Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео 
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопрос 
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Google+ страничка   YouTube канал отца Олега   YouTube канал стихотворений Олега Урюпина   Facebook страничка  


ВКонтакт Одноклассники Facebook Twitter Google+ Blogger Livejournal Яндекс Mail.Ru Liveinternet

Из книги: "Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима"


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  Предисловие     1     2     3     4     5     6     7     Прим.1     Прим.2     Прим.3  
к следующей страницек следующей странице


Примечание 1

[3]. Совестный суд – учрежден императрицей Екатериной II , ведал уголовными и гражданскими делами, которые по характеру своему не могли быть судимы на основании общих законов. Из-за малого количества рассматриваемых дел Совестные суды с 1828 года постепенно упразднялись. В 1861 году были закрыты последние два из них, в столицах, но признана необходимость сохранения на некоторое время звания совестных судей.

[4]. Антоний (Смирницкий, 1773–1846) – рукоположен во епископа Воронежского и Черкасского 31 января 1826 года; с 1829 года именовался Воронежский и Задонский, с 1832 года – архиепископ. Прославлен в лике местночтимых святых Воронежской епархии в 2003 году. Известен подвижнической жизнью. См. о нем: Савостьянов Н. Жизнь Преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского. СПб., 1852. Переиздано в Москве в 2000 году под названием «Наследник воронежских святителей».

[5]. Святитель Митрофан (1623–1703) – рукоположен во епископа Воронежского 4 апреля 1682 года. Открытие его святых мощей произошло 6 августа 1832 года.

[6]. Святитель Тихон Задонский (Соколов, 1724–1783) – рукоположен во епископа Кексгольмского, викария Новгородской епархии 13 мая 1761 года; с 3 февраля 1763 года – епископ Воронежский и Елецкий, с 17 декабря 1767 года – на покое. Известный духовный писатель. Открытие его святых мощей произошло 13 августа 1861 года.

[7]. О6 этом событии Н. А. Мотовилов говорит и в других, ранее опубликованных документах (см.: Н.А. Мотовилов и Дивеевская обитель. Дивеево, 1999. С 141, 150).

[8]. Антонием (см. прим. 4).

[9]. Арсений (Москвин, 1797-1876) - духовный писатель, сын диакона, магистр и преподаватель Петербургской духовной академии, рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого 24 апреля 1832 года; с 1841 года - архиепископ Подольский и Брацлавский, с 1848 года - архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский, с 1860 года – митрополит Киевский и Галицкий. Виделся с преподобным Серафимом Саровским, о чем сохранилось его собственноручное письмо.

[10]. Иоанн (Доброзраков, около 1790-1872) - рукоположен во епископа Пензенского и Саранского 17 августа 1830 года; с 1835 года - епископ Нижегородский и Арзамасский, с 1847 года – архиепископ Донской и Новочеркасский, с 1867 года – на покое.

[11]. «...яко восхищен бысть в рай и слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати» (2 Кор. 12,4).

[12]. Серафим (Глаголевский, 1763–1843) – рукоположен во епископа Дмитровского, викария Московской епархии 25 декабря 1799 года; с 1804 года – епископ Вятский и Слободской, с 1805 года – епископ Смоленский и Дорогобужский, с 1812 года – архиепископ Минский и Литовский, с 1814 года – архиепископ Тверской и Кашинский, с 1819 года – митрополит Московский и Коломенский, с 1821 года – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский.

[13]. То есть 1 октября. Все даты приведены по старому стилю.

[14]. Служба святителю Митрофану, составленная Н. А. Мотовиловым и им собственноручно переписанная набело, была в недавнее время обнаружена Я. Э. Зелениной в бумагах митрополита Исидора (СПбДА AI /186) и впервые опубликована в журнале «Светильник» в № 2-3 за 2003 год. В настоящем издании публикуется по рукописи. Используемая же в церкви в настоящее время служба с акафистом составлена в 1842 году кн. П. А. Ширинским-Шихматовым и тогда же напечатана (см.: Савостьянов Н. Указ. соч. С. 107).

[15]. Император Николай I скончался 18 февраля 1855 года.

[16]. «...весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 32-33).

[17]. Кантонисты – в 1805–1856 гг. сыновья солдат, обрекавшиеся в России на военную службу и отдававшиеся на воспитание в так называемые школы кантонистов.

[18]. Бегичев Дмитрий Никитич (1786-1855) – писатель, 1830-1836 гг. – воронежский губернатор, в 1836 году – обер-прокурор, с 1840 года – сенатор, с 1844 года – попечитель московского Дома трудолюбия. Напечатал имевший в свое время известность роман «Семейство Холмских» (ч. 1-6, М., 1832, 1833 и 1841); «Ольга, или Быт русских дворян в начале нынешнего столетия» (В 4 ч., СПб., 1840): «Провинциальные сцены» (СПб., 1840); «Быт русского дворянина» (в прил. к «Москвитянину» за 1855 год). См. о нем: Савостьянов Н. Указ. соч. С. 51, 137–138; Русские писатели 1800–1917. Биографический словарь. М., 1989. Т. I . С. 194.

[19]. Ермолов Алексей Петрович (1777–1861) – генерал от артиллерии, член Государственного совета, главнокомандующий русскими войсками в Грузии в 1816-1827 гг.

[20]. Ошибка в тексте. Правильно – Мешеринов. (Прим. сост.)

[21]. Русанов Василий Акимович (1779 - после 1831) – генерал-майор, воспитанник Пажеского корпуса, участник сражения с французами при Прейсиш-Эй-лау в 1807 году; с 1827 года в отставке. Проживал в имении в Землянском уезде Воронежской губернии.

[22]. Житие святителя Митрофана «из составленных уже материалов» было написано в 1834 году известным иеромонахом Аникитой (в миру – князь Сергей Александрович Ширинский-Шихматов) (см.: Савостьянов Н. Указ. соч. С. 65).

[23]. Журнал «Христианское чтение» выходил в 1821 – 1917 гг.

[24]. Иеромонах Иоасаф (он же Саровский послушник Иван Тихонович Толстошеев, впоследствии игумен Павло-Обнорского монастыря, в схиме Серафим; 1801 -1884). После кончины преподобного Серафима сначала устно, а затем и печатно объявил себя ближайшим его учеником, сумел подчинить себе Дивеевскую обитель, устроив соединение двух отдельных общин, довел ее до внутреннего и внешнего разорения и смуты, после чего решением Святейшего Синода был удален от всякого вмешательства в дела Дивеевского монастыря. Преданные ему сестры, выйдя из Дивеевской обители, основали в Арзамасском уезде Серафимо-Понетаевский монастырь, находившийся под руководством отца Иоасафа. См. подробнее: Архимандрит Серафим (Чичагов). Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. 2-е изд., доп. СПб.. 1903. (Архимандрит Серафим, впоследствии митрополит, священномученик.) По рассказам о. Иоасафа, преподаватель Петербургской гимназии Н. Андриевский составил «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима, иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни» (СПб.. 1849, 1856, 1877, 1885, 1913).

[25]. Елагин Николай Васильевич (1817-1891) – духовный писатель и цензор. Отредактировал и издал в 1863 году первое Саровское жизнеописание преподобного Серафима.

[26]. Житие Старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. М., 1863. Всего 7 изданий

[27]. Апостол Фома – один из двенадцати избранных апостолов, не был при явлении воскресшего Спасителя Своим ученикам и не мог поверить в действительность воскресения. Тогда Господь в следующее Свое явление ученикам предложил ему вложить руку в язвы от копия и гвоздей. Убежденный этим, Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20, 24–29).

[28]. «Аминь бо глаголю вам: дондеже прейдет небо и земля, йота едина, или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будут» (Мф. 5, 18).

[29]. Молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)». В обиходе она называется Иисусовой молитвой. Принята Церковью и одобрена на «исихатском» Константинопольском Соборе 1347 года.

[30]. Н. А. Мотовилов родился в 1809 году. Речь идет о 1832 годе.

[31]. То есть в 1861 году.

[32]. Корсун (Карсун) – уездный город Симбирской губернии. День Святой Троицы в 1833 году был 21 мая. Следовательно, Мотовилов был в Корсуне между 22 и 28 мая. Э. И. Стогов в воспоминаниях пишет: «На Троицу бывает большая ярмарка в Корсуне, куда выводилось до двух тысяч заводских лошадей» (Стогов Э.И. Записки жандармского штаб-офицера эпохи Николая I . M ., 2003. С. 153). У Н. А. Мотовилова имелся конный завод, потому он и бывал на ярмарке.

[33]. Загряжский Александр Михайлович (1798 – после 1878) – симбирский гражданский губернатор с 1831 по 1835 годы. Член масонской ложи Соединенных друзей в Санкт-Петербурге до 1822 года. Родственник А. С. Пушкина по жене. Поэт в 1833 году посещал в Симбирске Загряжского во время сбора материалов о Пугачевском бунте. О Загряжском сохранился большой рассказ Э. И. Стогова, в котором Загряжский был обрисован с отрицательной стороны (см.: Русская старина. 1878. № 12. С. 638-654; 1903. № 5. С. 314-323). Ответ самого Загряжского помешен в «Русской старине» (1879. № 1. С. 171 – 175). О неблаговидных поступках Загряжского упоминает А. И. Тургенев в письме кн. П. А. Вяземскому в 1837 г. (см.: Остафьевский архив. Т. IV . С. 7; Т. III . С. 364, 744). Под именем Льва Михайловича Углицкого Загряжский выведен в воспоминаниях И. А. Гончарова, исполнявшего некоторое время обязанности личного секретаря при Загряжском в 1835 г. (см.: Гончаров И.А. Поли, собр соч.: В 12 т. СПб., 1899. Т. 12. С. 44-158).

[34]. Енгалычев Николай Александрович (1796–1861) – князь, тамбовский помещик, предводитель дворянства Темниковского уезда. По близости его поместья к Сарову часто бывал у преподобного, а его дочь Екатерина поступила в Дивеевскую общину (в монашестве Евпраксия).

[35]. Вассиан (1745–1827) – иеросхимонах, слепой, известный прозорливец. Собеседник императора Александра I в 1816 году. Очерк священника В. Зноско о нем переиздан в книге «Киевские подвижники благочестия» (Киев, 1994. Т. 1. С. 183-236).

[36]. Сулема – хлорная ртуть, очень ядовита.

[37]. Шпиаутер – так русские мастера называли цинк.

[38]. Нифонт (Черницын, 1761-1842) – игумен Саровский в 1807-1842 годах. Известен подвижнической жизнью.

[39]. Крест медный большой восьмиконечный, который преподобный носил поверх одежды, – благословение матери. По благословению преосвященного Иеремии (Соловьева) хранился на престоле в Преображенской кладбищенской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря.

[40]. Псалтирь, Евангелие и Апостол издания 1651 года, переплетенные в одну книгу в старинном кожаном переплете, которую преподобный всегда носил в сумке за плечами, когда ходил из монастыря в пустыньку и обратно. Хранилась в той же Преображенской церкви в шкафчике возле алтаря.

[41]. Икона Божией Матери «Жизнодательница» или «Животодательница». Празднование ей установлено в Неделю Всех святых.

[42]. Святитель Димитрий Ростовский. Алфавит духовный // Творения иже во святых отца нашего св. Димитрия Ростовского. СПб. [Б.г.] С. 997-1083. Отдельное издание: Алфавит духовный святителя Димитрия Ростовского. М., 1901. Вероятно, у преподобного была книжица святителя Димитрия. Настоящим автором данной книги считается Киевский митрополит XVII в. Исаия Копинский (см.: Митрополит Евгений (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. М., 1995. С. 123).

[43]. Рандеву – условленное свидание (фр.).

[44]. Блудов Дмитрий Николаевич (1785-1864) – граф, литератор, государственный деятель. В 1812 году – советник русской миссии в Стокгольме, в 1817-1820 годах – дипломат в Лондоне, в 1826 году – товарищ министра народного просвещения, в 1832-1837(8?) годах – министр внутренних дел, в 1837(8?) – министр юстиции. С 1839 года – член Государственного совета, в 1855 году – президент Академии наук, в 1861-1862 годах – председатель Государственного совета и Комитета министров. Один из организаторов литературного общества «Арзамас».

[45]. Парии – 1) не принадлежащее ни к одной из четырех индийских каст низшее сословие; 2) в переносном смысле – все отверженные, презираемые, безправные.

[46]. Мария Стюарт (1542–1587) – королева Франции, затем королева Шотландии, свержена с престола за поддержку католицизма, бежала в Англию, где 18 лет находилась в заточении, затем была обезглавлена.

[47]. Искра Иван Иванович – полтавский полковник, вместе с В. С. Кочубеем донес Петру I об измене гетмана Мазепы; казнен в 1708 году.

[48]. «Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит. И изведет яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его» (Пс. 36, 5-7).

[49]. «Глаголю же вам другом своим: не убойтеся от убивающих тело и потом не могущих лишше что сотворити: сказую же вам, кого убойтеся: убойтеся имущаго власть по убиении воврещи в дебрь огненную: ей, глаголю вам, того убойтеся» (Лк. 12, 4-5).

[50]. «Яко не оставит Господь жезла грешных на жребий праведных...» (Пс. 124, 3).

[51]. Языкова Екатерина Михайловна (1817–1852) – жена (с 1836 года) известного писателя и славянофила Алексея Степановича Хомякова (1804-1860). Имение ее родителей с. Языково находилось в 65 верстах от Симбирска, в Корсунском уезде.

[52]. Языков Николай Михайлович (1803–1843) – известный поэт, славянофил, друг Н. В. Гоголя.

[53]. Эту же характерную черту подмечает в своих воспоминаниях И. А. Гончаров (см.: Гончаров И. А. Указ. соч. С. 92–93).

[54]. Рылеев Кондратий Федорович (1795-1826) – поэт, декабрист, казнен за участие в восстании. Наиболее известное произведение – поэма «Думы». После 1825 года как автор запрещен к печати.

[55]. Мицкевич Адам (1798–1855) – выдающийся польский поэт, участник движения за независимость Польши, эмигрировал во Францию. Произведения его были запрещены к распространению в России. «Крымские сонеты» – одно из известнейших его произведений.

[56]. То есть к 25 июня 1833 года, когда мощи святителя Митрофана должны были по воле императора Николая I быть перенесены в возобновленный Благовещенский собор (см.: Савостьянов Н. Указ. соч. С. 62).

[57]. Шервуд Иван Васильевич (1798–1867) – англичанин на русской службе, унтер-офицер 3-го Украинского уланского полка, впоследствии подполковник. Раскрыл заговор Южного общества декабристов, за что ему высочайше пожалована прибавка к фамилии «Верный».

[58]. В то время для выпускников университетов существовало две степени (звания): действительного студента и кандидата. Последняя была выше и давала право на защиту магистерской диссертации и получение звания магистра.

[59]. Действительный статский советник – по гражданскому ведомству чин 4-го класса Табели о рангах, соответствовал генерал-майору армии.

[60]. Камергер – придворное звание, в которое в виде награды возводили гражданских чиновников.

[61]. Андреевская лента – лента высшего ордена Российской империи – ордена Св. Андрея Первозванного.

[62]. Мотовиловы, по подобию многих старинных родов, выводили свой род от некоего Монтвида, владетельного князя времен Рюрика. Действительным же предком их был родной брат знаменитого боярина XIV в. Андрея Ивановича Кобылы, родоначальника Романовых, Шереметевых и др. (см.: Н. А. Мотовилов и Дивеевская обитель).

[63]. Нерчинские рудники – находятся в Читинской области, известное место ссылки.

[64]. Дашков Дмитрий Васильевич (1788-1839) –государственный и литературный деятель, дипломат. Статс-секретарь с 1826 года, с 1829 года управлял Министерством юстиции, с 1832 года – министр юстиции, в 1839 году – член Государственного совета. Член литературного общества «Арзамас». С 1831 г. – почетный член Петербургской академии наук. Издал книгу «Афонская гора. Отрывок из путешествия по Греции в 1820 году» (СПб., 1824), «Русские поклонники в Иерусалиме. Отрывок из путешествия по Греции и Палестине в 1820 году». Как министр юстиции был непоколебим и стоек до самоотвержения.

[65]. Штеттин (совр. Щецин) – главный город прусской провинции Померании. В середине августа 1833 года император Николай I выехал на пароходе «Ижора» в Штеттин для встречи с королем Пруссии Фридрихом-Вильгельмом III , а затем отправился в Мюнхенгрец (в Северной Богемии) для встречи с австрийским императором Францем I (см.: Тальберг Н. Д. Русская быль. М., 2000. С. 394, 399).

[66]. Анна Лаврентьева Лыжина под № 37, исцелена святителем, как значится в книжке современной его исцелений, Анастасия Куликовская и Анна Феодорова Дивеевская. (Прим. Н. А. Мотовилова.)

[67]. В письме от 24 декабря 1854 года графу Адлербергу Мотовилов пишет следующее: «Когда в 1833-м году после первой петербургской поездки моей на обратном пути оттуда заехал я в Воронеж, то чрез несколько дней моего там пребывания святитель Митрофан, явившись архиепископу Антонию Воронежскому и Задонскому, приказал передать мне следующие слова его: "Скажи Мотовилову: зачем знавшие Серафима ищут еще и моей помощи, разве они не знают, что Серафим от Господа Бога получил такую же силу благодати и чудотворений, как и я сам; а если не знают, то пусть он и сам это узнает и другим от лица моего передает. – А у тебя здесь есть девушки из общины Серафимовской, они принесли тебе отколок камня, на котором Серафим 1001 день и 1001 ночь боролся с бесами и победил их, о чем при жизни еще своей он лично извещал ему. Девушки сии находятся у тебя в странноприимнице, и одна из них, больная, просит меня об исцелении, то скажи вдобавок ему, что за великий подвиг сей борьбы Серафимовой на камне сем Господь и самому камню дал силу целеб и чудотворений. И кто будет пить с этого камня воду, тот будет исцелен благодатию Божиею, а кто иметь его у себя или с собою, тот будет сохраняем силою Господнею от врагов видимых и невидимых. Дай ему принесенный девушками отколок камня, вели напоить водою с него больную, и она исцелеет, – а подобные отломки камня раздавать верующим с рассказом и настоящих слов моих, и все будут по вере своей получать сказанные цельбы и защиту". Воля святителя тогда же была вполне исполнена: больная исцелена, а камень сначала мною самим, а потом и другими стал раздаваться по всей России, всегда сопровождаемый означенными силами» Российский Государственный исторический архив (РГИА), ф. 472, оп. 18 (107/944), 1854. д. 42, лл. 24 об. - 25).

[68]. Адлерберг Владимир Федорович (1790-1884) – граф, любимец императора Николая I ; министр императорского двора в 1852-1872 годах.

[69]. В 1854 году Мотовилов подал прошение императору Николаю I о разрешении поднести ему копию иконы Божией Матери «Умиление», членам императорской фамилии – сколки с камня, на котором молился преподобный Серафим, с изображением этого моления, а в действующую армию – подобную же икону «Умиление». Разрешение было дано, и Мотовилов представил 2 иконы и 28 сколков камня.

[70]. Аваддон (евр. – губитель) (Апок. 9, 11) – имя ангела бездны, под которым древние толковники подразумевали сатану, соответствует греческому наименованию Аполлион (см.: Библейская энциклопедия. М., 1991. Т. 1. С. 6).

[71]. Люцифер (Денница) – в Священном Писании первый из ангелов, из гордости возмутивший других ангелов против Бога и за то свергнутый в преисподнюю.

[72]. Эмансипация – у римлян – освобождение из-под отцовской власти; отсюда эмансипация означает вообще освобождение от зависимости.

[73]. Рутина - безотчетное следование преданию, обычаю (см.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. 1882. Т. IV . С. 115).

[74]. Мельничная Дивеевская община была основана в 1827 году преподобным Серафимом по повелению Матери Божией из одних девиц на особых правилах. Мельничной называлась по стоявшей в ней и питавшей их мельнице и для отличия от Казанской общины матушки Александры. Упразднена в 1842 году путем слияния с Казанской в единую Дивеевскую общину.

[75]. Богоявленская вода, или Великая Агиасма, освящается раз в год на праздник Богоявления 6 января по особому чину, хранится в течение всего года и используется в случаях болезни или нападений врага.

[76]. Вифезда – букв. «дом милосердия», купальня, окруженная крытыми галереями, в Иерусалиме; по словам Евангелия, Ангел возмущал по временам воду в ней, и тот больной, кто первый сходил в нее в это время, выздоравливал (см.: Ин. 5, 2-4).

[77]. Святитель Иоасаф Белгородский (Горленко, 1705-1754) – рукоположен во епископа Белгородского и Обоянского 2 июня 1748 года. Прославление его в лике святых совершилось 4 сентября 1911 года, причем тело было обретено нетленным. Память его 4 сентября и 10 декабря.

[78]. Тарантас – прочный дорожный экипаж, представляющий улучшенную телегу на длинных дрогах; единственный в старину сносный экипаж для езды по скверным дорогам.

[79]. «Тогда видев Иуда предавый Его, яко осудиша Его, раскаявся возврати тридесять сребреники архиереем и старцем, глаголя: согреших предав кровь неповинную. Они же реша: что есть нам; ты узриши. И поверг сребреники в церкви, отиде: и шед удавися» (Мф. 27, 3-5).

[80]. Известны семь слов, сказанных с Креста Господом нашим Иисусом Христом. Они засвидетельствованы евангелистами (см.: Лк. 23, 34, 43, 46; Ин. 19. 26-27, 28, 30; Мф. 27, 46; Мк. 15, 34). См. также: Архиепископ Аверкий. Четвероевангелие. СПб., 1995. С. 516. По всей видимости, здесь имеет место ошибочное изложение автором распространенного в первой половине XIX в. обсуждения слов, сказанных Спасителем с Креста. Тогда как усовещание Иуды могло быть только до Чистого Четверга, когда Спаситель несколько раз обращался, чтобы пробудить раскаяние в Иуде, к его совести (что и зафиксировано в Евангелии). К моменту Распятия Господа нашего Иисуса Христа Иуды уже не было в живых.

[81]. «...сей убо стяжа село от мзды неправедныя, и ниц быв проседеся посреде, и излияся вся утроба его» (Деян. 1, 18).

[82]. См.: Мф. 26,75; Лк. 22,62.

[83]. «...но идите, рцыте учеником Его и Петрови...» (Мк. 16, 7).

[84]. «...и Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18).

[85]. Мф. 16, 18.

[86]. «Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века» (Пс. 120, 6-8).

[87]. «Тако глаголет Господь: во время приятно послушах тебе и в день спасения помогох ти» (Ис. 49, 8). «Глаголет бо: во время приятно послушах тебе и в день спасения помогох ти. Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения» (2 Кор. 6, 2).

[88 ]. «…и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя» (Пс. 49, 15).

[89]. «…несть сия премудрость свыше низходящи, но земна, душевна, бесовска... А яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несумненна и нелицемерна» (Иак. 3, 15, 17).

[90]. Пророк Давид – царь иудейский (1055-1015 до Р.Х.), им составлена Псалтирь. Сделал Иерусалим столицей Израиля. Память его празднуется Церковью 26 декабря.

[91]. «И мимоидый виде человека слепа от рождества. И вопросиша Его ученицы Его, глаголюще: Равви, кто согреши, сей ли, или родителя его, яко слеп родися: Отвеща Иисус: ни сей согреши, ни родителя его, но да явятся дела Божия на нем» (Ин. 9, 1-3).

[92]. «Яко вам даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати...» (Флп. 1, 29).

[93]. Вхождение беса в человека при его Крещении возможно лишь как проявление особого и исключительного Промысла Божия, о чем и свидетельствует святитель Митрофан, указывая на евангельскую притчу о слепорожденном. Церковное учение говорит лишь о прощении всех грехов, даруемом крещаемому.

[94]. Каменная болезнь – образование камней во внутренних органах.

[95]. Отчитывать – т. е. совершать над одержимым бесами особое молебное последование, в основе которого находятся молитвы, составленные святителем Василием Великим.

[96]. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.

[97]. Притча Спасителя о богаче и нищем Лазаре (Лк. 16, 19-31).

[98]. См.: Лк. 24, 36-44.

[99]. Термин – срок уплаты найма, выполнения обязательства и т.п.

[100]. См.: Мф. 5, 26.

[101]. Крестовыми обычно назывались домовые церкви архиереев. Преосвященный Антоний имел обыкновение ежедневно, если сам не служил, слушать литургию в Крестовой церкви. См. об этом Савостьянов Н. Указ. соч. С. 148.

[102]. Эмпирей – у древних христианских писателей – небо, место света.

[103]. «Се, Господа Бога твоего небо и небо небесе, земля и вся елика суть на ней» (Втор. 10, 14).

[104]. Пс. 148, 4.

[105]. «Воззрев же Иисус рече им: у человек сие невозможно есть, у Бога же вся возможна» (Мф. 19, 26; см. также: Мк. 10, 27; Лк. 18, 27).


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  Предисловие     1     2     3     4     5     6     7     Прим.1     Прим.2     Прим.3  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод

Flag Counter
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2017 Церковь Иоанна Богослова