Вопрос №1273
Как уврачевать страсти злопамятства и гнева?
Наталья
, Северный Кавказ, Россия
15/02/2004
Здравствуйте, отец Олег!
Подскажите мне, как уврачевать страсть злопамятства и гнева. Иногда на молитве в помыслах вдруг неожиданно всплывает в памяти какая-то обида, причиненная несколько лет назад, а чувства в сердце такие, как будто это сделали только что. И тут же мной овладевает такая злоба на этого человека, что после этого мысленного гнева, я благодарю Господа, что обидчика не было рядом. Сердечный гнев постепенно переходит в злопамятство, общение с этими людьми - в лицемерие. Я умом пытаюсь их простить и оправдать, но ту боль которую они мне причинили так и живет в моем сердце.
Зараннее благодарю
Наталья
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Наталия.
Страсти злопамятства и гнева это очень мучительные и вредные страсти. Злопамятство это пожалуй единственная страсть, которая не допускает обладаемого ею человека к спасительному молению именем Иисуса Христа. За этой страстью стоит демон злопамятства, которому помогают бесы раздражения и гнева. Гнев - сильное разрушительное оружие, которое может служить человеку или против человека. Неправедный гнев на людей разрушает его носителя. Гневаться должно на свои страсти, на греховные помыслы и на бесов. Тогда гнев будет работать во спасение и приносить пользу. Для этого надо всегда стараться заменять предмет гнева. Например, если бесы подвигают разгневаться на обидевшего нас человека, мы должны гневаться не на человека, а на демонов и на свою страсть.
Греховный гнев отцы называют кратковременным безумием. Эта страсть сильно воспламеняет кровь, которая приступает к голове и делает человека неуправляемым или на время безумным. Кающемуся человеку больше всего неприличны гнев и раздражительность. Они более всего удаляют от нас Духа Святого.
Гнев уподобляется огню и поэтому должен угашаться плачем и слезами. Безгневие и непамятозлобие приличны преуспевающим в плаче. Как вода, мало-помалу возливаемая на огонь, совершенно угашает его, так и слеза истинного плача угашает всякий пламень гнева и раздражительности. Вот почему должно усердно просить у Господа Бога истинного плача и слез, а также насаждение противоположных гневу и памятозлобию добродетелей кротости и безгневия.
Отцы говорят, что безгневие есть ненасытное желание безчестий, как в тщеславных людях бывает безконечное желание похвалы. Безгневие есть победа над естеством, нечувствительность к досаждениям, происходящая от подвигов и потов. Кротость безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина - молчание помыслов при тонком смущении души; а конец - непоколибимая тишина при дыхании нечистых ветров.
Полезно против этой страсти частое воспоминание страстей Христовых, а также память о неизбежности смерти и суда.
По отцам, гнев есть воспоминание сокровенной ненависти, то есть памятозлобия. гнев есть желание зла огорчившему. Вспыльчивость есть безвременное воспаление сердца. Огорчение есть неприятное чувство (чувство неприязни), гнездящееся в душе. Раздражительность есть удобопреклонное движение нрава и безобразие души.
Как при появлении света исчезает тьма, так и от благовония смирения истребляется всякое огорчение и раздражительность, ибо эти страсти опираются на гордость и самолюбие.
Иногда во время гнева лукавые бесы скоро отходят от нас с тою целью, чтобы мы о великих страстях вознерадели, как бы о маловажных, и наконец сделали болезнь свою неисцельною. Это относится к тем, которые в свое оправдание говорят: "Я хоть вспыльчив, но это у меня скоро проходит".
Итак, да свяжется гнев, как мучитель, узами кротости, и поражаемый долготерпением, влекомый святою любовью и, представши пред судилищем разума, да подвергнется допросу. Скажи нам. безумная и постыдная страсть, название отца твоего и именование сыновей и дочерей. Объяви нам притом, кто суть ратующие против тебя и убивающие тебя? В ответ на это гнев говорит нам: "Матерей у меня много и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объядение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется надмением. Дочери мои суть: памятозлобие, ненависть , вражда, самооправдание. Сопротивляющиеся же им враги мои, которые держат меня в узах, - безгневие и кротость. Наветник мой называется смиренномудрием; а от кого он рождается, спросите у него самого в свое время".
Отцы говорят, что памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, пресечение моления, отчуждение любви, гвоздь, вонзенный в душу, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое, грех непрестающий, законопреступление неусыпающее, злоба повсечастная.
Эта темная и гнусная страсть есть одна из тех страстей, которые рождаются, но сами не рождают.
Памятозлобие есть лукавый толкователь Писания, который толкует изречения Духа по своему разумению. Посрамляет такого моление именем Иисуса, ибо памятозлобный не может ее творить.
Если после многого подвига ты не сможешь исторгнуть терние памятозлобия, тогда кайся и смиряйся, по крайней мере, на словах перед тем, на кого злобишься, чтобы ты устыдившись долговременного перед ним лицемерия, возмог совершенно полюбить его, будучи жегом совестью, как огнем.
Не тогда ты узнаешь, что совершенно избавился от этой гнилости, когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу: но когда, услышав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься.
Непамятозлобие есть знак истинного покаяния; а кто содержит его в сердце и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит.