А.И.Беликов

Тема созерцания у апостола Павла .

...

Факт Преображения навсегда связывает между собой в христианстве созерцание с христологией. Выше мы рассмотрели свидетельства Петра и Иоанна, упомянули о синоптических рассказах о Преображении. Все они, каждый посвоему, говорят о Христе как видимой репрезентации невидимого Бога. Одновременно с этим осознанием происходит процесс переосмысления самых общих

представлений о Боге. Евангелия содержат описание того, как Христос говорит о восстановлении в три дня разрушенного Храма. В евангельском рассказе с особой ясностью встает образ Бога Человека, отодвигающего на второй план старый, племенной образ Бога Храма. Начало христологии мы можем увидеть /Богодум: потому и сказано, что в ЦН не будет храма, ибо Бог будет Храмом./  в самом евангельском тексте. Апостолы пытаются объяснить, Кто есть Иисус, оставаясь при этом в рамках иудейского благочестия. У Марка есть фрагмент, где Христос прямо спрашивает учеников о том, Кого они видят, глядя на Него: «Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем» (Мк 8. 27–30).

Похожий фрагмент наличествует в апокрифическом Евангелии Фомы, которое ряд исследователей связывают с гипотетическим текстом Q: «Иисус сказал ученикам своим: Уподобьте меня, скажите мне, на кого я похож. Симон Петр сказал ему: Ты похож на ангела справедливого. Матфей сказал ему: Ты похож на философа мудрого. Фома сказал ему: Господи, мои уста никак не примут сказать, на

кого ты похож. Иисус сказал: Я не твой господин, ибо ты выпил, ты напился из источника кипящего, который я измерил. И он взял его, отвел его (и) сказал ему три слова. Когда же Фома пришел к своим товарищам, они спросили его: Что сказал тебе Иисус? Фома сказал им: Если я скажу вам одно из слов, которые Он сказал мне, вы возьмете камни, бросите (их) в меня...» (Фм (13)). Формула самого Христа очень проста: «Я и Отец — одно» (Ин 10. 30), она произнесена на празднике обновления Храма и встроена в контекст этого праздника (за эту фразу иудеи Его искали, чтобы побить камнями), логически с этой фразой связывается другая: «видящий Меня видит Пославшего Меня» (Ин 12. 45).

Cтарые мехи племенного культа уже не могут вместить молодое вино Нового Завета. С именем апостола Павла связывается первая попытка осмысления идеи воплощенного Бога. Павел делает решительный шаг от иудейских догм в сторону разработки нового понятийного аппарата. Шаг этот был настолько решительным, что Петр, признавая божественный источник «премудрости» (δοθεσαν ατ σοφίαν) Павла, все же находит в его посланиях «нечто неудобо- вразумительное» (δυσνόητος,a) (2 Пет 3. 15–16). Это «неудобовразумительное» и есть предмет нашего рассмотрения. Особо следует отметить, что опыт богообщения и созерцания Павла отличен от опыта остальных апостолов. Как мы уже видели выше, главный источник свидетельства Петра и других апостолов — это самовидческое общение с Христом во плоти. За свидетельством апостолов стоит опыт общения их со Спасителем. Они знают Его как личность. Это знакомство подчеркивают в посланиях и Петр, и Иоанн. Петр это знакомство обозначает словом πίγνωσις 17  (2 Пет 1. 2). Синодальный перевод этого греческого понятия — «познание», мы же склонны переводить его как «узнавание». Опыт Павла лежит в другой области. В своем видении по дороге в Дамаск он созерцает Христа Воскресшего и Вознесшегося. История его ослепления и

чудесного прозрения, с одной стороны, соотносится с исцелением слепорожденного, а с другой — с сюжетом борьбы Иакова с Богом. Созерцательный опыт Павла относится к ветхозаветному типу, однако само действие этого опыта отличается от него. В то время как личность ветхозаветного пророка малоподвижна, Павел выходит из этого опыта преображенным. Его личность трансформируется

под действием Того Света. Преображение плоти, несущей на себе отпечаток образа Бога, становится результатом созерцания Бога. Так, созерцающий Бога сам становится Его свидетельством. Сам Павел описывает это явление следующим образом: «…взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор 3. 18). Павел уделяет существенное внимание рефлексии собственного созерцательного опыта. В посланиях он предстает первым из людей, кто на практике реализует Христову доктрину созерцания Бога. В сцене уверения Фомы Христос произносит: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин 20. 29). Павел и есть тот, кто не видел Христа во плоти, но уверовал, увидев Его в откровении. Павел метафорически описывает сам процесс откровения, уподобляя его совлечению покровов с лица и головы (2 Кор 3. 18). Понятие κάλυψις у Павла обнаруживает связь с изречениями Христа о раскрытии тайного. Используя это понятие, Павел указывает на то, что он в созерцании следует логике самого Спасителя. Павел в качестве источника своего благовествования указывает на непосредственное богообщение, ποκάλυψις, — как на источник веры (πίστις) (2 Кор 5. 7), этот созерцательный метод он противопоставляет его фарисейскому

διδάχθην (научению от человеков) (Гал 1. 12), а также εδοι (физическому видению). Сравнивая свое свидетельство с свидетельством других апостолов, Павел сообщает, что «не видением» (εδους), но «верой» (πίστις) ходит он во Христе (2 Кор 5. 7). Павлова концепция созерцания основывается на главном его христологическом заявлении. Говоря о Христе, Павел определяет Его как «образ Бога не-

видимого» (εκν το θεο το οράτου) (Кол 1. 15; 2 Кор 4. 4). Христос предстает в ней как объект созерцания, предмет Θεωρία, являющий непостижимого и невидимого Бога людям. Это базовая характеристика созерцания, из которой мы будем исходить. Развивая мысль, Павел уточняет: «в Нем (в Христе) обитает вся полнота Божества телесно (πλήρωμα τς θεότητος σωματικς)» (Кол 2. 9). Понятие «полнота» (πλήρωμα) указывает на совершенную телесную репрезентацию

трансцендентного Бога в Христе. Фактически Павел заявляет о возможности репрезентации горнего в дольнем «без потерь». Отбрасывая платоновскую идею упрощения подобий при репрезентации, Павел фактически отрицает этот философский вариант второго закона термодинамики, а вместе с ним он вынужден отказаться от всей системы философии, основывающейся на этом принципе.

Идея полной репрезентации ставит автоматически вопрос о том, что есть та сторона Бога, которая не является (Отец), и та, которая является способом (Дух). Действие осуществляется Отцом через Сына Духом.

Также возникает целый ряд вопросов, связанных с проблемой поставленного Павлом знака равенства между целым и частью. Следствием тезиса о полной репрезентации является расчистка смыслового и терминологического полей. Из всей системы современной Павлу философской терминологии с идеей о полной репрезентации соотносимы только некоторые из концепций досократиков, частично учение Платона и некоторые фрагменты эпикуреизма, логика которого вообще не была связана с идеей репрезентации.