Вопрос №1030
Как понимать слова послания Иакова: "до ревности любит дух, живущий в нас"?
Natalia Kazantseva
, Novosibirsk, Russia
18/11/2003
Батюшка,
в Послании Иакова, 4-5 говорится - до ревности любит дух, живущий в нас - при этом Иаков ссылается на Писание, но что это? Я нигде не нашла ссылки, и есть различные переводы о ревности духа, в других переводах сказано, до ревности любит Дух, которого Бог поселил в нас, но причем тогда следующее утверждение - тем большую дает благодать и Бог гордым противится...
Спасибо огромное за Ваш труд и подвижничество, истинно земля наполняется познанием славы Божьей, теперь и интернет-сообщество включается,
дай Бог Вам здоровья и терпения. Наталья Казанцева
Ответ отца Олега Моленко:
Действительно апостол Иаков цитирует фразу, которой нет в известном нам Писании. Но скорее, он не цитирует дословно, а доносит суть своими словами. Понять это выражение можно только в полном контексте:
Иак.4:
4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?
6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.
9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость -- в печаль.
10 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.
Можно переложить смысл сказанного такими словами:
Не напрасно в Писании утверждается, что Бог = Дух живущий в нас ревнует нас, из любви к нам, к миру сему преходящему. Вот почему дружба с миром этим есть вражда с Богом, измена Ему и прелюбодеяние с миром.
Но поскольку Дух Божий любит нас и ревнует по нас, постольку Он дает большую благодать подвизающимся противостоять миру сему. Кто же с миром прелюбодействует, тот гордый и в безумии своем выступает врагом Божиим, а такому Сам Бог противится. Смиренному же, т.е. тому, кто отвергает мир этот, Бог дает благодать преуспевать в мироотречности и стремлении к Богу.
Итак, должно покориться Богу и отречься этого мира, а также противостать князю мира сего диаволу - и он убежит, не терпя смирения от мироотречности. Но должно не только отречься мира сего внешним образом, но избавиться от него внутренне, т.е. очиститься от всех греховных страстей, которые привязывают нас к миру сему. Вот почему нужно приближаться к Богу покаянным очищением и исправлением сердца. А это достигается сокрушением, плачем и рыданиями о греховности и немощи своей. Должно смириться пред Господом истинным смирением, происходящим от сердца сокрушенного, тогда Бог вознесет нас на высоту, недоступную миру сему, страстям и князю мира сего.