Вопрос №1246
Об иконописи - богословии в красках
Костантин Демиш
, Ларнака, Кипр
06/02/2004
Добрый день, отец Олег.
Cпасибо за прошлый ответ (1201). Новая просьба моя к вам о том, чтобы вы помолились за моих родителей, за меня грешного. Пусть по вашим молитвам да пребудет в нас терпение и благодать Божия. Очень прошу вас помолиться за меня, чтобы я нашёл себе подходящую работу. Материальное положение в семье у нас сложное, мне очень необходимо найти работу. И да благословите и вы меня, пожалуйста, на обучение иконописи; пусть по молитве вашей найду себе подлинного учителя, каковой была монахиня Иулиания (Мария Николаевна Соколова), основавшая при дух. Академии в Троице Сергиевой Лавре иконописную школу. Она возродила интерес к подлинной древней церковной живописи, написала за свою жизнь много икон, была отличным реставратором. О ней книга "Труд иконописца" (мон. Иулиания Соколова).
Ещё я хотел бы поехать на Афон.
Спаси Бог, о. Олег.
Ответ отца Олега Моленко:
Мир тебе, Константин.
Господь и Бог наш да благословит и да поможет тебе обрести подходящую и полезную для удовлетворения ваших семейных нужд работу, а главное - неотпадно пребывать на пути спасения. Пусть и мое благословение и молитвы пребудет с тобой в этом деле.
Благославляю тебя во славу Божию и на пользу душевную заниматься обучением иконописью. Но чтобы стать подлинным иконописцем не достаточно одного научения технике писания. Нужно иметь душу свою в особом духовном состоянии. Для этого ее нужно очистить покаянием и наполнить божественным ведением и благодатью. Иконописец пишет образа душой и духом своим. Руки - только лишь инструмент. Вот почему, если в нем присутствует греховная страсть или похоть, это невольно передается на изображение, будь то икона или картина. Когда другой человек или другие люди взирают на такой образ или картину, то закрепленная на изображении страсть или похоть художника начинает воздействовать на зрителей, возбуждая в них эту страсть. Вот почему иконопись, которая именуется еще богословием в красках, это дело весьма ответственное, как и письменное слово о Боге. Если человек не достиг еще христианского совершенства, то он не напишет никогда совершенного образа. Не написала такого и Мария Николаевна Соколова.
Я видел ее образы и образы других современных иконоисцев, и не смог перед ними молиться. Повреждение в духе создателей заметно сказывается на современных иконах, при блестящей технике и мастерстве. Как истинным богословом является, по святым отцам, тот, кто истинно молится, так и истинным иконописцем - тоже. Вот почему иконописцу необходимо стяжать непрестанную покаянную молитву и сердце сокрушенно и смиренно, тогда Бог не уничижит его труды лишением прикосновения благодати. Образа истинно кающегося иконописца будут передавать дух покаяния и перед ними можно молиться не только без вреда, но и с пользой.
На св. Афон съездить можно. Хотя бы только ради того, чтобы увидеть и поклониться чудотворной Иверской иконе Матери Божией. Я за всю свою жизнь не встречал такого образа и не переживал такого дивного впечатления и воздействия, как от этого образа. Эта икона всемирного и эсхатологического значения. Можно поклониться и другим святыням, только на людей не рассчитывай и близко не сходись. Почти все они находятся в прелести и ложной духовности. Живут в основном внешними заботами, стоительством и ремонтом зданий, покупками дорогих машин и корыстным обслуживанием туристов и паломников. Воистину прав был преподобный отец наш Серафим Саровский, говоря, что монах без внутреннего делания не монах, а черная головешка. Вот это несоответствие и поражает душу при виде современных монастырей Афона - величие святынь в копошащихся черных головешках.