Вопрос №1265
Неужели для Бога есть разница между нациями?!
Олег
, Тольятти, Россия
09/02/2004
Мир вам, о.Олег.
Большое вам спасибо за подробные ответы на мои предыдущие вопросы по Библии.
Еще один вопрос, и, думается мне, самый важный для меня.
Внимательнее перечитывая Евангелие от Матфея, я едва не споткнулся на главе 15, ст. 22-28:
"22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час."
О, Господи! Как же это? Неужели для Бога есть разница между нациями?! Боюсь даже думать об этом...
Подскажите!
Ответ отца Олега Моленко:
Мир тебе, Олег.
Хорошо, что ты написал "едва не споткнулся".
То, что Господь смотрит на веру человека, а не национальность ясно говорит итог дела: 28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
Смысл данного рассказа духовный, а не национальный. С одной стороны речь идет об истинной и живой вере, а с другой - о божественном порядке осуществления этой веры в людях. Путая одно с другим, можно впасть в ошибку, полагая, что речь идет о национальном предпочтении. На самом деле это не так. Господь избрал Авраама не за национальность, а за веру - и он стал отцом всех верующих в Бога людей из разных народов и наций!
Рим.4:
3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
Гал.3:
6Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
Видишь, ведь не сказано: "Верил один еврей Богу, имя ему Авраам, и это вменилось еврею в праведность".
Вот здесь многие и споткнулись, подменяя смысловую пару "Авраам - вера Богу" на "еврей (по имени Авраам) - вера Богу" , т.е. веру на национальность. Эта ошибочная подмена стала возможной, поскольку верующий Богу человек Авраам по национальности был иудеем (евреем). Но будучи евреем, он стал отцом и всех Исмаильтян (т.е. арабов). Это уже разные народы, хотя и одной семитской расы. Но Авраам стал отцом множества народов!
Быт.17:
4 Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,
5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;
6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;
7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;
Как же один престарелый отец одной национальности (в данном случае еврейской) всего при двух женах и двух наложницах может стать отцом множества народов? Из приведенного места Писания это хорошо видно! Отцом по вере! И только для двух народов он является отцом по роду и национальности. И вот когда отца (верующих)путают с отцом (по плоти) получается подобная ошибка. Бог избрал верующего в Него, а люди думают, что еврея или русского, причем за национальность или национальные качества. Так рождается страшная духовная болезнь - национальная спесь и национально-религиозное превозношение, чувство национальной исключительности и гордыни, и национальное мессианство.
С этими познаниями вернемся к евангельскому тексту.
Слова Господа: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева, - имеют духовное значение, т.е. погибшие (заблудившиеся) овцы, т.е. Божьи дети по вере, дома Израилева, т.е. того дома где на то время промыслом Божьим пребывали эти верующие овцы, большинство из которых были по национальности евреями. Дом Израилев имеет еще значение прообраза Церкви Христовой, вмещающей в себя представителей многих национальностей. Но Господь не противопоставляет людей по национальному признаку - евреи - все остальные, но по признаку веры - верующие право, в т.ч. евреи, названные детьми, и язычники, названные псами. Итак, разделение на дети - псы не есть национальное разделение ( евреи - остальные ), но духовное, по отношению к содержанию истины и веры в нее. Многие евреи понимали и поступали прямо противоположно, ложно думая, что ради избрания их рода (исключительно по вере Авраама) они приватизировали Бога только себе, т.е. своей национальности. Но в таком случае Господь прямо бы сказал, что, мол, нехорошо взять хлеб у евреев и бросить прочим народам, которые все для Меня суть псы.
Но, необходимое обладание такой правильной веры-истины (догматической), не является гарантией для обладания при ней живой личной веры-послушания-любви, которую-то и явил Авраам. Жена Хананеянка погрешала против догматической веры и пришла ко Христу (чужому Мессии) по крайней нужде и скорби. Но при этом она проявила живую личную веру к Основателю и Предмету веры Христу Богу. Этой верой она вопреки временным догматическим неточностям стала дочерью Аврама по вере, за что и удостоилась милости Божьей. Ей недоставало лишь исправления догматической веры. Поверив в силу и действенность Христа, она расположилась и к принятию истин помогшей ей веры, и возможно вскоре обрела ее.
Слова - Я послан только к погибшим овцам дома Израилева - указуют нам и на божественный порядок распространения проповеди Евангелия (т.е. правой догматической веры и благой вести о спасении) и чередование объектов спасения. Сперва - к уже хранящим основы правой веры в условиях Ветхого Завета, а затем - к заблудшим в вере язычникам (которые до этого обращения псы, а не дети Божьи). В этом смысле Господь сказал, что спасение от Иудеев (но не у иудеев). Но по личной вере никто не мешает приступать ко Христу в любом порядке и последовательности. Вот почему римский сотник за личную веру свою похваляется Господом словами:
Мф.8:
10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле (формально хранящем правую догматическую веру) не нашел Я такой веры
(личной, смиренной и живой)
Вот почему в последующих стихах Господь сравнивает веру сотника и многих ему подобных людей в будущем с личной верой отдельных праведников, а не общей иудейской верой, а веру их общую - с утраченным сыновством царства небесного. Без наличия личной веры, дарующей благодать личного Богообщения, правая общая или догматическая вера не спасает. Личная же вера, соединенная с обращением и приходом ко Христу Богу, несомненно приводит к царствию Божию.
Мф.8:
11 Говорю же вам, что многие придут (путем личной веры и благочестия) с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
12 а сыны царства (только по имени и хранению догматической веры) извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.