Вопрос №126
О таинстве причастия. О различении пастырей. Об упоминании имени епископа-еретика.
Александр
09/04/2002
Христос Воскресе!
Благодарю Вас, отец Олег, за ответ на мой вопрос о Благодатном Огне. Вы вполне обличили моё плотское мудрование. Я неоднократно перечитывал все ваши статьи и становилось как-то не по себе. Неужели настолько все серьезно в деле спасения своей души? Оказывается, что "да"! Это потверждают и Слова Симеона Нового Богослова, и беседа Серафима Саровского с Мотовиловым "О цели христианской жизни" и др., читать которые мне даже тяжело (словно это написано для других христиан, а мне можно сделать и послабление – необязательно опытное стяжание и удостоверение о получении Святаго Духа!). Даже общение с Вами как-то "не звучит для моего уха". Одно дело когда читаешь книги прославленных Святых, а когда с живым отцом имеющим в себе Живое Слово, да еще и через интернет, то это слишком "современно" (сказано не с недоверием!). У меня не вызвало сомнений ни одна из Ваших публикаций, всё очень доходчиво и обличительно! Многое мне приходилось читать и у Святых отцов. Недоумение вызывают некоторые вопросы, на которые Вы можете дать удовлетворительный ответ и в этом я не сомневаюсь.
1) Во многих книгах и от батюшек, я узнал, что исповедываться и Причащаться можно в любом Православном Храме и у любого законного священника. Приведу для примера:
"Многие ищут, как необходимого, духовника высокой жизни и, не находя такого, унывают, и потому редко, как бы нехотя приходят на исповедь. Это большая ошибка, — писал преподобный Никон Оптинский. — Надо веровать в самое Таинство Исповеди, в его силу, а не в исполнителя Таинства. Необходимо лишь, чтобы духовник был православный и законный. Не надо спорить, что личные качества духовника много значат, но надо веровать и знать, что Господь, действующий во всяком Таинстве Своею благодатью, действует по Своему всемогуществу независимо от этих качеств."
"Не ради меня, но ради благодати священства, на мне лежащей и во мне пребывающей, прощаются грехи на исповеди, и потому не священник прощает, а Бог прощает и разрешает, священник же только посредник между Богом и человеком", — говорил Псково-Печерский старец Савва.
"Когда подойдешь к исповеди, то каешься Господу, распятому на кресте, как дитя, когда оно со слезами говорит: "Мама, прости, я больше не буду". И тут есть кто, нет ли, будет все равно, ведь священник только свидетель, а Господь все грехи наши знает, все мысли видит, Ему нужно только наше сознание себя виновными" - говорил святой праведный Алексий Мечев.
А Свт. Иоанн Златоуст говорит о том, что благодать действует и через недостойных священников.
Мне нигде и ни от кого не приходилось слышать, что Тайнства исповеди и Причастия могут быть недействительны. Об этом узнал только от Вас, отец Олег. В чем же я заблуждаюсь? Или то, что я прочел подразумевает нечто другое? Хотелось бы, чтобы Вы привели какие-нибудь ссылки из творений Святых отцов, подтверждающих Вашу сторону.
2) На основании мнения по вопросу №1 я никогда и не думал интересоваться тем, что происходит в священстве. Свои бы грехи рассмотреть!
а) вы писали о Алексии-II. Хотелось бы знать, за какие отступления от достоин быть отлученным и каким образом он оказался Патриархом? Хотя, по моему человеческому рассуждению, иметь столь насыщенную ежедневную деятельность будет не каждому по силам, как и знаемым мною батюшкам, если на то не дано будет свыше, если только ими не движит личная корысть, например, сребролюбие или человек исполняет волю дьявола. Лично я бы не выдержал такого режима.
б) если упоминание имени еретика оскверняет Таинство Евхаристии, то получается, что я никогда не вкусил Тела Христова, даже если священник ничего не знает об отступлении своего епископа?
3) Я старался утром быть на Литургии перед работой. Теперь меня беспокоит вопрос – если я в этом храме не исповедаюсь и не Причащаюсь, а просто хочу посвятить начало дня духовному и настроиться на нужный лад в соответствующей внешней обстановке, то так ли уж важно для меня - пуст ли это храм от Святаго Духа?
Простите меня, Христа ради, о.Олег за мои вопросы. Но на то Вы и посланы, чтобы привести заблудших к познанию Истины. Хотелось бы высказать небольшое пожелание. Если Ваш сайт пропадет, то дайте о себе знать на мой e-mail, где Вас искать. Доброго Вам здравия!
С низким поклоном р.б. Александр.
Ответ отца Олега Моленко:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Дорогой о Господе Александр!
1) В вопросах о таинствах Церкви вы, как и большинство современных людей, которые считают себя церковными и православными, заблуждаетесь. Это хорошо видно из ваших вопросов по таинствам Исповеди и Евхаристии. Современная бездуховная лжецерковность и лжедуховность - это великое зло. Люди содержат ложные понятия по всем направлениям духовной и церковной жизни, стоя далече от спасения, они при этом "свято" верят, что исповедуют истину и безусловно правы. Но правды Божией, которую нам заповедал искать Господь вместе с царством Божиим внутри нас, сейчас не найти на земле. Не зря же великая блаженная Христа ради юродивая Пелагея (Серебрякова) Дивеевская, именуемая вторым Серафимом, еще в 1903 г. устроила процессию проводов Правды от земли на небо!
Священники-отступники, вольно или невольно, скрывают и от самих себя и от чад своих многие тайны православия и спасения, выпячивая лишь то, что им выгодно и комфортно. Они всячески избегают любой болезненности или распинаемости Христа ради. Я скоро приведу на нашем сайте все имеющиеся свидетельства и обличения, написанные святыми отцами и духоносными мужами в адрес российского духовенства, начиная с 19 века, и в адрес отступников вообще.
В отношении написанного мною на сайте могу повторить слова свт. Игнатия Брянчянинова, сказанные им в адрес своих письменных трудов: "Писания мои мне не принадлежат; их источник - отцы, они принадлежат отцам православной Церкви. Избрание меня Промыслом Божиим в орудие преподания этой жизненной духовной пищи современному остатку верующих есть и им, и мне благодеяние Божие." (Из писем к мирянам).
Неужели вы думаете, что я сочиняю сам от себя такие серьезные и глубокие истины? Если бы я так поступал, то был бы жутким прелестником или сумасшедшим. Но я не таков, и беса нет во мне. Корысти тоже нет никакой. За выгодой и корыстью земной надо как раз идти в МП. Я же один и за свой счет (при помощи нескольких чад моих духовных) выступил против сотни тысяч священников и нескольких сотен епископов из псевдоцерквей! Какая в этом корысть?
Милостью Божией я довольно хорошо знаю, причем именно по благодати Духа Святого, а не внешним только знанием, и Св.Писание и творения отцов Церкви. Все мои утверждения самым строжайшим образом выверены с духом и согласованы с Преданием Церкви и творениями святых отцов! В этом мое великое преимущество и несокрушимая основа! Я могу дерзновенно заявить, что написанное мною святоотеческого духа! Мои чада хорошо знают это и именно это их удерживает, как удержало в свое время учеников Христовых, когда Он предложил им не ходить с Ним. Тогда Петр от лица всех верных ответил: "Куда нам идти? Ты имеешь глаголы жизни вечной!" Я и сам часто удивляюсь и изумляюсь, перечитывая свои писания, видя, что не я это говорил, но Дух Святый через меня! Без Духа Святого я ничего полезного и доброго сказать или написать не могу!
Теперь о сути вашего вопроса. Я полагаю, что вы встречали правильные ответы, но из-за отсутствия у вас благодатного внимания, вы их пропустили.
В отношении таинства Исповеди разве вы не знаете слов священника в адрес кающихся исповедников? Смотрите "Требник" стр.77-78: "Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися - видите, что ложный стыд делает исповедь недействительной - ниже убойся - то же делает и ложный страх - и да не скрыеши что от мене - утаение некоторых грехов на исповеди (даже одного) разрушает таинство - но не обинуяся (т.е. не оправдывая сам себя) рцы вся, елико соделал еси - оправдывание себя тоже лишает человека таинства Исповеди - аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши - т.е. вместо прощения грехов будет дополнительный сугубый грех и таинство не только не состоится, но будет вменено в грех - Внемли убо: понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши." - Последние слова ясно показывают, что можно отойти неисцеленным от таинства Исповеди, т.е. таинство не состоится из-за несоответствия ему исповедника.
Может таинство не состояться и по вине исповедуемого священника, даже если со стороны исповедника все будет правильно и богоугодно. Вы сами привели слова преп.Никона Оптинского: "Необходимо лишь, чтобы духовник был православным (а не еретиком или отступником) и законный".
Беда в том, что сегодня законного-то священника трудно отыскать, а православного и вовсе днем с огнем не отыщешь. Духовенство лукавно-еретичествующей МП вовсе неправославно и совсем беззаконно.
В дореволюционное время, когда еще было много православных и законных священников, которые были малоопытны в духовной жизни, слова преп.Никона и других по этому вопросу были справедливы и уместны, и упор в них делался на само таинство, ибо православность и законность священников сама собой подразумевалась. Совсем другое есть дело в наше страшное отступническое время, когда созданы целые отступнические псевдоправославные структуры.
Тема о псевдоправославной церкви особенно хорошо разработана в трудах почившего о Бозе приснопамятного архиепископа Аверкия Таушева (из не отступившей еще тогда РПЦЗ). Ознакомтесь с его богодухновенными трудами и вам многое станет понятней.
Я же не понимаю почему люди не хотят видеть ясных и сбывшихся уже пророчеств святых и духоносных людей в отношении крушения России, падения российской церкви, отступления духовенства ее и гибели народа! Как можно не верить такому сонму святых людей, как преп.Серафим Саровский, св. Праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Игнатий Брянчанинов, святитель Феофан Затворник, святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францизский чудотворец и других? Как можно делать вид, что этих пророчеств нет, или что они не сбылись и верить в фантастическую чушь, что мол все в церкви хорошо?
Со стороны духовенства Исповедь не состоится даже у законного православного священника, если он отлучен от служения или запрещен своим архиереем. Даже если священник забудет надеть епитрахиль, таинство не состоится.
Следует заметить, что мы превратно относимся к писаниям святых отцов, особенно к кратким выдержкам из них, не учитывая кому, когда, в каких условиях, для какого состояния и с какой целью отцы говорили то или иное изречение. Если изречение вырвать из контекста или из его духовного русла и выставить одинокой самодовлеющей истиной, то непременно выйдет конфуз, ложное понимание и применение данного изречения. Современные православные также привольно поступают со святоотеческими текстами, как сектанты и еретики со Словом Божиим. Возьмем для примера приведенное вами изречение св.Иоанна Златоуста о том, что благодать действует и через недостойных священников. Эта фраза отражает истину, но применение ее строго ограничено конкретными условиями. Нельзя эту фразу абсолютизировать и придавать ей самодовлеющее значение на все случаи со всеми священниками. В подобном случае мы не устоим в истине и падем вслед отца лжи, доведя смысл фразы до абсурда, что можно причащаться и исповедываться благодатно у еретичествующих и тяжкогрешащих священников. Чтобы избежать подобного поползновения надо прочитать все другие высказывания этого святого отца о священстве и этим уравновесить и выверить первое высказывание. А у Златоуста есть высказывания, в которых он утверждает, что по его мнению из священников спасется очень мало кто, а многие погибнут. Говорил он о современных ему священниках, что даже если тысячи из них соберутся на молитву и будут с плачем просить Господа, то не смогут сделать того, что делали бездушные полотенца, взятые с Апостола Павла. И вообще, кто внимательно прочитает его "Слово о священстве", тот много пересмотрит в этом вопросе. Основной смысл приведенного изречения заключается в том, что благодать в таинствах иногда действует и через недостойных (т.е. живущих недостойно священнической благодати) священников. В данном случае слово "недостойные" означает неполное соответствие данной благодати, но вовсе не творение смертных, тяжких грехов или распутную жизнь, за которые священник извергается из сана пред Богом, даже если его архиерей и не сделает это. Подобные грехи перечислены в Книге правил.
Подобное происходит и в отношении великого таинства Евхаристии. О недостойном причащении святых таинств, когда человек не рассуждает тела и крови Господних, пишет Апостол Павел. Такие, по его слову, причащаются в осуждение себе и повинны есть телу и крови Господним. За это они часто болеют и умирают. В одном духе с Апостолом рассуждают и святые отцы. Приведу для примера выдержки из творений преподобного Симеона Нового Богослова, моего самого любимого отца:
Том I, Слово Сорок Первое, стр.340-343 "Вместо трапезы, обремененной разными яствами, да будет тебе единый хлеб животный, который для чувств видится хлебом, а мысленно есть тело Христово. Сей есть хлеб, сходящий с неба и дающий живот мiру, от которого вкушающий не только питается, но и животворится и восставляется как бы из мертвых. Сей хлеб да будет для тебя и пищею и услаждением, ненасытимыми и неистощимыми. Вино же, которое в сем таинстве воистину есть кровь Божия, да будет для тебя светом неизреченным, сладостью несказанною, радованием вечным. Если будешь пить от сего вина достойно, то не вжаждешься во веки, только пей с чувством душевным и смирным настроением душевных сил. - И добре вникни в смысл глаголемого. Если причащаешься небесного хлеба и вина, т.е. тела и крови Христовых с чувством и сознанием того, что они суть; то ведай, что причащаешься их достойно; если же не таким образом причащаешься, то ешь и пьешь недостойно. Причащаясь с чистым сердцем и верою, ты являешься достойным таинственной трапезы; если же ты не удостаиваешься сего, то не имеешь единения со Христом.
Те, которые причащаются божественных Тайн недостойно, пусть не думают, что чрез них, так просто, соединяются с Богом; потому что этого не бывает с ними, и быть не может никогда, пока они таковы. Одни те, которые чрез причащение божественной плоти Господней, удостаиваются зреть умным оком, осязать умным осязанием, вкусить умными устами невидимое, неосязаемое и невкусимое Божество, - одни эти ведают, яко благ Господь. Они не чувственный только хлеб вкушают и не чувственное только вино пьют, чувственно, но в то же самое время вкушают и пьют мысленно Бога, двоякими чувствами - души и тела: вкушают плоть чувственно, Бога же мысленно и соединяются таким образом и телесно и духовно со Христом, Который двойственен по естествам, яко Бог и человек, и бывают сотелесники с Ним и сообщники славы Его и Божества. Сим-то образом соединяются с Богом причащающиеся достойно, - вкушающие от хлеба и пьющие от чаши, с ведением и созерцанием силы таинства, и с чувством душевным. А те, которые причащаются недостойно, бывают пусты от благодати Св. Духа, и питают тело свое, а не души свои.
Но, о возлюбленне, не возмущайся против меня, слыша истину, мною тебе возвещаемую: ибо это истина. Ибо если ты веруешь и исповедуешь, что Тело Христово есть хлеб животный и дарует живот вечный тем, которые вкушают его, и что Кровь Его для пьющих ее бывает источником воды, текущей в живот вечный; то скажи мне, прошу тебя, почему ты, причащаясь сих божественных Тайн, не приемлешь в душу свою ничего особенного сравнительно с тем, что имело прежде причащения. Но если и чувствуешь малую некую радость, когда причащаешься, то спустя немного времени опять становишься таким же, каким был прежде того, и совсем не ощущаешь в себе самом какого-либо притока жизни или какого-либо прилияния света. Хлеб сей для тех, которые не возвысились над чувственным, является простым хлебом, хотя таинственно он есть свет невместимый и неприступный, - равно как и вино таинственно есть свет, жизнь, огнь, вода живая. Итак, когда вкушаешь ты божественный хлеб сей и пьешь сие вино радования, а между тем не ощущаешь, что зажил жизнью безсмертною, восприняв в себя силу светоносную и огненную, как пророк Исайя в уста угль горящий, и что испил кровь Господню, как воду живую и обрадовательную, если, говорю, не ощущаешь в себе, что приял нечто из того, о чем я сказал теперь; то как думаешь, что приобщился жизни вечной, приступил к неприступному свету Божества, причастен стал света непрестающего? Нет, брат мой, нет; ничего такого не совершилось с тобою, так как ты не чувствуешь в себе ничего из сказанного. Но свет оный светит на тебя, а ты слеп, и не освещаешься; и огнь оный испускает на тебя теплоту, а ты остаешься хладным; и жизнь оная вошла в тебя, а ты не чувствуешь, и пребываешь мертвым; и вода живая протекла по душе твоей, как желобу, но не осталась в тебе, потому что не нашла в тебе достойного себе вместилища, чтобы вселиться внутрь тебя. Посему, если ты сим образом причащаешься пречистых Тайн, без того, чтобы ощущать какую-либо благодать в душе своей; то причащаешься только по видимости, а в себя самого ничего не принимаешь. Ибо которые достойно приступают к сим таинствам и достодолжно приготовляются к принятию в них Сына Божия - сего хлеба животного, сходящего с неба, к тем Он прикасается ощутительно, и с теми соединяется несмесно, давая осязательно испытывать свое благодатное присутствие."
(конец цитаты)
Том III, Гимн IX, стр.59-61 "Ныне, о Владыко, среди живых я пребываю, как мертвый, и среди мертвых, как живой, я - несчастный более всех людей, на земле живущих, которых создал Ты, Боже мой. Ведь быть мертвым среди живущих по Тебе свидетельствует, конечно, обо мне, что я хуже не получивших бытия. Жить же неразумною и скотоподобною жизнью неведующих Бога подобно тому, как если бы жить среди мертвых. В самом деле, как не подобно? И как не то же? Хотя мне и кажется, что я знаю Тебя и верую в Тебя, и воспеваю и призываю Тебя. Ибо только уста мои, Слове, говорят то, чему научен я, равно и гимны и молитвы я воспеваю те, которые давно уже написаны приявшими Духа Твоего Святого. Между тем говоря это и думая, что я нечто великое сделал, я не чувствую и не понимаю того, что как дети, учась, часто не сознают силы своих речений; так и я, проводя время в молитвах, чтении псалмов и составлении гимнов, и воспевая Тебя, единого благоутробного Владыку, не воспринимаю чувством Твоей славы и света. И подобно тому как еретики, многому научившись, мнят, что познали и знают Тебя, мнят, несчастнейшие, что и видят Тебя, Боже мой; так и я, произнося много молитв и псалмопений одним языком своим, положим же, что и сердцем, на основании этого полагаю, что обладаю высшей степенью веры, думаю, что воспринял всякое познание истины и ни в чем более не нуждаюсь; на основании того же я заключаю, что вижу Тебя, Свет мiра - Спасителю, и говорю, что имею Тебя, и Ты сопребываешь со мною. Воображая, что приобщаюсь Твоей Божественной природы, я против себя же подыскиваю выдержки и речения. Так отыскав из Писания, я привожу следующее свидетельство, говоря: Господь сказал, что ядущие Его плоть и пиющие Его кровь в нем пребывают, равно и Он Сам, Владыка, в них обитает (Иоан.6,56). Итак, говоря это, я утверждаю, что в удержимом виде тела Неуловимый пребывает, как уловимый, и совершенно Невидимый, как видимый и держимый. Но я несчастный не понимаю того, что только в тех, в которых Ты изволишь, в чувственном, держимом и видимом Ты, Создатель, пребываешь, как чувственный держимый ивидимый. В нечистых же, каков я, или лучше сказать недостойных Ты, обоготворяя чувственное Твое тело и кровь и делая его совершенно недержимым и неуловимым, неизменно изменяешь его, вернее же - поистине претворяешь в духовное и невидимое, как некогда, дверем затворенным, Ты вошел и вышел (Иоан.20,19-26) и в другой раз сделался невидим на глазах учеников во время преломления хлеба. (Лук.24,30-31). Так и ныне в таинстве Евхаристии хлеб ты соделываешь телом Твоим духовным. А я думаю, что, делаясь причастником Твоей плоти и приобщаясь Тебя, я всегда удерживаю Тебя, хотел ли бы Ты или не хотел, и воображаю, Христе мой, что бываю как бы святым, наследником Божиим и Твоим сонаследником и братом, и причастником вечный славы. Итак, не ясно ли отсюда, что я являюсь совершенно безчувственным и не понимаю, очевидно, того, о чем пою и воспеваю, что говорю и о чем всегда размышляю. Ибо если бы вполне разумел, то знал бы, конечно, и то, что Ты, Боже мой, для того непреложно сделался человеком, чтобы, восприняв меня, всего обоготворить, а не для того, чтобы Ты, как человек, пребывал в тучной плоти, и чтобы, будучи, как Бог, по природе совершенно неудержимым, нетленным и неуловимым, Ты держим был в тлении. Если бы я знал, что тело Твое Божественное неуловимо, и верил, что кровь Твоя святая для меня недостойного поистине является огнем неприступным; то я приобщался бы их со страхом и трепетом, очищая себя слезами и воздыханиями. Но я сижу ныне во тьме, обольщенный неведением и будучи одержим, несчастный, совершенным безчувствием."
(конец цитаты)
Из этих великолепных отрывков великого отца видна его мысль, что Причастие Неуловимого и Невидимого Бога не бывает МЕХАНИЧЕСКИМ при исполнении должного правила и прочего. Не бывает оно АВТОМАТИЧЕСКИ по одному лишь желанию человека, если даже он иступленно и самонадеянно верит, что причащается благодатно. Такая вера ложна и ошибочна, и человек лишь напрасно обольщает сам себя. А духовенство, состоящее из книжников и фарисеев, которые по слову свт. Игнатия, обманывают и губят овец, само обольщенное подобной верой в свою благодатность, тем более обольщает в этом своих прихожан, убеждая их верить, что они истинно и спасительно причащаются святых таинств.
Но в МП этих таинств нет и быть не может, ибо они погрязли во лжи, ересях, прелести жуткой и в сильнейшем отступлении. Они сами не понимают и другим неспособны объяснить, что в таинстве Евхаристии при причащении святых тайн Бог соединяется только по Своей воле и желанию и только с достойными такого соединения. Достоинство же это зависит не от природы или положения человека в церкви, а только от установившегося ДУХОВНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ГЛАВНЫМ СТЕРЖНЕМ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ СМИРЕНИЕ ОТ СОКРУШЕНИЯ! Воистину только сердце СОКРУШЕННОЕ и вследствие этого СМИРЕННОЕ делает причастника достойным великой святыни и только такого причастника Бог не уничижит отъятием благодати причащения. В остальных случаях Бог оставляет людям только видимые хлеб и вино. У еретиков же и отступников причастие сообщает бесовскую энергию и по этой причине именуется святыми отцами пищею бесов! Истинного таинства Евхаристии у отступников не происходит, как бы они и приходящие к ним в неведении не верили в это! Господь Бог не подвластен воле и желанию порочных людей, которые ложно верят, что могут по своему произволу соединить несоединяемое: Свет со тьмой, Христа с велиаром, истину с прелестью, верного с неверным!
2) Ссылка на то, что свои бы грехи рассмотреть, а на священников не взирать, какие они - ложна и погибельна, и идет от плотского мудрования. Ведь речь не идет об осуждении личных грехов духовенства, а о различении качества их. Это требуется заповедями Господа: "По плодам судите о них" и "Оставьте их (слепых руководителей)" Исполнять эти заповеди непременно нужно и именно для собственного спасения. Ведь в обыкновенной своей земной жизни мы же различаем - какой у нас врач, учитель или адвокат, и мы не доверим свои дела и жизни сумасшедшему, злодею или полному невежде! Так должно поступать и в отношении духовенства, ибо душа много выше тела, а вечность - временной этой жизни. Мы обязаны различать истинных пастырей от неистинных и благодатных от неблагодатных, чтобы не погибнуть нам в вечности, и решительно отсекать от себя правое око (человека, помогающего нам "видеть" в духовной жизни) или правую руку (подающую нам хлеб и вино в таинстве), если они соблазняют нас на погибель!
а) О Ридигере, ложно именующем себя патриархом всея Руси, существует много обличительного материала. Мы будем помещать некоторые из статей на нашем сайте. Я же не желаю тратить время на разбор его и его преступлений. Пред Богом он не есть даже член Его Церкви, но ярый враг божий и демонослужитель. Где его проповедь? Где сила духа? Где отреченность от мiра сего? Где проявления благодати? Где исцеления им душ и телес людей? Где пример личного благочестия? Ничего нет!
б) Упоминание имени епископа-еретика не оскверняет, а напрочь упраздняет таинство Евхаристии. По учению святых отцов ересь передается через чашу посредством призывания имени еретика-архиерея, даже если священник не разделяет или не знает о ереси! Священник - только "руки" правящего епископа. Вот почему горе священнику, если он творит погибельную волю своего епископа-отступника и не оставляет его по заповеди Господа. Горе также прихожанам такого священника, ибо они овцы этого погибельного стада. Выходит, что тела и крови Христовых вы еще никогда не вкушали.
3) По немощи можно заходить в некоторые храмы, особенно если в них есть святыни, но как в захваченные врагами. В некоторых храмах ночью литургии служат отошедшие ко Господу святые в священном сане, а днем попускается служить отступникам. Главное же - не соединяться с отступниками в духе. Это трудно сделать на захваченной ими территории.