Вопрос №1279
Что такое "нечувствие", о котором говорит Симеон Новый Богослов?
Татьяна Зыкова/Роззелл
, Тулса, Оклахома, США
17/02/2004
Еще один вопрос, батюшка.
Что такое "нечувствие", о котором говорит Симеон Новый Богослов?
р.Б.Татьяна
Ответ отца Олега Моленко:
О, злое нечувствие или иначе, каменносердечие, ожестение сердца! Это пагубный плод нашего падения, окованный в гордость! Это непроходимая и непроницаемая стена между нами и Богом! Это свидетельство нашей духовной смерти и отсутствия покаяния. Это смерть души при живом теле! Это признак духовной смерти и отсутствия в нас благодати или ее живительного действия. Горе погубившим душу нечувствием! Горе не пришедшим в чувство!
С этим губящим нас нечувствием, в котором бесы всячески стараются удержать каждого взыскующего Бога, христианину приходится вступить в битву в первую очередь. Для новоначального в вере и подвиге покаяния все дело его спасения сводится к борьбе с нечувствием. Преодолеваем мы нечувстие развитием в себе первого духовного чувств - чувства умиления! Умиление - это покаянное чувство (чувство сокрушения о грехах)растворенное благой надеждой на милость Божию. Умиление - это первый проблеск благодати Божией в душе и первое ее оживление! Человек оживает для Бога только в качестве кающегося пред Ним грешника, который увидел бездну своих грехов, свою лютую немощь и безпомощность, от чего он приходит в великое сокрушение и рождаемое от него истинное смирение.
Мертвый - видящий, чувствующий и оплакивающий свою мертвость - уже не совсем мертвый! Он оживает в покаянии, в покаянном познании себя и своего состояния. Он приходит в неописуемое чувство страха за свою вечную участь. От этого несносного чувства, подкрепленного увиденной по благодати внимания жуткой картиной бесовского рабства, господства страстей и греховной мерзости в себе, человек искренно и рьяно ищет выхода, и находит его только в Спасителе людей Иисусе Христе. С этого момента отвлеченный образ исторического и богословского Христа становится живой и реальной Личностью Спасителя, спасающего именно тебя и именно из твоей страшной беды, грозящей перейти в вечность. Ты исповедуешь для себя Спасителя с новой невиданной и не взысканной никогда ранее стороны - своим личным Спасителем от греховной смерти. Ты смиряешься, отвергаешь всякую самонадеянность и все упование своего спасения возлагаешь только на Господа Иисуса Христа. Ты повергаешься к Нему в ноги и умоляешь пощадить, простить грехи и помочь исправиться, измениться, покаяться! Ты начинаешь истово и благоговейно призывать Его имя, как спасительное для тебя имя Бога Спасающего и единственно Могущего спасти!
Нечувствие пытается вновь и вновь овладевать тобой через маловерие, самолюбие, недостаточное самоотвержение, особенно через трех демонов-исполинов забвение, неведение и разленение или злое уныние. Тогда вся брань и весь покаянный твой подвиг сводится к преодолению этих трех исполинов. Начинается же преодоление их с преодоления пагубного забвения.
Забвение это разновидность нечувствия, когда ты не чувствуешь Бога и все божественное от того, что не помнишь о Нем и не можешь помнить живо и с чувством. Единственное средство против забвения это непрестанная память Божия. Память Божию или память о присутствующем Боге невозможно никак иначе стяжать, кроме как непрестанною молитвой с призыванием имени Иисуса Христа, т.е. Иисусовою молитвой!
Вот почему весь покаянный подвиг переходит в делание этой великой и спасительной молитвы: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, со всеми иными вспомоществующими ей деланиями и добродетелями. Все евангельские заповеди сливаются в одну эту заповедь о непрестанной молитве именем Спасителя. При этом ум молится словами, а сердце чувством умиления или плача. Плач - это сильно концентрированное чувство умиления. Плач-то и выводит нас окончательно из оков нечувствия. Воистину "блажени плачущии" о своей греховности и далекости от Бога, ибо они утешатся радостной вестью о достоверном спасении. Эта благая весть приходит не снаружи, а от изменения самого состояния человека.
Плач воскрешает человека для духовной жизни, он делает и хранит ее плоды. На все приражения греха, демонов и страстей кающийся человек отвечает плачем (голос истинного смирения) и всемогущим именем Иисуса Христа.
Если при этом мы еще имеем трезвение или очищение помыслов и терпение находящих на нас за спасительное делание искушений, то мы несомненно пребываем в богоугодном покаянии и спасаемся им.