Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Преподобный Нил Сорский. Устав о скитской жизни


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  Предание     Предисловие     1     2     3     4     5     6     7     8     9     ...  
к следующей страницек следующей странице


О том, как и чем укрепляться при наступлении
браней мысленного подвига

3

Таково укрепление в борении во время нашего подвига, указанное во всех Писаниях: да не станем малодушничать и унывать, когда сильно ополчатся на нас лукавые помыслы, и не прекратим движения по пути, как [не останавливаются бегущие] по арене. Ибо и это есть хитрость дьявольской злобы - стыд нам внушать из-за поражения скверными помыслами, [стыд] воззреть к Богу с покаянием и помолиться против них. Но мы всегдашним покаянием и непрестанной молитвой да побеждаем их и да не обратимся спиной к врагам нашим, хотя бы и по тысяче ран на всякий день получали от них. И положим в себе никак не отступать от живоносного этого делания до тех пор, пока не умрем, ибо сокровенно наряду с этим бывает и посещение нас милостью Божией. Ведь не только у нас, страстных и немощных, но и у тех, кто на высокой степени чистоты стоит и в достойном похвалы житии пребывает - в безмолвном жительстве, в крепости разума Господня, - и у них бывают падения мысленные, но после того - «мир, и утешение, и помыслы целомудренные и кроткие», как говорит святой Исаак. [И далее:] «Сколько раз бывает человек непотребен, и безчисленно от необученности своей уязвлен, и повержен, во всякое время в безсилии находясь! Но случается, что вырывает он стяг из рук воинов сынов исполинских (Числ. 13, 34), и возносится имя его, и восхваляется он больше подвизающихся и известных победами, и получает венец и дары драгоценные более всех друзей своих». И на это святые указывают нам достоверно и отьемлют сомнение от ума нашего, чтобы в борении мысленном, во время смущения от наносимых скверных помыслов, не пришел наш ум в расслабление и не уклонились мы в отчаяние. И опять, когда посещение благодати бывает, да не предашься безпечности, не вознесешься, но исповедуйся Богу и благодари Его, и припадай к воспоминанию согрешений своих, во время попущений с тобой бывших: куда нисходил ты тогда и как обретал ум скотский? И помяни окаянство естества своего, и приведи на память себе нечистые помыслы и безобразные «идолы»[15], во время зимы[16] водруженные в уме твоем, и час смущения и безчиния помыслов, незадолго пред тем восставших на тебя в ослеплении омрачения: как скоро уклонился [тогда] ты к страстям и собеседовал с ними в омрачении ума! И поминая это, кайся и укоряй себя. Разумей же, что Промысел Божий наводит все это на нас, чтобы мы смирились. Ведь говорит блаженный Григорий Синаит: «Если не будет человек оставлен, побежден и пленен, всякой страстью и помыслом поработившись и духовно побеждаем, ни от дел помощи не обретая, ни от Бога, ни от чего иного отнюдь, так что недолго прийти ему и в отчаяние, насилуемому во всем, то не может прийти он в сокрушение и считать себя ниже всех, последнейшим, и рабом всех, и самих бесов худшим, как совершенно ими насилуемого и побеждаемого. И это есть устроение Промысла и научительное смирение, через которое второе и высокое дается от Бога [человеку] - Божественная сила, действующая и творящая все через него, всегда его своим орудием видящая, с ее помощью совершающим Божии чудеса». Внимай же этому со страхом: если не смиришь мудрование свое, то оставит тебя благодать и совершенно падешь в том, в чем только помыслами ты искушался. Ибо стояние в добродетелях зависит не от тебя, но есть [дело] благодати, носящей тебя на ладонях рук своих, соблюдающей от всего сопротивного. Подобает же нам тщательно внимать тому, чтобы не было нашей [собственной] вины в укреплении против нас лукавых помыслов, оттого что не правильно бы шествовали мы путем Божиим, но развращенно и без охранения. Ведь желающий прилежать любви Божией, истинно спастись и без разленения, без небрежения всегда дело Господне делать должен жизнь проводить, все в смирении благочестиво исполняя сколько есть сил, со многим усердием и тщанием, держась всех Божественных Писаний.

 


[15] Образы.
[16] То есть во время охлаждения благодатной сердечной теплоты, которая, по Григорию Синайскому, есть истинное начало молитвы.

 


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  Предание     Предисловие     1     2     3     4     5     6     7     8     9     ...  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова