Мир всем любящим истину!
Продолжим поучаться полезным вещам от святого Василия Великого.
Прежде я хочу отметить то, что я увидел новое в отношении Богословов в Церкви Христовой.
Мы знаем трех великих святых, которым Церковь за их вклад в богословие присвоила наименование Богословов - это наш Великий Апостол, Евангелист, Первоиерарх, помощник, молитвенник Иоанн Богослов, святитель Григорий Богослов, преподобный Симеон Новый Богослов.
Однако вряд ли кто задумывался над тем, что это наименование Богословами не случайно распределено между тремя указанными видами святых, т.е. Апостолами, святителями и преподобными.
Мне самому ранее казалось, что это случайность, что один Богослов оказался среди Апостолов, один - среди святителей и один- среди преподобных. Мол, стал человек своими заслугами и преуспеянием Богословом, а то, что он при этом еще принадлежит к какому-то виду святых не имеет значения.
Но зададим себе вопрос, почему людей с наименованием Богословов в Церкви всего трое? Почему эти трое принадлежат только к трем категориям святых - Апостолам, святителям и преподобным?
На второй вопрос ответ очевиден: потому, что богословием занимались только представители этих трех указанных категорий святых.
Например, пророки, мученики, благоверные государи и князья, Христа ради юродивые, блаженные, странники, благочестивые миряне не занимались богословием, ибо это было не их дело.
Итак, нам ясно, что в Церкви Христовой могло быть только три указанные группы, из которых в принципе могли появляться Богословы. Почему же Богословами названы только трое и только по одному человеку из представленных групп? Разве только они занимались богословием? Конечно, не только они. Богословствующих было много. Однако, как, например в армии офицеров может быть много, но верховных главнокомандующих только один, так и здесь в Церкви, богословствующих может быть много, но Богословов носящих имя "Богослов" может быть только один на каждую группу богословствующих.
По иерархической значимости и силе эти три группы стоят в таком порядке:
Апостолы выше всех, за ними святители, и затем преподобные. И во времени появления эти группы шествуют в том же порядке: сперва Апостолы, затем святители и затем преподобные. Соответственно этому сила и значение Богословов каждой этой группы стоит в том же нисходящем порядке: сперва Иоанн Богослов, затем святитель Григорий, затем Симеон Новый Богослов.
Среди Апостолов богословием занимались Петр и Павел, а также четыре Евангелиста, однако Иоанн Богослов превзошел всех их и потому преимущественно перед ними именуется Богословом - высшим из всех Богословов, Богословом от Апостолов. Это высший вид богословия!
Среди святителей многие занимались богословием, однако Церковь Духом Святым присвоила звание Богослова только святителю Григорию Богослову, который в Богословии превзошел всех прочих святителей. Это среднее богословие.
Великими Церковь назвала куда большее число святых, как из среды святителей, так и из среды преподобных и мучеников, чем Богословами. Великими среди святителей называются самые великие в комплексном служении этого вида Божьих служителей, но не в богословии. Среди преподобных - самые великие в этом виде подвига, но не в богословии. Среди мучеников - самые великие в страданиях за Христа.
Среди преподобных было еще больше богословствующих, чем среди святителей, как и самих преподобных было много больше, чем святителей. Однако преподобный Симеон Новый Богослов единственно, кто назван из всех них Богословом. Это низший и самый доступный для масс верующих людей вид богословия.
Здесь у кого-то может возникнуть некоторое смущение по вопросу техники наименования святых Богословами.
Если с группой Апостолов все ясно, ибо они все жили в одно и тоже время, то с остальными группами - святителей и преподобных, жизнь по поколениям которых продолжалась более тысячи лет (почти две тысячи лет существуют святители и тысячу семьсот лет преподобные) - возникает затруднение.
Например, может быть непонятно, как звание лучшего Богослова среди святителей могло быть даровано человеку жившему в 3-4 веках, когда кто-то лучший мог появиться позже. Непонятно так же, как человеку жившему в 9-10 веках можно было дать единственное звание Богослова среди преподобных, когда род преподобных и богословствующих еще продолжался тысячу и более лет ? Непонятно так же почему звание Богослова не дали кому-то из преподобных живших ранее Симеона Нового Богослова?
На самом деле все это непонятно только человеческому наблюдению и только на первый взгляд. Если же знать, что звание Богослова внушал давать этим святым людям всеведущий Господь Бог Дух Святой, то никакого непонимания и смущения не будет. Дух Святой из всех имевшихся уже и имеющих еще прийти богословствующих людей избрал именно этого человека среди Апостолов, этого - среди святителей, и этого - среди преподобных. Но физически они появлялись, как носители этого звания только с момента своего исторического появления в Церкви. До их появления Дух Святой ждал, а после них научает уже не ждать никого большего из Богословов в этих трех группах святых. Однако одна ниша - женатых священников - еще осталась без своего Богослова. Скажу вам без ложной скромности, что я, ваш пастырь и учитель, пока являюсь единственным кандидатом на звание Богослова в этой группе.
Разобравшись с богословствующими и Богословами, перейдем к рассмотрению трудов одного из богословствоваших из числа святителей - Василия Великого.
Напомню, что мы учимся полезному из его книги "Беседы на шестоднев".
Сразу вопрос: После определения источника какого-либо поучения о Боге или божественных вещах, что оно истинно от Бога, что является важным вслед за этим?
Отвечать надо одной строкой примерно так: "Важным после выяснения происхождения данного поучения или откровения, что оно несомненно от Бога является то-то и то-то".
Вместо "то-то и то-то" вы должны вставить найденный вами ответ.
Как только кто правильно ответит, так мы продолжим с Божьей помощью наши уроки богомыслия и богословия.