Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

Авраам Норов

Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе.


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     11     12     13     14     15     16     17  
к следующей страницек следующей странице


Смирна

«Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота».
(Апокалипс. II. 10).

 

 

Отрывки древней истории Смирны мы находим у Иродота, Стравона и Павзания. Смирна обязана своим основанием Ефесу; квартал этого города, называемый: Смирна – дал своё имя новому городу, где поселилась колония ефесян, в заливе, близ полуострова Клазоменского. – Мы видим у Стравона банословное указание на происхождение Смирны от имени Амазонки; - это указание дает повод к некоторым догадкам о происхождении народов Малой Азии от скифов, чего мы несколько коснулись в XI главе. Эта баснь была принята жителями Смирны, ибо древние медали этого города изображат, с одной стороны, их мнимую основательницу, Амазонку. В стене цитадели, на вершине горы Пагус, сохраняют доселе древний колоссальный барельеф, - голову, которую выдают издавна за изображение этой знаменитой Амазонки. Прибавим также, что Ардис, царь Лидийский, изгнав из Малой Азии киммерийцев, вслед за тем овладел Смирною; можно заключить, что Смирна была тогда во власти киммерийцев; так свидетельствует Иродот [1], называя её колониею Колофона. Смирна была совершенно разрушена лидянами, так что после того, в продолжение четырех сот лет, она была ничтожною деревенькою [2]. Антигон первый восстановил её, а за ним Лизимах, так что во время Стравона, Смирна была уже первым городом, по красоте, во всей Ионии. Они была также причислена к союзу Ионийских городов. Она сильно пострадала от землетрясения в 180 г. по Р. Х., но Марк Аврелий возвигнул её из развалин. Объём древнего города можно ещё доселе следить по остаткам древних стен, от горы Пагуса в обе стороны, до моря. В числе знаменитых зданий древней Смирны, Стравон ставит гимназию, библиотеку и храм, воздвигнутый в честь Омира. Даже некторые монеты древних смирниотов назывались именем славного певца. Остатки амфитеатра видны ещё доселе на скате горы Пагуса. В позднейшие времена, при византийских Императорах, Иоанн Дука, в конце XI столетия взял и разорил Смирну с моря. Комнен изгладил следы этой осады, но опустошение, нанесенное Смирне свирепым Тимуром или Тамерланом, долго не изглаживалось. Теперь Смирна считается одним из самых цветущих и торговых городов Оттоманской Империи. Шесть землетрясений ниспровергали город, и шесть раз он возникал из развалин. У здешних греков есть поверье, что седьмое землетрясение будет конечным для Смирны.

Обратимся теперь к судьбам Смирнской церкви. Слово Христово было здесь посеяно с самых первых годов проповеди Апостолов. Церковь создана здесь Иоанном. При жизни Спасителя, Смирна могла уступить только Ефесу своим могуществом и великолепием. Её называли вторым оком Азии, считая первым: Ефес. В подтверждение этого служит найденная в Смирне древняя надпись.

Вот как передал божественный Иоанн воззвание Сына Божия к церкви Смирнской:

«Ангелу церкве Смирнския напиши: тако глаголет первый и последний, иже бысть мертв и се жив есть.

Вем твоя дела и скорбь и нищету; но богат еси, и хулы глаголющихся быти Иудеи, и не суть, но сонмище сатанино.

Не бйося ничесоже Яже имаши пострадати: се имать диавол всаждати от вас в темницы, да искуситеся: и имети будете скорбь до десяти дний. Буди верен даже до смерти и дам ти венец живота.

Имеющий ухо слышати, да слышит, что Дух глаголет церквам: побеждаяй не имать вредитися от смерти вторыя».

Заметим, что в этом Божественном воззвании, подобно как в воззвании церкви Филадельфийской, нет ни укора, ни угроз, но ободрение и наставление. Все гонения, претерпленные церковью Смирнской чрез язычников, наводимых на то большею частью иудеями, не поколебали веры здешних христиан. Светилом церкви Смирнской сияет в нетленном венце мученичества святой Поликарп. Рукоположенный св. Вуколом и благословенный Иоанном в епископы церкви Смирнской, он был напоследок архипастырем всех церквей Азийских [3]. Быв последним учеником Иоанна, он почерпнул из наставлений Богослова и других Апостолов, видевших самого Господа, то, что непрестанно передавал изустно и в посланиях своему духовному стаду, строго держась единственно коренного учения Христа Спасителя и Его Апостолов [4]. Согласно с Апостолом Павлом, он воспрещал всякое общение с язычниками и еретиками, отвергшими увещевания. Если столь святой епископ, сказал некто, быв наставлен самими Апостолами, и столь близко освещаемый Евангельским светом, не дерзал сообщаться с нечестивыми, опасаясь пагубной заразы лжеучетилей, - что же подумать о смелости, или, лучше сказать, о преступном равнодушии тех простых правоверных, которые посещают их общества, читают их книги и внимают их речам? Друг св. Поликарпа и соученик его при жизни Иоанна, св. Игнатий, епископ Антиохийский, быв исторгнут от своей паствы, и подобно Павлу везомый в Рим на пожрание животным, пристал к берегам Смирны, чтоб излить в последний раз свои сочувствия в душу Поликарпа. Поликарп в прощании со святым другом своим облобызал цепи, которыми он был обременен. Представители всех церквей Азийских стеклись к стопам сих Апостольских мужей. Обречнный мученичеству епископ снабдил их письменными духовными утешениями для их собратий, и даже с пути своего не преставал писать пастырские увещания церквам Азийским и к Поликарпу, трогательно завещая его покровительству церковь Антиохийскую. В одном из этих посланий, провидя небесные награды мученичества, он говорит в утешение сетующим о нем: «вы ещё не знаете дети мои, что я сим приобретаю, - а я знаю» [5]. По этому случаю Поликарп писал к церкви Филиппийской; это Апостольское послание, истинное сокровище для истории первобытной церкви, было столь уважаемо, что его читали во всех церквах Азийских и это обыкновение существовало ещё при Блаженном Иерониме [6]. Говорят, что сверх сего послания, нам осталось от св. Поликарпа описание кончины его учителя св. Иоанна и что эта рукопись хранится в аббатстве св. Флоры, находящемся в за-Альпийской Галлии (Gallia Cisalpina) и будто Франциск Гумблот привел нечто из этой рукописи в своем начертании жизни Иоанновой. Можно ли надеяться, что это справедливо и что это сокровище будет некогда издано [7]? Остатки амфитеатра, где пострадал в свою чреду столетний Поликарп, показывают с благоговением ещё доселе, на скате горы Пагуса, несколько ниже древней цитадели. Оттуда открываются вся Смирна с её окрестностями и её живописный залив. Сидя на одном из уступов этого памятника, где некогда толпились безчеловечные и жадные свидетели мученичества праведника, - как торжественно здесь чтение этого славного для Церкви Христовой события, начертанного убитыми горестью самовидцами!

«Буди верен даже до смерти и дам ти венец живота». Эти слова Искупителя, провозвещенные Иоанном, были вновь подтверждены во время мученичества Поликарпа. Глас с неба раздался: «Крепись и мужайся Поликарп!». Повторимте, на этом месте страдания Смирнского святителя, его предсмертную молитву:

«Господи, Боже Вседержитель, Отче возлюбленного и благословенного Сына Твоего, Иисуса Христа, посредством которого мы получили познание о Тебе! Боже Ангелов и Сил и всякого создания и всякого рода праведных, живущих пред Тобою! Благословляю Тебя, что Ты удостоил меня в сей день и час принять участие в числе мучеников Твоих и в чаше Христа Твоего, для воскресения в жизнь вечную душею и телом в нетлении Святого Духа. Приими меня между ними в жертву тучную и благоприятную пред Тобою, как Сам Ты, неложный и истинный Боже! предуготовал, предвозвестил и совершил. За сие и за всё хвалю Тебя, благословляю Тебя, прославляю Тебя купно с вечным и пренебесным Иисусом Христом, возлюбленным Твоим Сыном, с которым Тебе и Святому Духу слава и ныне и в будущие веки. Аминь». [8]

Эта священная молитва сохранилась нам в окружном послании Смирнской церкви о мученичестве Поликарпа. Нам осталось ещё собственно от св. Поликарпа его послание к Филиппийцам, о котором мы упомянули. Это послание носит отпечаток глубочайшего смирения и братолюбия; ещё недавний очевидец и собеседник самих Апостолов Христа Спасителя, - он едва дерзает говорить собственными своими словами, он непрестанно выставляет тексты Апостолов, облекая их своими усладительными толкованиями. Так например, говоря о недавних ещё в то время посланиях св. Апостола Павла, Поликарп взывает: «вникая в них, вы можете получить назидание в данной вам вере, матери всем вам, за которою следует надежда и которой предшествует любовь к Богу, ко Христу и к ближнему. Кто в них пребывает, тот исполнил заповедь правды; ибо кто имеет любовь, тот далёк от всякого греха» [9]. Неоценённое изречение, достойное Апостолов! – Как трогательно изображение истинного священника, начертанное Поликарпом: «Пресвитеры должны быть мягкосерды, милостивы ко всем, обращать заблуждающих, посещать всякого немощного, не пренебрегать вдов, сироты, нищего… воздерживаться от всякого гнева, лицеприятия, несправедливости в суде; удаляться от всякого сребролюбия, не быть легковерными, жестокими на суде, зная, что все мы должники греха…» [10]. Далее он говорит: «Будем удаляться от лжебратий и от тех, которые носят на себе имя Господе лицемерно и вводят в заблуждение людей суетных…».

Амфитеатр, образуя только полукружие, прислонён к горе и обращён лицем к морю. Ступени, с которых мрамор давно уже совлечен невежественными мусульманами, ещё ясно обозначается: тут также видны своды тех логовищ, в которых содержались звери. Поднимаясь далее к вершине горы Пагуса, вправо от полуразрушенной цитадели, вам покажут остатки древней христианской церкви, где ещё видны следы портика; там некогда хранились священные останки Поликарпа. Святая церковь была обращена в мечеть, а теперь тут видна, на остатках мечети, забытая сантонская молельня; - сами магометане показывают тут так называемую гробницу Поликарпа, чтут его память и называют его благовестником Божиим. Один давний путешественник говорит, что при нем, на это гробнице лежала митра, похожая на епископскую [11]. Греческая Смирнская церковь ежегодно, 23-го февраля, в день, посвященный памяти св. Поликарпа, совершает крестный ход к этому месту. Некоторые путешественники называли эти развалины храмом Януса, но здешние жители, довольно правдоподобно, доказывают, что имя Янус (Иануса) есть искаженное имя: Иоанн. Большая часть мечетей Смирны заменили древние христианские церкви, которые можно узнать по их построению. По близости от этой молельни видны ещё следы древнего цирка, иссеченного в скале. Достигнув цитадели, венчающей вершину дикой горы Пагус и где некогда была церковь во имя святых Апостолов, развертывается величественный вид на все окрестности Смирны. Нагота гор поразительно противоречит растительной роскоши низменных долин. Вправо, за светлыми извилинами многорощного Мелеса и быстрого Гермуса, таятся развалины Кум, - отечество Гезиода, соперника Омирова, певца «Дней и работ», певца «Феогонии». Влево, Клазомен, - отечество глубокомысленного Анаксагора; Теос, родина венчанного розами вечно юного Анакреона. Весь этот берег Малой Азии представлял некогда, по свидетельству Иродота, непрерывный ряд гродов и храмов; - этот берег вскормил также Иродота, Пифагора, Иппократа, Фалеса, Виаса, Анаксимена, Анаксагора, Гераклида, Апеллеса, Зевкса, Праксителя, Парразия…. Впереди, лазоревое тихо плещущее море, - сначала, поприще мирных, роскошных и умственных сношений греков ветхой Азии и молодой Европы, а напоследок, поприще их враждебной борьбы, навлекшей на их преступные главы меч и огонь варваров и стершей их наконец с лица земли. Так что осталось теперь от царственных городов этого края?.. обезображенные остовы и едва сберегаемые ещё в памяти людей имена их! Но Смирна, хотя омраченная игом язычников, всё ещё дышит негою торговли в бальзамической атмосфере своих померанцевых, оливковых и лавровых рощей. Нетленный венец мученика крепче её разрушающихся день ото дня бойниц, - он невидимо охраняет её и призывает к возрождению: «Буди верен даже до смерти и дам ти венец живота!». Да начетрают неизгладимо в сердцах своих эти Божественный слова христиане Смирнской церкви, которой светильник ещё горит предстательством мученика пред престолом Всевышнего!

По изысканиям в памятниках превобытной церкви можно полагать, что первый епископ, или правильнее пастырь Смирнской церкви, был некто Арист [12]; за ним Стратей, сын Лоидии, о которой упоминает св. Апостол Павел в послании к Тимофею [13]. Стратей был по матери двоюродным братом св. Тимофея и сделался учеником св. Павла при слушании его Божественных поучений в Памфилии. На пути св. Павла из Галатии в Иерусалим, во дни опресноков, Стратей удостоился принять Апостола под кровом дома своего, куда собрались многие христиане для слышания его проповеди о таинстве страдания и воскресения Христова [14]. Греческая Минея из библиотеки кардинала Сирлета, изданная Капизием, указывает в это время на епископа Смирнского Апеллеса, из числа LXX Апостолов [15]; но по церковной истории видно, что Стратею наследовал Арист второй, о жизни которого ничего не известно. Смирнская церковь восприяла титул епископства вероятно в правление оною св. Вуколом. Мы видим из его жизни, что он ещё с отроческих лет очищал душу свою, дабы соделать её жилищем Духа Святого; таким обрел его св. Иоанн Богослов и поставил епископом Смирнской церкви, на просвещение сидящим во тьме неведения еллинам. Чувствуя конец жизни своей, св. Вукол имел откровение: да никто иной, кроме Поликарпа, не примет после него престола Смирнской церкви, - призвал к смертному одру своему Поликарпа, взял его правую руку и положа её к себе на сердце, произнёс: «слава Тебе, Господи» – и испустил дух, передав таким образом правление церкви Поликарпу. Повествуют, что на могиле св. Вукола возросла маслина, которой плоды, во всё время её долгого существования, не преставали исцелять недугующих от болезней. Посвящение Поликарпа было проявлено чудесными знамениями. Поликарп был напутствуем в своем правлении Божественным Иоанном и приснопамятным учением других Апостолов. Поликарпу наследовал в епископстве Папирий, а за ним Камерий, которого св. Поликарп посвятил в диаконство. Преемником Камерия был Фразей, названный в послании Поликрата епископа Ефесского к папе Виктору. За ним следует отступник Евдемон, в епископство которого, при Императоре Деки, пострадал Святый Смирнский пресвитер Пионий, уподобясь тем св. Поликарпу, которого он был жазнеописателем. Сохранившийся нам во всей полноте рассказ о мученичестве св. Пиония глубоко назидателен. Пионий, предведавший намерение язычников овладеть им и другими благочестивыми христианами, в день, когда церковь совершала память мученичества св. Поликарпа, постился с Савиною и Асклепиадом и взяв три сплетенные вериги, возложил их на себя, на Савину и на Асклепиада. В самый день памяти св. Поликарпа, когда три благочестивые собеседника, по молитве, вкусили хлеба и воды, явился с воинами жрец Полемон и повлек их в судилище, где их ожидал исступленный народ и злобствующие иудеи. Обвиняемые за отрицание принести жертвы богам, Пионий воздвиг руку и стал говорить к народу: «жители Смирны, гордящиеся красотою вашего града и Омиром, здесь рожденным, и вы находящиеся здесь иудеи, вы все с радостью ищете нашей погибели; - но вам, эллинам, следовало бы послушать учителя вашего Омира, сказавшего: не добро о человеческой пагубе веселиться. – Вам же, иудеи, Моисей повелевает: «аще узриши осля врага твоего падшее под бременм его, да не мимоидеши е, но да воздвигнеши е с ним;», а Саломон говорит: «аще падет враг твой, не обрадуйся ему, в преткновении же его не возносися». Я, послушая учителя моего, желаю лучше умереть, нежели преступить словеса Его и тщусь всеми силами моими не отступить от Его заповедей, к которым я издавна привык и которым научил других…. Приближается же мiру суд и знамения тому явны. Я прошёл чрез все Иудейские страны, переходил реку Иордан, видел землю, являющую на себе до ныне знамения гнева Божия, за грехи человеков на ней обитающих и проивзодящих гонения и убийства странствующим путникам. Я видел там поля и нивы, опаленные огнем, лишенные всякого произрастения и не имущие даже влаги. Видел и море мертвое и воду, изменившую естество свое Божиею казнию, так что она не может ни животного напоить, ни тела человеческого в себе удержать и все в неё вверженное вон изметает. Но зачем говорить вам о странах далёких: вы видите Декаполь, страну Лидийскую, огнем сгоревшую и до ныне опаленную, лежащую на казнь нечестивым….» [16]. Здесь св. муж указывает на поглощенные при Нероне землетрясениями главнейшие города Лидии – Магнезию, Аполлонию, Фиатиру, Сарды, Аталию, Филадельфию, Триполи и пограничные: Иераполис, Лаодикию и Колоссы, которых гибель все христианские и многие языческие писатели того времени приписывали гневу небесному; - он сравнивает их с Декаполиею или десятиградием Палестинским, испытавшим ту же участь. Выписываем здесь так называемые Сивиллины предвещания касательно той же эпохи:

Te, te Asia infelix tristi deplore querela,
Ionumque, genus, Carumque, auroque scatentum
Lydorum! Heu Sardes. Heu multum Trallis am?na!
Eheu Laodicea, urbs pulchra: peribitis ergo
Motibus evers? terr?, pulvisque redact?!... [17]

Тем, которые старались устрашить Пиония смертью и прилепить к сладостям жизни, он ответствовал: «И я считаю жизнь сию временную сладкою, но несравненно сладчае для нас христиан та, которую мы получить желаем. Светлость мiра сего я признаю веселою и отрадною, но несравненно веселее и отраднее для нас тот свет истинный, который мы увидеть надеемся. Мы не говорим, чтобы всё, что мы видим нашими телесными очами, не было прекрасно; мы не ненавидим творения Божиего, но есть мiр иной, невидимый, который превосходит красотою все нами видимое…». Так, борясь оружием духовных увещаний против своих врагов, Пионий с собратиями был приведен сначала в темницу, где нашел обременённых узами, пребывших твёрдыми в вере, пресвитера Лиина и жену, называемую Македония. Для усугубления его горести туда же привели к нему тех христиан, которые, устрашенные муками, принесли жертвы идолам, но они проливали слёхы раскаяния… «новым мучением мучим я в сердце моем», говорил им Пионий, «на части рассекается оно, видя небесные звезды, хоботом змеиным на землю отторженные [18], и виноград, десницею Божиею насажденный, диким вепрем искоренённый и расхищаемый от мимохадящих путем; чада и питомцы мои любезные, хлебом небесным воскормленные, почто совратились в путь развращённый?.. не отчаивайтесь братия, если в великое согрешение впали, но покайтесь истинно и всем сердцем обратитесь вновь ко Христу Богу своему, ибо Он милостив и готов всегда принять с покаянием к нему приходящих;», и небесная речь святого, возбудив рыдание отпадших, возвращала их ко Христу. Привлеченный среди поруганий в капище, скорбь святого мученика была невыразима, когда ему показали его епископа, отступника Евктимона, поклонившегося идолам. Преданному истязаниям, ему сказал некто: «Почто, Пионий, ты спешишь к смерти?». «Не к смерти, но к животу вечному поспешаю,» отвечал страдалец, которого тело было строгаемо железом. Пригвождаемому ко кресту, ему говорили: «отрекись, Пионий, мы измем гвозди и врачи исцелят тебя». Святой же, помолчав, отвечал: «уснуть желаю, да лучший восстану в общее всех воскресение!». Распятый на кресте, мученик был предан огню, но повествуют, что усопшее тело его обрелось неопаленным. Церковь Смирнская сохранила не только память дня, но и часа, в который святой Пионий предал дух свой Богу [19]. Назовем бывшего в царствование Феодосия II епископом Смирнским, Кира. Будучи прежде приближен ко двору, Патрикием, - уважаемый за свои познания и стихотворения, он возобновил с большим великолепием стены Константинополя; восторженный народ, увидя его на конском ристалище в гипподроме, в присутствии Императора воскликнул: «Константин основал, а Кир возобновил!». За эти слова зависть оклеветала его пред Феодосием; лишенный почестей и богатства, он нашёл утешение в религии, принял священнический сан и наконец был назван епископом Смирнским. Киру приписывают построение церкви во имя Пресвятой Богородицы, на месте где был найден, под кипарисом, образ Богородицы: но неизвестно в Константинополе, или в Смирне, сооружена была эта церковь [20]. Митрофан, епископ Смирнский, в 858 году был одним из главных врагов великого Патриарха Константинопольского Фотия, действуя совокупно с латинцами; он был два раза отрешен от епископства; в последний раз в 880 году, признан закоренелым еретиком; от него осталась книга о Святом Духе, к оторой хотя и говорит: что как Сын Божий рождается единственно от Отца, так и Дух Святой исходит из одного и того же начала, но прибавляет: что так как Дух Святой присносущен с Сыном, то происходит и от Сына, - и такими умствованиями отходит и от Православия и частью от латинцев, которые избрали его орудием единственно от того, что он был противником блаженнейшего Фотия. Митрофанию наследовал в епископстве Никита, муж правый и учёный. За ним называют главою Смирнской церкви св. Феодора, во имя которого, как сказывают, построена до ныне существующая церковь, в Пергаме; но мы не нашли в числе святых, епископа Смирнского сего имени, а полагаем, что церковь Пергамская построена во мя св. Феодора Студита, который в 819 году, по повелению Императора Льва Армянина, был сослан в Смирну под надзор нечестивого Смирнского епископа, которого имя неизвестно, и который был одним из главнейших иконоборцев. Св. Феодор Студит много пострадал в Смирне и память его свтяхы подвигов невсегда осталась в этом краю. За сим мы не находим особенно замечательных фактов в истории Смирнской церкви. В новейшие времена, в 1785 году, в числе Смирнских епископов был Прокопий, возведенный напоследок на Вселенский Патриарший престол. Ему наследовал в Смирне в 1797 году его протосинкелл Гигорий, тот безстрашный страстотерпец, который, быв возведен на Патриарший престол Константинополя, приял мученический венец во время восстания греков в 1821 году и погребен в Одессе. За блаженным Григорием приял Смирнское епископство Анфим, Смирнский уроженец. За возведением и его на Патриарший престол Константинополя, был поставлен из Апамии, Паисий, Смирнским епископом, не нося титула митрополита, принадлежащего Смирнским епископам. В 1840 году правил этою митрополиею известный своею ученостью и доблестями, Хрисанф, перемещенный из Миры Ликийской. Ныне, главою Смирнской церкви, Афанасий из Кастории.

В Смирне находятся семь православных церквей: 1) св. Фотины, где временно бывает митрополия. Там показывают, у западных врат храма, мрамор с надписью о бывшем в 1688 году землетрясении, от которого обрушилась тогда церковь. 2) св. Иоанна Богослова. 3) св. Георгия. 4) св. Димитрия. 5) св. Иоанна Крестителя. 6) св. Харлампия, находящаяся в госпитале.7) новосозданная церковь во имя св. Илии. В Смирне считают теперь 40 тысяч православных жителей. Греческая церковь приобщила к лику святых новомученика Димоса, пострадавшего в Смирне в 1763 году.

Примечания.

[1] Herodot. I. 16

[2] Strab. XIV. § 37

[3] Бл. Иероним о духов. Писат.

[4] Euseb. H. Eccles. IV

[5] В посл. Игн. К римл.

[6] Иерон. в жизн. дух. пис.

[7] См. P. Halloix Illustrium Eccles. Orient. Script. Vit? et docum. I. 524

[8] Этот буквальный и верный перевод с греческого текста, молитвы Святого Поликарпа, равно как и отрывок из его послания, заимствовали мы из Христианск. Чтен. 1821 года, часть I, стр. 135-136

[9]

[10]

[11] Voyage du Pere Pacigique en 1622

[12] In Apostolicis Constit. I. VII. c. 47

[13] T. II. c. 1-5

[14] In acris S. polycarpi et apud Le Quien Or. Christ.

[15] Canisii. Nhesaurus T. III. P. I. p. 424 in 22 apr.

[16] См. в житии свят.

[17] Sybylla oracul. L. V. «Тебя, тебя, злосчастная Азия, оплакиваю печальною песнию! Вас, народы Ионии, Кари и златоструйной Лидии! Горе вам Сарды! Горе вам веселые Тралы! Горе тебе пышная Лаодикия! Земля поглотит вас и смешает вас с прахом!»

[18] Смотр. Апокалипс. Гл XII, с. 3-4

[19] Марта 11, в субботу, в 10-й час дня

[20] Quinta Centuria Eccles. Dicta Magdeburgica. p. 1050


к оглавлению
к оглавлению
к оглавлению

к предыдущей страницек предыдущей странице
  ...     11     12     13     14     15     16     17  
к следующей страницек следующей странице



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова