Вопрос №1345
Как совместить вочеловечение Сына Божьего и то, что Бог неизменяем в своей природе?
Nikolai M
, Ekaterinburg, Rossia
05/05/2004
Здравствуйте, батюшка.
Недавно, читая книгу "Закон Божий", я увидел одну деталь: что для спасения людей Христос воспринял человеческую природу, и по воскресении в этой обновленной человеческой природе вознесся на небо. Но тут для меня какая-то страность: ведь мы знаем. что Бог вечен и неизменен. Он всегда был таким, каким был всегда и таким же будет. Думать иначе является ересью и грехом. Но ведь в Евангелии указано, что Христос при сохранении принятой Им на Себя человеческой природы (разумеется с присутствием в Нем Божественного начала, которое Его не покидало никогда) вознесся на небо, т.е. привнес человеческую природу в свою небесную Скинию. Далее следует тако момент: ученик Василия Нового, Григорий видел в видении о Страшном Суде, что Христос во время осуждения неуверовавших иудеев показывает им свои ладони, говоря: "вот видите? вот следы вашей неуемной ярости против Истины, вот следы на моих руках до сих пор от вашего неверия"! Но ведь тогда получается, что Бог уже подвергся изменению в Самом Себе?
Или может я просто что-то не так понял?
Поясните, пожалуйста.
Заранее благодарен.
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Николай.
Твой вопрос и недоумение происходят от невозможности вместить духовное понятие о непознаваемом Боге человеком, находящимся в душевном устроении, и с умом, объятым плотским мудрованием. Именно об этом говорит Аплостол Павел: 1Кор.2:
"11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может".
Вообще говорить что-либо о Боге есть дело весьма трудное и неблагодарное. Слова, которыми духовный человек пытается отразить открывшуюся ему Духом Святым абсолютно новую и неизведанную реальность божественного, воспринимаются душевными людьми в их обыденном привычном значении. Душевному человеу и на ум не может придти, что в другом мире другое, не известное его опыту качество может быть отражено подобным земным словом. От этого получается, что когда духовный человек говорит об одном, то душевный воспринимает это о другом. Вот почему святые отцы запрещают непросвещенному Духом Святым и неочищенному умом касаться духовных предметов, составлять понятия о Боге и божественном, разсуждать о догматах и заниматься богословием. Горделивые ослушники непременно впадают в ереси, заблуждения и прелесть бесовскую.
Что касается вочеловечения Сына Божьего (а не Христа, как ошибочно написал ты, ибо Христос это уже воплощенный Бог), то по Апостолу Павлу тайна эта велика есть: 1Тим.3,16:"И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти". Т.е. постигнуть эту тайну мы до конца не можем. Не может ограниченная тварь постигнуть своего неограниченного ничем Творца. Вот почему нам должно принимать откровения о Боге и от Бога и просто верить. То, что нам полезно и позволено уразуметь, то можем уразуметь.
Бог неизменяем в своей природе - это неизменная истина. Но кто сказал, что принятие Сыном Божиим человеческой природы (кроме греха) изменило Бога или могло изменить? Так судят люди по своему земному опыту. Но к Богу наш земной опыт не приложим. Он один знает, как произошло это дивное, непостижимое и таинственное для нас соединение несоединяемого. На языке святоотеческого богословия это соединение выражается так: неслитно и нераздельно. Слово "неслитно" отражает для нас ту истину, что принятие Богом на себя Второй Ипостасью человеческой природы нисколько не подвергла Самого Бога какому-либо изменению. Слово "нераздельно" указывает на истину соединения Бога и человека во Христе, так что Он справедливо именуется Богом, Богочеловеком и совершенным человеком, ибо в одной Личности совместил Бога и человека. При этом Он имеет в Себе два естества и две воли, которые неслитны в одно естество (природу), но нераздельны в одной Личности. Как это произошло понять невозможно. Но можно и должно верить, что это так.
Таким образом, когда Христос вознесся на небо, то вознесся именно Христос - Новая Личность Богочеловека, ибо как Сын Божий Он всегда был неразлучно с Отцом. Поэтому во Христе вознеслась именно человеческая природа, которая и получила равночестие с божественной. Но равная честь не значит смешение природ. При подобном смешении можно было бы говорить о том, что Бог подверг Себя изменению. Но этого не было и быть не могло. Оставаясь вечным, неизменяемым, блаженным и самодостаточным Богом, Он принял на Себя в Лице Сына Божия человеческую природу, которая нисколько не могла сказаться на Самом Боге.