Крест
Покайтесь, ибо Господь грядет судить
Проповедь Всемирного Покаяния. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
  omolenko.com  
  propovedi.com  
  Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео 
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
  Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопрос 
  Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Видеоканал проповедей Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Google+ страничка   YouTube канал отца Олега   YouTube канал стихотворений Олега Урюпина   Facebook страничка  


ВКонтакт Одноклассники Facebook Twitter Google+ Blogger Livejournal Яндекс Mail.Ru Liveinternet

Отец Олег Моленко

ОСАННА В ВЫШНИХ! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!

 

Поздравляю всех своих духовных чад и всех сочувствующих и стремящихся ради спасения своего в истинную Церковь Христову лиц с Великим праздником Входа Господнего в Иерусалим!

Этот Праздник – Вход Господень в Иерусалим – напрямую связан с предлежащими Страстями Господними, с Его позорной – по человеческому пониманию – и славной – с Божьей стороны – смертью на Кресте ради нашего спасения.

И если не брать во внимание предстоящие Страсти Христовы, то нельзя правильно понять и смысл и значение сегодняшнего Праздника. Ибо в отпусте этого праздника на Литургии будут звучать такие слова: «Грядый Господь на вольную Страсть нашего ради спасения». Этими словами Церковь Христова свидетельствует, что Господь наш Иисус Христос добровольно идёт в Иерусалим, зная, что там Его ожидают предательство, арест, издевательства, насмеяния, поругания, оплевания, оклеветания, ложное осуждение по клевете, предание в руки язычников и лютая, страшная и позорная по человеческим меркам смерть на Кресте. Он не только все это знал и ожидал, но и сознательно брал на Себя с одной целью – ради нашего спасения!

Вот почему этот Праздник не столько радостен для нас, сколько сопряжён со скорбью о страданиях нашего любимого и так жертвенно любящего нас Спасителя! Этот праздник подготавливает нас именно к благочестивой скорби о страдании Спасителя, чтобы потом возрадоваться и Его Славному Воскресению, и Его победе над смертью, над адом, над демонами, над грехом, и великому искупительному делу, которое на Кресте совершит Господь в Страстную Пятницу, Великую Субботу и в день Своего Славного Воскресения!

И только отчасти радость этого Праздника касается наших сердец потому, что уж раз Он пришёл в Иерусалим, то пришёл Он ради нашего спасения, и мы это знаем, сознаем и празднуем – празднуем скорбную основу нашего искупления и спасения. В этом празднике мы принимаем Великую и неизреченную Жертву нашего Бога, предложенную Им для нас и ради нас в Лице Своего вочеловечившегося Сына Иисуса Христа! Господь наш Иисус добровольно идет на Свой Жертвенник – Крест, чтобы на нем принести Себя в жертву ради нашего искупления и спасения. Идет добровольно на страдания и смерть на Кресте наш Божественный Учитель, а вознесенный на Жертвенник и претерпевший на нем смерть Он становится для нас, для всех людей, для всего сотворенного Им мира дивной Жертвой, Искупителем и Спасителем всех людей! Если до этого Он три года учил людей спасению, то по входе в Иерусалим Он на деле совершил Сам Собой и Своими страданиями и смертью наше спасение и примирение с Богом!

Выходит, что мы можем радоваться только тому, что Господь добровольно идёт принять на Себя все эти страшные казни от людей и от демонов, невидимо стоящих за этими людьми, которые двигали этих людей на убиение Живого Воплотившегося Бога. Радость о такой дивной жертвенности нашего Спасителя ради нас, враждовавших тогда и до сих пор враждующих с Богом людей, должна переполнять наше скорбящее о Его страданиях сердце! Радостопечалие – вот чувство, который вызывает у нас этот Великий праздник!

И если мы можем радоваться, – то эта радость со слезами на глазах, со скорбью и с печалью сердца. Радость о себе – что ради нас такая Жертва приносится со стороны Кротчайшего Господа, Смиреннейшего Владыки нашего, Бога, Спасителя. А печалимся – что именно Он должен был пойти и Невинный, Безгрешный, Чистейший и Всеблаженнейший Бог и Чистейший Человек в одном Лице должен был пострадать страшно и ужасно. Это осознание должно нас внутренне содрогать, это должно приводить нас в великий трепет, в плач о себе, в сокрушение о том, что мы, только мы, своими грехами вынудили благость Божию, Его милость пойти Сыну Божьему на все эти унижения и страдания, на смерть Его безсмертного Существа.

Именно так нам важно и нужно вникать в смысл и в содержание каждого праздника и праздновать его глубоко внутренне. Великий преподобный и богоносный отец наш Симеон Новый Богослов, – да, это великий преподобный отец, слова которого живоносны и животворны – по поводу церковных праздников учит нас, что настоящий праздник бывает тогда, это когда душа наша сокрушается и плачет по поводу переживаемого события. У нас всегда есть повод по любому празднику и восплакать, и радоваться. Мы можем праздновать и плакать одновременно. О чём же нам плакать, празднуя радостное событие? О нашем несоответствии нашему всеблагому Богу, о нашем несоответствии данному празднику, о том, что мы не можем так чисто и свободно, от глубины духа повторить даже за теми Иерусалимскими младенцами: «Благословен Грядый во имя Господне!».

Вот почему мы – виновные пред Богом – должны стоять в стороне от святых небожителей с прокажёнными, с бесноватыми, с одержимыми демонами, с параличными, с хромыми, со слепыми и убогими, и со слезами раскаяния, с глубоким сокрушением, и вместе с тем со слезами благодарения ожидать, когда же совершится великая искупительная Жертва, и нам, последним, голодающим духовно перепадут крохи благодати Божией, которые исцелят наши души от греха, облегчат наши страдания от его последствий, свяжут и уменьшат наши страсти, умалят наши мучения, происходящие от бесов и наших страстей. И только если мы будем поставлять себя мысленно в разряд этих страждущих грешных людей, тогда мы и сможем улучить милость Божию. Тогда мы будем сокрушаться и плакать о своём несоответствии, о своём недостоинстве, о своей вине в том, что Господь вынужден был нашим падением и нашими грехами – грехами каждого из нас – идти Жертвой на Крест. Мы должны обязательно в своей жизни оплакать то, что мы заставили Господа это совершить! Это каждый за себя должен сказать: «О, Господь мой и Бог мой! Прости меня, безответного и бездерзновенного! Услыши меня, недостойного быть услышанным, и помилуй недостойного Твоей милости! Приими от меня, поверженного пред Тобой в прах, мою скорбь, мою боль, мое болезнование, мое сокрушение! Увы мне, но это я, Господи, своими грехами заставил Тебя, Всеблагого, Живого Бога и совершенного Человека, пойти на Крест и подвиг Тебя, Безсмертного, умереть на нем из любви ко мне! Ибо и за меня Ты, о Всесовершенный и возлюбивший нас неизреченной жертвенной любовью, висел в страшных мучениях на Кресте, обливаясь Своей Пречистой Кровью, ставшей моим живительным и обоживающим меня Питием! Это за меня Ты, о Всеславнный и восхваляемый непрестанно мириадами ангельских сил, был оплёван, унижен, поруган, оболган, оклеветан и нещадно бит! Если бы я не грешил, степень Твоих искупительных Страданий была бы меньше! Потому что в моем лице хотя бы один человек мог хоть несколько облегчить их своим несогрешением».

Вход Господень в Иерусалим – это великое и радостное для нас событие. Оно для нас радостное своим непостижимым плодом – Жертвой нашего Бога, и Святая Церковь призывает нас радоваться и веселиться этому Празднику. Но, тем не менее, мы понимаем, что мы радуемся о том, что Господь решился пойти за нас на страдания, но мы не радуемся самим Его страданиям. Это безумие – радоваться скорбям любых людей, а тем более, невинного, Святого, вечно блаженного и чистого Господа и совершеннейшего, чистейшего, безгрешного Человека, единственно безгрешного на земле по Своей человеческой природе, ибо Он ни малейшей тени греха никак не имел и не мог иметь.

Когда страдает грешник, это ещё как-то можно понять, он страдает за свои грехи, за своё добровольное уклонение от Богом созданного образа жизни, от Божественной жизни, и это извращение, это болезнь, это тьма, это великое повреждение. Вот почему такой человек и страдает за свой злой выбор. А когда страдает невинный – невинный не в смысле, что Он мог сделать зло и не сделал, а Который вообще никак не мог сделать ни малейшего зла – когда страдает Сам Творец, Создатель всей твари, это настолько великая тайна, которая невместима никакими, ни Ангельскими умами, ни самыми светлыми чистыми человеческими умами!

И конечно же, как всегда, в любом праздновании, в любом важном для людей событии у Господа участвовало все святое Небо, участвовали святые Ангелы. Они присутствовали, зрели и удивлялись, что Господь Бог их идёт на вольное страдание ради людей.

Это празднование у нас, при всей радости, сопряжено с таким благоскорбным настроением – нас должна пронизывать до глубины нашего духа такая благая, тихая, тонкая скорбь, скорбь в предчувствии Страстей Христовых, Страстной Седмицы! Потому она так именуется – Страстной – что Господь в ней претерпевал многоразличные душевные, моральные и телесные страдания (именуемые в славянском языке страстями), такие как предательство Иуды Искариотского, сон Его ближайших учеников, оставивших Его наедине молиться Отцу Своему Небесному, сам Его арест, оплевание, заушания, избиение и позорная смерть между разбойниками, прободение ребра и напоение уксусом, и многие, многие Страсти, которые мы будем все на Страстной Седмице читать в "Страстном Евангелии", вспоминать и переживать. И всё это даёт особый оттенок, особый аромат сегодняшнему празднику.

Поэтому, прославляя милость Божию, чудо Его милости, благодаря Его за Его неизреченное снисхождение, за Его являемую любовь к роду человеческому, и мы будем этот Праздник праздновать покаянно. Ведь у нас есть о чём плакать и рыдать горько-прегорько, ибо это мы своими грехами как бы всадили Господа на ослицу и заставили Его идти в Иерусалим на страшные страдания и смерть. Каждый из нас причастен к этому. И если бы не было падения людей, то не было бы нужды в Его страданиях. Но, увы, так уж сложились обстоятельства: люди пали, род человеческий пал и нужно было его восставить. А восставить мог только Сам Бог Своими такими великими Божественными страданиями.

Поэтому душа наша благоскорбит даже в этот радостный день и готовится соучаствовать, сострадать в страданиях Спасителя, именуемых Страстями Христовыми. Для нас эти дни Страстной Седмицы – это покаянные дни. Наши покаянные, сугубо покаянные переживания должны пронизывать всю Страстную Седмицу. Поэтому особое внимание, особое благоговение должно проникнуть в нас и пребывать с нами, помогая нам пребывать с нашим страдающим Господом. С нами должно быть сокрушение о нашей собственной греховности и благодарение Господу за Его неизреченный дар спасения и искупления нас. От этих дней Его страданий – Он наш Искупитель и Он наш Спаситель!

Будем же помнить слёзы Спасителя, Его плач об иерусалимлянах и, в их лице, о нас, ибо мы ничем не лучше жителей этого города. Мы также увлечены попечениями века сего преходящего, всякими земными развлечениями и удовольствиями. Мы тоже – о горе нам – забываем о нашем драгоценнейшем Господе, уже искупившем нас. Там Он только пришёл искупить людей, а тут, сегодня, Он уже Искупивший нас, Который постоянно с Креста взирает на нас и говорит: «Ну почему же вы до сих пор не хотите внять Моему смирению, Моим страданиям и избавить себя от вечных мук? Вы же сами гибнете, вы же сами выбираете себе то, чтобы быть не со Мною. За что вы Меня так ненавидите? Что Я вам сделал такого, чтобы Меня ненавидеть? И чего Я вам не сделал такого, что достойно вашей любви»? Вот такие благочестивые покаянные помыслы и ощущения да будут с вами в ваших сердцах.

И, воздавая славу Господу, воздадим Ему самое приятное: то, о чём поётся в Великом покаянном каноне Андрея Критского – мы воздадим Господу сердце, присно сокрушенное и смиренное, ибо это единственная благоприятная жертва нашему Господу и Спасителю. Да будет она принесена нами во дни этой Страстной Седмицы, чтобы нам с чистым сердцем встретить Светлое Христово Воскресение.

Почему мы празднуем этот праздник? И что мы празднуем? И в каком настроении мы должны подходить к этому великому празднику, который празднуется Великим Постом накануне Страстной Седмицы, т.е. накануне великих страданий и крестной смерти Господа?

И вот это предстоящее страдание Господа нашего Иисуса Христа, Его лютые муки, Его пролитие Крови, Его распятие, Его смерть на Кресте должны постоянно стоять перед нашими глазами. Господь идёт в Иерусалим на это, поэтому этот праздник у нас со слезами, с плачем, хотя и с радостью. Радуемся мы чему? – страданиям Господа? – да не будет! – Мы радуемся Его милости, Его добровольному желанию через страдания искупить нас, помочь нам, безпомощным, обречённым на вечные муки, обречённым на вечную разлуку с любящим нас Богом.

Что касается Иерусалимских младенцев, то здесь идёт уплата Господом той жертвы, которую Ему, когда Он ещё был Младенец, принесли еврейские дети в городе Вифлееме и окрестностях. Четырнадцать тысяч младенцев были убиенны вместо одного Богомладенца Иисуса Христа. И Господь сверх этого уплачивает этим детям. Он подвигает их на хвалу Духом Святым, и как бы говорит этим, что всё, больше вы не будите умирать за Меня. Я иду умирать и за вас, невинных младенцев, и за взрослых, и за пожилых, и за старых, и за всех без исключения людей.

Как же мы должны праздновать этот Праздник? – Радуясь и плача, плача и радуясь. Радуясь милости Божией, плача о себе и о наших близких, родных, о которых наше сердце переживает. Потому что все мы недостойны Господа, все мы недостойны милости Божией.

И что мы видим? – Идёт Бог всемогущий и предаёт Себя в руки грешных, ненавидящих Его лютой ненавистью людей, добровольно предаётся им. Творец отдаёт Себя на суд нечестивой твари. Он умаляет Себя, Который может испепелить всю вселенную, всех врагов, настолько, что разрешает плевать на Него, бить Его, заушать Его, связать Его, раздеть до нага и прибить ко Кресту, проткнуть Его пречистые рёбра, издеваться над Ним словами и всякими другими действиями. Он, милосердый, всё это разрешает и допускает.

Если мы это увидим, прочувствуем, то какое сердце не сокрушится, не удивится этой дивной милости Божией? Какая красота! Какое дивное величие! Какая кротость! Какое смирение мы видим в восседающем на ослице и ослёнке Господе, Который идёт добровольно предаться в руки Своим несправедливым мучителям, осудителям, ругателям. И всё это для чего? – Для нашего спасения! И невинный идёт страдать за виновных! Берёт на Себя их вину! Абсолютно безгрешный предаётся в руки грешников. Царь Славы обрекает Себя на позор и позорную смерть. Вдумайтесь в это! Примите это к сердцу. Проникнитесь в это и восплачьте и возрыдайте, благодаря Бога, благодаря Господа нашего Иисуса Христа и Спасителя, благодаря, что Он есть, что Он пришёл, воплотился.

Люди! Грешные люди! Чем вы ответили Господу? Что Он вам сделал плохого? Он не успел родиться, и уже в лице Ирода вы восстали против Него. Искал Ирод и его воины убить новорожденного Младенца, только потому, что ему казалось, что это будет конкурент его власти. Он должен был испытать бегство в Египет, скрываться на чужбине от убийц Своих, затем рос в самой простой бедной семье, с детства привык трудиться Своими руками, помогать отцу мнимому Своему, Иосифу, в его трудах плотника. Затем полностью все человеческие скорби претерпевал, какие все мы претерпеваем: жажду, голод, холод, жару, труды от путешествий, искушения от дьявола претерпел ради нас, вышел на проповедь, учил нас светоносным, живоносным основам жизни, очищал нас Своим Божественным словом, научал нас Своим великим животворным заповедям, и при этом облегчал реальные страдания реальных людей, и изгонял бесов из бесноватых, и исцелял больных, увечных, сухоруких, расслабленных, страждущих, кормил тысячи людей чудесным распространением хлеба и рыбы, ходил по водам, преображался на горе пред учениками, воскрешал мёртвых, много чудес сотворил. И чем ответили Ему эти люди? – Предательством – «распни, распни Его». Верхушка, лидеры этого народа люто ненавидели Христа и всё сделали, чтобы Его убить! Это они подвигли на это злодеяние язычников римлян. Пилат, как ни противился, будучи безбожником, уступил этому давлению, и приказал надругаться и распять невинного Господа.

Вот почему мы должны в сегодняшнем событии, в сегодняшнем празднике всё это одновременно воспринимать и вспоминать страдания Христа с великим благоговением, с великим трепетом, с благодарным сердцем, но благодарно сокрушённым, плачущим, скорбящим о нашем собственном нечувствии, помрачении, о нашей нелюбви к Великому Страдальцу за нас, к Великому Богу, любящему нас. Об этом мы должны скорбеть, об этом мы должны сокрушаться и плакать, видя и милость Его к нам, и своё несоответствие этой Его милости.

Если это будет в нашем сердце, то мы действительно возрыдаем, восплачем, и тогда мы действительно воспразднуем этот Праздник достодолжным образом, и таким путём приготовимся к Страстной Седмице, к непосредственному воспоминанию и сопереживанию добровольно принятых на Себя Господом страданий, поруганий, мук и крестной смерти. И тогда только лишь войдём в радость светлого Христова Воскресения, что и да будет с нами великой милостью Господа Бога и Спаса нашего, любящего нас Иисуса Христа!

Вот почему в сегодняшнем Праздновании очень важно нам правильно подойти своими чувствами, своими помышлениями, своим осознанием, своим пониманием и сфокусировать своё внимание на Личности Иисуса, Господа нашего, Спасителя, Сына Божия, и именно на том, что Он добровольно подъял этот подвиг. Т.е. это не было стечение обстоятельств, это не была воля демонов или злых человек, это не была воля случая или произвола тварей. Это было заранее промысленное всей Пресвятою Троицею великое Таинство искупления и спасения рода человеческого.

Поэтому в Празднике Входа Господня мы празднуем не только Его выход на страдания, на это страшное мучение и смерть, а как бы проходя вместе с Господом нашим Иисусом Христом через эти страдания своим умом и духом, мы должны оком веры видеть ту победу, которую мы будем праздновать в Празднике Светлого Христова Воскресения – Пасхи Христовой!

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ФАКТ ОБ ОСЛЁНКЕ

Известен факт, удивительный факт, что до восседания Господа на ослёнка, на ослёнке не было изображения Креста. А после этого каждый может увидеть сейчас – я сам, лично, на Кавказе жил и видел – что действительно на спине у ослёнка теперь чётко виден крест. Это стало знаменательным именно после восседания нашего Господа на осленка. После этого восседания Господа это животное получило новое свойство – у него, сразу как рождается, на спине чётко видно изображение креста. Это тоже удивительное знамение в благодарность этому животному, что оно послужило делу нашего спасения. Какое должно быть у нас смирение, что дикий и упрямый осёл, т.е. животное упрямое и непослушное, всё равно служит людям. Оно возит воду, дрова, необходимые предметы питания и людей перевозит, как мы знаем это из истории. И всё равно оно считается неукротимым и непослушным животным. Но Господа и Создателя Своего оно послушалось и привезло Господа в Иерусалим.

И как же мы должны быть смиренны, видя, что такое животное и то послушание несёт, А ведь по толкованию отцов этот ослик прообразовал собою язычников, которых Господь обратит к Себе. А поскольку Русь тогда ещё была языческой и населяющие ее люди – наши предки – не содержали ещё истинной веры, и не знали Христа как Бога Истинного, то в этом ослёнке мы должны прообразовательно видеть и славянские народы и наш будущий (по отношении ко времени страдания Спасителя) русский православный народ.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ФАКТ О ПРОСВЕЩЕНИИ ДУХОМ СВЯТЫМ МЛАДЕНЦЕВ

Для того, чтобы лучше понять назначение употребления ваий и участие младенцев, нужно ещё раз вернуться к икосу шестой песни канона, который Святая Церковь употребляет в честь празднования этого праздника: «Понеже ада связал еси Безсмертне, и смерть умертвил еси, и мир воскресил еси, с ваиами младенцы восхваляху Тя Христе, яко победителя, зовуще Ти днесь: осанна Сыну Давидову. Не ктому бо, рече, заклани будут младенцы, за Младенца Мариина: но за вся младенцы и старцы, Един распинаешися. Не ктому на нас вместится меч: Твоя бо ребра прободутся копием. Темже радующеся глаголем: благословен грядый Адама воззвати».

По-русски этот икос звучит так: Поскольку Ты, т.е. Господь Безсмертный, связал ад, и умертвил смерть, и мир воскресил, т.е. указывается причина, по какой причине младенцы встречали Его с ветвями и с возгласами: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!». Потому что они провидели Духом Святым, что Он связывает ад, что Он умерщвляет смерть, значит, что Он воскреснет. Значит они были проповедниками грядущего Воскресения, ибо воскресение Лазаря указывало на это Воскресение. И мир воскресил, – вот на что указывали эти младенцы. То, что не видели слепые архиереи, книжники, священники, то видели незлобные младенцы, неискусозлобные, как пишут богослужебные тексты этого Праздника.

И младенцы с вайями восхваляли Тебя, Христос, как Победителя. Какого Победителя? – Победителя ада, Победителя смерти, Победителя дьявола, Победителя греха и всей греховности человека. Вот о какой победе идёт речь, и о каком Победителе. Вот почему они встречали с вайями Господа, Который как бы в земной жизни никого не обидел, никого не ударил и никого не победил, никто не знал, чтобы Он с кем-то сражался так, как какие-то полководцы. И поэтому уже это было странно, почему простого проповедника какого-то встречают как великого полководца, вернувшегося с какой-то великой победы? И это было явное недоумение, и потому возмущались архиереи и священники и книжники, не понимая, почему Христу оказана такая почесть? За что Его так встречают люди? Он же – в их понимании – ничего такого не сделал, чтобы именно так встречать Его как Царя, Который идёт с великой победой. А Дух Святый, и именно Дух Святый, вразумил младенцев, как пишет слово Божие и текст богослужения на этот день, Он вразумил младенцев восхвалять и встречать Его как Победителя.

 

 

 

 

 

 

 

 


Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования Персональный видеоканал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод

Flag Counter
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2017 Церковь Иоанна Богослова