Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео 
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопрос 
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Google+ страничка   YouTube канал отца Олега   YouTube канал стихотворений Олега Урюпина   Facebook страничка  


ВКонтакт Одноклассники Facebook Twitter Google+ Blogger Livejournal Яндекс Mail.Ru Liveinternet

Биографии епископов –

Святых Новомучеников и Исповедников Российских


•  Вл. Виктор (Островидов) – один из вдохновителей ИПЦ
•  Священномученик Дамаскин (Цедрик)
•  Архиепископ Феодор (Поздеевский)
•  Архиеп. Пермский Варлаам (Ряшенцев)
•  Еп. Герман (Ряшенцев)
•  Еп. Кинешемский Василий (Преображенский)
•  Еп. Николай (Голубев)
•  Архиеп. Шлиссельбургский Григорий (Лебедев)
•  Священномученик Павел (Кратиров)
•  Священномученик Нектарий (Трезвинский)
•  Катакомбный Еп. Серпуховский Максим (Жижиленко)
•  Священномученик Марк (Михаил Александрович Новоселов)




Вл. Виктор (Островидов) – один из вдохновителей ИПЦ

† 1934


Еп. Виктор имел большое влияние и авторитет у своей паствы на северо-востоке Европейской части СССР. С 1924 г., после освобождения из ссылки, он временно управлял Вятской епархией, был вновь арестован 14 мая 1926 г. и освобождён через 3,5 месяца с прикреплением на 3 года к определённому месту жительства, за исключением центральных городов и Вятской губернии. В сентябре 1926 г. ему было поручено управление соседней Воткинской епархией, но в периоды пребывания в Синоде правящего архиерея Вятской епархии архп. Павла (Борисовского) еп. Виктор фактически управлял и ею.

В конце августа – начале сентября 1927 г. святитель Ижевский получил текст Декларации, предназначенный для оглашения духовенству и верующим Воткинской епархии. Будучи глубоко возмущён её содержанием, он запечатал его в конверт и отправил обратно митр. Сергию. О своих настроениях он написал знакомому архиерею в Москве.

Вскоре последовал указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Синода о разделении Воткинской епархии на пять частей между соседними епархиями, и в октябре еп. Виктор обратился к митр. Сергию с довольно почтительным письмом, пытаясь убедить его изменить занятую позицию. В ответ из Синода ему было сделано предупреждение о том, чтобы он как викарий Вятской епархии "знал своё место" и во всём подчинялся бы правящему архиерею, а затем последовал указ о назначении его еп. Шадринским с правом управления Свердловской епархией. Поездка депутации к митр. Сергию с просьбой отменить указ закончилась безрезультатно. В итоге еп. Виктор отказался выполнить этот указ, в Шадринск не поехал, и написал второе, уже более резкое письмо м.Сергию...

Вскоре состоялось совещание Духовного Управления Воткинской епископии, на котором было принято постановление о прекращении молитвенно-канонического общения с м.С. и единомышленными ему епископами как предавшими Церковь Божию на поругание впредь до их раскаяния и отречения от Декларации. Постановление было утверждено еп. Виктором и отправлено 29 декабря в третьем письме к м.С.. Когда известия о событиях в Воткинской епархии дошли до Вятки, часть местного духовенства, оставшаяся на стороне м.С., прекратила поминать за богослужением еп. Виктора. Однако большинство верующего народа объединились вокруг пяти храмов, в том числе двух главных соборов, не принявших Декларации.

Встревоженный глава епархии срочно выехал из Москвы. Накануне посещения им Вятки еп. Виктор прислал своим сторонникам в городе телеграмму (от 11 декабря): "Ввиду приезда в Вятку архиепископа Павла, необходимо предложить ему принести покаяние и отречение от "Воззвания" как поругания Церкви Божией и как уклонения от истины спасения. Только при исполнении сего условия можно входить с ним в молитвенное общение. В случае же упорства прекратить поминовение его имени при Богослужении, что допускалось лишь, как до его приезда и выявления ожесточения его сердца".

В результате, как кратковременный визит архп. Павла в Вятку, так и его "архипастырское" послание от 14 декабря с разъяснением "положительных" результатов для Церкви, достигнутых м.С. и Св. Синодом после легализации, оказались безуспешными.

Вл. Виктор сообщал об этом своему знакомому в Москве в кон. декабря: "Я писал Вам, что арх. Павел приехал "казнить", а его встретили предложением покаяться и отречься от "Воззвания". Он отказался и весьма жалок был в своём оправдании – тогда, говорит, меня ожидает тюрьма и всякие лишения. Один священник гарантировал ему полное обеспечение, но он не согласился. Из поставленных ему вопросов выяснилось, что действуют они без благословения митр. Петра и сознают, что если он придёт, то удалит их – и мы уйдём – так и сказал, а что за это время они столько зла наделают и тысячи душ погубят, от этого и глазом не моргнут. Сознался, что сделали они это по настоянию гражданской власти, а на вопрос, чего достигли, отвечал, что он чувствует себя архиереем легальным. О, слепота! А не чувствует, что изглажен из книги жизни. Его злобные выпады против истинно-верующих и в частности против меня и неудачные оправдания тем, что он не обновленец, окончательно оттолкнули от него паству, и движение против "Воззвания" охватило всю епархию".

Вернувшись в Москву, архп. Павел обратился в Синод с жалобой на Вл. Виктора. Синод ультимативно потребовал от него немедленного выезда в Сведловскую епархию и 15 декабря назначил Онисима (Пыляева) еп. Воткинским с поручением временного управления Вятской епархией. Назначение на место Вл. Виктора нового архиерея лишь ускорило окончательное отделение. После получения сообщения о назначении еп. Онисима, 22 декабря, Духовное Управление Глазовской епископии постановило до покаяния и отречения м.С. от Декларации воздержаться от общения с ним и разделявшими его взгляды епископами, а также признать еп. Виктора своим духовным руководителем. На протоколе Вл. Виктор наложил резолюцию: "Радуюсь благодати Божией, просветившей сердца членов Духовного Управления в сём трудном и великом деле избрания пути истины. Да будет решение его благословенно от Господа".

Руководствуясь распоряжением Синода, еп. Онисим начал запрещать в священнослужении отделившееся духовенство, в частности в Ижевске. В ответ Вл. Виктор прислал в главный храм города – Покровский собор – две телеграммы с сообщением о прекращении общения Воткинской епархии с м.С. и указанием, что "запрещение Онисима и других архиереев, отпавших через "Воззвание" от Православной Церкви, никакого значения для нас не имеет". Не помогло и принятое 23 декабря постановление м.С. и Св. Синода по делу о "раздорнической" деятельности еп. Виктора.

Вот выдержки из письма Владыки Виктора к Еп. Авраамию (Дернову) от 15 янв. 1928 г.:

"Мы с детской простотой веруем, что сила Церкви не в организации, а в благодати Божией, которой не может быть там, где нечестие, где предательство, где отречение от Православной Церкви, хотя бы под видом достижения внешнего блага Церкви. Ведь здесь не просто грех м.Сергия и его советчиков! О, если бы это было только так! Нет! Здесь систематическое, по определенно обдуманному плану разрушение Православной Русской Церкви, стремление всё смешать, осквернить и разложить духовно. Здесь заложена гибель всей Православной Церкви" (В объятиях семиглавого змия, Монреаль, 1984, с.103).

"Какое теперь начинается осквернение душ нечестивыми священнослужителями, которых епископы будут рассовывать везде; и другие, непризнанные верующим народом, произведут ужасное разложение веры и упадок религиозной жизни. Поистине, эти злоумышленники против Церкви не от человеков, а от того, кто искони был человекоубийца и кто жаждет вечной гибели нашей, слугами коего и сделались новые предатели, подменив саму сущность Православной Христовой Церкви; они сделали её не небесной, а земной и превратили из благодатного союза в политическую организацию" (с.104).

Сщмч. Виктор указал на связь между богословским учением митр. Сергия и его Декларацией: "Его заблуждения о Церкви и спасении в ней человека мне ясны были еще в 1911 году, и я писал о нем в старообрядческом журнале, что придет время и он потрясет Церковь" [ Еп. Виктор (Островидов). Письмо Авраамию, еп. Уржумскому//Лев Регельсон. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. Париж: YMCA-PRESS, 1977. С. 601]. Заметим для себя тот факт, что православному клирику пришлось для критики митр. Сергия обращаться в старообрядческое издание. Никакое официальное православное издание эту критику бы не опубликовало.

По мнению св.Виктора, митр.Сергий был замечательный богослов, верный ученик митр. Антония, мудрый церковный деятель, однако вся эта мудрость, все это богословие исходили из нехристианского основания.

"Декларация – это отступление от истины Спасения. Это взгляд на спасение как на естественное нравственное совершенствование человека; это языческое философское учение о спасении, и для достижения такого спасения внешняя [церковная] организация абсолютно необходима. По моему мнению, это то же самое заблуждение, в котором я обвинил митр. Сергия еще в 1912 г."

Цитата дана в обратном переводе с английского: "The "Declaration" is a separation from the truth of salvation. It looks on salvation as on a natural moral perfection of man; it is a pagan philosophical doctrine of salvation, and for its realization an external organization is absolutely essential. In my opinion, this is the same error of which, as early as 1912, I accused Metropolitan Sergius" (Russia' Catacomb Saints. Lives of the New Martyrs, by Ivan Andreev//ed. By Fr. Seraphim (Rose). Platina, California:Saint Herman of Alaska Press,1982, с.146).

В начале января Вл. Виктор наладил письменное общение с питерскими иосифлянами, и получил от них разного рода антисергианскую литературу. Затем он лично съездил в Ленинград и стал направлять к еп. Гдовскому Димитрию своих кандидатов для рукоположения в священнический сан.

11 апреля было вынесено постановление м.С. и Временного при нём Патриаршего Священного Синода по "делу о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Воткинской и Воронежской епархиях", согласно которому Еп. Виктор был уволен от управления Шадринским викариатством и Свердловской епархией, предавался каноническому суду епископов и запрещался в священнослужении. В постановлении в качестве вины указывалось, что он рукополагал клириков для епархий, ему неподчинённых, а также вместе с еп. Никольским Иерофеем (Афоником) получил благословение митр. Иосифа на рукоположение в сан епископа игум. Антония. А ещё за неделю до этого, 4 апреля, в Глазове он был арестован. Постановлением Особого Совещания при КОГПУ от 8 мая он был осуждён на 3 года концлагерей, согласно приговору, "за проведение антисоветской агитации, за сочинение и распространение письма с просьбой защитить каноны Русской Православной Церкви... терпеть гонения от новой власти, как это делали митрополит Филипп или Иван, так называемый "Креститель"..."

Вл. Виктор был отправлен в Соловецкий лагерь, где и написал своё знаменитое последнее послание, предающее м.С. на суд Божий. На Соловках он был с весны 1928 г. до конца 1930 г. и работал там бухгалтером канатной фабрики. Здание бухгалтерии, в котором он жил, располагалось вне стен Кремля, на опушке леса. Епископы Нектарий (Трезвинский), Иларион (Бельский), Максим (Жижиленко) и некоторые священники часто приходили к нему якобы "по делам" и совершали тайные богослужения в соседнем лесу. Их участник проф. И.А.Андреев позднее вспоминал: "В глубине леса на расстоянии одной версты была полянка, окружённая берёзами. Эту полянку мы называли "Кафедральным собором" нашей Соловецкой катакомбной церкви в честь Пр. Троицы. Куполом этого собора было небо, а стенами – берёзовый лес. Здесь изредка происходили наши тайные богослужения. Чаще такие богослужения происходили в другом месте, тоже в лесу, в "церкви" имени Св. Николая Чудотворца... Господь хранил наши "катакомбы", и за всё время с 1928 по 1930 г. включительно мы не были замечены... Владыка Виктор был оптимист и верил в возможность короткого, но светлого периода, как последнего подарка с неба для измученного русского народа".

В апреле 1931 г. Вл. Виктор был сослан на 3 года в Северный край, а затем в мае 1933 – в республику Коми, где и скончался 2 мая 1934 г. в п. Усть-Цильма.



Священномученик Дамаскин (Цедрик)

† 1937


Выдающийся проповедник, один из главных вдохновителей Истинно-Православной Церкви, Дамаскин Еп. Глуховский, викарий Черниговской епархии, рукоположенный в 1923 г. самим патриархом Тихоном и затем неоднократно подвергавшийся арестам, 11 декабря 1928 г. встречается в Москве с митр. Сергием, после чего окончательно порывает с ним.

27 ноября 1929 г. Еп. Дамаскина снова арестовывают. Предъявлено обвинение в "контрреволюционной оппозиции митрополиту Сергию" и что он, якобы, является "руководителем церковной к-р группировки". Доносчиком стал сергианский священник, благочинный стародубского района. В своём доносе в ГПУ он обвинил Владыку в попытке организовать заговор против советской власти. В обвинительном заключении "группировке", руководимой епископом Дамаскиным (Цедриком), приписывалось две задачи: "организация активного противодействия мероприятиям Соввласти, направленным против церкви" и "подготовка перехода всей церковной деятельности в подполье (катакомбы)". По приговору Коллегии ОГПУ "Дело епископа Дамаскина (Цедрика). 1930 г." заканчивается заключением в СЛОН (Соловецкий Лагерь Особого Назначения).

В начале 1934 г. Свт. Дамаскин выходит на свободу. Он тайно посещает Чернигов, Киев и другие места, где есть его единомышленники. В своих беседах он проводит мысль о том, что время открытого служения прошло, что Истинная Церковь Христова должна, как в первые века христианства, бежать в пустыню-катакомбы (Откр. 12, 6): Новозаветный Ноев Ковчег спасения должен закрыться изнутри, дабы сохранить хотя бы "малое стадо" (Лк. 12, 32) от "всепоглощающих волн огненного океана"...

И всё-же, при всей своей закрытости, Истинно-Православная Церковь не могла оставаться полностью невидимой для окружающих, т.к. одна из главных её задач – свидетельствовать об Истине. Из-за этого, в условиях тотальной борьбы с христианством, чередой друг за другом следуют доносы и предательства.

Из обвинительного заключения по след. делу № 7, по обвинению Смирнова К. И. и Фокиной Л. Н. по ст. 58/10 и 58/11 УК.

При обыске у Смирнова (Митр. Кирилла) обнаружено письмо епископа Дамаскина, в котором излагаются следующие взгляды: "Совершается суд Божий над Церковью и народом русским... Совершается отбор тех истинных воинов Христовых, кои только и смогут… противостоять самому зверю. Времена же приблизились несомненно апокалипсические… Все наши усилия теперь должны быть направлены на установление прочных связей между пастырями и пасомыми... и по возможности исправить совершенный грех путем противодействия злу, до готовности даже кровию смыть грех свой". На вопрос об отношении к этому документу Смирнов ответил: "Автором письма является епископ, Дамаскин – мой единомышленник. Письмо было написано архиепископу Серафиму Самойловичу, а в копии – мне... Смысл этих воззрений состоит в том, что русским народом совершен общий грех перед Церковью... и вина в этом лежит, главным образом, на духовенстве. Задача состоит в необходимости более глубокого воспитания народа, чтобы членами Церкви были истинные христиане... что и означает противопоставление царству злобы. Эти взгляды я высказывал епископам Дамаскину и Афанасию, которые были ее мною солидарны по этому поводу".

Вслед за этим следует целая череда арестов и ссылок Вл. Дамаскина, заканчивающихся расстрелом 15 сентября 1937 г.

Из Северной ссылки он 23 июня пишет Послание к священникам с указанием о необходимости полного перехода на нелегальное положение. Это Послание, если его находили при обыске, служило поводом для ареста и осуждения...

P.S. Московская Патриархия канонизировала Вл. Дамаскина наряду с другими представителями ИПЦ, такими, например, как Архиепископ Владимирский Николай (Добронравов), Архиеп. Иваново-Вознесенский Августин (Беляев), Еп. Кинешемский Василий (Преображенский), Еп. Красноярский Амфилохий (Скворцов), Еп. Лубенский Аркадий (Остальский), Еп. Нижнетагильский Никита (Делекторский), Еп. Липецкий Уар (Шмарин) и др. Можно ли иначе расценить цинизм, с которым МП пытается присвоить себе славу новомучеников, как не лицемерие и воровство? Господь наш Иисус Христос взывал: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков..., дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! Как избежите вы осуждения в геенну?" (Мф. 23, 29-39).



Архиепископ Феодор (Поздеевский)

† 1937


Родился 21 марта 1876 г. в с. Макарьевском Ветлужского уезда Нижегородской губ. в семье священника. 1900 – окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, иеромонах. 1903 – магистр богословия. Будучи ректором Тамбовской семинарии, архимандрит Феодор возглавлял местную организацию "Союза Русских людей". 3 мая 1907 г. на него было совершено покушение одним из революционно настроенных студентов семинарии, но пуля пролетела мимо. С 1909 г. ректор Московской Духовной Академии. 14.09.1909 хиротонисан во Еп. Волоколамского. После февральской революции, в разгар антимонархических гонений по постановлению "Священного Синода" смещается с должности. Временным правительством запрещается пропаганда монархических взглядов и "Синод", идя в ногу со временем, торопился "воздать кесарю кесарево", забывая о Божьем. Так, откликаясь на захват власти иудо-масонами "Синод" заявлял: "Совершилась воля Божия... Россия стала на путь нового устроения государственной жизни..." В 1917–1930 гг. Владыка Феодор – настоятель Московского Даниловского монастыря, ставшего тогда духовным центром Москвы. 1920 (1921) – арест, Таганская тюрьма. 08.06.1923 – освобождён. 16.04.1924 – вновь арестован по обвинению в "антисоветской агитации" и заключён в Бутырскую тюрьму. 15.06.1925 осуждён на 3 года к высылке в Киргизский край; затем сослан в Зырянский край... После предательской сергиевской декларации озглавил одно из движений исповедников Православия, названное "даниловским", в число которого входили: Еп. Амфилохий (Скворцов), Еп. Григорий (Козырев), Еп. Григорий (Лебедев), Еп. Николай (Никольский), архим. Симеон (Холмогоров), архим. Поликарп (Соловьёв), архим. Стефан (Сафонов) и др. По имеющимся данным принимал участие в тайном Соборе катакомбных архиереев, на котором поддержано Послание архиеп. Серафима (Самойловича) о запрещении в священнослужении митр. Сергия и выработаны некоторые основополагающие документы. За активное противодействие политике митр. Сергия и организацию потаённой Церкви отправлен в ссылку в Сыктывкар. Монах со строгим аскетическим образом жизни, знаток святоотеческого богословия и канонического права, зажигательный проповедник – он пользовался большим уважением среди архиереев и всего церковного народа. Считал сергианскую церковь безблагодатной, называя её священников "простыми сапожниками", а сергиан, вообще, сравнивая с "гадаринскими свиньями". 23.10.1937 – расстрелян в Ивановской тюрьме.



Архиеп. Пермский Варлаам (Ряшенцев)

† 1942


Архиеп. Варлаам (Виктор Степанович Ряшенцев) родился 8 июня 1878 г. в Тамбове в купеческой семье. Однокурсник и приятель Вл. Феодора по Казанской духовной академии, он закончил её со степенью кандидата богословия. С 1906 г. – ректор Полтавской духовной семинарии. С 13 января 1913 г. – епископ. 6 февраля 1928 г. отделился от митр. Сергия в составе Ярославской группы, за что запрещён в священнослужении сергианским Синодом. Несмотря на кратковременное колебание, он в конце 1928 г. окончательно порывает с митр. Сергием, после чего последовала обычная для таких случаев концовка: кончина 20 февраля 1942 г. в тюрьме №1 г. Вологоды в результате издевательств красных бандитов.

Он был не единственным в своей епархии продолжателем дела Митр. Агафангела. Вскоре после его отделения от митр. Сергия, ему последовал находившийся в казахстанской ссылке Еп. Рыбинский Вениамин (Воскресенский) (1871 – 5.10.32), который 16 июня 1929 г. писал благочинному храмов Ярославля о. Флегонту Понгильскому:

Цитата:
Митр. Сергий совершил опыт, беспримерный в истории Церкви – опыт соприкосновения двух взаимоотрицающих стихий – царства Божия и царства Безбожия, царства Христа и царства Антихриста. Митр. Сергий всегда отличался известной гибкостью своего ума. Здесь он перешёл меру и стал её жертвой... Безбожная родина уже не священная родина. Для христианина она перестаёт быть родиной...



Еп. Герман (Ряшенцев)

† 1937


Ближайший друг Вл. Феодора по академии и брат Архиеп. Варлаама Епископ Вязниковский Герман (Ряшенцев) в деле отстаивания истины следовал за своими старшими собратиями. Отказавшись в 1928 г. принять назначение от митр. Сергия, он обрёк себя на лагерно-ссыльную жизнь. В ссылке ему инкриминируется организация т.н. "Священной дружины", якобы борющейся в 1934-37 гг. против сов. власти (пять томов этого дела до сих пор остаются закрытыми в Архиве Министерства безопасности Республики Коми). 15 сентября в г. Сыктывкаре расстрелян.



Еп. Кинешемский Василий (Преображенский)

† 1945


Вл. Василий вышел из Лжецеркви ещё в начале 1928 г., присоединившись тогда к "ярославской оппозиции". Не прибегая к перечислению мест заключения и описанию перенесённых им пыток и страданий, ограничимся словами из протокола допроса в Орловском ГПУ весной 1933 г. Он говорил, что сов. власть – это временная власть, в идею построения социализма-коммунизма не верит. Борьба с религией попущена волей Божией для испытания нравственно-религиозной жизни народа. В этот период испытания народа, несомненно, произойдёт раскол на верующих и неверующих. Причём верующие могут остаться в меньшинстве. Но несмотря на это Церковь победит и врата ада не одолеют её.

Занимательна формулировка, с которой его тогда осуждают: "Создание сети контрреволюционных кружков, ставивших своей задачей антисоветское воспитание религиозных масс и свержение существующего строя" – голь на выдумки сильна.



Еп. Николай (Голубев)

† 1929


Ещё одним исповедником, присоединившимся к ярославцам в начале 1928 г. был Епископ Ветлужский Николай (Голубев), который поддерживал тесные отношения с Архиеп. Варлаамом (Ряшенцевым). В июне 1929 г. он едет в Ленинград и получает от Архиеп. Димитрия (Любимова) разрешение на организацию своей епархии. При аресте у него находят следующее удостоверение: "Предъявитель сего Епископ Николай Голубев, бывший Ветлужский, ныне состоящий на покое, принадлежит к Православной Церкви, возглавляемой Митрополитом Петром, и состоит в каноническом общении с Митрополитом Иосифом. Временно Управляющий Ленинградской епархией Архиепископ Димитрий Гдовский. 1 июня 1929 г." Почти у всех арестовывавшихся тогда священников Кинешемского р-на при обысках находили текст отречения: "Я, ниже подписавшийся, убедившись в отступлении от духа Православного христианства митрополита Сергия, прерываю с ним всякое общение и вступаю в таковое с Церковью, управляемой митрополитами Петром и Иосифом. Желаю состоять со вверенной мне паствою под духовным руководством Епископа Николая". В материалах следственного дела сказано, что Еп. Николай за богослужением ввёл формулу поминовения "О страждущих заключенных митрополитах и епископах Петре, Иосифе, Василии и других". При обыске у него были изъяты тексты двух молитв, полученных от Еп. Василия и Архиеп. Димитрия. В одной из них говорилось: "Даждь, Господи, Церковь Российскую правити. Злыя волки далече отогнати и козни их сокрушити. Подаждь всем, иже во власти суть разум и страх Твой, сохрани люди Твоя от тлетворных учений, ереси и неверия". Скончался Владыка от тяжёлой болезни, связанной с тюремным содержанием.



Архиеп. Шлиссельбургский Григорий (Лебедев)

† 1937


Во время настоятельства в Даниловском монастыре Владыки Феодора, там под его окормлением , будучи сначала послушником, а затем архимандритом, несколько лет жил будущий Еп. Григорий (Лебедев). В епископы он был поставлен 2 декабря 1923 г. самим Патр. Тихоном. В декабре же 1927 г., являясь наместником Александро-Невской Лавры, он прекратил поминовение митр. Сергия, выйдя из подчинения ему. Не имея же возможности противостоять сергианскому давлению, он оставил свой пост и перешёл на тайное служение. В 1929 г. Владыка покинул Ленинград и скрылся в Калининской обл., а с 1933 г. проживал в Кашине. 16 апреля 1937 г. он был арестован по обвинению в том, что "являлся руководителем контрреволюционной группы фашистско-монархической организации в г. Кашине, у себя на квартире систематически проводил нелегальные сборища, на которых обсуждались а/с вопросы, занимался вербовкой новых членов в фашистско-монархическую организацию". Постановлением Тройки УНКВД Калининской обл. от 13 сентября 1937 г. в числе 50-ти человек Вл. Григорий был приговорён к высшей мере наказания и в час ночи 17 сентября расстрелян.



Священномученик Павел (Кратиров)

† 1932


Одним из главных центров антисергианского движения на Украине был Харьков – тогдашняя её столица. В конце 1920-х в там проживало много ссыльных священнослужителей. На положении ссыльного с подпиской о невыезде с весны 1925 г. жил в этом городе и еп. Старобельский Павел (Кратиров). Он не признавал митр. Сергия ещё до опубликования Декларации, считая его захватчиком высшей церковной власти, которая с 1926 г. должна была принадлежать митр. Ярославскому Агафангелу, и за это он был запрещён в священнослужении экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым). Резко отрицательно еп. Павел встретил и Декларацию митр. Сергия. Он отправил в конце 1927 г. письмо к митр. Агафангелу и остался вполне удовлетворён ответом, т.к. ярославский Митрополит назвал Сергия "узурпировавшим церковную власть". В апреле 1928 г. еп. Павел отослал Заместителю Патриаршего Местоблюстителя официальное заявление об отделении от него, и в этом же месяце он был запрещён в священнослужении постановлением Свящ. Синода.

Еп. Павел выступил, прежде всего, как сильный идейный оппонент митр. Сергия. Он стал автором трёх широко разошедшихся по стране произведений. Первое из них было написано в феврале 1928 г. и называлось "Наши критические замечания по поводу второго послания митр. Сергия". Вл. Павел указывал, что нижегородский митрополит открыто боролся за власть в Церкви, получив же её, самовольно вступил на новый курс и, призывая всех к миру, начал налагать на несогласных с ним церковные прещения. "Если бы митр. Сергий действительно желал до Собора сохранить "единство Духа в союзе мира", "чтобы не разрывать хитона Христова", как он выражается, то, оказавшись всякими неправдами и правдами во главе церковного управления, он не пугал бы напрасно церковными канонами непризнающих его, как это делает он всё время с большим усердием; не налагал бы единолично запрещений на десятки несогласных с ним епископов, а с должным смирением, поставивши собственную каноничность под знаком вопроса "в единстве Духа и в союзе мира", ожидал бы будущего Собора, который разобрался бы в том, кто прав и кто виноват в церковных смутах, и каждому воздаст по делам его... Митр. Сергий возлагает свою надежду на небесного Пастыреначальника, что Он в трудную минуту "не оставит нас сирых", и "упование не посрамит его"... Мы перейдём за границу возможного, если разделять будем надежды митр. Сергия на то, что Господь будет ему Помощником в его деяниях!.. (Правильнее будет думать, имея ввиду его последние выступления, исполненные искательства перед сильными мира сего, что Господь оставил его и Дух Божий отступил от него". Здесь же Еп. Павел и призвал митр. Сергия к покаянию: "Мы же горячо убеждаем его самого принести, во имя блага Церкви, в жертву своё самолюбие и властолюбие, которыми он до сих пор руководился больше, чем боголюбием, и снова чистосердечно покаяться во всех своих церковных прегрешениях, а управление Церковью предоставить тому, у кого оно было им отнято".

3/16 апреля Еп. Павел пишет своё "Первое письмо епископа", обращённое к безымянному иерарху, поддерживающему митр. Сергия. В нём он говорил, что не надо опасаться разделений в церковной среде, и, напротив, приветствовал протест "грозной работе митр. Сергия". В послании говорилось, что "Церковь Христова это не что иное, как Царство Божие, а оно, по словам Спасителя, внутри нас. Неужели же это Царство Божие внутри нас нуждается во всей этой мерзостной системе, которую допускает митр. Сергий во взаимоотношениях со внешними. Неужели же из-за сохранения церковно-хозяйственного имущества (храмы, здания, утварь), канцелярии и её принадлежности можно продать Христа и Царство Божие?.. При данной церковно-исторической обстановке всякая "легальная" Церковь становится неизбежно блудницей Вавилонского богоотступления. Я не могу не возмущаться и не страдать при виде червленно-заблудной Церкви, потому что я сам блудный и многогрешный имею великую нужду в целомудрящей нас Церкви-Деве, носящей белую одежду целомудрия и совершенно чистой, незапятнанной Невесте Христовой, могущей спасти меня многогрешного... Так как сергиевская церковь надела на себя червленную ризу блудницы, то чрез это стала повинной и преступной во всём... Сергиевская церковь, подобно обновленческой, теперь свирепствует, господствует, запрещает, высылает и через это являет себя цезаро-папистской организацией в самом гнуснейшем смысле слова. А посему я ухожу в пустыню, в той надежде, что в данное время только пустынная, лягальная (от слова "лягать, то есть поносимая) Церковь может указывать тот истинный путь к вечному спасению, по которому должно идти христианину... Легализация Церкви Христовой или Царства Божия в наших условиях равно, что говорить о круглом квадрате или о тёмном свете, горячем льде и т.п... По всему видно, что из пустыни мне уже не выбраться пока, да и я сам спешу туда, чтобы укрыться там, пока пройдёт гнев Божий. Скорблю только о том, что среди архипастырей Русской Церкви нашлось немало последователей практически – смрадного сергиевского блудословия... А вот почему я отрекаюсь от сергиевской церкви. Тело церковное с внешней стороны как будто и целое и всё в порядке, но через богоотступление голова уже отрублена. И сколько бы митр. Сергий ни кричал о верности Православию, но самого главного уже нет. Получилась не Церковь, а церковная партийная организация, ориентация. Налицо не корабль церковный, а сергиевская "ладья-душегубка". Покайся, пока не поздно. Позже тебе уже не удастся выскочить, сам знаешь почему".

В мае 1928 г. Вл. Павел написал открытое письмо "О модернизированной Церкви, или о Сергиевском православии", адресованное неизвестному "брату о Христе", в котором доказывал, что Декларация затрагивает саму суть православно-церковного вероучения: "Митр. Сергий не лично от себя и своего Синода, но от имени всей Православной Кафолической Церкви поклонился человекобогу, говорящему гордо и богохульно... Я, грешник, думаю, что таких церковных деятелей нужно назвать не только еретиками и раскольниками, но и богоотступниками. Ведь митр. Сергий вводит в церковное богослужение неслыханную в истории Церкви ересь модернизированного богоотступничества, естественным последствием которой явилась церковная смута и раскол... Итак, митр. Сергий попрал не внешнюю сторону, а самое внутреннее существо церковного Православия. Ведь "осанна" Христу и Антихристу, исполняемая сейчас в христианских храмах, касается самой сущности христианской веры и представляет собою явную апостасию – отпадение от веры, богоотступление... Митр. Сергий своей суемудреной и злочестивой декларацией и последующей антицерковной работой создал новый обновленческий раскол или сергиевское обновление, которое, сохраняя для "малых сих" фикцию Православия и каноничности, гораздо преступнее первых двух обновлений (1922 и 1925 гг.). Тем, кто поплёлся за митр. Сергием, возвращение на путь истины – задача трудная, сопряжённая с немалыми скорбями и лишениями. Но я, грешный, вижу всё и живу надеждой на Бога, Милующего, Умудряющего и Укрепляющего немощных..."

Всего Еп. Павел написал, по его словам, четыре "рассуждения" на тему, кто должен управлять Русской Церковью, два обращения к сов. власти и письмо к старобельским благочинным в ответ на их коллективное обращение с упрёком о непризнании митр. Сергия. Тогда, во время своего святительского служения в Вл. Павел возглавлял около 40 приходов в Харьковском, Сумском и Днепропетровском округах. Со всеми своими посланиями Владыка знакомил священников и мирян.

От известного харьковского протоиерея Николая Загоровского, проживавшего тогда в Ленинграде, Еп. Павел узнал о Еп. Гдовском Димитрии (Любимове), возглавившем после ареста Митр. Иосифа (Петровых) "лягальную" Церковь, и в июне 1928 г. отправил ему письмо с сообщением, что ещё в 1926 г. вышел из ведения митр. Сергия и просьбой принять его в молитвенное общение. Еп. Димитрий запросил соответствующие документы и объяснения и после их получения прислал благожелательный ответ с предложением окормлять ближайшие истинно-православные общины. С этого времени между архиереями установилась переписка. Например, летом 1928 г. Еп. Павел в одном из своих писем просил разъяснений и руководящих указаний по поводу по таким вопросам: как относиться к запрещениям, наложенным митр. Сергием, существуют ли планы организовать новое церковное управление и легализовать его перед гражданской властью. В письме также говорилось: "Не поставлены ли мы долгом своего служения пастырского в необходимость препятствовать на каждом шагу существующей власти в её работе. Разве можем мы одобрять безбожное воспитание в современных школах. Разве допустима классовая борьба ... Не более ли достойно нашего великого служения прямо и откровенно засвидетельствовать власти, что пути наши ведут в разных направлениях и что мы можем говорить только о своём желании быть лояльными, но делами своими свидетельствовать свою лояльность не можем. Разве можем одобрять вступление в коммунистическую партию..."

Конечно же кровожадная антихристова власть не могла допустить существования на подвластной ей территории такого ревностного пастыря. 17 января 1931 г. Владыка был арестован, и по пост. КОГПУ от 2 января 1932 г. приговорён к 10 годам лагеря. А 5 января этого же года после жестоких пыток и мучений он скончался в харьковской тюремной больнице.

Святой угодниче Христов Павле, моли Бога о нас грешных!



Священномученик Нектарий (Трезвинский)

† 1937


Родился в 1889 г. в Малороссии в семье священника. Закончил Киевскую Духовную Семинарию и Академию. Иеромонах, кандидат богословия. Во время Великой войны – полковой священник. Затем настоятель в Александро-Невской Св.-Троицкой Лавре. В 1919 г. первый арест. В 1921 г. – второй: т.н. "Дело Александро-Невской Лавры". Приговор: один год принуд. работ с содержанием под стражей в "Крестах". Затем снова служение в Питере. В 1924 г. принимает епископский сан. Стойкий борец с обновленчеством, за что – новый срок – 3 года в СЛОНе. 20 февраля 1928 г., выходит из административного подчинения митр. Сергию и его Синоду, за что запрещён в священнослужении в составе "викторианской" группы непоминающих.

"После молитв и долгих размышлений, – пишет Вл. Нектарий, – я прекратил церковное общение с м. Сергием... как вошедшим в блок с антихристом, нарушившим церковные каноны и допустившим равносильное отступничеству от Христа малодушие и хитроумие... Синод же собран из так называемых подмоченных или ссученных епископов. Назначение епископов на кафедры происходит с ведома или одобрения начальника Московского отдела №6. Может ли быть это приемлемо православными людьми, а тем более епископами?.. Надеюсь и верю, что эта церковная нижегородская ярмарка (Сергий носил титул митрополита Нижегородского) под неообновленческим флагом потерпит полное посрамление и православно верующие все уйдут от этой печальной церковной авантюры, затеянной для уничтожения и поругания Церкви Христовой, иже есть столп и утверждение Истины"

<Письмо Еп. Нектария (Трезвинского) от 25 апр. 1928 г. // Неизвестный автор из сов. союза. В объятиях семиглавого змия. Монреаль, 1984, с. 102, 103>

30 августа 1930 г. по обвинению в создании контрреволюционной организации "Истинно-Православная Церковь" в Казани он снова арестован и 26 января 1932 г. по ст. 58-10-11 УК РСФСР – 10 лет СЛОНа, где в 1937г. по приговору "тройки" расстрелян. Из ссылки он писал к своей пастве:

"Из истории Церкви Христовой видно – почти все борцы за правду Христову погибли в борьбе, только после смерти их торжествовало то дело Божие, за которое они боролись. Так будет и в нашей борьбе с сергианством. Народ наш стал безразличен к церковным вопросам, а духовенство – это большей частью обрядоисполнители-жрецы, для которых лишь бы было чем кормиться, спокойно жить, а против нас, противников сергианства, не побрезгуют никакими силами, безнравственными мерами, как то: допросами, ложными слухами, подпаиванием водкой горланов на приходских собраниях и прочее. Так, про меня Сергий напечатал: я, якобы, посвятил в попы двоеженца, чего я и во сне не видел.

Словом, наша борьба хотя и свята, но бессильна. Я лично не надеюсь на освобождение, а скорее всего погибну, сгнию в лагерях, утешаясь обетованиями Христовыми. Блаженны изгнани правды ради... Нелегко страдать. Но другого выхода нет, выбора или разделения быть не может. Не колеблитесь, возлюбленные, для вас жизнь – Христос, а смерть – приобретение. Что нам делать? Как нам быть? Вопрошаете меня, ревнители Православия, лишенные своих пастырей и не могущие из-за чуткости совести молиться в сергианских храмах. Вполне понятны страдания ваших душ. Жить без церковной молитвы – это великое бедствие для верующих, а теперь ведь много городов и сел, где нет храмов, а если и есть, то обновленческие или сергианские. Объединяйтесь в мелкие группы и молитесь по домам, пойте церковные песнопения, читайте слово Божие, творите посильно милостыню, погребайте умерших без сергианских попов. Св. Тайны принимайте лишь от истинных пастырей, а таковых вы всегда найдете с помощью Божией".



Катакомбный Еп. Серпуховский Максим (Жижиленко)

† 1931


Цитата:
"Советская и катакомбная Церкви – несовместимы... Тайная, пустынная, катакомбная Церковь анафематствовала сергиан и иже с ними".

Незадолго до своей смерти, последовавшей на праздник Благовещения в 1925 г., патриарх Тихон поделился со своим личным врачом и другом Михаилом Жижиленко своим предчувствием, что всё возрастающее давление правительства вынудит однажды предстоятелей Церкви пойти на такие уступки, на которые это уже будет недопустимо, и что истинной Церкви придется тогда уйти в катакомбы, подобно римским христианам древности. Он посоветовал ему принять монашеский постриг и епископское посвящение для тайного окормления верующих (таким образом, концепция и даже само имя Катакомбной Церкви была предвидена самим патриархом; это была и есть "Тихоновская" Церковь). Так в 1928 г. появился один из первых тайных епископов Истинно-Православной Церкви. Он также считается автором заявления Серпуховского духовенства об отмежевании от м. Сергия и его Синода.

24 мая 1929 г. Владыка Максим был арестован ОГПУ и приговорен к пяти годам лагеря. В конце ноября того же года, он был помещен в Соловецкий лагерь, где работал врачом и, заведовал тифозным бараком. Вместе с Епископами Виктором (Островидовым), Нектарием (Трезвинским) и Иларионом (Бельским), а также другими священнослужителями, он совершал тайные богослужения в лесу. Вл. Максим также участвовал на Соловках в тайных архиерейских хиротониях. Затем его перевели в Белбалтлаг, а после – в Бутырскую тюрьму. Здесь, в Москве, 18 февраля 1931 г. он обвинён в антисоветской деятельности (следственное дело № 28850: "Нелегальная церковно-монархическая организация "Истинное Православие" в Московской обл." и Тверской епархии (1930-1931) – организация защиты от безбожной власти, по которому проходило 63 чел.), и 4 июня в составе 17-ти священнослужителей расстрелян. Похоронен на Ваганьковском кладбище.



Священномученик Марк (Михаил Александрович Новоселов)

† 1938


Родился в 1864 году. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. Был одним из ближайших учеников Л.Н. Толстого. В середине 1890-х порывает с толстовством и обращается к Православию, сближается со св. Иоанном Кронштадтским. Один из активных деятелей "православного возрождения" начала ХХ века, совмещавший строго церковную богословскую ориентацию с определенной общественно-политической оппозиционностью. С 1902 – издатель знаменитой книжной серии "Религиозно-философская библиотека", а также творений святых отцов, изданных для народа. Создатель "Кружка ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви". В 1917-18 участник Поместного Собора Российской Православной Церкви. В 1922-28 скрывается от ОГПУ в подполье, в это время написаны "Письма к друзьям", а сам Михаил Александрович хиротонисан в тайного епископа Священномучениками Феодором (Поздеевским), Арсением (Жадановским) и Серафимом (Звездинским). С 1927 сщмч. Марк (Новоселов) – один из лидеров церковного движения, противостоящего сергианству. В 1928 арестован ОГПУ и скитается по лагерям, вплоть до расстрела в 1938 году.


Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод

Flag Counter
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2017 Церковь Иоанна Богослова