Вопрос №12
О частном суде после смерти
Михаил
16/03/2002
Уважаемый Отец Олег!
Прослушал Вашу проповедь "О Страшном Суде". Скажите пожалуста, кто будет участвовать на частном суде, как он будет проходить и где будут находиться души осужденных до Страшного Суда? И еще, из одного из Ваших ответов следует, что Господь восстановит сожженные тела. Следовательно кремация допустима для малоимущих и в целом?
Ответ отца Олега Моленко:
Частный суд над душой каждого умершего человека Бог производит посредством ангелов и бесов. Этот суд выносится с учетом всех дел, слов и помышлений человека, соделанных им в жизни. Неверующие во Христа Бога и отъявленные нераскаянные грешники (души их) немедленно уносятся бесами в обители ада. Ад разделяется на три основные части: верхний ад или место серой мглы; срединный ад или геенна огненная; глубинный ад или преисподняя, на дне которой находится место неизреченного холода - тартар. Есть еще особое место ожидания. Вероятно, это бывшее лоно Авраама, где нет мучений, но лишь томительное ожидание. Каждая часть ада имеет множество обителей с соответствующими каждому греховному состоянию муками. Мне приходилось во время тонкого сна 7 раз бывать в различных слоях ада и переживать жуткие ощущения только от виденного! Пример немедленного перенесения бесами души грешника в ад описан Господом в притче о богаче и Лазаре (Лк.16):
2222 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
2323 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его Для крещенных христиан, верующих во Евангелие, частный суд производится по Евангелию (Ин.12):
4848 Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Здесь "последний день" имеет два смысла: как последний день каждого человека, т.е. день смерти и как последний день мiра сего, т.е. день Страшного Суда. И там и там христиане будут судиться за исполнение евангельских заповедей и слов Христа. Для частного суда предусмотрено прохождение по воздушному пути (путь от земли к духовному небу) соответствующих испытаний (истязаний), которые аллегорично именуются воздушными мытарствами. Эти мытарства, согласно Преданию Церкви, разделены на 30 (а на сегодня может уже и больше, а у преп.Феодоры упоминалось лишь 20) подразделов или пунктов (постов), соответствующих основным видам греха или греховных страстей. Каждую христианскую душу по этим мытарствам сопровождают как минимум два светлых Ангела: Ангел-хранитель, который был при этом человеке всю его жизнь и Ангел-сопроводитель, который посылается от Бога для сопровождения души в указанное Богом место. В 3-й, 9-й и 40-й день по смерти душа человека приводится на поклонение Богу. С 3-го по 9-й день достойную душу водят по обителям рая (недостойная видит их лишь издали), с 9-го по 40-й она проходит воздушные мытарства и после успешного прохождения при третьем поклонении Богу узнает от Него о своем местоположении до всеобщего воскресения мертвых. Приговор выполняют Ангелы Божии и демоны, если Ангелы передают им провинившуюся душу по суду Божию. Если на каком нибудь пункте мытарств душа будет обвинена в содеянных делом, словом или помышлением нераскаянных грехах, то она задерживается на этом мытарстве и предается на истязания бесам. Если ей не будет хватать личных добродетелей или молитв святых, то она низводится с этого мытарства в соответствующее место ада, где и пребывает до Страшного Суда. Отличительной особенностью частного суда есть то, что его решение не окончательно, но действует лишь до Страшного Божия Суда. Более того, некоторые души, за которых будет усердная молитва церкви или святых Божиих, а также подаваться изрядная милостыня, могут улучшить свое положение и до Страшного Суда, вплоть до полного избавления от мучений.
Что касается сожжения человеческих тел умерших людей, то возможность Божьего всемогущества, позволяющая восстановить все тела, нисколько не служит одобрению намеренного их сожжения (кремации). Как, скажем, возможность воскрешения человека никак не оправдывает его убийство под этим предлогом. Господь определил закон для погребения человеков: предавать тело земле (земля еси и в землю отыдеши). Намеренное сжигание есть грех противления Божьему установлению. Бывают особые случаи человеческой безысходности. Но все равно нужно молиться Богу о помощи с погребением и каяться если не удалось избежать кремации.