Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопрос
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Google+ страничка   YouTube канал отца Олега   YouTube канал стихотворений Олега Урюпина   Facebook страничка  


ВКонтакт Одноклассники Facebook Twitter Google+ Blogger Livejournal Яндекс Mail.Ru Liveinternet

Иеросхимонах Антоний (Булатович)

Моя мысль во Христе

О Деятельности (Энергии) Божества


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  1     1-I     1-II     1-III     1-IV     2-I     2-II     2-III     2-IV     2-V     2-VI     ...  
к следующей страницек следующей странице


Часть 1. Глава II
Указания Св. Писания и Предания на Тройственную Деятельность Божества

Аще и трисияет, единоначальствует Божество
(Антифон 8-го гласа)


Свидетельство о тройственности Деятельности Божества из Церковных служб

Во втором антифоне 6-го гласа говорится: «Святым Духом обожение всем, благоволение, разум, мир и благословение: Равнодетелен бо есть Отцу и Слову». Слова «Равнодетелен Отцу и Слову» совершенно непреложно означают, что Святой Дух имеет равное участие в общей деятельности Святой Троицы наравне с участием в сей деятельности Отца и Слова.

Свидетельства о триединстве Деятельности Божества из церковных служб

Троичность и триединство Действия Божества свидетельствуются следующими словами Троичного канона 1-го гласа (см. песнь 6): «Равностатную силу яко имущи, Троице пресущественная, в тождестве хотения, единица еси проста и нераздельна, Ты убо нас силою Твоею соблюди». Итак, следовательно, здесь говорится о том, что Сила, то есть Деятельность или Энергия Святой Троицы и равное участие в силе каждого действия Святой Троицы принимают все три Лица. И хотение Святой Троицы триедино, ибо каждая Ипостась, как совершенное Лицо, не лишено собственной воли и хотения, но тем не менее, у всех трех Лиц – одна воля, одно хотение, по тождеству сего хотения. Волитель всякого хотения Божия есть Отец, Сын же и Дух Святой волею и хотением Своим хотят и волят всесовершенно то, что волит и хочет Отец. Таким образом, соблюдается единство и простота, и неделимость Деятельности Божества.

***

В седьмой песни того же канона 1-го гласа в следующих словах говорится о вселении Бога Своею Энергиею в человека: «Слове Божий, соестественное Сияние Вседержителя Бога, якоже обещал еси яже у Тебе, Богодетельное вселение сотвори, яко благоутробен, со Отцем Твоим и Духом, и страшна бесом мя покажи и страстем». – Здесь Слово Божие, действующее на человека Глаголом Ипостасного Слова, именуется «соестественным Сиянием Вседержителя». Подразумевается также Энергия Слова, которая соестественна Энергии Отца и Святого Духа; затем приносится просьба о том, дабы сие Соестественное Сияние или Словесная Энергия Сына вселилась в нас вместе с Энергией Отца и Духа Святого – Богодетельным Вселением. «Богодетельное вселение» значит – вселение Божеской «Детели», то есть Энергии, которая есть триединое соестественное Сияние Света Трисолнечного Божества.

***

В Троичном каноне 5-го гласа говорится:

«Едину Власть, едино Господство в триех свойствах неразлучно славим: Отче, и Сыне, и Душе, просвети ны, рабы Твоя» (песнь 4-я, тр. 3).

В сем тропаре опять-таки открывается и исповедуется неслитность и нераздельность тройственной Энергии Божества. Говорится: «Едина Власть», – но Власть Божия есть именование Его Энергии. Говорится: «Едино Господство», – но и сие означает собою Энергию – господственную Деятельность Божества. Затем говорится, что сия единая Власть и Господство является не в слитном соединении, но «в триех свойствах неразлучно». – Исповедав православно достопоклоняемость тройственной и триединой Деятельности Божества, Церковь обращается ко Отцу и Сыну и Святому Духу, то есть к Самому Существу Божиему, прося просветления, то есть приобщения сей славимой триединой Энергии Божества. Этим прославлением Энергии Божества и затем обращением к Существу Триединого Божества, Церковь являет исповедание неотделимости Энергии Божества от Самого Существа Бога, созерцая и во власти Божией, и в господстве Божием, и в просветлении Богом людей – Самого Бога, Самое Триединое Существо, неотделимое от Деятельности Своей.

***

В том же Троичном каноне 5-го гласа говорится:

«Свет нераздельный единаго Естества, Разделенный начертаньми, Трисиянный, Невечерний, мое сердце лучами Твоими озари» (Песнь 5, тр. 3).

Итак, снова видим мы, что Церковь обращается прямо к Энергии Божества, именуя сию Энергию «Светом нераздельным единаго Естества». Очевидно, что Существо Божие именуется здесь «Естеством», а «Свет» сего Божественного «Естества» есть, несомненно, Его Энергия, к которой и направлено наше моление. Затем мы видим, что сия Энергия Естества Божия именуется «Светом Трисиянным», то есть тройственным, и «Разделенным начертаньми», то есть неслитным, который, хотя и единствен в действии Своем, но имеет в себе долю участия каждого Лица в триединой Энергии. Наконец, именуется «Невечерним», то есть вечным и неизменным, ибо Деятельность Божия так же вечна, как вечно и Существо Его.

***

В том же каноне 5-го гласа говорится:

«Несоставно Существо в триех Свойствах, едину Власть и Державу имый: Тем бо состоится тварь всяческая и обновляется» (Песнь та же, тр. 3). Здесь, во-первых, исповедуется нераздельность Существа Троицы как Несоставного, а затем говорится об Энергии Ее – Тройственной, пребывающей «в Триех Свойствах», но и Нераздельной и Триединой, – ибо «Едину Власть и Державу имый». Сия Энергия Божия приобщается словесной твари.

***

В Троичных, поемых после Троичного канона, следующими словами изъявляется триединство Деятельности Святой Троицы: «Воспоим вси боголепно песньми Божественными Отца и Сына и Духа Божественнаго, Триипостасную Державу, Едино Царство и Господство». – «Царство» и «Господство» суть именования Энергии Божества.

***

И еще в Троичном каноне 5-го гласа говорится:

«Державу единственнаго и трисолнечнаго зрака воспевающе, вопием: ум наш озари, Боже Всесильный, и к Твоей, Владыко, возвыси славе неизреченней» (Песнь 1-ая, троп. 1).

Итак, мы видим, что Церковь воспевает «Державу» Божию, именуя этим Энергию Божества, ибо Держава Божия есть державная Деятельность Его. Затем мы видим, что сия Энергия Божия именуется «Державой единственнаго и трисолнечнаго зрака». – Этими словами исповедуется тройственность Деятельности Божества, в коей каждое Лицо имеет долю Своего участия в единстве Действия, то есть как бы в одном озарении тремя солнцами. Свет сих трех солнцев окажется един, но каждое солнце будет иметь долю своего участия в едином озарении. Затем молитва о озарении нашего ума трисолнечным Светом являет то, что озарение нашего ума Божественными откровениями и лучами Богоразумия есть всецело плод непосредственной таинственной Деятельности Божества.

***

И еще в том же каноне:

«Отца и Сына и Духа славим в непременнем зраце Божества, Тебе Единственнаго и Трисияннаго Господа, якоже Пророки и Апостолы от Тебе яве научишася» (Песнь 3-я, тр. 3).

Что значит непременный зрак Божества? – не иное что, но непререкаемо исходящая из Бога Энергия Его, являющая присно свойства Его, или, иначе сказать, – Откровения Имени Его.[3]

Сия Энергия Божества именуется Единственной и Трисиянной, и следовательно, Святая Церковь, наученная Апостолами и Пророками, Духом Святым исповедует Триединство Сияния Света Божества, то есть Тройственность и Триединство неслитной и нераздельной Энергии трех Лиц, неслитных и нераздельных по Существу и по Энергии.

***

И еще в том же каноне:

«Тайно научается единаго Господства Трисветлому Даниил, Христа Судию узрев, ко Отцу идуща, и Духа проявляюща видение» (Песнь 4, тр. 1).

Итак, опять видим тайноводственное свидетельство о том, что Триединый Бог есть также и Трисветел, то есть Тройствен и в Деятельности Своей.

***

В Троичном каноне седьмого гласа говорится:

«Отверзи ми уста умная сердца и устне вещественныя ко хвале Твоей, трисветное едино Божество всех, пети Тебе песнь, Светодетелю, благодарственную» (песнь 1, троп. 1). Итак, Бог именуется Светодетелем, то есть производящим из Себя Энергию Света. Божество же именуется «единым» – «трисветным».

***

«Светоначальное Естество, Троице начертаньми и Единица в Совете, и Славе, и Чести, утверди нас в Твоей любви» (5 песн., 1 тр.). Итак, здесь ясно свидетельствуется тройственность и единство Энергии Божества, ибо единое Светоначальное, то есть испускающее из Себя и дающее из Себя Начало Сиянию Божественного Света Естество Божие именуется «Троица Начертаньми»; по участию же в общей тройственной Энергии Лица одинаковы: «Единица в Совете», – то есть в волеизволении трех Лиц, подчиняющих волю свою воле Отца, – и Единица в Славе Своей, то есть в Откровении Своих Совершенств в Сыне, и Единица в Чести, то есть в поклонении, творимом Святой Троице умными тварями в Духе Святом.

***

«Светолучными блистаньми присное сияя, Трисвете Боже, Единице неприступная и пресущная, спаси иже в Тя, Владыко, верующия благочестно и поклоняющияся Тебе» (песнь 7, троп. 1). Итак, снова свидетельствуется о Энергии Святой Троицы, которая именуется «Светолучным Блистанием».

***

«Солнца лучами трисияннаго озаритися светодательными сподоби сердцам певцев Твоих, и ныне зрети доброту Твою, Троице Единице, яко мощно, даруй, всегда всем верою подобною Твоя величия песнословящим во вся веки» ([песнь] 8, [тропарь] 1). – «Светодательными лучи трисияннаго солнца» – то есть Тройственною Деятельностью Тридеятельного Божества – просим мы, дабы Бог сподобил нас озариться, то есть сим Светодательным Лучам причащаться и в причастии их созерцать совершенства Триипостасного Совершенства в свете веры сердечной.

***

«Храм мя Твоея трисветныя сотвори зари, Благодетелю, Человеколюбче, и причастия, и приобщения: неприступна врагом невидимым и плотским страстем, Владыко, покажи, единоначальный Боже мой и Господи Славы, песнословити во вся веки» (песнь 8, троп. 3). – Деятельность Божества здесь именуется «Трисветною зарею Благодетеля Человеколюбца». Итак, следовательно, изъявляется триединство и тройственность триединой Энергии Божества. Затем просится, дабы молящиеся сподоблялись бы делаться храмом сей Трисветлой Зари, то есть жилищем Божественного Действа. Затем свидетельствуется вера в то, что сие вселение, которое есть и причащение и приобщение Божеству Божественной Энергии, будет человеку в достижение духовных совершенств, в приобретение силы над страстями и похотями и в победу над диаволом.

***

«Равносильная, Богоначальная, Трисветная, Всесильная Державо, неизменная Доброто существенныя Благости, даждь прегрешений разрешение Твоим рабом и искушений и страстей избави» (песнь 9, тр. 3). – Словом «Равносильная» свидетельствуется наличность Силы, то есть Энергии в каждом Лице Св. Троицы; но прошение обращается не к трем равносильным существам, а к Единому Трисветному Существу, к единой Державе, к единой Доброте, к единой Благости. Итак, следовательно, еще раз свидетельствуется о том, что Деятельность Святой Троицы есть неслиянна, и нераздельна, и триедина.

***

О тройственности Энергии Божества свидетельствуют следующие слова Троичного канона 1-го гласа: «Свыше показуя Единственную Богоначальных в триех Ипостасех Державу, Отче, рекл еси равнодетельному Твоему Сыну и Духу: приидите, сошедши языки их смесим» (Октоих, глас 1-ый, Троичный канон, песнь 1-ая).

Итак, видите, что свидетельствуется сим Божественным Глаголом? – Что Держава, то есть всесодержащая Деятельность Святой Троицы, есть Единственная, и что Сын и Дух Святой равнодетельны Отцу, то есть равно участие принимают в каждом действии Божества.

***

То же самое свидетельствуется и в следующей песни: «Первее небеса утвердил еси, Господи, и всю силу их Словом Твоим вседетельным и Духом уст соестественным, с нимиже владычествуеши всяческими в трисиятельнем единоначалии Божества». – Итак, как видите, Энергия Божества названа здесь Трисиятельным Единоначалием Божества.

***

В пятой песни этого же канона говорится о Божестве Лучей, то есть Энергии Божества, в следующих выражениях: «Яже первой ангельстей непосредственне утвари неприступными Твоея доброты лучами осияваемой быти благоволиши, Твоими светлостьми просвети, Троице единоначальнейшая, православно Тебе поющих». Итак, что же говорится сими словами? – Во-первых, то, что лики Ангельские искони просияли не собственным светом, но неприступными лучами Света Божества. Во-вторых, что сии неприступные лучи суть, следовательно, Энергия Божества и Сам Бог в Деятельности Существа Своего. В-третьих, что Троица есть Единоначальнейшая. Затем говорится о том, что и православно воспевающих Святую Троицу Бог благоизволяет просвещать светлостьми Своими, то есть теми же неприступными лучами Своего Божества, как и Ангелов, хотя не столь явственно сияющими, как те неприступные лучи, коими осияваются Ангелы, и посему названными Светлостьми. Во всяком случае, исповедуется, что и сии Светлости суть Деятельность или Энергия Божества.

***

Также и в восьмой песни Энергия Божества именуется «Манием Богодетельным». В той же песни Энергия Божества именуется «Светодательными Лучами»: «К Твоим светодательным лучам взирати присно, имиже насыщуся Славы Твоея {то есть опять же таки Славой именуется Энергия Божества} сладкия, и светодательныя, и пребогатыя». Все сие говорится о умном озарении Божественною Истиною в воспевании Имени Господня. Сия Истина именуется и Светодательным Лучом, и Славою Светодательною. Итак, сия словесная Энергия Божества исповедуется быть подательницею божественного Света – и, следовательно, Богом.

***

Святая Троица называется в церковных песнопениях: «Единоначальная, Живоначальная, Светоначальная». Что же означают сии названия? «Единоначальная означает Единое начало всякого действия Божия. «Единоначальная» значит также и то, что сим исповедуется, что Деятельность Божества не есть тварь, ибо Бог в Троице именуется не Творцом Своей Деятельности, но Началом.

«Живоначальная» Троица означает, что Она есть «Начало» Жизни Вечной и вообще начало Духа Жизни Божественной. Сей «Дух Жизни» есть сила, исходящая из Святой Троицы, как из своего Начала, то есть сей Дух Жизни есть жизненная Деятельность Св. Троицы.

Наконец, Святая Троица называется «Светоначальная», и этим самым признается то же самое, что Свет Истины Божественной, а следовательно, и тот Свет, который сокровен в Глаголах Божиих, есть Деятельность Света Истины Божества, ибо исходит из Пребожественной Троицы, как из Своего начала, а не сотворен подобно разным другим тварным силам.

***

В Троичном каноне 5-го гласа еще говорится:

«Божественное питие Твоей любви, сладчайшее, Светодейственное, души моей подаждь, Троице Единице Светоначальная, и Божественное умиление чистительное, Владыко Многомилостиве всея твари» (Там же, троп. 3).

Итак, здесь, во-первых, мы видим: любовь к Богу есть дар Божий. Таков же дар есть и Божественное умиление. Затем мы видим, что дар любви к Богу именуется «Светодейственным», то есть приобщающим к Свету, к Энергии Света Божества светоначальной Троицы. Итак, как видим, и в сем тропаре тайноводственными гласами воспевается не иное что, но именно Энергия Божества, и открываются свойства ее.

***

В том же каноне говорится:

«Довольно изъяви пророк, поя Отцу Твоему Свету: узрим Духом Свет Сына, единаго Бога Трисолнечнаго» (Песн. 6, тр. 2).

Таинственнейшие слова, изъявляющие, во-первых, что созерцание Бога есть Действие Откровения Сына и Слова в Духе Святом. Затем изъявляется неслитность Энергии Божества, ибо и Энергия Отца именуется Светом, и Светом именуется и Деятельность Сына, причем сей Свет Сына зрится Духом Святым, и в сем Свете Сына исповедается быть зримой Единая Троица Трисолнечная, то есть Тройственная в Деятельности Своей и Триединая, Неслитная и Нераздельная и по Существу, и по Энергии.

***

В Троичном каноне 2-го гласа говорится:

«Иже Источник и корень Отец сый, яко виновен, иже в Сыне и Святем Дусе срасленнаго Божества Трисолнечный сердцу моему источи Свет, и причастием осияй Богодетельнаго Сияния» (песнь 1, троп. 2). Итак, здесь ясно приносится прошение о том, чтобы Бог сподобил бы причастить молящихся причащением Энергии Божества, которая именуется «Богодетельным Сиянием Трисолнечнаго Света».

***

В том же каноне говорится еще: Трисветлая Единице Богоначальная, весь разори грехов и страстей моих мрак, Светлых Лучей Твоих сладчайшими Причащеньми, и сотвори мя Твоея неприступныя Славы храм и сень пречистую» (п. 1, тр. 3). – Итак, как видите, здесь опять-таки изъявляется причастимость Энергии Божества, которая именуется «Светлыми Лучами» и «Неприступною Славою», то есть Славою Неприступного Бога.

***

Там же говорится: «Егда в начале Адама создал еси, Господи, тогда Слову Твоему Ипостасному возопил еси, Благоутробне: сотворим по Нашему подобию: Дух же Святый соприсутствоваше Содетель. Темже вопием Ти, Творче: Боже наш, слава Тебе» (там же седален по 3-ей песни). – Итак, здесь ясно изъявляется участие Трех Лиц в общем Действии Божества: Отец изъявляется быть инициатором, то есть Произволителем сотворения человека; Сын подразумевается Определителем воли Отчей, а Дух именуется Соделателем Тройственного Совета.

***

В том же каноне говорится: «Единицы начальныя несмесна три Лица воспеваем, яко свойственне имущая и раздельне ипостасне: но убо соединенна и нераздельна в Совете же, и Славе, и Божестве» (там же песнь 4, тр. 3). Этим изъявляется нераздельность участия Лиц в волеизволении Святой Троицы, по инициативе Отца, которое и называется Советом. Изъявляется нераздельность участия Трех Лиц и в Откровении, которое именуется Славою; нераздельность и во всяком Божественном Действии.

***

Там же говорится: «Неприступная Троице, соприсносущная, собезначальная, Богоначальная, неизменная во всех, кроме Светоносных Свойств, всякий лукавый упраздни совет, и стужения демонов невредна соблюдаяй мя присно, Господи всех» (п. 8, тр. 1). – Итак, здесь открывается изменяемость Светодеятельности Божией по отношению к твари, то есть что Бог по произволению и умаляет степень осияния твари Своим Светом, то есть лучами световой Энергии Божества, или увеличивает степень сего осияния.

***

«Возсияй в сердцах, трисолнечное Божество, воспевающих Тя, трисиянным Светом Твоим, и даждь разум еже во всех разумети и деяти Твое хотение благое и совершенное, и величати, и славити Тя» (п. 9, тр. 2). Здесь Энергия Божия, причастимая человеку, именуется «Трисиянным Светом», который дает человеку ум к разумению хотений Божиих и силу к исполнению их и отверзает уста человека к величанию и прославлению Бога в Богооткрываемых совершенствах свойств Его.

***

В Троичном каноне 3-го гласа говорится: «Равновещающе словесем пророческим, славных Апостол же и проповедник веры, Равнодетельную Тя Троицу славословим вернии, Боже всех» (песнь 3, тр. 3). Итак, как видите, Дух Святый, устами церковного Святого песнописца (св. Митрофана), совершенно непреложно изъявляет, что Лица Святой Троицы равно имеют участие в единой общей Деятельности Божества: равнодетельна есть Святая Троица.

***

В Троичном каноне 4-го гласа говорится: «Помазася от Отца Духом радования, Богодельным елеем, Сын и человек бысть и единаго Божества триипостасное научил есть» (п. 1, тр. 2). Здесь изъявляется, что на Сыне по благоволению Отца почивала Деятельность Святого Духа, которая здесь именуется «Богодельным елеем», «Помазанием Духом Радования» «от Отца» – то есть по воле Отца.

***

В том же каноне говорится: «Разделену сущу неизреченно Лицы Божества и соединяемому Державою вкупе единем Господством, безпредельну едину, неописанну, воспеваем Тя, Творца всея твари» (п. 4, тр. 2). – Итак, как видите, Деятельность (Энергия) Божества именуется здесь Соединяемой Державой и Единым Господством.

***

В том же каноне говорится: «Свете трисолнечне, существеннаго Света Твоего возсияй ми единственное Божество, несозданное Естество и светодейственный Источниче всякия Светодательныя Зари, да созерцаю Твою доброту неизреченную» (гл. 4, песнь 5, тр. 2). – Здесь совершенно определенно делается различие между непричастимою Сущностью Божества и причастимою Его Энергиею: Существо Божие именуется – «Свет Трисолнечный, Существенный Свет, Единственное Божество, Несозданное Естество и Светодейственный Источник», а Энергия Божества именуется Светодательною Зарею сего Светодейственного Источника – Существа Святой Троицы. Также изъявляется, что в причастии сих Лучей Света Божества созерцается неизреченная Доброта Божества, то есть Его совершенства.

Примечание. Название «Свет» употребляется Св. Отцами как в отношении Существа Божия, так и в отношении к Энергии Его. Поэтому и мы относим это слово, часто встречающееся в церковных песнопениях, иногда к Существу Божию, а иногда к Энергии Его, соответственно смыслу, придаваемому песнописцем. Считаем себя вправе это делать, вспоминая слова Св. Симеона Нов. Богосл[ова]., который совершенно определенно выразился о сем, что всякая Энергия Божия есть Свет. Смотри 62-е Слово.

***

«Учиненная небесная естества и умныя чины православно вси земнороднии подражающе, славим едино Божество в триех равнодетельных Ипостасех» (песнь 7, тр. 1). Этими словами с совершенной непреложностью изъявляется Равнодеятельность Трех Лиц в Деятельности Божества.

***

В антифоне 4-го гласа говорится: «Святым Духом Боговедения Богатство, зрения и премудрости: вся бо в Сем Отеческая веления Слово открывает». – В этом антифоне с несказанною ясностью и определенностью изъявляется род участия каждого Лица Святой Троицы в единой общей Деятельности: Дух Святой по воле и велению Отца открывает в Глаголе Сына твари в созерцаниях совершенства Божии, и сии созерцания суть Боговедения Богатство и Богосозерцания и приобщение Премудрости Божией.

Евангельское свидетельство Господа Иисуса Христа о совместной Деятельности Лиц Божества

«Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя» (Ин. 17:10). О чем здесь говорится? О каком достоянии Отца и о достоянии Сына, что они суть общи? – Общее достояние Отца и Сына есть, во-первых, нераздельная Деятельность Божества. А что здесь идет речь именно о Деятельности Божества, свидетельствуют предыдущие слова: «разумеша, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть». – Итак, следовательно, «Моя» есть то все, что Отец дает Сыну, т. е. и Глаголы, и Откровение. Но да не подумает кто, что Деятельность Божества исходит только от Отца и принадлежит только Отцу, – Господь говорит: «Вся Моя Твоя суть, и вся Твоя Моя». – «Твое Благоволение во Мне, и Мои Глаголы в Тебе. Твое Благоволение в чудотворящих Силах Св. Духа, и сия Деятельность Духа Святого в Тебе, и Глаголы Мои в Духе Святом».

Еще о Триедной Деятельности Божества

Как о триединстве Святой Троицы мы говорим словами трех Святителей: «Слово бе в начале ко Отцу собезначальное, и Дух Божий Бог бе пребезначальный: просто, единосущно, соестественно Божество, яко Божественнии глаголют проповедницы. Совокупляю и разделяю, яже совокупленне разделяемая едино нераздельно помышляю и три мню» (канон 30 января, песнь 6-ая).

Смеем также мыслить и о триединой Деятельности Божества: искони Благоизволителем взаимной Деятельности любви был Отец, Глаголом познавательной любви совершенств Божиих был Глагол Сына и Слова, и чувство в любви, глаголемой Сыном, был Дух Духа Святого, – и сии трие едино суть. Также и по отношению к людям: Благоволение к человеку и примирение с человеком есть особое Действие Отца; Откровение и Истина, открываемые человеку, есть Действие особое Сына, а Благодать и Сила, ниспосылаемые на человеков, есть Действие Духа Святого, – и сии трие едино суть. «Совокупляем» сии Энергии Отца и Сына и Духа Святого – и «различаем» совокупно же присносуществующие и различаемые – единое нераздельное Действие Божества помышляем и три мним, различаемые нераздельно.

О сем различии триединства Деятельности (Энергии) Божества ясно говорит Господь в последних словах, обращенных к Апостолам: «Аз послю обетование Отца Моего на вы: вы же седите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше» (Лк. 24:49).

Видите, какое триединство, которое есть: 1) Обетование Отца, сиречь Его Благоволение, выраженное обещанием; 2) Послание Сына, то есть Его Откровение, ибо мы знаем, что сошествие Святого Духа на Апостолов именно выразилось не только в шуме ветра и в огненных языках, но и в богатом излиянии Откровения, ибо все апостолы на разных языках вдруг стали славить величия Божии, и, следовательно, им тогда же были откровенны свойства Божии Глаголом Сына в Духе Святом; 3) «Сила», то есть Благодать Духа Святого.

Триединое Существо, Триединое Действо, Боже наш, слава Тебе.

Еще о нераздельности Энергии Отца и Сына. Свидетельство Господне

«Отец любит Сына и вся показует Ему, яже Сам творит».

«Приидите, благословеннии Отца Моего, унаследуйте уготованное вам Царство». – В сих словах является триединство Энергии Божества. В чем заключается Царствие Небесное? – В приобщении людей к Свету и вообще к Энергии Божества. Иначе говоря, Царствие Небесное для человека состоит в изобильнейшем восприятии Благодати Святого Духа. Но для кого может наступить сие посещение его Энергией Святого Духа? – Для «Благословенных Отца», для тех, о коих благоволит Отец; для тех, по отношению к коим подействует Энергия Благоволения Отца. Но что же привлекает Благоволение Отца? Вера во Иисуса Христа и во Имя Его, вера во Глаголы Сына и Отца, как то и Сам Отец сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих». Так и Апостолы беспрестанно повторяют о том, что спасение и Благодать мы имеем получить «о Христе Иисусе, Господе нашем», и «во Имя Господа Иисуса». Также и в Евангельских словах, приведенных нами выше, говорится: «приидите, благословеннии Отца Моего», – какие благословеннии? – «Возжадахся, и напоисте Мене» и т. д. Сие скажет Слово и Сын на Страшном Суде, ибо суд Отец предоставил Сыну. Итак, вот ясный пример триединства Энергии Божества: Отец благоволит о верующих в Сына, и в слова Сына, и во Имя Его; Сын же определяет, по воле Отца, кто именно оказался достоин сего благоволения Отчего; а Дух Святой сообщает таковым уготованное по воле Отца для благословенных Сыном наследие «Царствия» – то есть Себя Самого во Энергии Своей, купно с Энергией Отца и Сына.

А вот еще намек на триединство Действия Божия в сих словах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и Причастие Святаго Духа буди со всеми вами» (II Кор. 13:13), – все сие есть триединый акт Действия Божества, а не три отдельных друг от друга акта.

А вот еще замечательно именование триединой Энергии Божией «Отчим Благоволением»: «Распростертыма дланьма на кресте, Отеческаго исполнил еси Благоволения, благий Иисусе, всяческая...» (6 гл., 1 п. кан. воскр.).

Господь Иисус Христос Сам свидетельствует следующими словами то, что Им осуществляется Свет Святой Троицы, и что в Его Деятельности пребывает Триединая Деятельность Св. Троицы: «Мое Брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мене и сотворю дело Его» (Ин. 4:34). «Воля Пославшаго» есть именование особой Деятельности Отца, которой Отец участвует в Триединой Деятельности Божества, а «Дело Его» есть именование особой Деятельности Духа Святого. Итак, в Сыне Божием деялись Советы Святой Троицы, Пославшей Его. В Его действиях была и Воля Отца, и вседетельная Сила Духа Святого.

Но ныне Кто же на земле осуществляет Советы и преднамерения Святыя Троицы? Через Кого деет в мире Деятельность Божия? – Через Духа Святого. О Нем можно сказать, что Его брашно есть ныне – совершать Волю Пославшего Отца и возвещать Глаголы Сына, творя Собою Дела Его.


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  1     1-I     1-II     1-III     1-IV     2-I     2-II     2-III     2-IV     2-V     2-VI     ...  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод

Flag Counter
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2018 Церковь Иоанна Богослова