Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet

"Святой" патриарх–отступник Тихон Белавин

Документ № П-173
Отчетный доклад начальника VI отделения Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкова заместителю председателя ОГПУ В. Р. Менжинскому о работе отделения в 1923 г.

взято из книги:

АРХИВЫ КРЕМЛЯ
Политбюро и церковь
1922-1925 гг.
Книга 2

ДОКУМЕНТЫ РАЗНЫХ ДЕЛ ИЗ ФОНДОВ
АПРФ, ГАРФ, РЦХИДНИ, ЦА ФСБ
1922-1925
Издание подготовили:
Н.Н. Покровский, С.Г. Петров
Новосибирск "Сибирский хронограф"
Москва "РОССПЭН"
1998
(сохранена орфография оригинала)

Обратите особое внимание на выделенные и подчеркнутые места документа

27 февраля 1924 г.

Совершенно Секретно.
Хранить конспиративно.
Наравне с шифром.

ЗАМ[ЕСТИТЕЛЮ] ПРЕД[СЕДАТЕЛЯ] ОГПУ тов. МЕНЖИНСКОМУ.

ДОКЛАД
Начальника 6-го От[деле]ния СООГПУ о проделанной работе по церковникам и сектам в прошлом 1923 году.
О церковниках:

СОЗДАНИЕ ОБНОВЛЕНЧЕСКИХ ЦЕРКОВНЫХ ГРУПП и ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

До создания обновленческих церковных групп, все управление церковью находилось в руках бывшего патриарха Тихона, а отсюда и тон церкви давался явно в антисоветском духе. Момент изъятия церковных ценностей послужил как нельзя лучше к образованию обновленческих противотихоновских групп, сначала в Москве, а потом по всей С.С.С.Р.

До этого времени, как со стороны органов ГПУ, так и со стороны нашей партии внимания на церковь обращалось исключительно с информационной целью, поэтому требовалось, для того, чтобы противотихоновские группы овладели церковным аппаратом – создать такую осведомительную сеть, которую можно было бы использовать не только в вышеупомянутых целях, но и руководить через нее всей церковью, что нами и было достигнуто.

Достижение это само собой разумеется не могло получиться сразу и без затраты денежных средств [1]. Кроме этого здесь нужно было вызвать интерес у работников, как по линии ГПУ так и по линии партийной, ибо повторяю, что до этого времени наши органы и партия реагировали на эту работу слишком слабо, нужно было публику заинтересовать и вовлечь в работу.

После этого и имея уже целую сеть осведомления возможно было направить церковь по такому пути, какой нам был нужен, так в Москве была организована первая обновленческая группа, позднее назвавшаяся "живая церковь", которой Тихон передал временное управление церковью. Она состояла из 6-ти человек: двух - архиер[еев] - АНТОНИНА [2] и ЛЕОНИДА[3] [и] из 4 попов - КРАСНИЦКОГО, ВВЕДЕНСКОГО, СТАДНИКА и КАЛИНОВСКОГО.

Отправив Тихона в другое помещение, (Донской монастырь) и осевшись в бывшем патриаршем управлении группа эта объявила себя временным высшим церковным управлением и обратилась к верующим с деклорацией о том, что Тихон государственный преступник и призывал верующих бороться с контрреволюцией церкви. С этого времени в противоположность антисоветской политике Тихона начинается политика в духе Советской власти и поголовная замена старых Тихоновских архиереев и видных попов своими сторонниками. Таким образом в течении короткого времени в мес[яца] 3-4 почти все Тихоновские антисоветские аппараты, т. е. архиереи и еперхальные (губернские) управления были заменены сторонниками ВЦУ. Этим самым было положено начало раскола православной церкви и перемена политической ориентации церковного аппарата.

ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ГРУППЫ "ЖИВАЯ ЦЕРКОВЬ"

Для того, чтобы этому движению придать более организованный характер и наладить связь с местами, был вскоре созван Всероссийский съезд группы "живая церковь", на котором присутствовало до 200 делегатов представителей мест. Этот съезд еще глубже вбил клин в ту церковную трещину, которая образовалась в самом начале и всю свою работу провел в духе борьбы с Тихоновщиной, осудил всю церковную контрреволюцию и положил начало организационной связи центра с местами.

Но как и следовало ожидать, спустя некоторое время после вышеупомянутого съезда, среди самих обновленцев возник спор главным образом из-за претенденства на первые роли в управлении церковью в результате которого часть членов ВЦУ во главе с ВВЕДЕНСКИМ и НОВИКОВЫМ отошли от группы "живая церковь" возглавляемой КРАСНИЦКИМ и образовали свою группу "древлеапостольская церковь", а не много позднее отошел и епископ АНТОНИН, образовав группу "церковное возрождение". Таким образом ВЦУ состоящее из 8-ми членов представляло из себя коалицию из 3-х групп постоянно между собой враждующих. Такое положение обновленческих групп заставляло их вольно или невольно прибегать к мерам добровольного доноса друг на друга и тем самым становиться информаторами ГПУ, что нами и было в полной мере использовано.

ПОДГОТОВКА ОБНОВЛЕНЦЕВ К ВСЕРОССИЙСКОМУ ПОМЕСТНОМУ СОБОРУ. СОБОР 1923 года.

С целью окончательного укрепления своего положения и получения канонического г права на руководство церковью обновленцы повели работу по подготовке Всероссийского поместного собора, на котором должны были решиться вопросы главным образом о Тихоне и его заграничных епископах , окончательного установления политической линии церкви и введения в нее ряд богослужебных новшеств. Почва для выборов была подготовлена и собор состоялся в мае мес[яце] 1923 года.

Съехавшиеся на собор делегаты в количестве около 500 ч[еловек] тут же разбились на 4-е группы: сторонников КРАСНИЦКОГО (живая церковь), ВВЕДЕНСКОГО и НОВИКОВА (древлеапостольская церковь), АНТОНИНА, (церковное возрождение) и ТИХОНОВЦЕВ, при чем 3/4 было сторонников двух первых групп. Собор мог бы быть сорван, если бы не было нашего негласного вмешательства, так как группы были настроены между собой абсолютно непримиримо в особенности группа КРАСНИЦКОГО претендовавшая на руководство собором и церковью и отвергавшая всякую коалицию не только в будущем избранном на этом соборе ВЦУ, но и на самом соборе предлагала изгнать с собора всех противников своей группы "живая церковь" и оставить собор из одних живоцерковников. Удалось лишь этим группам только тогда примириться когда КРАСНИЦКИЙ почуствовал, что его сторонники по каким то непонятным ему причинам начинают ему изменять и стоять за коалицию. Причины же эти заключались в том, что мы имея на соборе до 50% своего осведомления и могли повернуть собор в любую сторону.

Собор своими постановлениями до крайности озлобил Тихоновцев, главным образом тем, что он лишил Тихона сана, ввел в церковь ряд новшеств и вынес постановление о ликвидации монастырей. Сторонники Тихона намеривались собором осудить это новое течение и поставить во главе церкви законного заместителя Тихона митрополита АГАФАНГЕЛА [4], но благодаря принятым нами мерам через преобретенное к этому времени солидное осведомление Тихоновцы на выборах потерпели поражение и абсолютное большинство на собор попало обновленцев, поэтому как не страшен был, в особенности еще в то время вопрос о лишении Тихона сана даже для самих обновленцев, но все же он был принят почти единогласно, а также были приняты и все остальные вопросы, которые нужно было провести на этом соборе. Собор, несмотря на то, что на нем присутствовало около 70 человек архиереев и из них около половины Тихоновского старого посвящения, [5], не произвел должного авторитета на верующих, все потому, что он взял слишком решительную линию в отношении Тихона и его епископов и ввел в церковь ряд новшеств.

Политическое значение собора было огромное: он внес раскол не только в Русские церковные круги, но и вызвал бурю негодований в белой прессе и создал больше разногласия среди иноковерующих, которые и по ныне остаются сторонниками и противниками тех и других т. е. Тихоновцев и обновленцев.

Избрав собор коалиционное ВЦУ в составе 18 человек во главе с АНТОНИНОМ, ВВЕДЕНСКИМ, митр[ополитом] БЛИНОВЫМ [6] и в помощь им быв. оберпрокурором ЛЬВОВЫМе, который осевшись прочно, начал продолжать свою работу в том же духе. И так обновленцы продолжают влавствовать и укрепляться.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ТИХОНА И ГРЫЗНЯ СРЕДИ ЦЕРКОВНИКОВ.

Но здесь остается "мученником" Тихон, который находится под стражей в Донском монастыре и про которого вся белая эммиграция и вообще весь черносотенный мир пишет и говорит как о едином человеке, который де никогда не примирится с извергами рода человеческого – большевиками, а стоит крепко за веру христову – терпя всякие мучения и так далее. Тогда перед нами встала задача обработать Тихона, так чтобы он не только извинился перед Советскои властью, но и покаялся в своих преступлениях и тем самым поставил бы в глупое положение – монархистов. Правда, надо сказать, что здесь с Тихоном работы было чрезвычайно много, он прекрасно понимал, что одним раскаянием дело не ограничиться, а что и после придеться слушаться и действовать по указке ГПУ, его более всего тяготило, но благодаря созданной для Тихона обстановки и условий, где он содержался под стражей, а также и правильно сделанного к нему подхода, Тихона удалось убедить и он собственноручно написал раскаяние [7], которое конечно, не могло не поразить его друзей считавших его три дня тому назад стойким и неустрашимым человеком. Сначала белая пресса долго не верила, что это писал сам Тихон, а потом когда выяснилось, то им не ставалось ничего другого, как похвалить Тихона за его тактичность и дальновидность (последние новости), которые он дескать проявил в этом акте, для спасения церкви от раскола возвратившись к ее управлению. В своих же колуарах они рассуждали совершенно иначе, они говорили, что как бы этот старик не выкинул бы еще чего другого и чем больше они узнавали о тесной дружбе Тихона и его приближенных епископов с ГПУ, тем все более и более у них закрадывалось сомнение и создавалось опасение за поведение последнего, стали даже доискиваться причины этой дружбы с какой целью к Тихону не раз подсылались люди задавая ему одни и те же вопросы, "почему он раскаялся и дружит с совершенно чуждой церкви Лубянкой". В результате всего этого получается отход от Тихона наиболее черносотенной публики, считающей его слабым неустойчивым могущим оказаться опастным церковным руководителем, а его некоторых епископов прямо называли агентами ГПУ, даже определяли получаемое ими от последнего жалования. Таким образом Тихон в глазах этой публики теряет свой прежний высокий авторитет.

Но по сравнению с авторитетом обнавленцев, кои с самого начала себя до крайности скомпроментировали, авторитет все же значительно больше, поэтому его освобождение сразу не отразилось на этой движении: наименее устойчивые элементы из обновленцев, стали переходить к Тихону и положение становилось весьма критическим, требовалось изменения церковного курса, который был взят сначала. С этой целью среди обновленцев происходит, так сказать переформирование скомпрометировавшейся епископы и попы заменяются более авторитетными лицами, в первую очередь заменяются епископ АНТОНИН и КРАСНИЦКИЙ , обновленческие группы объединяются в единую обновленческую группу, ВЦУ переименовывается в прежнее название "священный синод", во главе которого, вместо ушедшего епископа АНТОНИНА и попа КРАСНИЦКОГО становится виднейший митрополит ЕВДОКИМ [8], состоящий 12 лет, ректором Московскии духовной академии, который ставит первой и главной своей задачей борьбу с Тихоном и Тихоновщиной – методом авторитетного воздействия на верующих стараясь привлекать на свою сторону старых Тихоновских архиереев и видных попов и мирян. Конечно, привлечение ЕВДОКИМОМ таких архиереев и попов без нашего негласного содействия было бы равно нулю, но благодаря всего того же осведомления приток оказался в весьма внушительных, так например к настоящему времени у синода одних только епископов насчитывается более 200 человек. Ушедший из синода АНТОНИН образовывает у себя самостоятельную Всероссийскую группу "церковное возрождение" борясь одновременно с Тихоном и синодом, а не много спустя образовывается еще новое течение так называемое "свободнотрудовая церковь" во главе с епископом ИОНИКИЕМ, [9] и анархистом СВЯТОГОРОМ.

Таким образом надежда черносотенцев на сохранение единства церкви с освобождением Тихона не только не оправдалось, но наоборот раскол еще более углубился, что признал даже ближайший помощник Тихона епископ ИЛЛАРИОН [10] в своей публичной лекции.

Черносотенцы, видя, что освобождение Тихона церковь не объединило, а наоборот приобрело еще более глубокий и серьезный характер раскола, доходящих до форменных драк в церквях – начали влиять на Тихона и его епископов в том направлении, чтобы последние приняли меры к объединению противных сторон, с какой целью у них состоялось два заседания, не приведших ни к каким результатам, вследствие требования ЕВДОКИМА удалить Тихона на что Тихоновцы не согласились.

И так, церковь раскололась у ней существует 4-е Всероссийских центра: Тихоновцы, обновленцы, "церковное возрождение" и "свободнотрудовая церковь", при чем первое возглавляет Тихон, второе Евдоким, третье Антонин и 4-е разный сброд. Первые два имеют массовый характер, а два последних как реформаторского течения носят характер сектан[т]ский и авторитетом у верующих пользуются весьма слабым .

После неудавшейся попытки Тихона примириться с обновленцами борьба этих течений приняла еще более острую форму, были например такие случаи когда в одной и той же церкви и в одно и тоже время приступали к службе обе враждующие стороны в результате чего тут же среди мирян происходила драка и одна из сторон вместе со своими попами из церкви уходила не дожидаясь конца службы. Подобных примеров было многое множество и в результате всего этого духовенство теряло и теряет среди верующих свои прежний авторитет. Падению авторитета послужило еще и то, что за последнее время слишком много наделано епископов, если раньше в царское время их насчитывалось по России около 250 человек то теперь их более 500 чел[овек], а через год будет, вероятно, около тысячи, так как посвящение производится тремя управлениями и каждому из них хочется поставить всюду своего сторонника. Вся эта церковная неурядица в конечном счете не может не отразиться на так называемых мирянах, кои видя все это начинают относиться к служителям культа с недоверием, а порой даже и с опасением боясь доносов и ненадеясь на то, что каждый из них не состоит тайным агентом ГПУ.

Находясь в положении врагов эти два течения стараются, как можно больше очернить друг друга перед Советской Властью и доказать последней свою лойяльность. Излюбленным приемом у них является донос, к которому они постоянно прибегают и благодаря которого мы в течении 1923 года обнаружили в церкви состоящими на поповских должностях более 100 человек бывших кадровых офицеров, 6 полицейских и членов Союза Русского Народа и открыли ряд преступлению церковников. Вообще эти враждующие группу стараются от Советской Власти иметь доверие и быть у последней в милости, так например Тихон мне не раз говорил о том, "что мы у Вас т. е. у ГПУ – пасынки, а обновленцы – сынки", этим он хотел сказать, что ГПУ к нам относится хуже чем к обновленцам [11].

Необходимо заметить, что Тихон чувствует, что его авторитет постепенно падает, ибо он мне не раз жаловался на своих епископов, которые начинают его не слушаться и многие из них не принимают даже назначений на кафедры, а про Данилов монастырь, где образовалась Тихону справа оппозиция, он прямо просил меня посодействовать разорению этого гнезда. Тихон хоть и отдает себе отчет, что дружить с ГПУ ему не к лицу, но благодаря сложившейся церковной обстановки он выдти из этого положения будучи патриархом не может.

Наряду с происходящей церковной вокханалией наблюдается рост антирелигиозного настроения выливающегося порой в открытую борьбу с верующими, в особенности в рабочих районах (Донецкий бассейн, Владимирская губерния и т. д.), чему могут служить примеры неудержимого желания закрытия церквей, падение доходности попов, епископов и т. д.

Работа по церковникам, по моему мнению только, что развернулась и мы доходим до того момента, когда репрессии применяемые нами в политических и тактических целях должны будут скоро прекратиться, ибо силы враждующих сторон,– выравниваются и авторитет Тихона время от времени падает, осведомление, которое создано за этот прошлый год по церковникам вполне отвечает тому, чтобы сохранить негласное руководство церковью в наших руках, конечно, при условии если будут даны соответствующие средства для их содержания.

Я здесь совершенно сознательно упустил подробности приемов нашей работы, а касался лишь ея результатов, имея ж ввиду, что таковые во первых Вам известны, а во вторых они настолько разнообразны, что если их описать, то потребовалось бы написание целой книги.

В дальнейшем 6-ому От[деле]нию СООГПУ на ряду с продолжением уже развернувшейся работы по церковникам, предстоит проделать большую работу и по реорганизации церковноприходских советов, которые и до сих пор еще являются главной базой черносотенцев.

Я полагаю, что эту работу нам удасться проделать в течении текущего 1924 года при помощи нашего осведомления и церковных аппаратов. –

О сектан[т]стве.

Наиболее заметный рост сектан[т]ства в России начался со времени Революции. Причины способствующие развитию такового, заключались главным образом в представлении сектантам права на освобождение от военной службы по религиозным убеждениям, с чего и нужно было начать нашу работу по сектан[т]ству.

ПОДГОТОВКА К ВСЕРОССИЙСКОМУ
СЪЕЗДУ ЕВАНГЕЛИСТОВ И
ПРОВЕДЕНИЕ ЭТОГО СЪЕЗДА.

Приступив вплотную к этой работе с середины 1923 года и поставив себе задачей заставить сектантов признать для себя обязательным военную службу в Совроссии, лишить единства их организации и тем самым приостановить рост сектан[т]ства. Избрав для этого наиболее удобный и благоприятный случай – привлечение руководителя одной многочисленной секты евангельских христиан – ПРОХАНОВА за распространение антимилитаристического возвания "голос востока" – нам удалось в процессе этого привлечения склонить его признать военную службу обязательной для евангелистов. С каковой целью он совместно с другими 5-ю видными евангелистами и написал в этом духе послание. Этим был сделан первый сдвиг сектан[т]ства с антимилитаристической позиции.

Для закрепления и проведения в жизнь высказанных в послании взглядов вскоре после его опубликования был созван в Ленинграде Всероссийский Съезд евангельских христиан, на котором присутствовало до 300 представителей мест. На этом съезде сразу же обнаружилось, что ПРОХАНОВ своим посланием произвел среди евангелистов раскол, чего он при его составлении очень боялся. Под напором такого отрицательного мнения к посланию съехавшихся делегатов ПРОХАНОВ и другие евангелисты подписавшие таковое, намерены были от него отказаться и сказать съезду, что это сделана ошибка и т. д., но благодаря присутствию на съезде нашего осведомления ПРОХАНОВА удалось убедить в том, что он этим поступком подорвет всякий авторитет. После долгого колебания ПРОХАНОВ решил эту точку зрения провести окончательно и съезд подавляющим большинством выносит резолюцию в этом духе.

Недовольная и озлобленная таким решением съезда, небольшая часть делегатов тут же заявила протест и решила к ему не подчиняться и разъехавшись на места повела компанию против ПРОХАНОВА и той резолюции, которая была принята на съезде по военному вопросу и образовав свою самостоятельную группу стала рассылать по всем общинам свое обращение, указывающее на противохристианский поступок съезда и ПРОХАНОВСКОЙ компании. ПРОХАНОВЦЫ-же в свою очередь начали наседать на них и в результате дело дошло до того, что последние в лице ближайшего помощника ПРОХАНОВА - АНДРЕЕВА стали просить ликвидировать эту группу мотивируя тем, что она Сов[етской] Власти вредна не только в военном вопросе, но и в политическом отношении как состоящая из буржуазного элемента. Поэтому по их заявлению и просьбе был арестован и выслан один из лидеров этой группы – САВЕЛЬЕВ, тот самый САВЕЛЬЕВ, который подписал вместе с ПРОХАНОВЫМ послание, а потом изменил и перешел в группу антимилитаристов.

ПОДГОТОВКА К ВСЕРОССИЙСКОМУ
СЪЕЗДУ БАПТИСТОВ. ПРОВЕДЕНИЕ СЪЕЗДА.

Благодаря этого спора евангельских групп – баптисты как секта почти ни чем не отличающаяся от первой своим вероучением – сумела перетянуть некоторые провинциальные общины на свою сторону, чем до крайности озлобили евангелистов-ПРОХАНОВЦЕВ, которые стали просить меня, чтобы и баптисты признали обязательным для себя военную службу.

Мы не имея такой возможности как с евангелистами действовать сверху, начали эту компанию проводить с низу т. е. с провинциальных баптистских общин, подготовляя их при помощи осведомления к предстоящему Всероссийскому Съезду баптистов. –

Съезд открылся в ноябре мес[яце] 1923 года прибыло более 200 делегатов. Настроение съехавшихся было настолько напряженно, что из одной фразы какого либо делегата защищающего точку зрения съезда евангелистов делался вывод, что таковой является тайным агентом ГПУ. Поднятие такого настроения среди делегатов много способствовала и сама Коллегия баптистов в лице ПАВЛОВА, ТИМОШЕНКО и других намериваясь во что бы то ни стало вынести съездом постановление по военному вопросу – противоположного характера евангелистам и тем самым перетянуть большинство последних на свою сторону, а равно и показать свою стойкость в этом вопросе перед всеми сектантами. В этом направлении проходил весь съезд. В конце съезда, когда часть делегатов (наши осведомы) стали наиболее смелее настаивать на принятии съездом решения по этому вопросу в положительном смысле а их еще стали поддерживать все делегаты немецких баптистов, то коллегия видя, что может на съезде произойти раскол стала находить компроми[с]сные решения и съезд вынес в этом духе резолюцию неудовлетворив таковой ни правых ни левых в особенности средних , которые разъехавшись повели компанию за образование параллельной Всероссийской Коллегии. Узнав об этом ПАВЛОВ и К° и учитывая все последствия такого неопределенного поведения баптистов, решили поговорить со мной и посоветоваться, как лучше выйти из этого положения. Нами было рекомендовано исправить ошибку съезда особым посланием за подписью всего совета – высказав в нем ясную и определенную точку зрения по вопросу о военной службе баптистов, что они и сделали – составили воззвание в духе ПРОХАНОВА и разослали для подписания всем членам совета.

Воззвание это еще пока не опубликовано так как не собрано всех подписей, но уже часть баптистов узнавшая о нем начинает совет укорять в его подхолимстве не христианстве и т. д.Несомненно, как только узнает об этом послании совета вся баптистская масса, то раскол будет неизбежен также как и у евангелистов, в результате чего надо ожидать объединения антимилитаристов-баптистов с антимилитаристами-евангелистами.

И так евангелисты и баптисты военную службу Советской России признали для всех своих членов обязательной и тем самым произвели внутри у себя раскол.

Это явление несомненно послужит прежде всего прекращению роста сектан[т]ства, – и толкнет их к моральному разложению.

Все остальные секты, как-то молоканы, адвинтисты и т. д. гораздо менее интересовали нас чем две первых, ибо они малочислены и не имеют такой дисциплины как первые, но очередь несомненно дойдет и до них так как работой по сектан[т]ству мы вплотную занялись только лишь с половины 1923 года. –

ПП НАЧАЛЬНИК 6
ОТД[ЕЛЕНИЯ] СООГПУ: Тучков

"27" Февраля 1924 г.

- РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 87, д. 176, л. 137-149. (А). Машинописный подлинник, подпись, число даты и формула "ПП" – автограф. На л. 146об. рукой Е. А. Тучкова резолюция: "т. Соколовский. Подберите 2 копии экземпляров] – совсем исправленных, а остальной материал сожгите. 2/IV. Е. Тучков". В левом верхнем углу л. 137 рукой Е. А. Тучкова синим карандашом помета: "К делу.3/IV. Е. Тучков". Поверх нее его же рукой красными чернилами пометы: 1) "Сов[ершенно1 Секретно. Хранить конспиративно."; 2) "Тов. Попову. ЦК РКП. 22/5. Е. Тучков". Ниже рукой Н. Н. Попова помета: "Тов. Тучкову Н. Попов". Формула "Наравне с шифром" и подчеркивание формулы конспиративности в начале документа рукой Е. А. Тучкова. - ЦА ФСБ, ф. 2, оп. 4, д. 372, л. 105-114. (Б). Машинописный подлинник, подпись – автограф. Раздел "О сектан[т]стве" отсутствует. Формула секретности, конспиративности в начале документа отсутствует. – Там же, л. 127-130. (В). Окончание документа № П-176: вариант раздела "О сектан[т]стве".

Комментарий:

[1] См. отказ ЦК РКП(б) от финансирования антитихоновской агитации.

[2] Имеется в виду один из лидеров обновленцев, глава "Союза Церковного Возрождения" "митрополит" Антонин (Грановский А.).

[3] Имеется в виду обновленческий архиепископ Леонид (Скобеев Е. Д.).

[4] Имеется в виду митрополит Агафангел (Преображенский А. Л.).

[5] Ср. с мнением самого патриарха о количестве архиереев на соборе "старого посвящения": № П-164.

[6] Имеется в виду обновленческий митрополит Петр (Блинов).

[7] Заявление патриарха Тихона в Верховный суд.

[8] Имеется в виду один из основателей обновленчества "митрополит" Евдоким (Мещерский В. И.).

[9] Имеется в виду обновленческий епископ Иоанникий (Смирнов).

[10] Имеется в виду епископ, затем архиепископ Иларион (Троицкий В. А.).

[11] Патриарх констатировал вполне очевидную всем политику партии и ОПТУ


Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова