Вопрос №111
Об амулетах, талисманах и камнях
Леонид
06/04/2002
Здравствуйте, о Господе, о.Олег.
Недавно я познакомился с професором Торонтского университета, он православный монах. Мать - индианка, отец - француз. Что мне показалось странным, то что он носит перстень с камнем, и на нательном кресте посередине тоже камень . На вопрос, что это за камни и почему он их носит, он ответил, что это специальный камень, который помогает его духу контактировать с Богом и т.д.
Вопрос:
1. Как вы относитесь к различным амулетам, камням, есть ли разница из какого материала сделан нательный крест?
2. Многие сейчас носят кольца с камнями, кулоны, камни на шеи и т.д. Существуют целые тома книг, где написано - какие камни помогают от каких болезней. Как православие относится к этому?
Храни вас Господь.
Ответ отца Олега Моленко:
1. К различного рода амулетам и талисманам я отношусь так, как учит Святая Матерь наша Церковь - крайне отрицательно. Все это относится к разновидности волшебства, посредством которого человек вступает в особое общение с демонами, попадая в полную зависимость от них. Церковь строго наказывает свои чад за увлечение волшебством (магией) вплоть до извержения из Церкви. Для свидетельства приведу правила Церкви:
Из правил 6-го святого вселенского собора:
Правило 61: "Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам (так называются старейшие волхвы), или другим подобным, дабы узнати от них, что восхотят им открыти, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимьи. Той же епитимьи надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков: равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей (гипнотизеров и кодировщиков), делателей предохранительных ТАЛИСМАНОВ, и колдунов. Закосневающих же в сем, и не отвращающихся и НЕ УБЕГАЮЩИХ от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем ИЗВЕРГАТИ ИЗ ЦЕРКВИ, как и священныя правила повелевают. Ибо, кое общение свету ко тьме, якоже глаголет апостол; или кое сложение церкви Божией со идолы; или кая часть верному с неверным; кое же согласие Христа с велиаром;"
Правило 24 святого поместного Агкирского собора: "Волхвующие, и последующие языческим обычаям, или вводящие некиих в домы свои, ради изыскания волшебств, или ради очищения, да подвергаются правилу пятилетняго покаяния, по степеням установленным: три лета припадания, и два лета молитв без приобщения святых таин."
Из канонических правил святого Василия Великого:
Правило 65: "Покаявшийся в волшебстве, или в отравлении, да проведет в покаянии время положенное для убийцы, с распределением сообразным тому, как сам себя обличил в каждом грехе."
Правило 72: "Предавший себя волхователям, или некиим подобным, да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца (20 и более лет)."
Правило 83: "Волхвующие и последующие обычаям языческим, или вводящии некиих в домы свои, ради изыскания чародейств и ради очищения, да подлежат правилу шестилетия: (шестилетняго отлучения от общения и причастия)".
Святого Григория епископа Нисского правило 3: "Те же, которые приходят к чародеям, или прорицателям, или к обещающим чрез демонов учинити некое очищение или отвращение вреда, подробно да вопрошаются и да испытываются: оставаясь ли в вере во Христа, некою нуждою увлечены они к таковому греху, по направлению данному им каким либо нещастием, или несносным лишением, или совсем презрев исповедание, от нас им вверенное, прибегли к пособию демонов. Ибо аще учинили сие с отвержением веры, и с тем, чтобы не веровати, яко Бог есть покланяемый христианами: то без сомнения подвержены будут осуждению с отступниками. Аще же несносная нужда овладев слабою (т.е. слабостью или немощью) их душею, довела их до того, обольстив некоею ложною надеждою: то и над сими такожде да будет явлено человеколюбие, по подобию тех, которые во время исповедания не возмогли противостати мучениям (т.е. не совсем их изгонять из церкви, но дать соответствующую епитимию)."
Что касается материала для изготовления нательного креста - то разница есть. Лучше всего, чтобы нательный крест (намогильный тоже) был сделан из благородного дерева (лучше всего из тех деревьев, которые входили в состав Креста Господня: кедр ливанский, певг, кипарис); на следующем месте идут благородные металлы: золото, платина, серебро; по крайней бедности допускается: бронза, латунь и др. нержавеющие сплавы. Крайне нежелательно употребление алюминия и его сплавов, и совсем недопустимо употребление пластмасс и прочих пластиков.
2. К драгоценным и полудрагоценным камням Церковь относится как к материальным творениям Божьим. Господь Сам себя именует Камнем. Камнем (Петром) Он именует Симона, ставшего первоверховным апостолом Петром. 12 драгоценных камней (в честь 12 колен израилевых) носил на ефоде иудейский первосвященник во время богослужений. Эти же драгоценные камни перечисляются в книге Откровения Иоанна Богослова в отношении к Небесному Иерусалиму и вечной жизни. Главное, чтобы не было пристрастия, идолопоклонства камням и предпочтенья поклонения твари больше, чем Творцу.
Церковь напрочь отвергает астрологию, как часть магического искусства. По этой причине отвергаются все нелепые приписывания отдельным камням связи со знаками зодиаков и гороскопами. Кто смотрит на камни (и прочее)астрологически, тот тяжко грешит и вступает в особое общение с демонами, за что подлежит отлучению из Церкви. Сами же по себе камни могут оказывать лечебное воздействие заложенной в них Богом Творцом силой. При правильном знании эту силу можно употреблять для облегчения и врачевания некоторых недугов. Каждый камень имеет внутреннее колебание кристаллической решетки особой частоты. Поскольку тело человека состоит из многих минералов и веществ, которые тоже испускают микроколебания разных частот, то применение минералов (камней) вполне может помогать установлению (восстановлению) нужной частоты, если она была сбита болезнью. Раздел медицины, лечащий (разумеется, лишь натуральный способ, без биоэнергетики, астрологии и прочего демонизма) посредством драгоценных и полудрагоценных камней, именуется гемматерапией.
Люди, отдавшие себя на служение демонам: колдуны, волшебники, чародеи, волхвы, идолослужители, экстрасенсы, "заряжатели" камней, воды и прочего "своей", т.е. бесовской энергией и прочие подобные, тоже употребляют камни и минералы. Часто они различными манипуляциями и заклинаниями призывают на конкретные камени демонов, делая из них затем талисманы, амулеты, обереги, "заряженные" на исцеление камни и т.п. Все это так называемое "программирование" камней (или как говорят "специалисты" по бесообщению:" Главное - это научиться передавать камню свою энергию и закладывать необходимую информацию.") является призыванием злых духов бесов и "зарядкой" их бесовской энергией. Вот почему НЕДОПУСТИМО даже прикасаться к подобным бесовским камням, а не то что носить их на себе или держать дома! Обольщенный верой в магическую силу камней становится жертвой и жалким игралищем демонических сил, которые непременно приведут его к тяжкому вреду и погибели.