Вопрос №13-1
Как простому верующему отличить неофарисея в рясе от достойного служителя Христова?
Михаил
16/03/2002
Как простому верующему отличить неофарисея в рясе от достойного служителя Христова? Как найти истинную Церковь и священника, которому можно было бы доверить свою Душу в теперешние времена Апостасии? Ведь нас всегда учили доверять человеку в рясе, вернее его Божественной части, даже если он как человек самый большой грешник? ("Делай как он говорит, а не делает!")
Ответ отца Олега Моленко:
Что касается различения служителей, то это большой вопрос, требующий много времени. Господь учит нас судить по плодам, т.е. по явным благодатным проявлениям через этого служителя, при его смирении и верности Господу и Традиции Церкви. Первые плоды, которые Господь дает Своим истинным служителям, есть дар изгнания бесов, дар исцеления недугов и дерзновение в молитве, являемое делами. Верить человеку только по его православному виду, имени, одежде, показному благочестию, внешней церковности и даже по одному лишь хранению догматов нельзя. Господь дал всем нам ясную заповедь - как действовать в отношении духовно слепых священников, первосвященников и книжников (Мф.15):
14 оставьте их: они -- слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Ослушание этой заповеди ведет в яму вечной погибели!
Речь не идет о некоторых терпимых грехах по немощи человека священника. Но тяжкие личные грехи лишают человека священника благодати. А как может безблагодатный передать то, чего у него самого нет, т.е. благодать?
Не зря же Церковь в соборных своих постановлениях и правилах извергает священника за личные тяжкие грехи. Ведь священник должен быть еще и живым образцом стаду своему. Не зря Господь говорит о них - кто сотворит и научит так, тот великим наречется в Царствии Божием (которое на земле представляет Церковь). Иногда святой по жизни человек не может быть руководителем, так как не имеет личного опыта (получил благодать милостью Божией за смирение или за скорби ради Христа) и может погубить слушающих его советы. Преп.Cимеон Новый Богослов учит нас, чтобы мы не доверяли свою душу даже гребцу корабля, но только кормчему, не говоря уже о лукавом руководителе, который научит дьявольскому житию. Св.Иоанн Златоуст учит, что рукополагать недостойного и удерживать от рукоположения достойного есть два вида сильного зла. Св. Василий Великий учит, что лучше не иметь никакого епископа, чем иметь недостойного. И еще много есть подобных поучений у святых отцов. Указывают они и признаки благодати, как церковной, так и личной.
Так что это великое заблуждение думать, что священники или епископы могут быть своего рода священнороботами, личные грехи которых никак не сказываются на пасомых. А что же говорить о церковных грехах, ересях, лжеучениях православного вида и прелестях бесовских. Вы соль земли и свет миру - сказано Господом именно в адрес священства! Обуявшую соль отступников выбрасывают вон из Церкви (лишением благодати) на поругание миру и бесам.