Андрей Рюмин
Речь Алексия (Ридигера) II-го, сказанная 13 ноября 1991г. в Нью-Йорке на встрече с раввинами
Ваши пророки - наши пророки
"Дорогие братья,
шолом вам во имя Бога любви и мира! Бога отцов
наших, который явил Себя угоднику Своему Моисею в
Купине неопалимой, в пламени горящего тернового
куста, и сказал: "Я Бог отцов твоих, Бог Авраама,
Бог Исаака, Бог Иакова". Он Сущий - Бог и Отец
всех, а мы все братья, ибо мы все дети Ветхого
завета его на Синае, который в Новом завете, как
мы, христиане, верим, обновлен Христом. Эти два
завета являются двумя ступенями одной в той же
богочеловеческой религии, двумя моментами
одного и того же богочеловеческого процесса. В
этом процессе становления Завета Бога с
человеком Израиль стал избранным народом Божиим,
которому были вверены законы и пророки. И через
него восприял Свое "человечество" от
Пречистой Девы Марии воплотившийся Сын Божий.
"Это кровное родство не прерывается и не
прекращается и после Рождества Христова... И
потому мы, христиане, должны чувствовать и
переживать это родство как прикосновение к
непостижимой тайне смотрения Божия". Очень
хорошо это выразил выдающийся иерарх в богослов
Русской православной церкви архиепископ
Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) в
проповеди, произнесенной в Одессе более чем сто
лет назад.
Главная мысль этой проповеди - теснейшее
родство между ветхозаветной и новозаветной
религиями. Единение иудейства и христианства
имеет реальную почву духовного и естественного
родства и положительных религиозных интересов.
Мы едины с иудеями, не отказываясь от
христианства, не вопреки христианству, а во имя и
в силу христианства, а иудеи едины с нами не
вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного
иудейства. Мы потому отделены от иудеев, что мы
еще "не вполне христиане", а иудеи потому
отделяются от нас, что они "не вполне иудеи".
Ибо полнота христианства обнимает собой и
иудейство, а полнота иудейства есть
христианство.
В основе выступления архиепископа Никанора
лежала идея взаимопонимания между Православной
церковью и еврейством. Это стремление к
сближению не было одиноко в нашей Церкви. Еще в 1861
г. епископ Нижегородский Хрисанф (Ретивцев)
призвал Церковь содействовать прекращению
враждебности, установить отношения диалога с
евреями. В таком же духе обращался к евреям в
начале нашего веха и архиепископ Николай
(Зиоров). "Еврейский народ близок нам по вере. Ваш
закон - это наш закон, ваши пророки - это наши
пророки. Десять заповедей Моисея обязывают
христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами
всегда в мире и согласии, чтобы никаких
недоразумений, вражды и ненависти не было между
нами".
Исходя из таких вероучительных и богословских
убеждений, иерархи, духовенство и богословы
нашей Церкви решительно и открыто осуждали
всякие проявления антисемитизма, вражду и
погромы в отношении евреев. Так, осуждая погром
1903 года в Кишиневе, архиепископ Волынский
Антоний (Храповицкий) публично заявлял:
"Жестокие кишиневские убийцы должны знать, что
они посмели пойти против Божественного Промысла,
что они стали палачами народа, который возлюблен
Богом".
Во время печально знаменитого суда над
Бейлисом эксперты нашей Церкви - профессор
Киевской духовной академии протоиерей Александр
Глаголев и профессор Петербургской духовной
академии Иван Троицкий - твердо защищали Бейлиса
и решительно высказались против обвинений
евреев в ритуальных убийствах. Очень много
сделал для защиты евреев от антисемитских
нападений со стороны крайних радикально-правых
организаций митрополит Санкт-Петербургский
Антоний (Валдковский). Мужественно защищали
евреев от вражды и неправых обвинений со стороны
антисемитских кругов многие другие наши иерархи
и богословы: митрополит Макарий (Булгаков),
епископ Гродненский Донат (Бабинский), епископ
Виссарион (Нечаев), архиепископ Серапион
(Мещеряков), архиепископ Макарий (Миролюбов)...
Отдельно надо сказать об участии в защите
евреев против антисемитизма многих наших
богословов и выдающихся религиозных мыслителей -
например, Владимира Соловьева, Николая Бердяева,
о. Сергия Булгакова. Соловьев считал защиту
евреев, с христианской точки зрения, одной из
важных задач своей жизни. Для него еврейский
вопрос не есть вопрос о том, хороши или плохи
евреи, а есть вопрос о том, хороши или плохи мы,
христиане. Для налаживания христианского
диалога много сделали наши знаменитые
православные религиозные мыслители, евреи по
происхождению, Семен Франк и Лев Шестов.
Однако не только знаменитые иерархи и
богословы участвовали в этом благородном деле.
Многие священники на местах активно защищали и
спасали евреев от погромов и преследований. Во
время второй мировой войны и нацистской
оккупации духовенство и верующие нашей Церкви,
рискуя своей жизнью, укрывали евреев.
Классические примеры этого - мать Мария
(Скобцова), священники Дмитрий Клепинин и Алексей
Глаголев, многие другие, о подвигах которых, о
жертвенном служении спасению их еврейских
братьев и сестер следует всем нам знать. Армия
нашей страны в борьбе с гитлеровской Германией
ценою жизни почти 20 миллионов победила нацизм,
освободила оккупированные немцами страны Европы
и тем предотвратила "окончательное решение
еврейского вопроса", запланированное и жестоко
проводимое нацистами на этих территориях, спасла
евреев от полного истребления.
После второй мировой войны наша Церковь начала
налаживать свои отношения, сотрудничество со
всем христианским миром, со многими
международными нехристианскими организациями и
объединениями, в том числе и с еврейскими. Мы
активно участвовали в деятельности Всемирного
совета церквей, в частности, его комиссии
"Церковь и еврейский народ", в работе
международных конференций - в Москве были
проведены две крупные международные конференции
представителей христианских церквей и
нехристианских мировых религий, где Русская
православная церковь выступала с решительным
осуждением милитаризма, расизма и антисемитизма.
К сожалению, сегодня, в трудное для нашего
общества время, антисемитские настроения в нашей
жизни проявляются довольно часто. У этих
настроений, распространенных среди крайних
экстремистов, правых шовинистических групп, есть
питательная среда: общий кризис, рост
национального обособления... Задача Русской
церкви помочь нашему народу победить зло
обособления, этнической вражды,
узкоэгоистического национал-шовинизма. В этом
трудном, но святом для всех нас деле мы надеемся
на понимание и помощь наших еврейских братьев и
сестер. Совместными усилиями мы построим новое
общество, - демократическое, свободное, открытое,
справедливое, такое общество, из которого никто
не желал бы больше уезжать и где евреи жили бы
уверенно и спокойно, в атмосфере дружбы,
творческого сотрудничества и братства детей
единого Бога - Отца всех.. Бога отцов ваших и
наших.
С радостью я должен засвидетельствовать здесь,
что желание вести сближающий диалог с Русской
православной церковью всегда находило
положительный отзвук и поддержку со стороны
общественных и духовных руководителей еврейских
общин в нашей стране. Из наиболее известных можно
упомянуть Ицхака Бер Левинсона, который был
отцом движения Гаскала (первая половина XIX в.) -
движение высокой духовности среди евреев России.
С предложением вести диалог между евреями и
Русской церковью он обратился к архимандриту
Христофору, ректору Кременецкой духовной
семинарии на Волыни, где они оба жили и работали.
Книга Левинсона о диалоге с православными
„Довольно крови" была переведена на русский
язык в 1883 г. и получила широкое распространение.
Ее популярность напугала наших реакционеров, и
они осудили ее в начале века как опасную для у
православного духовенства.
В связи с еврейско-православным диалогом
следует назвать еще несколько имен: раввина
Шмуила Александрова из Бобруйска, (Беларусь) -
знаменитого еврейского каббалиста, находящегося
под влиянием Вл. Соловьева и убитого фашистами в
1941 году; раввина Лейб Иегуда Дон-Яхия из
Чернигова (Украина) - он испытал на себе влияние
Толстого, которого часто цитировал в своих
проповедях. Следует вспомнить нашего
современника профессора Михаила Агурского из
Иерусалима, знатока истории евреев в России,
много сделавшего для нашего сближения. Недавно
он приехал из Израиля в Москву на конгресс
русской диаспоры и здесь неожиданно умер. Вечная
ему память...
Вообще евреи в нашей стране с уважением
относились к нашей Церкви и ее духовенству. Не
случайно адвокатом митрополита Петербургского
Вениамина в 1922 г. на суде по делу так называемых
„церковных ценностей" был еврей Гуревич,
который самозабвенно защищал митрополита...
На иконостасе нашего русского храма в
Иерусалиме начертаны слова псалмопевца:
"Просите мира Иерусалиму". Это сейчас то, что
нам всем нужно - и вашему, и нашему народу, всем
другим народам, ибо как Бог наш един Отец, един и
неделим для всех чад Его.
Комментарий Андрея Рюмина (МП)
В ноябре 1991 года Патриарх Московский и всея
Руси Алексий II во время своего визита в США
посетил Нью-Йоркскую синагогу, преподнес
раввинам некий дар и выступил перед ними с речью,
публикующейся в данном сборнике.
Что сподвигло Патриарха и разрабатывающих
церковную политику чиновников из ОВЦС на этот
шаг? Об этом можно только гадать. Справедливости
ради не следует забывать, чтo это было за время -
1991 год.
После того, как в июне 1991 года Россия обрела
независимость от самой себя, в августе 1991 г.
произошло давно подготавливавшееся
катастрофическое крушение великой державы.
Всеобщий развал, распад всех казавшихся ранее
незыблемыми государственных структур были столь
стремительны, что вызвали у массы людей полную
потерю ориентации.
Произошла, выражаясь словами Бориса Ельцина,
"российско-американская революция" или
"революция с лицом Ростроповича". Миллионы
русских людей оказались в одночасье
иностранцами в "ближнем зарубежье". Экономика
рассыпавшейся страны лежала в параличе,
надвигалась всеобщая растащиловка. В Москве
"торжество победителей" было цинично
отвратительным. Охваченные демократическим
беснованием многотысячные толпы людей
оглушались уличными рок-концертами "на
развалинах империи" и громогласными речами
попрятавшихся теперь по углам тогдашних "отцов
демократии": Руцкого и Хасбулатова, Попова и
Бурбулиса, вездесущего иудушки Глеба Якунина.
Патриарху пришлось участвовать в многочасовых
театрализованных похоронах троих погибших в
уличных беспорядках, которых "освобожденный" с
крымской дачи Горбачев последними в советской
истории посмертно удостоил звания Героя
Советского Союза. В воздухе отчетливо
чувствовался запашок возможных репрессий. По
телевидению так часто кричали о недопустимости
"охоты на ведьм", что это походило на
науськивание. Глеб Якунин сотоварищи
организовал поиски среди иерархов РПЦ "агентов
КГБ", готовя в церкви "демократическую
революцию". "Специалисты по демократии, фашизму
и православию" с нерусскими фамилиями и лицами
проводили "форумы" и "круглые столы", на
которых царил дух политического доноса.
Приближался "пир победителей" - ханукальные
торжества в Кремле, проведенные с вызывающим
ликованием и плясками. Приехавшие из-за рубежа
хасиды рвались в Центральную Государственную
библиотеку, пытаясь захватить находящиеся там
древние иудейские религиозные рукописи. За всем
чувствовалась рука закулисного режиссера,
готовившего в обстановке всеобщего хаоса также и
погром Русской Православной Церкви.
Возможно, Патриарх, как политик, видел в своем
выступлении перед американскими раввинами некий
"политический ход", направленный на "спасение
Церкви". Готовность "спасать Церковь" любой
ценой, неверие в истину, состоящую в том, что не
человеки спасают Церковь, но Церковь спасает
людей - наследие печально знаменитой декларации
1927 года "о радостях". Но речь перед раввинами, по
своему характеру даже не еретическая, а прямо
вероотступническая, не идет ни в какое сравнение
с "декларацией" митр. Сергия, ибо в
"декларации" лишь подобострастно
провозглашается политическая лояльность
богоборческому государству, но при этом
подчеркивается верность православной вере.
Возможно, что Патриарх, сам на протяжении
десятилетий активно участвовавший в
"экуменическом" и "миротворческом" движениях,
рассматривал это выступление как очередной
"супер-экуменический контакт". Практика
участия РПЦ в экуменизме показывала, что
обращенные к партнерам по "диалогам"
еретические речи, которыми приходилось
расплачиваться за заграничные поездки и участие
в международных "форумах", ушей православных у
себя дома не достигали, а были предназначены "на
экспорт", для внешнего потребления. По-видимому,
и в этот раз огласки планировавшегося
выступления перед раввинами в России не ожидали.
Но наиболее красноречивые выдержки из
выступления были опубликованы сразу в двух
газетах: 26.1.1992 в "Московских новостях" под
заглавием "Ваши пророки - наши пророки" и в №
1(65) за 1992 год "Еврейской газеты" под еще более
кричащим заголовком "Мы должны быть едино с
иудеями". Сам характер этих изданий явно
показывает, что имела место спланированная
провокация, что Патриарха "подставили". И в этой
связи особенно неблаговидна роль готовивших
выступление "референтов". Молва приписывает
авторство нашумевшей речи протопресвитеру
Виталию Боровому, который активно работал во
Всемирном Совете Церквей, а ныне занимает
ответственные посты в отделе Внешних Церковных
Сношений Московской Патриархии и находится в
окружении Патриарха. Этот протопресвитер
известен еще и тем, что весной 1995 года на
специальном коллоквиуме в Москве, посвященном
ХХХ-летию II Ватиканского собора, выдвинул яркую,
как ядовитый гриб, формулу, которая, видимо,
украсит новые учебники экуменического
богословия: мы верны экуменизму, потому что мы
верны Христу. Даже такая "левая" газета как
"Русская мысль" назвала его доклад
сенсационным. Действительно, в столь наглой и
бесстыжей форме экуменическая ложь еще не
проповедовалась.
Итак, можно по-разному оценивать
сопутствовавшие произнесению этой речи
обстоятельства. Но "объяснить" не значит
"оправдать".
* * *
Так стоит ли напоминать о недавнем прошлом,
прикасаясь к едва затянувшимся ранам?
Выступление Патриарха фактически
дезавуировано, признано в узком кругу ошибкой.
Так и не произошло того радикального поворота в
церковной политике, который должны были
ознаменовать приглашение талмудических
иудаистов вместе строить "новое общество,
демократическое, свободное, открытое,
справедливое", а также решительное осуждение
неких "крайних экстремистов" среди
православных и "правых шовинистических групп".
Вызванное пресловутым выступлением перед
раввинами движение "непоминающих" священников,
продолжавшееся несколько лет (!), теперь утихло.
Имя Святейшего Патриарха возносится за
богослужениями во всех храмах РПЦ, православные
молятся за него, совершая ежедневное молитвенное
правило.
Может, не надо ворошить минувшее? Не лучше ли
присоединиться к призывам о нерушимом "единении
вокруг Святейшего Патриарха", раздающимся с
самых высоких церковных кафедр и так
напоминающим заклинания агитпропа застойных
времен? Тогда результатом бесконечно повторения
лозунга "Народ и партия едины!" стал вызревший
подспудно реальный раскол общества. Не
замазывает ли благостная картинка "единения"
того факта, что и Церковь ныне на грани раскола?
Или к высшим иерархам не может быть обращен
призыв к покаянию? Ведь публичного покаяния в
публично проповеданной ереси мы так и не
услышали. Зато произнесенные Патриархом
покаянные слова во время его поездки в
объединенную Германию в 1995 году особенно широко
освещались западными и отечественными прессой и
телевидением, причем преподносились ими как
покаяние за русский народ перед немецким.
Мы обратились к публикации шестилетней
давности для того, чтобы наглядно показать, в
какую пропасть ведет путь экуменизма. Ибо
совершенно очевидно, что речь перед раввинами
есть плод экуменической политики, от которой
наша церковная верхушка не желает (не может?)
отказаться и по сей день. В угоду духу времени
наши иерархи продолжают "сослужения",
совместные молитвы с еретиками, "диалоги",
участие в международных "форумах", т.е.
еретических сборищах. Что это за "дух времени",
хорошо известно каждому православному. И этот
дух никогда не удовлетворится частичными,
"ступенчатыми" уступками, он требует полного
подчинения себе. И речь перед раввинами - яркое
тому подтверждение.
* * *
После ознакомления с выступлением и с
приведенными в нем цитатами хочется воскликнуть:
"Уважаемые иерархи - братья талмудических
иудаистов и чиновники ОВЦС - составители текста
речи! Ответьте, пожалуйста, лишь на два вопроса:
"Кто распял Господа нашего Иисуса Христа?", и
кто готовит царство антихриста?" Судя по
содержанию речи, ответить на эти вопросы им будет
затруднительно.
Само обращение к раввинам свидетельствует о
попрании христианской совести и Св. Писания, где
во многих местах встречаются выражения, что
евреи в целом (а не только присутствовавшие на
Голгофе и лично участвовавшие в распятии Христа)
убили Господа (Деян. 2, 24; 3, 15; 5, 30; 7, 52; и др.). Так, в
первом Послании к Солунянам св. Ап. Павел говорит
о богоборном и человеконенавистническом
характере иудеев, "которые убили и Господа
Иисуса и Его пророков, и нас изгнали и Богу не
угождают, и всем человекам противятся" (1 Фес. 2,
14-16) "Здесь, - по словам толкователя, - прекрасно
обрисован богоборческий и враждебный
человечеству характер иудейства" (Толковая
Библия, ред. Лопухина, СПб. 1913 г., т.11, с 342). По духу
Слова Божия, все иудеи, даже и теперешние, хотя
они и отделены местом и временем от личных убийц
Спасителя, ответственны вместе с ними, если
проявляют злобу ко Христу и неверие в Него как в
Мессию, как и наоборот - они могут освободиться от
ответственности, если уверуют во Христа и
крестятся (Мк. 16,16; ср. Деян. 3,19; 2, 38). Равно и
христиане, верующие во Христа, если отпадут от
веры в Него, делаются соучастниками распинателей
Христа, хотя они и не принимали
непосредственного участия в Его Распятии на
Голгофе. Они, по учению Священного Писания,
"снова распинают в себе Сына Божия" (Евр. 6, 6).
Как тут не вспомнить громоподобное обличение
свт. Иоанна Златоуста: "Если ты уважаешь все
иудейское, то что у тебя общего с нами?...
Если бы кто убил твоего сына, скажи мне, ужели ты
мог бы смотреть на такого человека, слушать его
разговор?...Иудеи умертвили Сына твоего Владыки, а
ты осмеливаешься сходиться с ними в одном и том
же месте?"
А 11-е правило Шестого Вселенского Собора
Константинопольского гласит: "Никто из
принадлежащих к священному чину, или из мирян,
отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые
иудеями, ни вступати а содружество с ними, ни в
болезнях призывати их, и врачества принимати от
них, ни в баню купно с ними мытися. Аще же кто
дерзнет сие творити: то клирик да будет извержен,
а мирянин да будет отлучен". Толкование
Вальсамона поясняет: "Желая, чтобы мы не имели
никакого общения с иудеями, божественные отцы
определяют, чтобы мы не праздновали вместе с
ними, не принимали и не ели опресноков, какие
бывают у них там, не лечились у них, или не мылись
вместе с ними, а тех, которые делают вопреки сему,
повелевают извергать, если это клирики, мирян же
отлучать. Ищи Лаодикийского Собора правила 31, 32, 37
и 38-е и святых Апостолов 70-е правило и толкование
на него...". ("Правила Святых Апостол, Святых
Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец, с
толкованиями", издание московского общества
любителей духовного просвещения. Москва, 1876 г.).
Да, и святые апостолы приходили в синагогу. Но
приходили они для проповеди, которая с самого
начала заключалась в доказательстве с помощью
Писания, "что Иисус есть Христос" (Деян. 18, 28).
Вспомним, что св. ап. Павел после своего обращения
и крещения св. ап. Ананией в Дамаске начал
"проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он
есть Сын Божий... доказывая, что Сей есть Христос"
(Деян. 9, 20.22). Особенно ярко подчеркивает это св.
Евангелист Лука, бывший сам свидетелем проповеди
св. ап. Павла в солунской синагоге: "Павел, по
своему обыкновению, вошел к ним (к иудеям) и три
субботы говорил с ними из Писаний, открывая и
доказывая им, что Христу надлежало пострадать и
воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть
Иисус, Которого я проповедую вам" (Деян. 17, 2-3). В
патриаршей же речи в нью-йоркской синагоге и
следа нет от дерзновенного исповедания Христа.
В противоположность предательскому
заискиванию Патриарха перед иудейской
синагогой, Православная Церковь обращает к ней
такие обличительные слова: "NIIIEUA (т. е. синагога)
лукавая и прелюбодейная... что держиши завет,
егоже не была еси наследница? Что хвалишися о
Отце, Сына отвергшаяся?" (III стихотворная стихира
на вечерни к Великому Понедельнику).
Рассуждения об одном Боге-Отце у христиан с
иудеями, о том, что иудеям "были вручены законы и
пророки" - надругательство над смыслом Св.
Писания, а также над его святоотеческим
пониманием и толкованием.
В речи говорится, что христиане с иудеями - дети
"единого Бога - Отца всех". Да не будет! Наш Отец
един, с единородным Его Сыном и со Святым и
Животворящим Его Духом в ТРОИЦЕ прославляемый.
Иудеи же отвергнув Сына, отвергли и Отца.
Вспомним Евангелие, те слова Господа, которые
известны наизусть любому христианскому
священнослужителю.
"Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца,
пославшего Его" (Ин. 5, 23); "Всякий, слышавший
от Отца и научившийся, приходит ко Мне" (Ин. 6, 46;
Ин. 54,13); "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не
приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14, 6);
"Я и Отец - одно'' (Ин. 10, 30). После того, как были
сказаны эти последние слова, неверующие "иудеи
опять схватили каменья, чтобы побить Его".
"Видавший Меня видел Отца Небесного, -
говорил Господь в ином месте, - Я в Отце и Отец во
Мне" (Ин. 14, 9 - 10).
"Принимающий того, кого Я пошлю, Меня
принимает, а принимающий Меня принимает
пославшего Меня" (Ин. 13, 20).
Иудеям, не верящим Ему, Христос
свидетельствует: "Вы не знаете ни Меня, ни Отца
Моего" (Ин. 8,19), "Если бы Я не пришел и не
говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют
извинения в грехе своем. Ненавидящий Меня
ненавидит и Отца Моего" (Ин. 15, 22-23); "Кто не
прибудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и
засохнет; а такие ветви собирают и бросают в
огонь, и они сгорают" (Ин. 15, 6). И наконец:
"Если бы вы были дети Авраама, то дела
Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня,
Человека, сказавшего вам истину, которую слышал
от Бога; Авраам этого не делал. Вы делаете дела
отца вашего..., если бы Бог был ваш отец, то вы
любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и
пришел... ваш отец диавол; и вы хотите исполнять
похоти отца вашего. Он был человекоубийца от
начала и не устоял в истине; ибо нет в нем истины.
Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и
отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите
мне" (Ин. 8,39-45).
Иудеи не имеют права хвалиться своим
происхождением по плоти от Авраама (в чем обличал
их и св. Иоанн Предтеча - Мф. 3, 9), не веруя, как
веровали Авраам и все ветхозаветные праведники в
будущего Спасителя (Евр. 11, 13), "Который есть
Христос" (Гал. 3, 16) и Бог (Рим. 9, 5). Потому не иудеи
(по плоти), а христиане суть истинные по вере
потомки "Авраама, который есть отец всем нам"
(Рим. 4, 16). Следовательно, иудеи не в праве
похваляться унаследованной ими чрез Авраама
верой (Рим. 4, 12), которой они, в сущности, изменили
из-за своего неверия в Христа как Мессию и Сына
Божия (Мк. 14, 61-62). Что же касается "вечного
завета", заключенного Богом с Авраамом (Быт. 17, 7),
то он был отменен и заменен Господом нашим
Иисусом Христом - Великим Пастырем овец "Кровию
завета вечного" (Евр. 13, 20).
Иудеи не признают Мессией Христа - "Сына
Благословенного" (Мк. 14, 61-62), Который есть
исполнение Закона и Пророков (Лк. 24, 44). Сам
Спаситель обличает иудеев, что они не верят
писаниям Моисея (Ин. 5, 47), относящимся к Нему: "Ибо
если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне;
потому что он писал о Мне" (Ин. 5, 46). Своим
неверием во Христа иудеи сами лишают себя
ветхозаветных пророческих книг,
свидетельствующих о Христе, т.е. новоиудейство
изменяет Ветхому Завету, содержащемуся в его
Собственных священных книгах! А Алексий II
говорит, что "в процессе становления Завета Бога
с человеком Израиль стал избранным народом
Божиим, которому были вверены законы и пророки".
Да, когда-то евреи действительно были
благословением для всех народов (Быт. 22, 12), готовя
народы к наступлению истинно мессианских времен,
и оттого Сам Спаситель сказал жене самарянке, что
"спасение от Иудеев" (Ин. 4, 22). Но Мессия пришел
(Ин. 4, 25-26), а евреи Его не приняли (Ин. 1, 11). Своим
неверием они сами исключили себя из Божьего
плана всеобщего спасения человеческого рода.
Недаром об иудеях, не признающих Христа Сыном
Божиим и истинным Мессией, сказано Самим
Спасителем: "Ваш отец диавол". И прибавлено:
"Се, оставляется вам ваш дом пуст" (Мф. 23,38).
Св. Православная Церковь издревле отразила в
своих богослужебных книгах учение о ветхом
Израиле, отвергшем Христа и пребывающем вне
Церкви по причине своего неверия во Христа (Рим.
11, 23), а также учение о новом Израиле из
уверовавших во Христа иудеев наряду с
обратившимися ко Христу язычниками, вошедшими в
Церковь через свою веру во Христа (см. стихиру 3 на
"Господи воззвах" на вечерне, в неделю Вайя:
"Приидите и мы днесь, весь Новый Израиль, яже от
язык Церковь... возопиим"). В одной из стихир
Постной Триоди, где Ветхий Израиль, отвергший
Христа, уподоблен богатому, а Новый Израиль,
возглавляемый Христом, - Лазарю из евангельской
притчи (Лк. 16, 19-31) - стихира на стиховне в среду
Ваий, на утрени. То же самое противопоставление
Старого Израиля Новому раскрыто в 1 стихире на
стиховне, на вечерне Святаго Духа к понедельнику
Троицкой седмицы: "Ныне в знамение всем яве
языцы быша: Иудеи бо от нихже по плоти Христос
(Рим. 9, 5), неверием недуговавше, Божия благодати
отпадоша. И Божественнаго света сущий от языков
сподобихомся, утвердившиеся словесы учеников,
вещающих славу Благодетеля всех Бога".
* * *
Жидовство руководит подготовкой к пришествию и
воцарению антихриста (имеется в виду, конечно, не
этническая общность людей, евреев, но общность
религиозно-духовная, которая и именуется
жидовство, в отличие от еврейства). Этот
общеизвестный факт, о котором говорят все
пророчества древних Отцов, очевиден
православному человеку. Иудаизм - религия,
ожидающая грядущего человека - гения,
призванного осчастливить человечество. Для
иудеев давным-давно характерны земные
"мессианские" ожидания, которые им помешали
принять и признать Иисуса Христа Мессией. Они и
доныне упорствуют в этих ложных чаяниях,
отличающих их от истинных последователей Христа,
которые "не имамы зде пребывающаго града, но
грядущаго взыскуем" (Евр. 13, 14). Суть
талмудического иудаизма - подмена истинного
Мессии - Господа Иисуса Христа, Который уже
пришел и должен опять прийти с небес судить мир, -
неким мнимым "мессией", который еще не приходил,
а пришествие его впредь готовится иудаистами,
ярко обличена прп. Иосифом Волоцким, слова
которого приводятся в каноне службы в его честь:
"О, безумнии еретицы и отступницы, и непокоривии
еврее! егоже вы чаете, той несть Христос, но
антихрист есть, якоже свидетельствуют
Божественные Писания. Мы же исповедуем Христа
Бога нашего, рождшагося неискусомужно от Девы
чистая Мария, еяже молитвами избави нас, Христе,
от таковыя прелести и спаси души наша!"
В связи с этим глубоко кощунственно звучат
слова: "Мы едины с иудеями, не отказываясь от
христианства, не вопреки христианству, а во имя и
в силу христианства". Что может быть единого у
христиан с чадами сатаны и слугами
антихристовыми?
Остальные "огрехи" речи выглядят по сравнению
с этим просто незначительными. Так, чтобы
обосновать необходимость
иудейско-христианского "диалога", Патриарху,
по-видимому, показались недостаточными слова
иудействовавших иерархов и перечень их имен, и он
решил подкрепить свои призывы к единению
авторитетом "мыслителей". И вот Святейший
Патриарх, Предстоятель Русской Православной
Церкви ссылается на философа Вл. Соловьева,
вдохновившего о. Сергия Булгакова на эротическую
муть его "софиологической" ереси, соборно
осужденной Русской Церковью в 1935 году и в России,
и за рубежом. Ссылается он и на "религиозного
праздношатая" профессора Николая Бердяева. А
как, интересно, Патриарх зачислил в
"православные мыслители" ницшеанца Льва
Шестова?
Для Патриарха авторитетен и некий "знаменитый
каббалист", т.е. знаток той смеси диких суеверий,
колдовства, астрологии, алхимии и знахарства,
которую являет собой Каббала, эта энциклопедия
идолослужения и культа демонов. Патриарх
ссылается еще и на раввина, "испытавшего на себе
влияние" отлученного от Церкви (точнее, самого
от нее отрекшегося) Льва Толстого. И совсем уже
курьезом звучит возглашение Патриархом "вечной
памяти" Мэлибу (имя составлено из фамилий
Маркса, Энгельса и Либкнехта) Агурскому. Этот
Агурский в крещении принял имя Михаила, а по
выезде в Израиль отрекся от христианства.
В Израиле он был принят в совет по религиозным
делам при президенте страны, стал профессором
Иерусалимского университета (писал Агурский в
основном по национальному вопросу в СССР),
общался с самыми влиятельными людьми и летал от
Южной Африки до Скандинавии с деликатными
поручениями. А до этого, имея всего лишь
техническое образование и будучи новичком в
христианстве, работал тем не менее в
издательском отделе Московской Патриархии...
Так вот, Михаил Самуилович в свое время
обратился к Патриарху Московскому с
ультиматумом, требуя деканонизации мучеников
Евстратия Печерского и Гавриила Белостокского,
отказа от антииудейских текстов в богослужении и
от антииудейских "слов" вселенского
святителя Иоанна Златоуста. Срок давался
Патриарху для ответа небольшой, что-то вроде
месяца или даже меньше. После чего Агурский
обещал обратиться к мировой общественности. Но
то ли патриарху не доложили об ультиматуме, то ли
он по рассеянности забыл на него ответить.
Любопытно читать и о том, что, оказывается,
"вообще евреи в нашей стране с уважением
относились к нашей Церкви и ее духовенству".
Ныне ни для кого не секрет, что в первые 19 лет
Советской власти (с 1917 по 1937 год) подавляющее
большинство руководителей партийно-административного аппарата и карательных
органов были евреи (Подробные факты можно найти в
книге А.И. Дикого "Евреи в России и в СССР"). За
эти годы среди жертв террора (только убитыми)
оказались 128 православных епископов и десятки
тысяч священнослужителей. Вообще, количество
жертв учиненного этими деятелями разгрома
России не идет ни в какое сравнение с жертвами
пресловутых "погромов", происходивших на юге
России до революции (да и те "погромы" были
больше погромами православных евреями). Кстати,
защищавший свмч. Вениамина Петроградского в
"суде" адвокат Гуревич, зная о роли своих
соплеменников в антицерковном терроре, сперва
категорически отказывался вести защиту
митрополита, объясняя это своим еврейским
происхождением (жестокий приговор был заранее
предрешен, адвокат боялся навлечь на евреев еще
большую ненависть православных).
* * *
Итак, речь, произнесенная Патриархом Алексием II
в Нью-Йоркской синагоге 13 ноября 1991 г. есть ересь.
Ересь, осужденная Самим Господом Иисусом
Христом. Патриарх призывает христиан к
"единению" с врагами Христа и Его Церкви. Чему
учит нас Св. Предание в случае проповедания
епископом заведомой ереси?
Известный канонист еп. Никодим (Милош) пишет:
"В правилах упоминается только один случай,
когда духовному лицу дозволяется свободно
отделиться от своего епископа, не ожидая
соборного приговора о нем, а именно, когда
епископ начнет явно проповедовать ересь. В этом
случае, по настоящему правилу, духовенство не
только не подлежит наказанию за то, что
отделилось от такого епископа прежде соборного
решения, но, напротив, будет достойно чести,
приличествующей православным, ибо оно осудило не
епископа, но лжеепископа и лжеучителя и не
расколом оно поколебало Церковь, но, напротив,
поспешило освободить Церковь от опасности
поглощения ересью" (Правила Православной
Церкви о толкованиями, СПб, 1911 г).
15-ое правило Двукратного Собора говорит о том
же: "Отделившиеся от общения с предстоятелем
ради некоей ереси, осужденной св. соборами или
отцами, т.е. когда таковой предстоятель
проповедует ересь всенародно и учит оной открыто
в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с
так называемым епископом прежде соборного
рассмотрения, не токмо не подлежат положенной
для раскольников епитимии, но и достойны чести,
подобающей православным. Ибо они осудили не
епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не
расколом рассекли единство Церкви, но потщались
охранить Церковь от поглощения ересью". То же
пишет преп. Никодим Святогорец: "Если
указанные предстоятели-еретики и проповедуют
свою ересь открыто и ради этого подчиненные им
отделяются еще до того, как состоится соборный
суд об этой ереси, эти отделяющиеся не только не
осуждаются за отделение, но и достойны
подобающей чести, как православные, ибо не раскол
они причинили своим отделением, но напротив,
освободили Церковь от ереси этих
лжеепископов".
С любовью о Господе,
Андрей Рюмин
в день светлого праздника Воздвижения
Честнаго и Животворящего Креста Господня, лето
1998