Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопрос
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Google+ страничка   YouTube канал отца Олега   YouTube канал стихотворений Олега Урюпина   Facebook страничка  


ВКонтакт Одноклассники Facebook Twitter Google+ Blogger Livejournal Яндекс Mail.Ru Liveinternet

ИМЯСЛАВИЕ


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     11     12     Заключение     Ссылки     Литература  
к следующей страницек следующей странице


Ссылки

[1] Беседы схи–архимандрита Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. СПб.: Свято–Троице–Сергиева Лавра. 1991. С. 58.

[2] Поясняя вопрос об исхождении Святого Духа, можно привести слова епископа Амфилохия Радовица: «Это богословское развитие (учения о различении сущности и энергии – ред.) дает большую глубину, ясность и твердое основание различению между посланием Святаго Духа Отцом и Сыном во времени и Его превечным исхождением от одного Отца. Это различение же имеет большое значение для сличения с западным учением о Филиокве. Действительно, тот, который не принимает два образа исхождения Духа на основании различения между сущностью и энергией, тот приводится – по святому Григорию Паламе – неизбежно к соглашению с Филиокве, ибо он принуждается автоматически к отождествлению беспричинного бытия Божия с Его проявлением, которое имеет причину. Это значит отождествление превечного образа существования Святой Троицы с образом Ее проявления, то есть отождествления богословия с икономией». (Цит. по: Илларион Святогорец, иером. Исповедание православной веры св. Григория Паламы. М., 1995. – С. 21–22.).

[3] Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Издание четвертое, исправленное. Воскресение. СПб., 1998.

[4] Выходцев Е. I часть истории афонской смуты // История афонской смуты. Выпуск первый. Пг., 1917. С. 12.

[5] Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви. В 2–х тт. СПб.: Алетея. 2002. Т.1. С. 297.

[6] Выходцев Е. I часть истории афонской смуты. С. 12.

[7] Переписка с отшельником Иларионом, автором книги «На горах Кавказа». // Начала. 1995. № 1–4 (15–18). С. 188–189.

[8] Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. Сост. В.И. Кейдан. М., 1997. С. 551.

[9] Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 15, 17.

[10] Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 57.

[11] Булгаков С. Н. Афонское дело // Русская мысль. 1913. Сентябрь. С. 44.

[12] Лосев А.Ф. О книге «На горах Кавказа». // Начала. 1995. № 1–4 (15–18). С. 67–68.

[13] Антоний (Храповицкий), архиепископ. О новом лжеучении, обоготворяющем имена, и об «Апологии» Антония Булатовича // Прибавления к Церковным ведомостям № 20, 1913. С. 871.

[14] Антоний (Булатович), иеросхимонах. Оправдание веры в Непобедимое, Непостижимое, Божественное Имя Господа нашего Иисуса Христа. Пг., 1917. С. 8.

[15] Забытые страницы русского имяславия. С. 22 (Документ НИОР РГБ. Ф. 765. К. 13. Д. 3).

[16] Одной из причин неприятия книги называют помещенное здесь письмо о. Илариона с обличением афонских старцев, которые приняли за истинные ежедневные явления Божией Матери некоей Наталии. Старцы ездили «для назидания к великой святой», оказывали ей всевозможное внимание и поддержку. Впоследствии Наталия принесла покаяние, а прежние почитатели прельщенной женщины (в т.ч. и о. Агафодор) составили тайный заговор с целью остановить распространение свидетельства их духовной близорукости. Рецензия инока Хрисанфа стала первым шагом в указанном направлении.

[17] Монастырь Ватопед – самая известная и богатая обитель на Афоне. Находится в трех часах ходьбы от Кареи, столицы Святой Горы.

[18] Булатович Александр Ксаверьевич (1870–1919), иеросхимонах Антоний. В 1891 г. закончил Александровский лицей в С.–Петербурге. Зачислен в лейб–гвардии гусарский полк 2–й кавалерийской дивизии, ротмистр; путешествует по Абиссинии. В 1906 г. принимает постриг, уезжает на Афон, в 1910 г. рукоположен во иеромонахи. Автор книги «С войсками Менелика II», издатель «Посмертных поучений преподобного Нила Мироточивого Афонского». О нем см.: Кацнельсон И. С. А. К. Булатович – гусар, землепроходец, схимник // А. К. Булатович. С войсками Менелика II. М.: Наука, 1971. С. 31.; Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. М.: Наука, 1975. 191 с.; От Абиссинии до Афона // Московские Церковные Ведомости. 1913. № 79, 5 апреля; Булатович А.К. Третье путешествие по Эфиопии. М.: Наука, 1987. 121 с.

[19] Сергиев Иоанн Ильич, прот. Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Извлечение из дневника. Т. 2. Изд. 2, исправленное автором. СПб, 1893, с. 251.

[20] Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. Пг., 1917. С. 13–15.

[21] По полному иронии свидетельству посла России в Эфиопии Б. Чемерзина, о. Антоний в течение 2–х месяцев был болен, а по выздоровлении «пожелал приступить к исцелению недуга Императора Менелика II, для каковой цели им были привезены несколько чудотворных икон, освященое масло и святая вода. [...] Допущенные наконец к больному, о. Антоний со своим спутником монахом Иеронимом отслужили молебен, окропили и даже растирали тело Императора святою водою и елеем, прикладывали чудотворные иконы, но никакого улучшения в состоянии здоровья Менелика не достигли. Единственным результатом их посещения было то, что с очевидностью было установлено, что Император жив и что все слухи о подмене [...] джанхоя [...] ложны». По поводу планов Булатовича по организации в Эфиопии духовной миссии посол заметил, что его «надежды на прилив пожертвований на такое специальное дело [...] едва ли основательны и что ему [...] следует рассчитывать исключительно на свои личные средства. Кроме того, [...] имеется еще одна слабая сторона – это подбор сотоварищей. Едва ли можно сомневаться в том, что большая часть его братии, прельщенная ныне его пылкими рассказами о блаженстве жить в Абиссинии, разбежится вскоре после того, как ознакомится со всеми трудностями, которые предстоит испытать им на лишенном пресной воды острове, в местности, не отличающейся здоровым климатом, вдали от всякого человеческого жилья». Интересна и характеристика самого о. Антония, приведенная в письме: «Сам о. Антоний, будучи человеком сильного духа, в то же время весьма слаб здоровьем (он страдает малярией и глазами) и весьма несведущ в делах житейских, что отнюдь не может благотворно отразиться на его деятельности. К тому же духовное начальство Свято–Андреевского скита неодобрительно, по–видимому, относится к его затее, что сказалось в настоятельном и спешном вызове его обратно на Афон. Ясно, что скит неохотно расстанется с образованным, глубого верующим и богатым сотоварищем». (См.: Булатович А.К. Третье путешествие по Эфиопии. М.: Наука, 1987. 121 с. С. 115–116).

[22] Михайлов А. Знаменитый Сашка Булатович. Истинная история гусара–схимника // Родина. 1999. №9 С. 64.Булатович А.К. Третье путешествие по Эфиопии. С. 116.

[23] Забытые страницы русского имяславия. Сборник документов и публикаций по афонским событиям 1910–1913 гг. и движению имяславия в 1910–1918 гг. М., 2001. С. 48 (Документ НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 12).

[24] Забытые страницы русского имяславия. С. 20 (Документ НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 18).

[25] Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 126.Выходцев Е. I часть истории афонской смуты. С. 66–67.

[26] Забытые страницы русского имяславия. С. 22 (Документ НИОР РГБ. Ф. 765. К. 13. Д. 3).

[27] Выходцев Е. I часть истории афонской смуты. С. 16.

[28] Пс. 5: 12; Пс. 51: 11; Пс. 71: 17; Пс. 98: 3; Пс. 117: 10–12; 2Мак. 8: 15; Мр. 16: 17; Ин. 1: 2; Ин. 3: 18; Ин. 6: 63; Ин. 14: 13; Ин. 15: 16; Ин. 16: 23–24; Деян. 2: 21; Деян. 3: 6; Деян. 4: 12, 30; Деян. 8: 12; Деян. 10: 43; Деян. 26: 9; 1Ин. 3: 23; Флп. 2: 9–11; Апок. 3: 8 и др.

[29] «Иисусе, спасительное имя, помилуй мя»; «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века»; «Страшно и свято имя Его»; «Пойте имени Его»; «Пресвятая Троице помилуй нас [...] Имени ради Твоего»; «[...] и поклонюся, и воспою, и прославлю пречестное имя Твое, со Отцем и Единородным Его Сыном, ныне и присно, и во веки»; «Его же имя паче всякого имене призываем»; «И даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое»; «Буди имя Господне благословенно отныне и до века»; «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего»; «Благодарим Тя яже поставил еси (нас) в поклонение честнаго имени Твоего»; «Апостолы исцеления творяще, Владыко, Твоим именем. Наги и просты во языки послал еси Твоя ученики: вместо оружия Твое имя носяще святое»; Канон сладчайшему имени Иисусову и др.

[30] Кирилл Иерусалимский, Афанасий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоустый, Феофилакт Болгарский, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, Григорий Палама, Паисий Величковский, Тихон Задонский, Димитрий Ростовский и др.

[31] Открытое письмо инока Досифея к игумену и старцам обители // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 231.

[32] Философия языка и имени в России (Материалы круглого стола 25 июня 1997 г.). М., 1997. С. 15.

[33] Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус. М., 1913. С. 45.

[34] Сергиев Иоанн Ильич, прот. Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения. Т. 2. С. 309.

[35] Там же. С. 238.

[36] Там же. С. 363.

[37] Там же. С. 422.

[38] К примеру, архиеп. Никон Вологодский (Рождественский) писал: «Имя Божие всегда Свято. Им совершаются наши спасительные таинства; им запечатлевается верность наших клятв и обещаний. Им поражаем врагов видимых и невидимых. Имя Божие есть то же, что непостижимое существо Божие, открывающее себя людям» (Троицкие листки. Т.5, 137, изд. 1899). Позднее окажется, что эти слова не более, чем простая семинарская риторика.

[39] Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 14.

[40] Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 14.

[41] Русский Инок. Почаев. 1912, февраль, №4. с. 71–75; март, №5. с. 57–59; апрель, №6. С. 50–60.

[42] Русский Инок. Почаев. 1912, май, №10. С. 62–63. Догматическое сознание вл. Антония ярко характеризует и тот факт, что в последние годы жизни он развивал учение о том, что наше искупление произошло не на голгофском Кресте, а во время душевных мук Спасителя в Гефсиманском саду, т.е. вопрос спасения от греха, проклятия и смерти переводится в чисто психологический план.

[43]Симптоматично, что в лекциях, прочитанных в начале века профессором Петербургской Духовной Академии Б.М. Мелиоранским мистический опыт исихазма также оценивается как «афонское извращение мистики Симеона Нового Богослова... напоминающее дервишей, хлыстов или мессалиан» (Б.М. Мелиоранский. Из лекций по истории и вероучению древней христианской церкви. Вып. 3. СПб., 1913. С. 357–358). Антоний (Храповицкий), архиепископ. Еще о книге «На горах Кавказа». Письмо в редакцию «Русского Инока» // Русский Инок. Почаев, 1912. Август, №15. С. 60–62.

[44] Вениамин (Федченков), митрополит. Имяславие // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 119–140.

[45] Письмо автора книги «На горах Кавказа» схимонаха Илариона на Афон к духовнику – иеросхимонаху о. N. Сообщил святогорец Денасий. // Русский Инок. 1912. Август, № 15. С. 62.

[46] См.: Сергий (Страгородский), митрополит. Ответ митрополиту Вениамину // Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви. Т.2. С. 565.

[47] Забытые страницы русского имяславия. С. 38 (Документ НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 18).

[48] Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви. Т.1. С. 361–362.

[49] Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 15.

[50] Там же. С. 17.

[51] Там же. С. 82.

[52] Забытые страницы русского имяславия. С. 22 (Документ НИОР РГБ. Ф. 765. К. 13. Д. 3).

[53] Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 16.

[54] Климент, святогорский монах. Имебожнический бунт или плоды учения книги: «На горах Кавказа» (Краткий очерк Афонской смуты). С. V.

[55] Выходцев Е. I часть истории афонской смуты. С. 18–19.

[56] Иноки Афонские. Сущность Афонского спора (письмо в редакцию). – Новое время, 14.05.1913. Перепечатано в: Начала № 1–4, 1998. С.141–144.

[57] Там же. С. 43.

[58] Хрисанф, инок. О статье Святогорца "О почитании имени Божия". Цит. по: Святое Православие и именобожническая ересь. В 3–х ч. Харьков, 1916. Ч. 1. С. 18. Впервые напечатано в журнале "Русский инок" № 17, 1912.

[59] Цит. по: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 123.

[60] Там же С. 121.

[61] Антоний (Булатович), иеросхимонах. К обличению имяборцев. Разбор статьи "Письмо с Кавказа", помещенной в № 19–м "Русского инока". Цит. по: Начала № 1–4, 1998. С. 161.

[62] По свидетельству людей, близко знавших о. Антония, его здоровье было подорвано во время военной службы. Большинство его заданий было сопряжено с риском для жизни, а о себе Булатович всегда заботился в последнюю очередь. М.К. Орбелиани, сестра о. Антония, вспоминала, что «к концу похода в Китай Булатович заразился от освобожденного им из плена французского миссионера тифом и тяжело болел. Для поправки здоровья его отправили в Японию. Пароход попал в сильный шторм. Булатович неосторожно вышел на палубу и простудил свои больные глаза. С тех пор воспаления глаз преследовали его до конца жизни» (См.: Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 174). В 1913 г. в письме к архиепископу Никону о. Антоний пишет: «Простите, Ваше Преосвященство, что пишу Вам письмо не своей рукой, ибо заболел тяжелым воспалением глаз и нахожусь в больнице» (См.: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 161).

[63] Пахомий, монах. История Афонской смуты или имябожнической ереси. СПб., 1914. Глава III.

[64] Флоренский П.А., свящ. Переписка с М.А. Новоселовым. Томск: Водолей, изд. А. Ситникова, 1998. 287 с. С. 82.

[65] См.: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 21–22.

[66] Там же. С. 17–18.

[67] Там же. С. 25.

[68] Там же. С. 26.

[69] Михаил Александрович Новоселов (1864 – 1938) – редактор–издатель «Религиозно–философской библиотеки», один из руководителей Кружка ищущих христианского просвещения. Не приняв «Декларацию» митр. Сергия (Страгородского) в 1927 г. переходит на нелегальное положение. В 1930 г. арестован как глава «Политического Центра всесоюзной церковно–монархической организации "Истинное православие"», на заседании тройки 17 января 1938 г. приговорен к высшей мере наказания. По непроверенным данным: в 1921 г. от рук вл. Феодора (Поздеевского) принимает тайный постриг с именем Марк, с 1923 г. епископ Сергиевский.

[70] Лескин Д., свящ. Отражение имяславских споров в частной переписке участников «новоселовского кружка» // Церковь и время. 2001. №4 (17). С. 227.

[71] Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 27.

[72] Там же. С. 28.

[73] Забытые страницы русского имяславия. С. 8–10.

[74] Выходцев Е. I часть истории афонской смуты. С. 68.

[75] Протат (Кинот) – Совет Афона, совмещающий функции законодательной и исполнительной власти. Каждый из двадцати афонских монастырей имеет в Киноте своего представителя. Расположен в Карее.

[76] Среди иноков ходила «смутная молва, находившая основание в некоторых случайно дознанных фактах, [которая] на языке монахов–простолюдинов говорила, что патриаршее письмо, осуждающее книгу Илариона, обошлось Пантелеимоновскому монастырю "в шапку золота" и вдобавок к золоту потребовалось выписать из Одессы 300 фунтов свежей зернистой икры для членов патриаршего Синода, больших охотников до русской икры. Насколько основательны были слухи о "подарке" Патриарху, можно судить по тому, что об этом говорилось в бумаге, поданной монахом Дометием командированному на Афон нашим правительством П. Б. Мансурову, а позднее в жалобе, поданной от имени 614 монахов–имяславцев монахом Дометием Комяком в Св. Синод. Первый из них писал: "Затем я заявляю Вашему Высокопревосходительству, что не считаю членом православной Церкви покойного Патриарха Иоакима за данную им грамоту в руки иеросхимонаха Кирика прошлого года сентября 12 дня за № 8522. Двусмысленные выражения этой грамоты произвели раскол среди членов православной Церкви, и говорят, что эта грамота была дана Патриархом за подарок в 50000 руб.". В жалобе, поданной в Св. Синод монахом Дометием Комяком, читаем: "Нам известно, что только до 50000 руб. Кирик израсходовал на сие дело (получение от Патриарха грамоты) в Константинополе. Из Одессы же от Дубинина на несколько сот рублей было потребовано (телеграммой) черной икры для подарков, чтобы только угодить патриаршей канцелярии, по каковой причине и получено было некоторое согласие"». (См.: Пахомий, монах. История Афонской смуты или имябожнической ереси. Глава VII; Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 36).

[77] Выходцев Е. I часть истории афонской смуты. С. 75–76.

[78] Там же. С. 77.

[79] Акт о исповедании веры во Имя Божие, утвержденный советом старцев Пантелеймоновского монастыря 20 августа 1912 г. и возражения против сего исповедания отвергающих его // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 167–170.

[80] Открытое письмо инока Досифея к игумену и старцам обители // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 228–239.

[81] Акт о исповедании веры во Имя Божие, утвержденный советом старцев Пантелеймоновского монастыря 20 августа 1912 г. и возражения против сего исповедания отвергающих его // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 168.

[82] Эрн В. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием // Начала. 1995. № 1–4 (15–18). С. 67–68.

[83] Открытое письмо инока Досифея к игумену и старцам обители // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 230.

[84] Забытые страницы русского имяславия. С. 23–24 (Документ НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 15).

[85] Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 38–39.

[86] Пахомий, монах. История Афонской смуты или имябожнической ереси. С. 28.

[87] Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 137–140.

[88] Выходцев Е. I часть истории афонской смуты. С. 107.

[89] Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 43.

[90] Пахомий, монах. История Афонской смуты или имябожнической ереси. С. 30.

[91] Половинкин С.М. Хроника Афонского дела. // Начала. № 1–4. Имяславие. Вып. I (М., 1996). С. 11.

[92] Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 54.

[93] Там же. С. 55.

[94] Там же. С. 56–57.

[95] Цит. по: Имябожники и Церковь.– Новое время, 7.05.1914 (№ 13 703).

[96] Забытые страницы русского имяславия. С. 261–265 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д 358. Л. 30–35).

[97] Пахомий, монах. История Афонской смуты или имябожнической ереси. С. 33.

[98] Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 65.

[99] Согласно о. Мисаилу, это событие произошло 23 января (См. Забытые страницы русского имяславия. С. 53 (Документ ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 360. Л. 124–125)), по другим сведениям – 27 января (См. Пахомий, монах. История Афонской смуты или имябожнической ереси. С. 39; Забытые страницы русского имяславия. С. 112).

[100] Имяборцы заявляли, что о. Мисаил был тайно предупрежден, что в случае не подписания исповедания он будет удален из монастыря, так же как и о. Иероним. «О. Мисаил от принуждения его подписаться крайне упал духом, скорбел и плакал», – вспоминал монах Денасий (См.: Пахомий, монах. История Афонской смуты или имябожнической ереси. С. 40.)

[101] Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви. Т.1. С. 392.

[102] Пахомий, монах. История Афонской смуты или имябожнической ереси. С. 44.

[103] Забытые страницы русского имяславия. С. 49 (Документ НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. д. 19).

[104] Климент, святогорский монах. Имебожнический бунт или плоды учения книги: «На горах Кавказа» (Краткий очерк Афонской смуты). С. XXXI.

[105] Там же. С. XXXII.

[106] Имеется в виду Антоний (Храповицкий).

[107] Послание на Афон епископа Никона.– Начала № 1–4, 1998. С. 249–250.

[108] Открытое письмо святогорцев–исповедников Имени Божия к Его Преосвященству епископу Никону. – Начала № 1–4, 1998. С. 252. См. также: Забытые страницы русского имяславия. С. 38–39.

[109] Открытое письмо святогорцев. – Начала № 1–4, 1998. С. 259. Ср.: Забытые страницы русского имяславия. С. 46.

[110] Иноки афонских подворий в Одессе в большинстве своем поддерживали имяславцев.

[111] Пахомий, монах. История Афонской смуты или имябожнической ереси. С. 62–63.

[112] Протокол, составленный по докладу П. Б. Мансурова, см. в: Кравецкий А.Г. К истории спора о почитании имени Божия // Богословские труды. – 1997. – № 33. С. 161.

[113] Саблер Владимир Карлович – обер–прокурор Святейшего Синода со 2(15).05.1911 по 5.06.1915. Родился в 1845 г. По окончании юридического факультета Московского университета был профессором этого университета, затем К. П. Победоносцевым был привлечен к работе в Синоде. Член Государственного Совета с 1905 г., действительный тайный советник. После революции был сослан большевиками в Тверь, где и умер в нищете в 1929 г. См.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 127.

[114] С. М. Русская политика на Афоне. (Беседа с П. Б. Мансуровым). – Новое время, 12.05.1913(№ 13349).

[115] См.: Церковные вести. – Биржевые ведомости, 10.04.1913 (№ 13 491).

[116] РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 137.

[117] Отзыв Халкинской богословской школы об учении «Имеславцев» // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 272.

[118] «Грамота на Афон Вселенского Патриарха Германа V». Половинкин С.М. Хроника Афонского дела. С. 15.

[119] Антоний (Булатович), иеросхимонах. И паки клевещет на ны Ритор Тертилл // Колокол. 1916, 3 и 6 сентября.

[120] Антоний (Булатович), иеросхимонах. Афонское дело // История Афонской смуты. Пг.: Исповедник, 1917. Вып. 1. XXVI, 108 с. С. VIII.

[121] Пахомий, монах. История Афонской смуты или имябожнической ереси. С. 45.

[122] Забытые страницы русского имяславия. С. 169 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 40). Некоторые имяславцы истолковали слово "Халки" (греч. ????? – название острова, на котором расположена школа) как содержащее число антихриста 666. Для этой цели к слову ????? прибавили букву ?: получилось ??????. Цифровые значения греческих букв, составляющих это слово, следующие: X = 600, А = 1, ? = 30, К = 20, I= 10, ? = 5; итого 666. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 180 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 40).

[123] РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 10–11об.

[124] РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 11 об.

[125] Забытые страницы русского имяславия. С. 169–170 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 40).

[126] Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение около святейшего имени Божия. // Церковные ведомости, № 20. М., 1913. С. 853–869.

[127] Троицкий С. Афонская смута // Церковные ведомости, № 20. М., 1913. С. 882–909.

[128] Необходимо заметить, что искренний почитатель о. Иоанна Кронштадтского свт. Макарий (Невский) на заседание Синода приглашен не был и узнал о постановлении только из газет. Среди членов Синода о митрополите бытовало мнение, как о человеке «который живет вне пространства и времени детскими мечтами об Алтае» (См.: Дневник архиеп. Арсения (Стадницкого). Не издан.). В дальнейшем митр. Московский Макарий сыграл значительную роль в попытках уврачевать конфликт.

[129] Послание Святейшего Синода // Начала. 1995. № 1–4 (15–18). С. 45.

[130] Там же. С. 47.

[131] Там же. С. 50.

[132] Сергиев Иоанн Ильич, прот. Моя жизнь во Христе. Т. 1. С. 349.

[133] Троицкий С. Афонская смута // Начала. 1995. № 1–4 (15–18). С. 160–161.

[134] Переписка П.А. Флоренского, И.П. Щербова, Антония (Булатовича), М.А. Новоселова // Начала. 1995. № 1–4 (15–18). С. 202.

[135] Новоселов М.А. Открытое письмо к А.Г.К. // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 218.

[136] Эрн В. «Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием» // Начала. 1995. № 1–4 (15–18). С. 77.

[137] Пахомий, монах. История Афонской смуты или имябожнической ереси. С. 68. По другим сведениям – 5 июня (См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 55 (Документ НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29. 1913 год).

[138] Афонский бунтарь (От нашего сумского корреспондента) // «Русское слово», №57 от 9 (22) июля 1913. Цит. по: Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 223–224. Ср. аналогичное свидетельство «полномочных от братии [...] Пантелеимонова монастыря, записавшихся в Союз Архангела Михаила исповедников Имени Божия в числе более 900 человек» в кн. «Забытые страницы русского имяславия». С. 60–62 (Документ НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29ю1913 год).

[139] Никон (Рождественский), архиепископ. Плоды великого искушения около имени Божия (из доклада Св. Синоду о поездке на Афон) // Прибавления к Церковным Ведомостям. 1913. 24 августа, № 34. С. 1504–1521.

[140] Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 161–162.

[141] Согласно подсчетам консула, имяславие не поддерживали 700 человек из 1700 насельников монастыря (См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 151).

[142] Забытые страницы русского имяславия. С. 66–68 (ГАРФ. Ф. 102 Д–2. 1913 г. д. 48).

[143] Цит. по: Послесловие. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 912.

[144] В документальных свидетельствах сведения об убитых отсутствуют.

[145] Забытые страницы русского имяславия. С. 98–99 (ГАРФ. Ф. 102 Д–2. 1913 г. Д. 49. Л. 37).

[146] Цит. по: Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой. СПб., 1914. С. 22.

[147] Там же. С. 19–21.

[148] Никон (Рождественский), архиепископ. Плоды великого искушения около имени Божия (из доклада Св. Синоду о поездке на Афон) // Прибавления к Церковным Ведомостям. 1913. 24 августа, № 34. С. 1504–1521.

[149] Забытые страницы русского имяславия. С. 437.

[150] Половинкин С.М. Хроника Афонского дела. С. 19. Что характерно, на принудительном расстрижении монахов полицейскими силами настаивали два архиепископа – Никон и Назарий Одесский (См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 102–105).

[151] Голос Москвы, 30 июля 1913

[152] Голос Москвы, 18 августа 1913 № 190

[153] Голос Москвы, 10 августа 1913

[154] О взаимоотношениях между русскими и греками на Афоне в XIX веке см. в: Феодосий, иеромонах. История русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. С. 69–111. См. также: , 1960 (отдельная глава посвящена имяславским спорам). После вхождения Афона в состав Греции в 1912 г. Греческие власти вели политику, направленную на эллинизацию Афона и активное вытеснение русских. Результатом «дела имябожников» стало выдворение со Св. Горы 833 монахов двумя пароходами, впоследствии еще некоторое количество иноков покинули Св. Гору самостоятельно, протестуя против имяборческой пропаганды на Афоне.

[155] Количество русских на Афоне в описываемый период превышало шесть тысяч. Архиепископ Никон (Рождественский) называет цифру в семь тысяч. См.: Никон (Рождественский), архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего Имени Божия (из доклада Святейшему Синоду о поездке на Афон). – Прибавления к Церковным ведомостям, 24.08.1913 (№ 34). С. 1520. Другие источники колеблются между пятью и восемью тысячами. По газетным данным, в 1913 году 35 % населения Афона составляли греки, 50 % русские, 9 % румыны, 6 % сербы и болгары. См.: Афонский вопрос.– Московские ведомости, 24.07.(6.08). 1913 (№ 170).

[156] См. об этом: Троицкий С. В. Афон и международное право. С. 143–144.

[157] Следует, впрочем, отметить, что в греческих монастырях Афона было немало иноков, доброжелательно относившихся к русским, но при этом искренне убежденных в том, что проповедуемые русскими имяславцами мнения составляют "еретическое учение об умной молитве", которое подлежит искоренению. К числу таковых иноков относился, в частности, известный подвижник схимонах Каллиник–исихаст, принявший в 1913 году деятельное участие в борьбе с имяславием. См.: , 1990. С. 56–57. Письмо схимонаха Каллиника по поводу книги "На горах Кавказа" см. в: Святое Православие и именобожническая ересь. С. 24–26.

[158] Панкратов А. Афонская трагедия. – Русское слово, 21.02.1914 (№43).

[159] О роли М. Н. Гирса в афонских событиях см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 8–9

[160] цит по: Кравецкий А. Г. К истории спора о почитании Имени Божия. С. 160–161.

[161] Цит. по: История Афонской смуты. Вып. I. Пг, 1917. С. XVII–XVIII.

[162] Там же. С. XVIII–XIX.

[163] Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви. Гл. 6.

[164] Русский Инок. Почаев. 1913, август, №15. С. 965.

[165] Антоний (Булатович), иеросхимонах. Открытое письмо игумену Пантелеимоновского монастыря архимандриту Мисаилу // Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 167–168.

[166] Половинкин С.М. Хроника Афонского дела. С. 20.

[167] Цит. по: Василий (Зеленцов), еп. Общая картина отношений. С. 166–167. См. также послесловие к кн.: Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 915.

[168] Об этом в 1916 году свидетельствовал схимонах Мартиниан в записке, поданной обер–прокурору Синода. См.: Василий (Зеленцов), еп. Общая картина отношений. С. 166.

[169] Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 447.

[170] РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 133.

[171] Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 254.

[172] Половинкин С.М. Хроника Афонского дела. С. 20.

[173] Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви Заявление Иеросхимонаха Свято–Андреевского Скита на Афоне Антония (Булатовича) об отложении от духовного общения с церковною властью ради исповедания им боголепности почитания Имени Господня. 8 ноября 1918 г. // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 176.

[174] Половинкин С.М. Хроника Афонского дела. С. 23.

[175] Антоний (Булатович), иеросхимонах. Копия с моих писем Государю Императору по поводу Афонского дела // Начала. 1995. № 1–4 (15–18). С. 176.

[176] Там же. С. 179.

[177] Кравецкий А.Г. К истории спора о почитании имени Божия. С. 162.

[178] Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви Заявление Иеросхимонаха Свято–Андреевского Скита на Афоне Антония (Булатовича) об отложении от духовного общения с церковною властью ради исповедания им боголепности почитания Имени Господня. 8 ноября 1918 г. // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 176.

[179] Царю небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий – «Невский»). 1835–1926. Автор–составитель Татьяна Гроян. М., 1996. С. LXXIII.

[180] Мысль о гневе Божием на Россию за непочтение к Его имени, безусловно, заимствована из письма о. Антония (Булатовича) к Императору от 25 марта 1914 г.

[181] Сведения о принятии в церковное общение изгнанных монахов встречаются также и в дневнике архиеп. Арсения (Стадницкого): «Митрополиты Московский и Киевский беспрепятственно принимают их в свои епархии, как хороших монахов» (См.: Арсений (Стадницкий), архиепископ. Дневник.). Но в апреле 1914 года канцелярия Киевского митрополита официально заявила, что 17 сентября 1913 года в Киеве состоялось заседание миссионерского совета «который, в ряду других вопросов, рассматривал и ходатайство последователей имябожнического заблуждения о принятии их в монастыри Киевской епархии. [...] На совете было выяснено, что многие просители держатся имябожнического заблуждения исключительно по недостатку богословских познаний, почему и во внимание к бедственному положению их и бесприютности при предстоящей зиме, а также в надежде на вразумление и раскаяние их, совет признал возможным проживание их в странноприимницах при монастырях епархии, но без разрешения Святого Причащения» (См.: Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви. Т.2. С. 29).

[182] Цит. по: Послесловие. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 917.

[183] В Святейший Правительствующий Синод иноков афонских заявление. – Вечернее время, 16.05.1914 (№ 739). Заявление подписали: иеросхимонах Антоний (Булатович), иеромонахи Сила (Ершов), Варахия (Троянов), Гиацинт (Еременко), Игнатий (Митюрин), схимонах Мартиниан (Белоконь, подписавшийся также за схимонаха Иринея Белоконь), монахи Ианнуарий (Гробовой), Дометни (Камяк), Петр (Петров), Феофил (Кузнецов), Манассия (Зенин). Это заявление было заслушано на заседании Синода 16 апреля. См.: Василий (Зеленцов), еп. Общая картина отношений. С. 170.

[184] Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви. Т.2. С. 32.

[185] Арсений (Стадницкий), архиепископ. Дневник. Не издан. Предоставлено Православным Свято–Тихоновским Богословским институтом.

[186] Половинкин С.М. Хроника Афонского дела. С. 25.

[187] «Причина этого решения Конторы ясна: царь потребовал от Церковной власти освобождения Булатовича и прочих имябожников от суда и наказания церковного и Контора захотела угодить этому требованию» (См.: Василий (Зеленцов), еп. Общая картина отношений. С. 174).

[188] Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви Заявление Иеросхимонаха Свято–Андреевского Скита на Афоне Антония (Булатовича) об отложении от духовного общения с церковною властью ради исповедания им боголепности почитания Имени Господня. 8 ноября 1918 г. // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 176.

[189] Василий (Зеленцов), еп Общая картина отношений. С. 174.

[190] Арсений (Стадницкий), архиеп. Дневник.

[191] Василий (Зеленцов), еп. Общая картина отношений. С. 195.

[192] Возвращение афонских иноков в Церковь (письмо в редакцию). – Утро России, 22.05.1914 (№ 116). То же в: Биржевые ведомости, 23.05.1914 (№ 14 165).

[193] Там же. Требование имяславцев о предоставлении им денег из капитала Пантелеимоновского и Андреевского монастырей вызвало резкую реакцию монаха Климента, доверенного Свято–Андреевского скита, направившего 30 мая 1914 года митрополиту Санкт–Петербургскому и Ладожскому Владимиру письмо с просьбой отказать имяславцам в удовлетворении их требования. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 244–246 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 32). На требование имяславцев о предоставлении им скита Пицунда отозвался в рапортах на имя епископа Сухумского Сергия и архиепископа Никона (Рождественского) настоятель этого скита архимандрит Иларион, категорически воспротивившийся притязаниям имяславцев. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 246–251 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 33. Л. 1–6).

[194] Василий (Зеленцов), еп. Общая картина отношений. С. 196.

[195] Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви Заявление Иеросхимонаха Свято–Андреевского Скита на Афоне Антония (Булатовича) об отложении от духовного общения с церковною властью ради исповедания им боголепности почитания Имени Господня. 8 ноября 1918 г. // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 177. Имяборец В.И. Зеленцов хотел представить его, как «сознательную подделку смысла официального документа» со стороны иеросхим. Антония, который в июне 1914 г. от обер–прокурора «узнал подлинный текст синодального определения» и в то же время «испросил себе» неполную копию этого документа «с искажением смысла его в обратный» с целью введения в заблуждение «имябожников» (См.: Василий (Зеленцов), еп. Общая картина отношений. С. 197–198).

[196] Шавельский Георгий, протопресвитер. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью–Йорк, 1954 [репринт: М, 1996]. Т. 1. С. 84.

[197] Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 189.

[198] Цит. по: Василий (Зеленцов), еп. Общая картина отношений. С. 177.

[199] Там же. С. 178.

[200] Там же. С. 179.

[201] В архиве священника Павла Флоренского сохранилось письмо схимонаха Досифея и монаха Пантелеймона, содержащее просьбу передать оба прошения на Поместный Собор. См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения. Т. 3 (1). С. 574–575.

[202] ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 9–9об.

[203] ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 10. 21ГАРФ. Ф. 3431. Oп. 1.Д. 358. Л. Юоб–11.

[204] ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 8.

[205] Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 189

[206] Шавельский Георгий, протопресвитер. Воспоминания. Том 2. С. 147–148.

[207] Климент, святогорский монах. Имебожнический бунт или плоды учения книги: «На горах Кавказа» (Краткий очерк Афонской смуты).

[208] Иеросхимонах АНТОНИЙ БУЛАТОВИЧ, Не сошли ли мы с рельс? // Колокол № 3112 (7 октября 1916)

[209] Иеросхимонах АНТОНИЙ БУЛАТОВИЧ, Не сошли ли мы с рельс? // Колокол № 3113 (8 октября 1916)

[210] ИМЯСЛАВЕЦ, К вопросу о сущности учения афонских имябожников // Колокол № 2904 (3 марта 1916)

[211] В. СКВОРЦОВ, На службе единой Божественной Истине // Колокол № 2989 (4 мая 1916)

[212] Н. БОЛХОВЕЦКИЙ, Ложь в официальном органе // Колокол № 3065 (6 августа 1916)

[213] Василий (Зеленцов), еп. Общая картина отношений. С. 180–199.

[214] Епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии Василий (Зеленцов Василий Иванович) (1870 – 4.04.1930) – священник на приходе в Полтаве (1920), организатор христианского общества молодежи (нач. 1920), уклонялся в обновленческий раскол (1922), принес покаяние, хиротонисан во епископа 12.08.1925, арестован и приговорен к смертной казни, помилован и освобожден по амнистии (1925), сослан на 3 года в Соловецкий лагерь (1926), выразил несогласие с церковной политикой митр. Сергия (Страгородского) (1927), выслан в Иркутскую обл. (1928), 9.12.1929 г. арестован, приговорен к расстрелу.

[215] Прошение в адрес «Всероссийского съезда духовенства и мирян» // Забытые страницы русского имяславия. С. 294–295 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 34–38об.).

[216] Открытое письмо М.А. Новоселова к А.Г.К. // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 217.

[217] Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви Заявление Иеросхимонаха Свято–Андреевского Скита на Афоне Антония (Булатовича) об отложении от духовного общения с церковною властью ради исповедания им боголепности почитания Имени Господня. 8 ноября 1918 г. // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 179.

[218] Там же.

[219] Там же. С. 180.

[220] Там же. С. 181.

[221] Стационар «Донец», на котором в 1913 г. на Афон прибыли командированные Св. Синодом архиеп. Никон, С.В. Троицкий и др. с целью усмирения бунта и организации депортации русских иноков–имяславцев.

[222] Антоний (Булатович), иеросхимонах. Копия с моих писем Государю Императору по поводу Афонского дела. С. 180.

[223] Митрополит Владимир Богоявленский (1848 – 1918). 1898 – 1912 митр. Московский, 1912 – 1915 митр. Петербургский, 1915 – 1918 митр. Киевский и Галицкий. В январе 1918 г. по благословению Патриарха Тихона митр. Владимир оставил Поместный Собор и направился в Киев для усмирения церковной смуты и защиты единства Русской Церкви на Киевском Соборе. В результате интриг церковных сепаратистов и киево–печерских монахов был взят под стражу красноармейцами. После пыток и издевательств расстрелян недалеко от стен лавры.

[224] Антоний (Булатович), иеросхимонах. Копия с моих писем Государю Императору по поводу Афонского дела. С. 182.

[225] Там же. С. 181–182.

[226] В частной переписке с Императором Николаем Александровичем Императрица Александра Федоровна называет архиепископа Никона (Рождественского) "злодеем с Афона", на душе которого лежит грех расправы с имяславцами (см.: Переписка Николая и Александры Романовых. Т. III. M.–Пг, 1923. С. 320, 325). 14 марта 1916 года Александра пишет Николаю: "Никон все еще здесь, это очень жаль" (Там же. Т. ГУ М.–Л., 1926. С. 145). См. также: Фирсов С. Л. Православная Церковь и государство. С. 498.

[227] Основные законы Российской Империи, статья 41. Цит. по: Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. П. Париж, 1959. С. 368.

[228] Мы здесь не ставим вопрос о каноничности данной структуры, а лишь указываем на тот очевидный факт, что в интересующий нас период именно она являлась единственной формой церковного управления в Российской империи. Синодальная структура была упразднена Всероссийским Поместным Собором в 1917 году.

[229] Забытые страницы русского имяславия. С. 238–239 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 31).

[230] Кунцевич Л. 3. Переписка с отшельником Иларионом, автором книги "На горах Кавказа".– Ревнитель №3, 1915. Цит. по: Начала № 1–4, 1998. С. 183–185, 189–192, 199.

[231] ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 42.

[232] ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 39.

[233] Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 191.

[234] Имеется в виду определение Синода № 3479 от 22–25 апреля 1914 года, в котором имяславцам разрешалось участие в таинствах и священнослужение при условии письменного или устного свидетельства «точного следования Православной Церкви и послушания Богоустановленной иерархии, веруя так, как учит Св. Церковь, от себя ничего не прибавляя, не убавляя, в частности, при почитании Имени Божия Имя Его не считать за сущность Божию, не отделять от Бога, не почитать за особое Божество, не обоживать букв и звуков и случайных мыслей о Боге» (См.: Василий (Зеленцов), еп. Общая картина отношений. С. 168)

[235] Капитанчук В. Имяславие // Царь–Колокол. 1990. № 6, С. 36–37.

[236] Начала. № 1–4. Имяславие. Вып. I (М., 1996) с. 7–42.

[237] А. А. Тахо–Годи. Из истории создания и печатания рукописей А. Ф. Лосева. А. Ф. Лосев. Имя. СПб., 1997. С. Х.

[238] Прот. М. Польский. Новые мученики российские. Т. 2. Джорданвилль. 1957. С. 248

[239] Истинно–православные в Воронежской епархии. Публикация М. В. Шкаровского // Минувшее–19. М.–СПб., 1996. С. 343.

[240] С. С. Демидов. Профессор Московского Университета Дмитрий Федорович Егоров и имяславие в России в первой трети XX столетия (рукопись).

[241] А. В. Гулыга. Диалектика жизни. – «Родина». 1989. № 10. С. 94.

[242] С. С. Демидов. Там же

[243] С. С. Демидов. Там же.

[244] Известно "Ходатайство начальника СПО ОГПУ Я.С.Агранова о награждении Е.А. Тучкова". Секретно [...] Благодаря энергичной работе тов. ТУЧКОВА была раскрыта и ликвидирована в конце 1930 г. Всесоюзная к[онтр].р[еволюционная]. монархическая организация церковников "Истинно–православная церковь", опиравшаяся в своей а[нти]/с[оветской] деятельности на черносотенно–клерикальные круги. Организация имела множество своих филиалов – 300 повстанческих ячеек, огнестрельное и холодное оружие. Стоящий во главе этой организации церковно–политический центр, возглавлявшийся профессором ЛОСЕВЫМ, НОВОСЕЛОВЫМ, епископом Иосифом и др. – ставили своей задачей объединение под флагом церкви всех к.р. сил для свержения Советской власти и реставрации монархии. Целый ряд филиалов, как например филиалы на Северном Кавказе, в ЦЧО, Никольском районе Сев. Края и др. – превратились в ряд к.р. выступлений с лозунгами борьбы с коллективизацией, с ликвидацией кулачества и т.д. Ликвидированная в 1929 г. на Сев. Кавказе повстанческая организация так наз. «имясла[в]цев» работала под руководством церковно–политического центра "Истинно–православная церковь". Под руководством тов. ТУЧКОВА за последние 2–3 года было ликвидировано несколько сотен крупных антисоветских организаций и группировок церковников повстанческого и террористического характера. В деле борьбы с к.р. движением среди церковников и клерикально–монархических кругов, группирующихся вокруг церкви, ТУЧКОВ проявил огромную энергию, инициативу, решительность и находчивость. Ходатайство о награждении тов. ТУЧКОВА Евгения Александровича орденом "Красное Знамя". НАЧ. СПО ОГПУ– АГРАНОВ. 1 сентября 1931 года. (См.: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. М. 1996. – с. 352.)

[245] И. Половнев. Страна Псху. Очерки. – Сухум. Абгосиздат. 1931. с. 25.

[246] Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко). Составитель Г. П. Чинякова. – М., 1996. С. 24

[247] В. Д. Пришвина. Иеромонах Онисим (Поль) (1899–1930) // Человек, 1991. № 5. с. 112

[248] «Вменихомся яко овцы заколения» (Пс. 43, 23). – «Православная Абхазия». 1996, май. № 21. С. 4–5

[249] Исключение составлял лишь архиепископ Никон (Рождественский), долгое время бывший насельником Троице–Сергиевой Лавры.

[250] Эрн В. Разбор Послания Св. Синода об имени Божием. С. 68, 70.

[251] Мелиоранский Б. М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. Вып. 3. СПб., 1913. С. 357–358.

[252] Булгаков С. В. Настольная книга священно–церковнослужителя. М., 1913. С. 1622.

[253] Здесь и далее цит. По: "Корни имяборчества" // Имяславие, СПб., 1914, С. 65–81.

[254] «Невидимую брань» и «Добротолюбие» переводил Еп. Феофан Выш., это он так их исказил и советовал другим так «переводить» Священное Писание. – Прим. авт.

[255] Имяславие, СПб., 1914, С. 79–81.

[256] См.: Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. С. 443.

[257] Сергиев Иоанн Ильич, прот. Моя жизнь во Христе. С. 197.

[258] Там же. С. 131.

[259] Эрн В. «Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием» // Начала. 1995. № 1–4 (15–18). С. 68, 70.

[260] Кирилл Иерусалимский, архиепископ. 2–е Тайноводственное Слово, 3 // Творения иже во святых отца нашего Кирилла, Архиепископа Иерусалимского. Сергиев Посад, 1893. С. 286.

[261] Там же. С. 290.

[262] Там же. С. 284.

[263] Феодор Студит, свт. Творения. СПбДА,1907. Т. 1. С. 129.

[264] Цит. по: Иларион (Алфеев), иером. Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание. М., 1998. С. 133.

[265] Классических учение о молитве выражено в словах, приписываемых Златоусту: "Да поглотит Господь сердце и сердце Господа, и да будут едино". (Иоанн Златоуст, свт. Том 9. Кн. 2. СПбДА, 1903. С. 965).

 


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     11     12     Заключение     Ссылки     Литература  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод

Flag Counter
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2018 Церковь Иоанна Богослова