|
|
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
|
|
|
Преподобный Петр ДамаскинТворения. Книга первая
к оглавлению
О восьми мысленных ведениях
Духовных ведений, как полагаю, восемь. И семь из них – нынешнего века, а восьмое есть делание будущего века, как говорит святой Исаак.
[
Первое есть познание [1] скорбей и искушений этой жизни, как говорит святой Дорофей, и сетование о всем, что естество человеческое потерпело чрез грех.
Второе – познание своих согрешений и благодеяний Божиих, как говорит Лествичник, святой Исаак и многие другие из отцов.
Третье – познание ужасного, бывающего перед смертию и после смерти, как то (находим) в Божественных Писаниях.
Четвертое – уразумение [2] жизни в этом мире Господа нашего Иисуса Христа, и учеников Его, и прочих святых, мучеников и преподобных отцов,– дел их и слов.
Пятое – познание естества и изменения вещей, как говорят святые отцы Григорий и Дамаскин.
Шестое – ведение существующего, то есть познание и уразумение чувственных созданий Божиих.
Седьмое – уразумение мысленных созданий Божиих.
Восьмое – познание о Боге, называемое богословием.
Из этих восьми ведений три первые приличны проходящему деятельную добродетель, дабы он успел многими и горькими слезами очистить душу свою от всех страстей и получить от Бога, по благодати, и прочие (ведения); пять же – перешедшему к ведению, то есть получившему познание (духовное), за доброе хранение и всегдашнее исполнение телесных и нравственных, то есть душевных деланий; чрез что и сподобляется их ощущения явно и мысленно. От первого получает делатель начало познания и по мере того, как он после этого старается о делании и поучается в данных ему разумениях, преуспевая в них, пока не придет в навык их,– само собою является в уме его иное познание, и подобно сему и прочие.
Но чтобы передаваемое мною было ясно, скажу отчасти,– хотя и не могу говорить,– о каждом ведении, в чем состоит познаваемое и изъясняемое; чтобы мы имели возможность познать себя, то есть как мы должны поступать, когда благодать начнет отверзать очи душевные и мы начнем уразумевать, приходя в изумление от мыслей и речений, могущих вселить в нас, как прежде было сказано, страх, то есть сокрушение души.
[1] Γνωσιθ.
[2] Ή κατανόησιθ.
к оглавлению
|
|