Вопрос №1070
Нужно ли давать десятину?
Natalia Kazantseva
, Novosibirsk, Russia
28/11/2003
Здравствуйте, о. Олег.
Спасибо за Ваши ответы. Вопрос о десятине. Авраам вышел из язычников и то, что он отдал добровольно десятую часть трофея Мелхисидеку (Быт.14-20) задолго до появления Закона, и Иаков пообещал Богу давать десятину (Быт.28-20) при условии его обеспечения, говорит ли о неизменности этого правила? Сам Бог обещает благословления (Мал.3-10). Причем, бедные люди, наемные работники, так же как и израильтяне в пустыне не давали никаких десятин? И Второз.14:22-29 фактически велит отдавать на сторону (и бедным, и левитам, и вдовам) только одну тридцатую дохода, или дневное потребление. Так и поступила вдова с 2-мя лептами? Прокомментируйте, пожалуйста.
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Наталия.
Недавно прочел в сети противодесятинные размышления одного "попса" из МП. Они были полемического характера (из полемики с протестантами), очень тонко подобраны и нанизаны вперемежку с цитатами из Писаний Нового Завета. Основная мысль та, что с отменой Закона Моисея, мол, отменена и заповедь о десятине. Но, поскольку на Руси существовала десятина, десятинники при храмах, десятинные храмы и монастыри, то этот лукавый "попс" пытался "выкрутиться" тем, что, мол, десятина в православии была добровольной, а не обязательной. Т.е. хочешь - давай десятину, не хочешь - не давай, и никакого тебе греха.
Тем не менее его и твои рассуждения об отмене обязательной десятины для членов Христовой Церкви на земле - ошибочны и ложны!
Насчет добровольности десятины для членов церкви можно говорить так же, как и о добровольности отмененного обрезания и прочих отмененных пунктов Закона Моисея. Итак, вопрос стоит однозначно: либо десятина отменена, либо не отменена. Если она отменена, то нет никакого основания говорить о добровольности ее, ибо добровольно можно жертвовать сколько хочешь из того, сколько имеешь. Вдовица, упоминаемая в Евангелии, дала добровольное пожертвование на храм, а не обязательную десятину, и это пожертвование для нее составляла 100%, ибо она отдала все, что имела!
Я утверждаю, что заповедь о десятине в Церкви Христовой не была отменена (что прекрасно знал святой князь Владимир, Креститель Руси и первые с ним христиане) и это легко доказать и показать.
Поскольку заповедь о десятине установил Сам Господь Бог, то только Он и мог отменить ее. Пусть мне кто-нибудь приведет слова Господа об отмене заповеди о десятине. Я таких слов в Писании не нашел. Может кто-то приведет слова святых апостолов Христовых об отмене заповеди о десятине? Таких слов тоже нет. Если в книге Деяний повествуется о принесении воодушевленными членами Церкви всего своего имущества к ногам апостолов, то это свидетельство добровольного превышения десятины, а не отмена ее.
Теперь я покажу слова Господа из Евангелий, убеждающие не оставлять заповедь о десятине.
От Матфея святое благовествование. Глава 23. Стих 23
горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете
десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того
не оставлять.
От Луки святое благовествование. Глава 11. Стих 42
Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.
- Таким образом все расуждения об отмене десятины разрушены на корню Основателем и Главой Своей Церкви Господом Богом Иисусом Христом!
Исходя из этого краеугольного основания, как из аксиомы, можем теперь расуждать об исторических случаях с десятиной, о случаях освобождения некоторых людей от нее и т.п.
Насчет нищих людей вопрос решен однозначно. Они не только освобождаются от десятины, но и сами становятся ее потребителями. Десятина дается из того, что человек имеет. Если он не имеет имущества и доходов, то к нему заповеди о десятине, раздаянии имущества или подачи милостыни не приложимы.
Израильтяне в пустыне были на полном обеспечении Господа Бога. У них не было еще земли во владении и заповедь о десятине не распространялась на них. Тем не менее, они, по призыву Моисея, несколько раз жертвовали из своих сбережений (золотых, серебряных украшений и драгоценостей) на устроение и содержание Скинии (походного храма). После наделения каждого колена, кроме Левия, землей, заповедь о десятине вошла во всю свою силу.
Левиты по повелению Бога были обделены землей и жили за счет Божьей части - десятины, которую Господь Бог благоволил отдать Своему священству. С тех пор священство Божие, несмотря на его перемену с Ааронова чина на чин Мельхиседека (т.е. Христа), живет и должно жить за счет обязательной десятины всех имущих членов Церкви.
Принося десятину Мельхиседеку (а в его лице Христу Царю и Священнику), Авраам пророчески указывал на преемственость и превосходство будущего новозаветного священства (происходящего от вечного Первосвященника Христа), над преходящим священством Аароновым (левитским). И если священство (лишь прообразующее истинное священство) получало десятину, то почему ее не получать истинному священству?
Выходит, по рассуждению некоторых, что Господь Бог благоволил поддерживать лишь ветхозаветное священство, а о новозаветном стал небречь? Да не будет такого!
Некоторые возражают, что, мол, десятина якобы отменена по причине добровольных приношений христиан, на которые и содержится священство. Но десятина это не милостыня, а Божья часть, которую Господь промыслительно вкладывает в труд и доход человека! Поэтом Господь считает десятину Своей частью, а не уплату ее - воровством у Него!
Книга пророка Малахии. Глава 3. Стих 8:
Можно ли человеку обкрадывать Бога? А
вы обкрадываете Меня. Скажете: 'чем обкрадываем мы Тебя?'
Десятиною и приношениями.
Уж не будем говорить о добровольности содержания священства. Господь Бог прекрасно знал, что в этом на людей положиться нельзя! А ведь нет более худшего зрелища, чем унижение носителя высшей на земле власти - преемника апостолов, материальной его зависимостью от прихожан или членов епархии.
На примере дореволюционной Российской церкви и лжецеркви "Московской патриархии" мы видим - к каким печальным последствиям привела самочинная отмена заповеди о десятине для священства. Многие священники зависели материально от прихожан, и те не стеснялись пользоваться этим в своих целях, руководя священником. Многие священники проживали в нищете. Таким особо сострадал и помогал святой батюшка Иоанн Кронштадтский.
В МП упразднение десятины привело не только к полной зависимости "духовенства" от советской власти, но и к страшному, тяжкому греху святокупства - симонии. Т.е. купли-продажи "благодати", в виде "таинств", за деньги! Страшно видеть, когда к таинствам церкви приписывают таксу: мол, крещение стоит столько-то, венчание - столько, и т.д. Грех симонии настолько тяжек, что по решениям Вселенских Соборов Церкви духовенство, повинное в нем, не только извергается из сана, но и из Церкви. Это единственный грех не догматического характера, за который последует двойное наказание.
Восстановление заповеди о десятине избавляет от этих страшных злоупотреблений и от греха воровства у Бога.
При десятине священник материально не зависит от членов прихода, ибо получает от Господа Его часть на свое содержание. Он не унижается подобной зависимостью, благодарит Бога, и не думая более о содержании, все силы отдает своему служению!