Вопрос №1065
Как правильно каяться? Как понимать слова Апостола Павла о невозможности повторного покаяния (Евр.6,4-6)?
Natalia Kazantseva
, Novosibirsk, Russia
25/11/2003
Здравствуйте, отец Олег.
Спасибо за Ваши ответы мне. Сегодня вопрос - как правильно каяться. Если человек ленив, неусерден, невнимателен, или даже не избавился от жадности и неоднократно совершает соответствующие грехи, то следует ли на исповеди или в молитвах вспоминать все конкретные факты, либо просить Бога очистить сердце от источника проблемы? Сам человек не может ни изменить себя, ни контролировать себя постоянно. И как следует понимать слова Павла о невозможности повторного покаяния?(Евр. 6-6)
Спасибо за Ваш труд и терпение. Это очень удобно - получать разъяснения Писаний через Ваш сайт.
Ответ отца Олега Моленко:
Следует и на исповеди изнести конкретные факты, и Бога просить очистить от источника проблемы, т.е. греховной страсти, и еще шире - об исцелении души благодатью. Сам по себе человек не может ни изменить себя, ни контролировать себя постоянно, но с Божьей помощью посредством благодати, даруемой для покаяния и трезвения, он вполне может изменить себя по образу Христа и успешно может контролировать себя (внимать себе, вести внимательную жизнь).
Что касается указания на слова апостола Павла, то их нужно привести в контексте:
Евр.6:
4 Ибо невозможно -- однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,
5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
Мы видим, что речь идет не о невозможности покаяться за какие-то грехи, допускаемые верным по немощи, а об отпадении от веры и благодати, т.е. отступлении, которое апостол уподобляет распинанию Сына Божия и надруганию над Ним. Тем-то и страшен грех отступления, что практически не врачуется покаянием из-за необратимости отступников.