Вопрос №1008
Вопрос корреспондента еженедельника "Аргументы и Факты" Дмитрия Писаренко
Дмитрий Писаренко
, Москва, Россия
14/11/2003
Отец Олег,
беспокоит Вас корреспондент еженедельника "Аргументы и Факты" Дмитрий Писаренко. У меня такая просьба: нельзя ли получить от Вас небольшой комментарий о том, как Вы трактуете "число зверя" в Откровении Св. Иоанна Богослова? Известно, что толкователей Откровения очень много, в том числе среди ученых. Об одной такой гипотезе приготовил материал. Текст материала смотрите в "АиФ" №43 ( http://www.aif.ru/online/aif/1200/20_01 ). Мне было бы интересно узнать: 1) что, по мнению Православной Церкви, означает число 666 (имеется в виду не буквальное прочтение стиха Откр. - 13:18, а именно трактование: почему именно 666, чем "провинилось" это число, как оно записано в оригинальном древнегреческом тексте?); 2) каково отношение Церкви к тем, кто пытается предложить свою трактовку "числа зверя"?
Всего Вам доброго, надеюсь на сотрудничество.
Ответ отца Олега Моленко:
По мнению православной церкви само по себе число 666 ничего не означает, кроме собственно числа. Оно спокойно употребляется на своем месте. Например, в Библии есть 666 страница.
Никакого «благоговейного ужаса» у истинно верующих людей число 666 не вызывает. В греческом оригинале оно записано не цифрой 666 (греки тогда еще не знали арабских цифр), но словами «шестьсот шестьдесят шесть». Так, что речь идет не о цифровой записи этого числа, а о данной сумме.
Если поставить целью выискивание цифровой записи 666, то можно любое число записывать с употреблением 666. Например, 0 = 666 – 666; 1 = 666 – 665; и т.д. Но причем здесь слово Божие? В Священном Писании это число употребляется только в двух случаях: в истории с царем Соломоном, которому ежегодно приносили дань золотом весом в 666 талантов, и в отношении имени антихриста-зверя. В первом случае нельзя видеть нечто дьявольское. Его бы вообще не видели в этом числе, если бы не было указания о нем святого Апостола Иоанна Богослова в книге Откровения. Но и это указание, которое и дало повод ассоциировать число 666 с антихристом и сатаной, неправильно трактуется.
Апостол Иоанн и в мысли не имел выступать против самого числа. Он просто указал признак, по которому при появлении антихриста можно будет удостовериться, что это он. Признак этот простой: сумма букв имени антихриста, если их прочитывать как цифры, даст число 666. Больше ничего не сказано.
Итак, имя антихриста может быть переведено в число 666, но это вовсе не означает, что само это число антихристово или дьявольское. Обратная логика здесь неуместна и не работает. Например, мы можем сказать, что один килограмм картофеля стоит 666 копеек, но это не означает, что 666 копеек и есть килограмм картофеля. Так и в этом случае, имя зверя содержит в себе число 666, но это число не есть само по себе злым, и не является именем зверя. Итак, само число 666 ни в чем не «провинилось», хотя в арифметическом смысле оно имеет свои особенности.
Вопрос в другом: а случайно ли имя зверя выражается именно этим числом? Не случайно! В этом числе видится утроенное или трижды усиленное число 6. Число шесть ассоциируется у знающего Библию с шестью днями творения. Само это число ничего плохого не имеет. Но оно выражает период, именуемый шестью днями, за который Бог создал всю вселенную. На шестом дне не закончилось отношение Бога к сотворенному миру. Бог ввел седьмой день, в который почил от всех дел Своих. Отсюда у людей установлена семидневная неделя с седьмым днем отдыха. Если убрать этот день отдыха или покоя, то остается только работа, работа и работа. Вот в этом смысле число 6 означает лишение покоя. В усиленном варианте 666 оно означает лишение вечного покоя. Т.е. антихрист есть тот, кто лишает своих поклонников вечного покоя в Царстве Божием, обрекая их на вечный труд в адских мучениях.
Подобная логика имеется в Евангелии. Так, когда Апостол Петр спросил Господа о том, что до семи ли раз должно прощать согрешившему брату, Господь ответил, что не до семи, а до 777. По смыслу это число в ответе Господа означало безконечное число раз.
Отношение Церкви к людям, пытающимся дать свою трактовку такое, какое полагает Апостол Иоанн Богослов в книге Откровения:
Если Апостол разрешает и приглашает это делать, и Церковь приняла его книгу, как Богодухновенную, то, как же она может запрещать это делать? Другое дело, что плодотворно это сможет сделать лишь тот, кто по слову Апостола Иоанна имеет ум постигнуть мудрость:
Откр.13:
18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
Это число названо числом зверя потому, что им выражается имя духовного зверя – антихриста. Числом человеческим оно названо потому, что зверь этот будет человеком с человеческим именем, которое можно рассчитать мудрому человеку. Но в этом имени будет и звериная часть. Примером человеческого и одновременно звериного имени может служить имя Лев.