток рассуждения (благоразумия), трезвения. И не удивительно, дети мои, что если вы без трезвения будете совершать труды ваши, то попадете в руки дьявола, думая при этом, что приближаетесь к Богу, и в ожидании света, вместо него вас охватит вечный мрак. И подумайте только, для чего тогда надо было Господу Иисусу Христу брать полотенце и умывать ноги Своих учеников, как не для того только, чтобы показать нам пример смиренномудрия, и всем тем, приходящим к Нему за поучением. Ибо начало всех страстных движений в человеке – это гордость. И потому только с глубоким смирением в сердец, в мыслях, в душе и в теле вы можете наследовать царствие Небесное.

Дети мои о Господе! Я молюсь день и ночь Создателю моему, "Который запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши" (2 Кор. 1, 22), чтобы Он открыл глаза сердца вашего и вы познали глубину моей любви к вам, чтобы уши души вашей познали свое собственное смятение. Ибо тот, кто познал свое безчестие, взыщет снова обрести благодать, кто познал свою смерть, познает и жизнь вечную. Я говорю вам, как людям мудрым, чтобы голод не застал вас на пути к тому месту, которое должно было бы нас обогатить. И я радуюсь времени, которое уже близко, когда мы сможем узреть один другого лицом к лицу, узреть наше истинное "я"; когда печаль и воздыхание удалятся, а мы обретем вечную радость и веселие. И многое еще что я бы хотел вам сказать, но "дай наставление мудрому и он будет еще мудрее" (Притч. 9,9).

Приветствую вас всех, мои возлюбленные дети.


Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод

Flag Counter
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2017 Церковь Иоанна Богослова