Вопрос №1251
Как отличить промысел Божий от бесовских происков?
Глеб К.
, Тверь, Россия
08/02/2004
Батюшка!
Как отличить промысел Божий от бесовских происков?
Мысли о неибежности и ужасе смерти посещали меня с пятилетнего возраста. В покое ночи, перед тем как заснуть, размышляя о конечности бытия, я помимо воли проваливался в пропасть животного ужаса: смерть явствовала мне неизбежной, близкой, как будто она уже здесь. Мне открывалось, насколько суетен этот мир и мелочен перед ее лицом, и казалось, что люди спасаются в суете, иначе бы они умерли от страха. Каким бы ни представил я конец - ад, пустота или переселение душ (я тогда не был верующим), - леденила его беспощадная и неизбежная бесконечность, собственное одиночество и полное бессилие что-либо изменить. Вспомнить или передать это другим невозможно, можно только пережить. Это похоже на описание Вашего видения ада (задать этот вопрос я решил после его прочтения). Никто из друзей или моих знакомых не испытывал такого.
Такие "приступы" продолжались и после крещения, да бывало так, что я вскакивал и бился головой об пол, только бы отпустило (как ни смешно может показаться). Никакой психической патологии у меня нет.
Что это? Ребенок в 5 лет не может логически додуматься до того, что открывалось мне, да это и не мысль, а как бы состояние измененного сознания. От бесов ли это, или перст Божий? Уразумение этого мне очень важно и будет подспорьем для моего окончательного воцерковления.
Спасибо Вам, Батюшка, и дай Бог сил ответить всем желающим, ведь это так трудно!
Ответ отца Олега Моленко:
То состояние и те переживания, которые ты описываешь, вполне подходят под признаки действия обращающей благодати. На первых порах это действие обращено к тому, чтобы показать человеку безсмысленность и суетность его земной жизни без Бога, утвердить в нем мыслечувствие о неизбежности смерти и перехода в неизведанную вечность, напомнить о непоправимости этого перехода и, соответственно, показать величайшей важности значение и серьезность земного периода жизни.
Подобными переживаниями Бог хочет помочь человеку начать искать смысл своего бытия вообще и кратковременного земного пребывания - в частности. Этот смысл (а одновременно - выход из открывшегося тупика и ужаса) целиком и полностью заключается в поисках и обретении Творца и Хозяина существующего бытия, его законов и условий (включающих неизбежную смерть людей) - Бога, и обретение веры в Него. Подобные переживания глубоко потрясают душу, производя в ней неизгладимое впечатление, насаждая страх перед неизвестным еще Богом и прививая основы внутренней мироотречности. При обретении истинной веры человек использует память об этих переживаниях в своем покаянном творчестве. Ему много легче, чем не ипытавшим подобное, понять необходимость и важность святоотеческого делания памяти смертной, посмертных истязаний на воздушных мытарствах, посмертных адских мучений для нераскаянных грешников, а также что это за чувство иное (т.е. ощущение вечности), о котором говорит Писание и святые отцы.
Для чего демонам все это? Зачем им напоминать человеку с младенчеста о бренности его бытия и неизбежности смерти? Они хотят навести забвение об этом и всецело втянуть человека в земные заботы, греходелание и суету, где они имеют силу.
Я сам с детства (еще до 2 лет от роду) помню подобные переживания и возникающий от них страх перед смертью. Подобные потусторонние переживания выбивали из-под меня навязывающиеся мне окружающими людьми и условиями опоры советского безбожного и материалистического мировоззрения и мироощущения. Имея свой собственный необъяснимый но яркий и живой опыт подобных потустороних переживаний, я не верил взрослым в их нелепые для меня материалистические сказки о самопричинности всего существующего и о происхождении людей от обезъян. Никто из окружающих меня детей не понимал меня. Они не имели подобного опыта и воспринимали рассказы о моих реальных переживаниях за сказки и выдумки моей богатой фантазии.
Единственно, чего я не делал в сравнении с тобой, так это не бился головой об пол, но слагал Божьи откровения глубоко в сердце. После сознательного моего обращения в православную веру эти откровения детства были оживлены и использованы в моей духовной жизни. Я увидел в этих данных мне Богом детских откровениях и переживаниях непостижимое действие Божьего промысла обо мне, грешном, Его дивную милость ко мне, недостойному. Что мне оставалось делать, как не благодарить Бога за все это и не посвятить служению Ему весь остаток моей жизни.
Надеюсь, что и ты поступишь также.