Вопрос №1176
Восемь главных духовных видений, по преподобному Григорию Синаиту
Алексей
, Астрахань, Россия
26/01/2004
Доброго здравия, о.Олег!
1. В своем ответе про ад вы написали:
"Духовное видения ада, по преподобному Григорию Синаиту, входит в обязательное число восьми духовных видений для всякого правильно подвизающегося и кающегося верного, подвиг которого уже был осенен благодатью Духа Святого. "
Скажите, а какие остальные видения входят в это число? Просто ад я уже видел раньше (во сне). Хочется узнать про остальные.
2. Скажите, будет ли отличаться приговор на Страшном Суде от частного приговора (после воздушных мытарств)?
3. Могут ли бывшие в раю пойти в ад навечно и из ада в рай навеки?
4. Будут ли обнажаться грехи праведных (если таковые были когда-либо) перед всеми?
Ответ отца Олега Моленко:
И ты здравствауй, о Христе, Алексей.
Благодарю тебя, что дал мне повод опять обратиться к писаниям любимого мной преподобного Григория Синаита.
1. Отвечу цитатой из его трудов: Добротолюбие, т.5, стр.313 (по репринтному издательству Св. Троице-Сергиевой Лавры, 1993 г.):
" 130) Утверждаем, что есть восемь главных предметов созерцания: первый - Бог, невидимый, безвидный, безначальный и несозданный, причина всего сущаго, Троичное единое и пресущественное Божество; вторый - чин и стояние умных сил; третий - составление видимых вещей; четвертый - домостроительное снизсшествие Слова; пятый - всеобщее воскресение; шестой - страшное второе Христово пришествие; седьмой - вечная мука; восьмой - Царствие Небесное. Четыре первые - прошедшие и совершившиеся, а четыре последние - будущие и еще не проявившиеся, ясно однакож созерцаемые и признаваемые стяжавшими благодатию полную чистоту ума. Приступающий к сему без света благодати да ведает, что он строит фантазии, а не созерцания имеет, мечтательным духом будучи опутываем фантазиями и мечтающий".
2. Несомненно будет! Прежде всего окончательностью и безповоротностью приговора на веки вечные. Сошлюсь на слова преп. Григория Синаита (та же, стр.186, 187):
"33) Муки различны, как и воздаяния благих. Муки все в аде суть, по слову Писания, в земле темной и мрачной, в земле тьмы вечныя (Иов. 10, 22), где грешники живут прежде суда, и куда возвращаются опять по изречении последняго Божия определения. Ибо слова Писания: возвратятся грешницы во ад (Пс. 9, 18), и: смерть упасет я (Пс. 48, 15), - что другое означают, если не окончательный приговор, и вечное осуждение?
36) Будущие награды и наказания равно вечны, хотя иным это кажется иначе. Одним Божественная правда воздаст вечную жизнь, а другим - вечное мучение. Те и другие, добре или зле проживши нынешний век, воздаяние получат по делам: количество же и качество воздаяния определится добродетелями или страстями, навыком укоренившимися.
40) Суд мира сего есть неверие нечестивых, по следующему Евангельскому слову: не веруяй уже, осужден есть (Иоан. 3, 18); есть также судительное Промысла Божия устроение к пресечению жизни грешной и к обращению на добрую. Ибо праведный суд Божий, действуяй по направлению произволения в добрых людях или злых, одних наказывает, других милует, одних венчает, а других в ад отсылает".
3. Поскольку речь идет о вечном определении, которое последует после завершения страшного Божьего суда, то никакого изменения его уже быть не может. О находящихся в Раю праведниках речь вообще не идет, ибо каждый праведник имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь
(Ин.3, 24), и: ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Сол.4, 14).
Оправданные на частном суде Божием и возведенные до последнего суда в обители Царства Небесного уже не придут на Страшный Суд в качестве подсудимых, но только в качестве судящих (как, например, 12 Апостолов, которые будут судить 12 колен израилевых) или прославленных (спасенных).
Возможность молитвами Церкви и святых ее выйти кому-то из ада существует лишь до Страшного Суда и на самом Суде. Для всех остальных навечно действенны слова Писания:
Лк.16:
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Это никак невозможно, ибо грехи уже спасенных праведников изглажены и прощены Божественной милостью и благодатью. Ведь по слову Божию ничто нечистое не войдет в блаженную вечность:
Откр.21:
27 И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.
4. Грехи праведников, которые будут оправданы Богом на страшном суде, тоже не будут обнажены, но только их добродетели:
Мф.25:
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
...
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.