Вопрос №1115
Константин Гончаров
, Челябинск, Россия
06/12/2003
Скажите,
1) что значит:" сотворил Бог нас по образу и подобию своему"?
2) Что это даёт и к чему обязывает?
3) Можно ли веровать без крещения?
4) Любит ли нас Отец небесный как раньше?
5) Почему Он хочет нас судить?
Ответ отца Олега Моленко:
1) Быт.1:
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Мы можем видеть, что в начале Бог (а именно Вся Пресвятая Троица) сказал (так называемый совет Пресвятой Троицы), а после сотворил. Сказал Бог Сам для Себя, посредством общения Лиц Пресвятой Троицы. Вот почему было сказано: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему. Нашему - т.е. по образу Трех Лиц одного Бога. Затем Вся Пресвятая Троица участвовала в сотворении человека, почему и сказано: сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его. По образу Своему ... по образу Божию - т.е. образу одного Бога, в Трех Лицах. Чтобы мы не подумали, что эти слова о сотворении относится только к одной особи человека, а именно Адаму, сразу добавлено: мужчину и женщину сотворил их. Но не только единное человеческое естество (а именно его следует разуметь под словом "человек" в данном месте Писания) разделенное на два "лица" по половому признаку: мужское и женское, но и третье "лицо" - ребенок (для семьи) или дети Адама (т.е. все люди произошедшие от первой четы).
Итак, образность Божию мы видим в Человеке (т.е. всем человечности) в троичности его создания: Адам (муж) + жена + потомки = человечество. Видим мы троичность или образность Божию и в каждой человеческой личности: дух, душа, тело; ум, сердце, воля.
"По образу Нашему, (и) по подобию Нашему"... Здесь употреблены два родственных по значению слова, хотя и заключающие в себе некоторые оттенки мысли: одно означает, образец совершенства; другое - воплощение этого идеала или копию с указанного образца. "Первое (т.е. по образу) - разсуждает святой Григорий Нисский - мы имеем по сотворению, а последнее (т.е. по подобию) мы совершаем по произволению. Следовательно, образ Божий в человеке составляет неотъемлемое и неизгладимое свойство его природы (причем совокупной человеческой, как сказано в книге Деяний, 17, 26:
26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли"),
богоподобие же есть дело свободных личных усилий человека, которое может достигать довольно высоких степеней своего развития в человеке (например,Мф.5, 48; Еф.5, 1-2), но может иногда и совершенно отсутствовать (например, Быт.6,3,23; Рим.1,23; 2,24).
Что касается самого образа Божия в человеке, то он, оставаясь непостижимой тайной, отражается в многоразличных силах, качествах и свойствах: троичности или триединства (Кол.3,10), самовластия, духовности (Бог - Дух, и человек - дух), творчества (Бог Творец), безсмертии человеческого духа (Прем.2,23), в первоначальной невинности (Еф.4,24), чистоте (Еккл.7,29), и т.д. и т.п.
Полным и всесовершенным отражением божественного образа Писание называет лишь только Сына Божия (Евр.1,3; Кол.1,15). Человек же сам по себе был сравнительно очень слабой, бледной и несовершенной копией этого несравненного Образа (отсюда и наименование икон "образами"); но тем не менее, он стоял в несомненной родственной связи c Ним и отсюда получил право на название Его рода (Деян.17,28), сына или чада Божия (Лк.3, 38)., а также и прямо - "образа и славы Бога" (1Кор.11,3).
Обратим внимание, что при самом сотворении человека говорится лишь "по образу Божию" и не добавляется 2по подобию". Это окончательно подтверждает ту мысль, что богоподобие отлично от образа (природной схожести) Божия и состоит в той или другой степени свободного, личного развития человеком свойств божественного образа по пути их приближения к Первообразу. Например, в каждом человеке заложено свойство любить, но уподобиться в любви Богу (стяжать любовь, достигнуть любви) есть дело человеческой свободы.
2) Это дает нам великое основание стать богами по благодати, и обязывает трудиться над уподоблению Богу в Его качествах и свойствах, т.е. стремиться к совершенству:
Мф.5,48:"Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный".
3) Можно, но это обязательно должно привести нас к рождению свыше посредством принятия таинства Крещения в водной купели.
Вот пример из книги:
Деян.10:
1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию. ...
19 Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя;
20 встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их.
21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?
22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.
25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.
28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,
31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.
32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.
33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.
37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.
39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.
40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться
41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.
42 И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
4) По истоку, потоку и направлению любви - да. По приложению или нахождению к кому приложить, на кого излить - нет, не любит как раньше, ибо:
Мф.24,12:
по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь, и таковые становятся сынами противления.
Послание к Ефесянам. Глава 2. Стих 2
в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
Послание к Ефесянам. Глава 5. Стих 6
Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это
приходит гнев Божий на сынов противления;
Послание к Колоссянам. Глава 3. Стих 6
за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
5) За то, что не восстановили в себе Его образ и подобие Им дарованными средствами и благодатью, но уподобились демонам и стали сынами сатаны и противления Богу, т.е. безумцами и извращенцами.