Вопрос №1110
Как подобрать утреннее и вечернее правило новоначальному?
Петр
, Москва, Россия
05/12/2003
Здравствуйте отец Олег!
Можно ли самому определить свое правило, выбрав, например некоторые молитвы из установленных церковью Утреннего и Вечернего правил или присоединить какие-либо из них к краткому правилу преп. Серафима Саровского?
Вы пишете: "Нужен постоянный труд, ревность, прилежание, горячее желание, терпение, самоотвержение, усидчивость, понуждение, подвиг...". Но не будет ли сокращение правила, которое я читал обычно, малодушием и бегством от трудностей? И, утром перед Причастием читается утреннее правило, а потом последование ко Причащению, или утреннее правило не читается?
Вы пишете, что на утренние молитвы ко Причастию потребуется 10-15 мин., когда на краткое правило, прочитанное со вниманием нужно 15-30 мин., значит ли это, что большое количество молитв и каноны нужно читать как можешь, а свое келейное правило - с особым усердием?
Простите за такое количество вопросов, просто мне не у кого спросить, духовника у меня нет, только Вы мне помогаете, за что Вас очень благодарю.
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Петр.
Подбирать (искать перебором) себе правило можно и нужно.
Утренние и вечерние молитвы в церковном молитвослове даны лишь как образец. Но опыт показал, что новоначальные не могут составить себе подходящего молитвенного правила. Они либо по увлечению ревности новоначального берут его непомерно длинным, громоздким, непонятным для себя. Со временем они не могут его понести и бросают вовсе, либо исполняют лицемерно и кое-как, для галочки в отчете. Вот почему для подбора мерного и работающего правила новоначальному нужен совет опытных делателей.
Преп. Серафим Саровский по откровению Духа Святого провидел состояние последних христиан и, исходя из этого откровения, дал Богомудрый совет в отношении молитвенного правила. Он предлагал это правило не только живущим в миру, но и монашествующим, утверждая, что посредством его и Исусовой молитвы можно не только спастись, но и достигнуть христианского совершенства. Мой опыт только подтвердил это. Присоединять к этому правилу некоторые известные молитвы (а со временем, молитвы своими словами) можно и нужно, когда есть в том нужда и время. Но лучше большую часть времени тратить на освоение Иисусовой молитвы.
Молитвенное правило (утреннее и вечернее) это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно. Это возможно лишь при помощи Иисусовой молитвы. Все слова о труде, прилежании и прочем относятся именно к ней. Подбор мерного, полезного и работающего правила не есть бегство от подвига, но проявление мудрости и смирения (смиренномудрия). Этому нас может научить даже мирская мудрость. Достаточно вспомнить опыт литературного героя Робинзона Крузо, который сначала для решения задачи спасения с необитаемого острова взялся за обделывание самого огромного дерева (разумей - правила) на острове, но через семь лет опытно узнал свою ошибку, когда не смог сдвинуть построенное судно к воде. Наученный опытом, он выбрал посильное дерево (разумей - правило) и скоро сделал посильную пирогу, на которой обрел туземца "Пятницу".
Утреннее правило читается каждое утро. В день причащения к нему добавляется правило ко причащению. Вот почему хорошо иметь за правило правило преподобного Серафима.
Я писал из своего опыта. Читать же с усердием и вниманием должно каждую молитву. Вот почему правило не должно быть громоздким. Остальное время заполняем, как можем, Иисусовой молитвой.