Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео 
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопрос 
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Google+ страничка   YouTube канал отца Олега   YouTube канал стихотворений Олега Урюпина   Facebook страничка  


ВКонтакт Одноклассники Facebook Twitter Google+ Blogger Livejournal Яндекс Mail.Ru Liveinternet

Из книги: "Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима"


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  Предисловие     1     2     3     4     5     6     7     Прим.1     Прим.2     Прим.3  
к следующей страницек следующей странице


Примечание 2

[106]. «...воистинну благословя благословлю тя, и умножая умножу...» (Быт. 22, 17).

[107]. Артос (греч.) – хлеб квасной, в отличие от опресноков иудейских. Этот хлеб освящается особенною молитвою в день Святой Пасхи. Он всю Светлую седмицу хранится в храме, а в Светлую субботу раздробляется и раздается верующим как святыня.

[108]. То есть остатками ладана, использованного на Божественной литургии во время каждения на Херувимской песне.

[109]. В 1834 году в Москве напечатана книга «Песнопения Пресвятой и Преблагословенной Владычице, Богородице и Приснодеве Марии»; вторично издана в 1841 году с указанием имени автора Н. Савостьянова, т. е. автора жизнеописания преосвященного Антония. Не об этой ли книге говорит Мотовилов? Авторы примечаний к книге «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы» (М., 1904) предполагают именно это (см. № 24, с. 377).

[110]. Протоиерей Московского Успенского собора, всего вероятнее, родной брат митрополита Платона (Левшина) А. Г. Левшин, но в списке его работ в Словаре митрополита Евгения такой труд не значится (см.: Митрополит Евгении (Болховитинов). Указ. соч. С. 31).

[111]. Вероятнее всего, речь идет о св. Фотии ( IX в.), патриархе Константинопольском, известном духовном писателе и борце против латинян. В частности, им введено благодарное празднование Богоматери – Ризоположение (2 июля), в память освобождения Константинополя от руссов.

[112]. «…предати такового сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5, 5).

[113]. «Се блажим терпящия. Терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте…» (Иак. 5, 11).

[114]. Ветхий Завет. Книга Иова.

[115]. «...егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет» (Притч. 3, 12).

[116]. «Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог. Который бо есть сын, егоже не наказует Отец; Аще же без наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове» (Евр. 12, 6-8).

[117]. «...тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня, яко грядет, я грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истиною Своею» (Пс. 95, 12-13).

[118]. Святитель Василий Великий (329-379) – архиепископ Кесарийский, вселенский отец и учитель Церкви.

[119]. Святейший Правительствующий Синод – коллегиальный орган управления Русской Православной Церковью. Был установлен при Петре I в 1721 году «Духовным регламентом» взамен Патриаршей власти.

[120]. Последним Патриархом перед введением синодального управления Русской Церковью был Адриан (умер 16 октября 1700), после чего Петр I воспрепятствовал выбору нового Патриарха.

[121]. Первой Евдокии Ефремовны Ломновской, иначе глухинькой названной от великого старца, но не глухою к словесам Божиим и Царицы Небесной, ей глаголанным, коей ныне 80 с лишком лет, и другой, Ирины Семеновны Зеленогорской, которая была начальницею Дивеева в общине <нрзб> несколько месяцев и скончалась в 1835 году. (Прим. Н. А. Мотовилова.) Евдокия Ефремовна Пучкина, в монашестве Евпраксия (1781 – 1868) – крестьянская девица с. Аламасова Нижегородской губернии. При ней было явление Божией Матери батюшке Серафиму в 1831 году. Ирина Симеоновна Лифанова (1809–1834) – девица из крестьян с. Тайнаково Нижегородской губернии. Согласно списку настоятельниц, была начальницей в Мельничной общине в течение полугода в 1834 году (Прим. сост.)

[122]. Здесь Мотовилов описывает смятение, охватившее его душу, когда он увидел, что как будто сбывается похвальба бесовская и преосвященный Антоний, любимый им всей душой, идет против того, что Мотовилову представлялось в то время исполнением воли Божией, т. е. против женитьбы Николая Александровича на Языковой (см. выше с. 52).

[123]. Лазарь Четверодневный (евр. Елиезар – Божия помощь) – воскрешен Господом нашим Иисусом Христом на четвертый день по смерти (Ин. 11, 1-46) брат Марфы и Марии, впоследствии епископ Кипрский.

[124]. Авраам (евр. – отец множества) – праотец, патриарх еврейского народа, получивший обетования от Бога о наследовании земли Ханаанской. Не пожалел единственного сына Исаака для Бога, за что Господь повторил ему обещание умножить семя его, «яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря» (Быт. 22, 1-19).

[125]. Евгений (Болховитинов, 1767-1837) – митрополит Киевский, знаменитый ученый. Рукоположен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии 17 января 1804 года. С 1808 года – епископ Вологодский и Устюжский, с 1813 года – епископ Калужский и Боровский, с 1816 года – архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский, с 1822 года – митрополит Киевский и Галицкий. Почетный член Академии наук, ряда ученых обществ, университетов Московского, Петербургского, Казанского, Киевского, Харьковского, Виленского.

[126]. Келья преподобного Феодосия (ум. в 1074), второго после преподобного Антония игумена Киево-Печерского монастыря (ныне лавры), сохраняется и до сего дня в так называемых Дальних Феодосиевых пещерах, находящихся на территории лавры.

[127]. Иларион (сер. XI в.) – первый митрополит Киевский из русских. Автор «Слова о законе и благодати» и других произведений. Будучи еще священником, первым выкопал на месте Печерского монастыря небольшую пещерку, в которой жил в первое время и преподобный Антоний (находится в Дальних пещерах). Предполагается, что последний период жизни провел в Киево-Печерском монастыре.

[128]. Параекклисиарх, или великий пономарь – то же, что и старший церковник в лавре, кандиловжигатель (см.: Протоиерей Г. Дьяченко. Полный церковнославянский словарь. Репринт. М., 1993. С. 408; Церковный Устав, гл. 1). В то время эту должность занимал иеромонах Иларион.

[129]. Мироточивые главы святых Киево-Печерских угодников и доныне сохраняются в Дальних пещерах в особом помещении в отдельных сосудах.

[130]. Чудотворная икона Успения Божией Матери Киево-Печерская, по преданию, записанному в Печерском патерике, чудесным образом перенесена Божией Матерью из Константинополя, из Влахерн, вместе с зодчими для построения великой лаврской церкви. С тех пор до самого разрушения церкви в 1941 году висела на шнурках над Царскими вратами главного придела и опускалась в конце богослужения для народного поклонения.

[131]. Осклабиться – улыбнуться.

[132]. Парфений (Краснопевцев, 1790–1855) – преподобный (прославлен Украинской Православной Церковью в 1993 году), известный духовник, иеросхимонах. Его жизнеописание см.: Преподобный Парфений Киево-Печерский. М., 1996.

[133]. Пещеры, находящиеся под Киево-Печерской лаврой, разделяются на Ближние – преподобного Антония Печерского – и Дальние – преподобного Феодосия Печерского, – которое и положили им начало.

[134]. Росный ладан – смола бензойного дерева, произрастающего в тропической Азии, Индии.

[135]. Патерик Печерский – т. е. сборник жизнеописаний подвижников Киево-Печерской лавры. Составлялся на протяжении нескольких веков ( XIII – XVII вв.) неоднократно издавался и в старое, и в новое время.

[136]. «Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя: бысть сердце мое яко воск таяй посреде чрева моего» (Пс. 21, 15).

[137]. «Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе; избавляяй нища из руки крепльших его, и нища и убога от расхищающих его» (Пс. 34, 10).

[138]. На сем месте импровизации подлинной в Задонске я остановился и пошел к первой священной процессии изнесения святых мощей святителя Тихона в 12-й день августа 1861 года. (Прим. Н. А. Мотовилова.)

[139]. Танаевского Ивана Григорьевича. (Прим. И. А. Мотовилова.)

[140]. Амвросий (Протасов, 1762-1831) – выдающийся проповедник, ректор Санкт-Петербургской духовной академии. Рукоположен во епископа Тульского и Белевского в 1804 году. С 1816 года – архиепископ Казанский и Свияжский, с 1826 года – Тверской и Кашинский.

[141]. Гора Мориа (видение) (Быт. 22, 2) – под этим названием разумелась гора, расположенная на северо-востоке от Иерусалима. На этой горе Авраам совершил свое жертвоприношение, а царь Давид во время язвы видел явление Ангела и принес Богу умилостивительную жертву. На ней находился Храм Соломона. В настоящее время здесь стоит мечеть Омара, построенная в VII веке по Р.Х. Само имя «Адам» означает «красная земля».

[142]. Едем (сладость, приятность) (Быт. 2, 8) – место на Востоке, где был насажден Самим Богом Едемский сад (рай) для жительства Адама и Евы.

[143]. «Вы же несте во плоти, но в дусе, понеже Дух Божий живет в вас. Аще же кто духа Христова не имать, сей несть Егов» (Рим. 8, 9). «Сии суть ... духа не имуще» (Иуд. 1, 19).

[144]. «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей» (Пс. 56, 8).

[145]. «Желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе» (Пс. 83, 3).

[146]. «Мои же вмале не подвижастеся нозе: вмале не пролияшася стопы моя...» (Пс. 72, 2).

[147]. Вретище – мешок из дерюги или веретья; перен. – рубище покаяния или печальное одеяние.

[148]. «Вшед же царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное, и глагола ему: друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна; Он же умолча» (Мф. 22, 11 - 12).

[149]. Возглас священника на Божественной литургии в начале Евхаристического канона.

[150]. «Иисус же рече им: за неверствие ваше: аминь бо глаголю вам: аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет: и ничтоже невозможно будет вам...» (Мф. 17, 20). «Рече же Господь: аще бысте имели веру яко зерно горушно, глаголали бысте убо ягодичине сей: восторгнися и всадися в море: послушала бы вас» (Лк. 17, 6).

[151]. «Сии суть … духа не имуще» (Иуд. 1, 19).

[152]. Святой Марк Афонский жил в III – IV веках. Память его празднуется Церковью 5 апреля. Описываемое чудо находится в его житии (см.: Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Апрель. М., 1906. С. 92-93).

[153]. Авве Серапиону (см. там же).

[154]. Изображение души человеческой в виде маленького человека часто встречается в иконографии. Достаточно вспомнить икону Успения Божией Матери, на которой Спаситель держит на руках душу Богородицы.

[155]. «...душа бо всякия плоти кровь его есть. И рекох сыном израилевым: крове всякия плоти да не снесте, яко душа всякия плоти кровь его есть: всяк ядый ю потребится» (Лев. 17, 14). «Точию мяса в крови души да не снесте» (Быт. 9, 4). «Вонми крепце, еже не ясти крове: кровь бо есть душа его: да не снестся душа с мясы» (Втор. 12, 23).

[156]. «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50, 12).

[157]. «… от сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы...» (Мф. 15, 19).

[158]. Здесь явная ошибка в счете или описка. Трое суток – 72 часа.

[159]. Предание церковное в описании Успения Божией Матери прямо говорит о Ее воскресении в третий день, основываясь на том, что при открытии погребальной пещеры в третий день для поклонения опоздавшего апостола Фомы тела не обнаружили, а лишь одни пелены (см.: Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы. Прим. 64–66. С. 196–197).

[160]. Confercio – соединять, собирать воедино (лат.).

[161]. Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. СПб., 1911. Т. 1.

[162]. См. там же. С. 20-22.

[163]. То же, что нынешнее «скрежещущий» (см.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1987. Т. 3. С. 656–657).

[164]. См.: Ин. 13, 1-15.

[165]. Магнетизм – свойство некоторых тел притягивать к себе другие тела. Тела, обладающие этим свойством, называются магнитами. Это объяснение, а также последующие два, дают приблизительное представление о понимании этих явлений Мотовиловым (см.: Павленков Ф. Энциклопедический словарь. СПб., 1899).

[166]. Электричество – этим термином обозначают группу своеобразных явлений, играющих важную роль в природе и технике. В природе постоянно вырабатывается электричество при передвижении воздуха, испарении воды, сгущении паров в дождевые капли, нагревании воздуха солнечным теплом.

[167]. Гальванизм – динамическое электричество, образуется при соприкосновении двух неоднородных тел, если оба хорошие проводники электричества.

[168]. Тайная Вечеря – последняя пасхальная трапеза Господа нашего Иисуса Христа с учениками-апостолами. На ней утверждено было Таинство Евхаристии– Пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господни, совершаемое оттоле в Православной Церкви ежедневно. Церковь воспоминает Тайную Вечерю в Великий Четверг на Страстной седмице Великого поста. См. описание Тайной Вечери у евангелистов: Мф. 26, 17-35; Мк. 14, 12-31; Лк. 22, 7-38; Ин. 13-17.

[169]. «Внегда же ити, бысть ему приближитися к Дамаску, и внезапу облиста его свет от небесе: и пад на землю, слыша глас глаголющ ему: Савле, Савле, что Мя гониши; Рече же: кто еси, Господи; Господь же рече: Аз есмь Иисус, Егоже ты гониши: жестоко ти есть противу рожну прати» (Деян. 9, 3-5).

[170]. «И за премногая откровения да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся. О сем трикраты Господа молих, да отступит от мене, и рече ми: довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12, 7-9).

[171]. Ср.: 2 Пет. 3, 15-16.

[172]. «Тогда глагола ему Иисус: иди за Мною, сатано: писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши» (Мф. 4, 10; а также: Мк. 8, 33; Ин. 4, 8).

[173]. «И заповедал Господь Адаму, глаголя: от всякаго древа, еже в раи, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2, 16-17).

[174]. «И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его; мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, (и зверми) и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли» (Быт. 1, 27-28).

[175]. Эксапостиларий – так называется тропарь, читаемый или поемый в воскресные или некоторые праздничные дни на утрени, после канона. Эксапостиларий Пасхального канона: «Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли, и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение».

[176]. Экстаз – восторженное, вышеестественное состояние души человеческой. Может иметь болезненный характер, близкий к умопомешательству, но может быть следствием возвышения души под действием благодати Святого Духа. Впрочем, обыкновенно для обозначения последнего применяются иные слова, чтобы различиться с терминологией католиков.

[177]. Ирмос 3-й песни Пасхального канона.

[178]. Ньютон Исаак (1643–1727) – знаменитый английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики, профессор математики в Кембридже, президент Лондонского Королевского общества. Открыл дисперсию света, исследовал дифракцию, развивал корпускулярную теорию света. Сформировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения.

[179]. Святитель Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова, с присовокуплением синопсиса или краткого отписания о начале славянского народа // Творения иже во святых отца нашего св. Димитрия Ростовского. С. 3-450.

[180]. Книга святителя Тихона «О истинном Христианстве, догматико-нравоучительное сочинение в 6 частях». СПб., 1785, 1803. О написании сей книги в воспоминаниях Ивана Ефимова. // Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. СПб. С. 28–31. Книга святителя Тихона Задонского издавалась в опровержение книги известного мистика Иоанна Арндта «Об истинном христианстве», опубликованной в Москве в 1784 и 1800-1801 годах и содержащей противные Православию суждения. Не случайны совпадения названий и годов выпуска. Интересно привести слова из письма митрополита Платона (Левшина) к митрополиту Новгородскому и Петербургскому Амвросию (Подобедову) от 6 января 1802 года по поводу книги И. Арндта: «Об известной фанатической книге я бы советовал, ежели не возьмет на себя труд преосвященный Павел, предписать архимандриту Донскому сочинить опровержение на сомнительные той книги места и напечатат от имени Синода, и тем несколько публику успокоить и предохранить» (Из глубины воззвах к Тебе, Господи // Творения преосвященного Платона, митрополита Московского. М., 1996. С. 93). Святейший Синод за лучшее посчитал переиздать труд святителя Тихона. Впоследствии сочинение святителя Тихона «Об истинном христианстве» составило полностью 3-й и 4-й тома «Творений иже во святых отца нашего Тихона Задонского» (М., 1889).

[181]. Замечательно, что на одной из двух сохранившихся фотографий Н. А. Мотовилова, Николай Александрович держит в руках лист бумаги с планом именно этой книги.

[182]. Святитель Феофан Затворник (Говоров, 1815-1894) – известный духовный писатель, в 1857-1859 годах – ректор Санкт-Петербургской духовной академии. Рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого 1 июня 1859 года; с 1863 года – епископ Владимирский и Суздальский, с 1866 года – на покое, в затворе в Вышенской пустыни. В 1988 году причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Память 10 января.

[183]. Сергий (Ляпидевский, 1820-1898) – рукоположен во епископа Курского и Белгородского 1 января 1861 года; с 1880 года – архиепископ Казанский и Свияжский, с 1882 года – архиепископ Кишиневский и Хотинский, с 1891 года – архиепископ Херсонский и Одесский, с 1893 года – митрополит Московский и Коломенский.

[184]. Толстой Александр Петрович (1801-1873) – граф, генерал-адъютант, член Государственного совета, обер-прокурор Святейшего Синода в 1856-1862 годах. Скончался на пути из Иерусалима, где находился в паломничестве.

[185]. Соломон Петр Иванович (1819-1905) – член Государственного совета, сенатор, действительный тайный советник. Был близок к Оптинским старцам. В 1857-1863 годах служил по Синодальному ведомству директором синодальной канцелярии.

[186]. Эстамп – то же, что и гравюра, отпечаток с вырезанного на металле или дереве изображения.

[187]. Церковь отмечает день Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи 29 августа.

[188]. Балдахин – подвижный или неподвижный нарядный навес над сиденьем, гробом, кафедрой и т.п.

[189]. Неизвестно, удалось ли Мотовилову исполнить свое намерение.

[190]. Из формулярного списка о службе Н. А. Мотовилова: «По окончании курса в Казанском университете со степенью действительного студента в 1826 году в службу вступил Почетным смотрителем в Карсунское уездное училище тысяча восемьсот сорок пятого года декабря пятнадцатого... За поднесение Государю Императору двух образов для армии и камня, на котором молился старец Серафим, с его изображением получил Высочайшую Его Императорского Величества благодарность 1854 марта 24. За поднесение двух патриотических стихотворений получил таковую же благодарность 1854 апреля 21. …За предоставленные Государю Императору чрез министра Императорского Двора две копии с принадлежащего старцу Серафиму Образа Божией Матери «Радости всех Радостей» удостоился получить Высочайшую Его Императорского Величества благодарность 1854 октября 7» (РГИА, ф. 1349, оп. 3, д. 1495, лл. 91 об.- 92).

[191]. То есть главнокомандующего русской армией в Крымской кампании 1854-1855 годов князя А. С. Меньшикова.

[192]. Об этом Мотовилов подробно пишет в своем письме графу Адлербергу от 27 марта 1854 года: «...удостоившись 25 марта присутствовать в числе зрителей при параде в конногвардейском манеже и во время концерта "Коль славен наш Господь в Сионе" и молебного пения ощущать такую неземную радость, что мысли, в это время пришедшие мне на ум, не смею считать изобретением моей собственной догадки или человеческого соображения, потому что иначе они могли и попрежде того гораздо приличнее и более кстати прийти мне на память, за долг о них от слова до слова сообщить Вашему Сиятельству считаю: "Это хорошо, что ты не просил дозволение на представление Государю Императору двух Образов Божией Матери отца Серафима "Радости всех Радостей" и камней его с изображением его, и 15 жеребцов твоего завода, в честь пятнадцати степеней коими Божия Матерь вошла во Святая Святых, и желание твое, чтобы и русские вошли во Святая Святых, и вся Палестина с Грециею принадлежали Императору Николаю Павловичу, угодно Богу, да как же ты забыл заповедь отца Серафима прибавить, что, если кто каждое воскресенье поет Божией Матери Параклис попеременно один из двух или "Многими содержимь напастьми, к Тебе прибегаю, спасения иский", или "Скорбных наведения обуревают смиренную мою душу, и напастей облацы мое покрывают сердце, Богоневестная" – тот на всю неделю избавляется всесильным заступлением Божией Матери от всех бед и напастей, – так постарайся чрез графа Адлерберга довести до сведения Государя Императора: не благоугодно ли будет Его Величеству приказать каждое воскресенье перед рядами действующей армии петь собором, обращаясь к иконе отца Серафима "Радости всех Радостей", попеременно то тот, то другой Параклис – и скажи, что тогда Божия Матерь, Сама свыше предводительствуя всеми войсками русскими, будет всегда подавать победу оружию Его Императорского Величества; вот посмотри, как хорош вид воинства земного, он прообразует вид воинства небесного, и вот лучшая и избранная часть его одета в белое и златые шлемы с орлами на верхах и звездами на каждом, это разумно сделано, и как прекрасно указывает на будущее – ибо в Апокалипсисе сказано, что окрест Престола всех Царя имеющие стоять тоже одеты будут в белое и финицы в руках их, так вразумительно говорить и о том, что должно быть на земле здесь, звезды на шлемах прекрасно изображают, что и в сердцах каждого из воинов сих должна стать любовь к Богу Христу Спасителю, и к Царю земному, и к родине своей, озаренной по милости Божией Православною верою во Христа, и притом так же сиять светло и неугасимо, как звезды небесные, а орлы знаменуют, что воины такие, если верны будут Богу, Царю и Отечеству, то таким же образом и с ними будет, как с воинами духовными, про которых сказано: "Терпящии же Господа тии изменят крепость, окрилатеют яко орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут". Так и теперь поелику Государь терпел и терпит Господа, стараясь руководствоваться всегда во всем волею Его святою – то и ему Господь дает крили орла Великого, и ему Господь говорит свыше и всему верному его воинству: "дерзайте, людие, дерзайте, людие Божии, ибо Той победит враги, яко всесилен", – потому что Государь обнажил меч свой теперь не по прихотям своим или по расчетам земным и страсти к приобретению, но по святой воле Божией, назначающей ему обладать святыми местами Иерусалима, Афона и Константинополя, так чтобы творили, так как я тебе говорю, всегда пение Параклиса Божией Матери по воскресеньям и перед каждым сражением, а Сама Божия Матерь Государю его воинству во всем поможет, потому что Афон Ее жребий, Константинополь Ей же посвящен Константином Великим – а Иерусалим и подавно Ей же принадлежит, ибо в Вифлееме она Бога Слова в плоти человеческой неизреченно родить изволила, а в Иерусалиме еще и Его Самого более приняла мук и скорбей при вольном Его за спасение рода нашего страдании, за что Бог назначил Ей так, что кому Она изволит, тому и передаст сии места: скажи же это все графу Адлербергу, а он уже знает что сделать"» (РГИА, Ф. 472, оп. 18 (107/944), 1854 г., д. 42, лл. 6-7 об.).

[193]. Из формулярного списка о службе Мотовилова: «Всемилостивейше пожалован за пожертвование 15 жеребцов своего завода бриллиантовый перстень с вензелевыми изображениями Его Императорского Величества 1854 октября 2» (РГИА, ф. 1349, оп. 3, д. 1495, л. 92).

[194]. Солитер (от фр. solitaire – одинокий, отдельный) – одиночный крупный бриллиант.

[195]. Пс. 125, 4.

[196]. Амбразанцев (в рук. Амброзанцев) Сергей Николаевич (1805–1868) – сын генерал-лейтенанта Н. Амбразанцева и его супруги Марии Ивановны, статский советник (1865), помещик Сенгилеевского и Сызранского уездов Симбирской губернии (сообщила И. В. Смирнова).

[197]. Фатьянов (в рук. Фатьялов) Иван Васильевич – сын коллежского асессора Василия Ивановича Фатьянова и его супруги Екатерины Михайловны, поручик, помещик Сенгилеевского уезда Симбирской губернии.

[198]. Бестужев Алексей Васильевич (1798-1862) – сын Василия Борисовича Бестужева и Екатерины, урож. Нечаевой, гвардии ротмистр, в 1838–1844 годах сызранский уездный предводитель дворянства, помещик с. Репьевки Сызранского уезда Симбирской губернии. Жена: Амалия Михайловна, урож. Бетаер (сообщила И. В. Смирнова).

[199]. Так в рукописи. Образовано от устар. слова «помочь» (ударение на первое "о", т. е. помощь), «помочи», «помогчи». (См.: Даль В. Указ. соч. Т. III ).

[200]. Это место Мотовилов получил только в 1845 году, и потому он говорит (выше), что у него отнято четырнадцать лет службы.

[201]. Мусин-Пушкин Михаил Николаевич (1795-1862) – сенатор, попечитель Петербургского и Казанского учебных округов.

[202]. Баратаев Михаил Петрович (1784-1856) – князь, сын симбирского губернатора, нумизмат, масон, состоял в Петербургской, затем в Московской ложах, среди членов которых было немало декабристов; основатель нескольких лож, в том числе в Симбирске 1818 году. В 1816-1819 годах – симбирский уездный предводитель дворянства. В 1820-1835 годах – симбирский губернский предводитель дворянства. С 1838 года – тайный советник. В 1839-1843 годах – управляющий таможенным округом в Грузии. Член Парижской академии наук

[203]. Норов Авраам Сергеевич (1795-1869) – государственный деятель и писатель, участник Бородинского сражения. В 1854-1858 годах – министр народного просвещения. Член Академии наук.

[204]. Мандрыка Николай Яковлевич – генерал-лейтенант, в 1833–1854 годах окружной генерал 4-го округа окружной стражи.

[205]. Берх (в рук. Берг) Прасковья Александровна – супруга титулярного советника Ивана Карловича Берха.

[206].Например, в актах, хранящихся в Государственном архиве Нижегородской обл. (ГАНО), Ф. 639, o п. 126, д. 9076, лл. 3-5.

[207]. Владимирская Оранская икона Божией Матери прославилась в XVII веке. В честь неё основан Оранский монастырь недалеко от Нижнего Новгорода. См. о ней: Поселянин Е. Богоматерь. СПб. [Б. г.|. Т. 1. С. 290-310. В Арзамас икону приносили для поклонения ежегодно с 1701 года Здесь она пребывала 29 августа до середины ноября (Щегольков Н. Исторические сведения о городе Арзамасе, 1911. С. 139).

[208]. См.: Мф. 14, 25-32.

[209]. Рукоприкладство то же, что подпись, скрепа, своеручное свидетельство. Судебное рукоприкладство состоит в подписи записки с изъяснением удовольствия или неудовольствия (Даль В. Указ. соч. Т. IV . С. 113).

[210]. «...земля еси, и в землю отидеши» (Быт. 3, 19).


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  Предисловие     1     2     3     4     5     6     7     Прим.1     Прим.2     Прим.3  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод

Flag Counter
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2017 Церковь Иоанна Богослова