отец Олег Моленко
Как приступать к Святому Причащению
(cлово о. Олега из службы 27 июня 2004 г.)
Напоминаю вам и продолжаю обучать вас важному делу подхода ко Святому и великому Таинству Причащения Пречистого Тела и Крови Господа.
На что ещё мы должны обратить внимание, приступая к чаше Жизни? Мы должны понуждать себя, насколько только доступно нам будет, подражать некоторым важным качествам нашего Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа.
Мы не можем, конечно, и близко сравниться с Его высотой и величием, но, в свою меру, мы все же должны уподобляться Ему.
Если Господь любит нас, то и мы должны любить наших братий. И если мы не находим в сердце этой любви, то мы не можем приступить к чаше Жизни достойно, потому что мы не в том духе подходим, т.е. не в духе любви, а в духе ненависти. Если нет любви, то есть противоположное дух ненависти, озлобления, обид, т.е. всего недружелюбного в отношении братий. Поэтому мы должны прежде всего примириться со всеми братьями и сестрами во Христе.
И вот из этого понимания мы выходим на самое главное на то наше внутреннее ощущение, которое свидетельствует для нас самих, что мы допущены Богом к Причащению.
Что же это за состояние, которое является и признаком, и свидетельством нашей способности соединиться с Богом? Бог есть Бог мира. И основное качество Бога это мир Божий, внутренний духовный покой и мир. И поэтому мы должны приступать к чаше Жизни в мирном устроении!
А вот нелюбовь к братиям это есть состояние немирное. И это одно из возможных состояний немирствования. А мы должны примириться с Богом, со всеми окружающими нас братиями, и сами с собой. И вот в таком примиренном состоянии, даже будучи грешными, мы приступаем к чаше Жизни во оставление грехов. А в мире Божьем просто так мы не можем пребывать. Почему? Потому что мы находимся в постоянной брани, в борьбе.
И поэтому мир это есть результат нашего непрестанного покаяния и результат нашей непрестанной брани с теми, кто хочет нас погубить, т.е. с бесами и страстями. И мы понимаем, что, согрешая по неизбежной нашей немощи, мы, тем не менее, должны приходить в мирном устроении. Почему? Потому что мы должны эти грехи оставить на исповеди. Мы должны от них отказаться, отречься, и примириться с Богом, отрешившись от этих грехов.
И поэтому, находясь в грехе, человек не может приступить к чаше Жизни, потому что грех лишает его мира внутреннего. Господь оценивает грех не по записи в журнале каком-то вахтенном, что «такой-то человек сделал что-то такое Мне неугодное», и поэтому Он не допускает к соединению с Собой. Нет! Не за название греха, в который мы впали или к которому были причастны, Бог нас не допускает, а за то, что грех реально лишает нас мира и благодати. Ведь мир этот может быть в нас только действием Божией благодати. Поэтому, лишаясь благодати, мы лишаемся и мира. А лишаясь мира, мы пребываем в смятении. А в смятении как можно соединиться с Богом, Который есть мир и покой??
Посмотрите и увидьте несоответствие! Несоответствие! Поэтому на нашем уровне духовного возраста мы должны примириться со своей стороны настолько, насколько это от нас требуется, чтобы на своём детском ли или отроческом уровне, на уровне новоначального мы примирились бы со всеми, попросили у всех прощение, проверили свою совесть. Если она не зазирает меня, т.е. я ни к кому не отношусь с каким-то пренебрежением, презрением, ненавистью и т.д., то я мирствую.
А с Богом примирился я? да, все грехи , которые были на моей совести, я исповедал, отказался от них, отрёкся, возненавидел и заявил Господу, что не хочу таким быть! И иду я к чаше Жизни просить ПОМОЩИ, укрепления, и именно в этом состоянии и в противоборствии греху становлюсь достойным соединения с Господом.
Тогда и Господь соединяется с нами. Он идёт нам навстречу, как отец любящий пошёл навстречу своему блудному, но вернувшемуся в покаянии сыну. Потому что он был мёртв, но он стал ЖИВ! Чем? Своим произволением, своим желанием, своим глубоким смирением от предшествующего попрания бесами, страстями и скорбями. Он примирился с отцом!
И это важное действие! И это часть нашей духовной жизни. Мы должны всё ДЕЛАТЬ ради этого, ТРУДИТЬСЯ над этим, достигать этого! И тогда получим существенную пользу от Причащения.
И да поможет вам Господь её получить!