Вопрос №1292-1
О рассеянности мысли и скитании умом во время молитвы
Татьяна Зыкова/Роззелл
, Тулса, Оклахома, США
19/04/2004
Христос воскресе!
Здравствуйте, батюшка!
Много вопросов накопилось, научите, Христа ради.
1) Иисусовая молитва. По обстоятельствам мне часто приходится молиться молча. В одном из ответов Вы говорили, что нужно проговаривать молитву в гортани. Я заметила, что в гортани именно я её не проговариваю, но всё равно при этом как-бы "слышу" свой голос и интонацию. Можно ли так делать?
2) Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что "горе тому, кто устами Богу молится, а умом ведет беседу с бесами". Игнатий Брянчанинов говорит, что грешно сразу пытаться стяжать умную молитву. И в книге "На горах Кавказа" я прочла, что нужно пройти эту стадию, когда во время молитвы всякие помыслы бесовские в голову лезут. Как правильно понять святых отцов? И где граница этой стадии?
Спасибо заранее. Храни Вас Господи!
д.д.Татьяна
Ответ отца Олега Моленко:
Воистину Воскресе!
Мир тебе, Татьяна.
1) Как бы "слышу" - не годится. Должно именно проговоривать молитву внутри себя хотя бы гортанным почувением.
2) Преподобный Симеон говорит о пагубном состоянии молящегося рассеянно и о должном качестве молитвы. Святитель Игнатий предупреждает от прелестных мечтаний и ожиданий (попыток) быстро стяжать умную молитву, т.е. такую, когда ум не читает слова молитвы, но прилепляется к ней и зрит ее всю. Тем не менее, он говорит и то, что молитва, творимая устами при должном внимании, тоже является умной. Насчет утверждения, что нужно пройти стадию, когда во время молитвы всякие помыслы бесовские в уме предстают, замечу, что это весьма неудачное твое выражение. Этот этап не нужно специально проходить, но, к сожалению, его нельзя обойти по причине нашего падения, немощи и неопытности. Рассеянность мысли и скитание умом - это наша страшная великая болезнь, ради исцеления которой и приходил на землю Сын Божий Иисус Христос. Она у нас уже есть с зачатия и нам предстоит исцелиться от нее благодатью Духа Святого. Граница этого состояния заканчивается тогда, когда во время молитвы ты без всякого усилия и понуждения будешь молиться без единого помысла, без скитания ума, с ощущением предстояния Живому Богу.