Иеросхимонах Антоний (Булатович)
Моя мысль во Христе
О Деятельности (Энергии) Божества
к оглавлению
Заключение
«Свят! Свят! Свят! Господь Саваоф! Исполнь небо и земля Славы Твоея!» сиречь
сиянием Детели Твоея исполнишася Ангели человецы и прославляют Имя Твое.
«Осанна в вышних! Благословен Грядый во Имя Господне!»
Начав эту книгу словом о Энергии Божией вообще, считаем уместным закончить
ее словом о вселении Христа в христианина.
Видел никогда Пр. Исаия Сына Человеческого, носимого четырьмя «Животными»,
и два св. отца одинаково изъяснили это видение в смысле Боговселения Христа
в душу христианскую. Какое же значение имеет это видение и истолкование его
для нашей книги? заключительное всех высказанных в ней мыслей, ибо по теснейшему
смыслу оно означает, во-первых, Боговселение Христово в душу христианскую
Словесною Деятельностию Христовою; во-вторых, дает право называть эту Словесную
Деятельность Самим Христом; наконец, видение таинственно указываете и на триединство
Деятельности Божией, и на участие Отца и Духа Святого Деятельностями их в
этом вселении Христа в душу христианскую. Действительно, что могут означать
виденные Исаией четыре животных, на коих восседал Христос и которые имели
образ: одно львиный, другое тельчий, третье человечий, а четвертое орлиный?
Не четырех ли Евангелистов? Не Матфея ли символически изображает Животное,
имеющее образ человечь? Не Марка ли лев? Не Луку ли телец? Не иоанна ли
орел? Взгляните на Св. Евангелие, и вы увидите на нем изображения четырех
Евангелистов с прообразующими их Животными. Взойдите в храм Божий и, подняв
глаза кверху, увидите под куполом тех же Евангелистов с их символическими
Животными. Обратите взор к Царским Вратам и там изображены те же Евангелисты
и те же Животные. Разверните на Престоле Антиминс и увидите на четырех углах
его то же. Наконец, то же изображено и на четырех углах доски Престола.
Итак, что же означает это символическое изображение Церковью Евангелистов
во образе виденных Пророком Исаиею Животных? Не то ли, что этим Церковь таинственно
учит веровать, что Глагол Слова Воплощенного, носимый в мире четырьмя Евангелистами,
есть Сам Христос в Словесной Энергии Своей?
Видел Исаия под этими
«Животными» еще четыре колеса, исполненные очей, которые двигались туда, куда
хотел Дух. Не явно ли, что, если Животные означают, по толкованию Церкви,
Евангелистов, то колеса, принадлежащие сим Животным, означают написанные ими
Евангелия. Они немногословны, но воистину «исполнены очей» Откровения
Божия; немногословны они, но слова евангельские столь благодвижны, что являются
судительными всех людей всех времен и различительными всех мыслей сердечных!
Но если видение, которое
видел Исаия, относится до Словесной Энергии Сына Божия, то почему же видел
Исаия на престоле, носимом четырьмя Животными, Самого Сына Человеческого?
Вот в этом-то мы и видим откровение нам Богом того, что Энергия Христа должна
нами почитаться за Самого Христа и восприятие Глаголов Христа за восприятие
Самого Христа, Который неотделим Существом Своим от Деятельности Своей.
Видел еще Исаия
молниеносные блистания, исходящие от Престола Сына Человеческого, и под всем
видением подобие ладони человеческой поддерживающей все видение. Что же
значат эти два образа? Думаю, что читатели, вспомнив все, что говорилось в сей
книге о триединстве Энергии Божией, увидят вместе со мной в символической
ладони, поддерживающей Сына Человеческого с Престолом Его, символ
произволительной Энергии Отца, а в образе молний и блистаний символ Энергии
Духа Святого. Итак, открыл Бог Пророку Исаии в этом видении не только дарование
Глаголов Жизни, которые сошел принести в мир Слово Воплощенное, но и еще то,
что сии Глаголы не суть деятельность единственно Сына, но в них участвуют
Деятельностями Своими и Отец, и Дух Святый. Наконец, сподобился Исаия увидеть
прообраз теснейшего единения христиан со Христом в приобщении Тела и Крови
Христовых, когда Ангел, взяв раскаленный уголь с жертвенника Божия,
прообразовательно приобщил им Исаию, и по снедении этого угля у Исаии
отверзлись уста пророческие, и он исполнился Откровения и обрел дерзновение
пред Богом.
И все сказанное, что
видел Исаия, означает, по толкованию Св. Отцов (см. Макарий Егип. и др.)
воцарение Христа в душе христианской.
Но
не противоречит ли этот вывод с тем, что мы столько раз повторяли в книге, что
Бог тройственной Энергией Своей воцаряется в христианах, и что Сущность Божия
неприобщима твари, а здесь мы говорим, что Сам Христос воцаряется в
христианине? Действительно, Сущность Божия неприобщима твари, а приобщима
только Энергия; но что же значит понятие неприобщимость? Разве оно исключает
присутствие Самого неприобщимого существа Божия в приобщимой Его Энергии? Бог
всем Существом Своим вездесущ, и так как Сущность Его веруется нами быть
препростой и неделимой, то Церковь учить веровать, что Бог на всяком месте
владычествия Своего пребывает всем Существом Своим. Но ощутить эту
вездеприсутствующую Сущность Божию и ощутительно соединиться с Ней не в силах
ни Ангелы, ни люди, ибо сия Сущность неощутима для твари никоторым из чувств
духовных, душевных и телесных, и в этом смысле неприобщима твари. Но когда
Бог благоволит проявить Себя которым-либо из благодатных Действий Своих, то
тварь бывает способна ощущать эти проявления Энергии Божией и с нею
соединяться, и ее воспринимать, и в этом смысле приобщаться Энергии Божией. Но
если Бог неощутимо для нас вездесущ всем Существом Своим, то не тем паче ли
должны мы верить в то, что Бог всем Существом Своим присутствует там,
где ощущается нами Благодать Его. Если Энергия Его исповедуется нами быть
неотделимой от Существа Божия, то как же нам иначе называть проявление Бога во
Энергии Своей, как не словом Сам Бог! Как же называть нам иначе
Благодать и Истину Христову, вселяющуюся в нас, как не Самим Христом! Как же
нам не называть ощутимой нами утешительной и разной другой Благодати Духа Святого
Духом Святым! Бога, в смысле Сущности Его, «никтоже виде нигдеже»; но всякая
душа христианская должна веровать в соприсутствие с нею Самого Бога, как
находящегося в ближайшем общении с нею: «предзрех
Господа предо мною выну, яко одесную мене есть». Поэтому Церковь называет
святых «Богоносными», ибо почитает облагодатствующую Святых Благодать за Самого
Бога. Поэтому и о христианах говорит «елицы
во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».
Эта живая вера, что Сам
Бог, Сам Христос, благодатно и духовно ощутимый нами, живет и действует в нас,
есть то достояние истинного христианина, которое отличает его от христианина,
оскудевшего верою. И вот почему великий пастырь о. Иоанн Кронштадтский, видя,
сколько необходима для христиан эта живая вера в близкое присутствие к ним
Самого Бога, Который в особенности Благодатию Своею присущ Имени Своему, так
настойчиво повторял: «Имя Божие Сам Бог», «Имя Господа Иисуса Христа Сам
Господь Иисус Христос». Эта формула для оскудевших верою «иyдеев» и «эллинов»
показалась «юродством» и «соблазном»; для неповрежденных же в вере
представляется формулой самой совершенной, ибо выражает Божественное
достоинство сущности Имени Божия, которая есть Божественная Истина и
Божественное Откровение, то есть Энергия Божия «Тойжде Бог», а с другой
стороны, эта формула тем дорога каждому христианину, и Богослову, и не
Богослову, что возбуждает его к памятованию нашего живого общения с Самим Богом
и с Самим Христом, и наипаче в призываемом Имени Его.
Итак, предоставим
богословам и теософам тонкое богословствование о Энергии Божией, о приобщимости
ее, о неприобщимости Сущности Божией и возвратимся к исповеданию коренной
христианской истины, что «Христос посреде нас». Сам, Сам Христос живет и
действует в нас, братия, со Отцом и с Духом Святым со дня Крещения нашего! Сам
Он и во Имени Своем, Сам Он и в Глаголах Своих! Сам Он всеисполненне, и
всесовершенне, и существеннее в каждой крупице Св. Таин Тела и Крови Своих! Сам
Он всюду с нами со Отцом и с Духом Святым где призывается Имя Его, где
воспоминаются Глаголы Его, где творятся заповеди Его, где совершаются Таинства
Его, где знаменуется образ Креста Его, где изображен Лик Его, всюду, где
действует Благодать Его! А когда мы тяжко грешим, то вторично распинаем в себе
Его Самого, от Крещения живущего в нас! Мы тело церковное, Он Глава Церкви!
Мы грозды, Он Лоза, соком, исходящим из Существа Его, исполняющий нас! Он
Сам дал Себя нам в вечное наследие на Тайной Вечери и сказал: «Мир оставляю
вам, Мир Мой даю вам», назвав этим именем Благодать Божию, Деятельность Божию,
которую Он преподал Церкви. Преподал Господь Апостолам и завещал на Тайной Вечере
в достояние вечное: Имя Свое, Глаголы Свои, Плоть и Кровь Свою.
Завещал Господь Церкви
Имя Свое Святое и дал его в призывание и в священнодействование им. Явил также
Имя Отца и Сына и Св. Духа. Дал и Глаголы Свои, завещав содержать их в памяти и
исполнять их. Даровал Церкви Плоть и Кровь Свою и завещал навеки. И в
заключение всех сих заветов сказал: «Сия глаголах вам да во Мне Мир имате»
(Ин. 16:33). То есть: восприимите завет, соединяйтесь со Мною Самим в наследии,
которое завещаю вам и которое есть Я Сам, и вместе со Мною вселяйте в
себя Мир Божий, триединую Деятельность Св. Троицы.
Но не только все это
завещал Господь самолично Апостолам в прощальной беседе с ними, но и
засвидетельствовал это Свое завещание пред Отцом Небесным, утвердив все сие
Своею Первосвященническою Молитвою ко Отцу: «Явих Имя Твое человеком...
Глаголы, их же дал еси Мне, дах им... Аз дах им Слово Твое... Славу,[14] юже дал еси Mне, дах им... Да видят
Славу Мою, юже дал еси Мне... И сказах им Имя Твое и скажу, да Любы, еюже Мя
если возлюбил, в них будет, и Аз в них». Последние слова особенно ясно
указывают нам на то, что под словами: Любовь, которою Отец возлюбил Сына,
Господь именует Благоволительную Энергию Отца и молит, чтобы эта Энергия
вселилась и в Церковь Его, совместно с Энергией Сына, которая есть «Аз
в них». Конечно, подразумевается прошение и о ниспослании Благодати Св.
Духа. Итак, не можем ли мы заключить из всех этих слов, что Господь слово «Аз»
относит ко всему завещанному наследию Своему, т. е. и к Имени Своему, и к
Глаголам Своим, и тем паче к Телу и Крови Своей! И не о том ли заключительные
молитвенные слова сей молитвы, чтобы Тредеятельная Любовь Трисиянной Троицы
приобщилась бы Церкви Христовой! Ей, так, ибо в этом заключается высшее благо
человечества, и в достижении сего должна заключаться цель жизни человечества.
Вот почему и заповедал
Господь искать прежде всего «Царствия Небесного и правды его». Вот это означают
и слова Его, что Отец будет подавать «Духа Святого просящим у Него». В этом
именно и состоит Молитва Господня в прошении приобщения Тройственной Энергии
Божией и в освобождении нашей тройственной деятельности от причастия энергии
дьявольской.
И по образу этой
первообразной молитвы построены и все молитвословия церковные, ибо в них
сущность просьбы, выраженная теми или другими словами, заключается в
испрошении у Бога приобщения нам Благой Деятельности Его.
Посему и мы заключим наше писание такой же молитвой.
Молитва ко Отцу Небесному.
Отче наш,
Перво-Изволителю всех Благо-Изволений и Благо-Деяний Всесвятыя Троицы!
Иже еси на небесех, Иже
Сиянием Твоим cияеши в небожителех, с Сыном Твоим и Духом Твоим Святым,
пребогато приобщая их Твоего Трисветлаго Сияния! Усынови нас приобщением и нам
Тройственной Благодати Твоея! Дабы сим приобщением святилось Имя Твое в нас и
мы присно осиявались Откровениями Сына Твоего, глаголющими нам совершенства
Твоя и глаголы оправданий Твоих! Дабы пришло к нам Царствие Твое воцарением
Благодати Духа Святаго Твоего! Дабы была в нас и Воля Твоя, воеже и нам хотети
и деяти о Благоволении: хотети, якоже Ангели Небеснии, токмо то, еже Ты
благоволиши хотети, и волею произволяти, токмо еже Ты произволяеши волити, и
любити Тя всеми силами духа, души и тела нашего: всем сердцем, всею душею, всею
мыслию, всею крепостию нашею!
Приобщи же нас и Хлеба
Сшедшаго с Небеси Тела и Крове Сына Твоего, одесную Тебе на небеси Седяща, да
напитаемся, да укрепимся, да обогатимся Духом Благодати Твоея, и да благодатно
вселится в нас Сын Твой Иисус, с Тобою и с Духом Твоим Святым! Таже и яже на
потребу нам в житии сем даруй!
И
остави нам злая дела наша, имиже злое хотение диаволе сотворихом, и ихже ради и
Твоего сладкого и светлого общения лишихомся и сынове диаволи сотворихомся,
якоже и мы оставляем должником нашим!
И не введи нас в
искушение: не премолчи глаголати нам Истину Твою, да не покрыет нас тьма
диавольская и да не прельстит нас враг ложью своей!
Но избави нас от
лукаваго! Избави сердца наша от живущих в нас страстей! Очисти волю нашу от
склонности ко греху! Исправи лукавое наше произволение, предпочитающее Истине
Твоей лукавая советования диавола! Очисти сердца наши от лукавых похотений, яко
грехолюбиви есмы!
Яко
Добро-Детель Твоя и Сына и Духа Твоего Святаго покрывает небеса, и Причастие
Твоего Трисветлаго Сияния сыны человеческия «сыны Божии» и «боги» по Благодати
устрояет! Яко Твое есть Царствие и Сила и Слава, Отца и Сына и Святаго Духа,
ныне и присно и во веки веков, аминь.
к оглавлению