Мир всем живущим жизнью!

Дивный святитель Христов Василий, прозванный Церковью за свое служение и вклад в нее Великим был пожалуй единственным из отцов, кто писал на тему миробытия и оставил нам толкование на первую часть книги "Бытия", в которой описывается создание неба и земли и всего этого мира со всеми населяющими его творениями. Он назвал это свое толкование "Беседы на шестоднев".

В этой книге, которую я давно имел, но не читал еще внимательно (ибо более интересовался темой покаяния и молитвы, чем миробытия), говорится святителем Василием такие истины, которые много времени спустя стал говорить и употреблять и я в своих последних откровнениях и изысканиях. Так Дух Святой вещавший ранее в святом Василие и вещающий ныне через меня связывает нас.

Я не буду рассматривать всю эту книгу (каждый из вас при желании сам может ее прочесть), но буду шаг за шагом приводить лишь те места, которые подтверждают то или иное мое утверждение, а также те, в которых говорится о дозволительности и мере человеческого рассуждения по таким вопросам.

Цитирую я по русскому переводу этой книги выпущенному в 1845 г., в Москве, в типографии Августа Семена, при Императорской Медико-Хирургической Академии.

Повествование я буду вести в виде вопросов (от лица верующих учеников) и ответов на них божественного Василия.


Из Беседы 1.

В начале сотвори Бог небо и землю. Быт.1, 1.

Вопрос: Как должно душе приготовиться к слышанию таких предметов?

Ответ святого Василия: Ей должно быть чистою от плотских страстей, не омраченною житейскими заботами, трудолюбивою, изыскательною, вникающею во все, из чего только можно занять понятие о Боге, достойное Бога.

Что мы узнали полезного из этого ответа святого отца?

А узнали мы то, чего не должно быть и что должно быть в человеке приступающему к богомыслию.

Не должно быть осквернения плотскими страстями и омрачения житейскими заботами, ибо это есть два основных врага, не допускающих человека к высотам богословия.

Человек оскверняющийся плотскими страстями не имеет вкуса и расположения к вещам небесным. Он как свинья предпочитает валяться в грязи страстей и ему не ценны бисеры возвышенных богословских истин и откровений.

Человек омраченный житейскими заботами и попечениями сравнивает предлагаемое ему духовное сокровище с более важными ему земными нуждами и не находит себе пользы от этих сокровищ в его земных и таких важных ему сейчас делах. Не рассматривая красоту предложенного духовного богатства он сразу отрекается от него за его безполезность в том, что он считает более важным и значимым для себя. Он как бы говорит Дающему: все это конечно интересно, возвышенно, духовно, но мне сейчас не до того. Сперва надо денег подзаработать, семью прокормить, автомобиль приобрести или починить, учебу закончить, полечиться, жениться (развестись) и прочее подобное, а затем - посмотрим. Если он верит в Бога, то пытается отделаться от Него свечками, десятиной, заглядыванием в храм, постиной и прочими делами обрядоверия. Если возносящийся и гордящийся еретик есть враг Богу, то "смиряющийся" обрядовер есть враг сам себе и своему спасению.

Мы также узнали то, что должно иметь душе приступающей к восприятию богословских истин.

Прежде всего она должна быть трудолюбивой.

Здесь у меня первый вопрос к вам: Почему душа должна быть трудолюбивой при рассматривании богословких истин и откровений?

Далее душа должна быть изыскательною. Вот действительно редкое святоотеческое слово обозначающее редкое, но очень важное качество души ищущей богопознания.

Второй мой к вам вопрос: Что значит быть изыскательной?

И наконец, душа должна быть вникающей во все, из чего только можно занять понятие о Боге, достойное Бога.

Здесь я прошу ответить вас на такие вопросы:
Что значит быть вникающей?
Что значит понятие о Боге, достойное Бога?

Бог вам в помощь и до новых встреч на любимых вами уроках богомыслия и богословия (правда не все любят эти уроки).