Крест
Радуйтесь, ибо Господь грядет судить
Вселенская Проповедь Вечного Евангелия. Сайт отца Олега Моленко - omolenko.com
  tolkovanie.com  
Rus
  omolenko.com  
Eng
  propovedi.com  
  Кредо Переписка Календарь Устав Аудио
  Имя Божие 3000 вопросов Богослужения Школа Видео
  Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
  Публицистика Дискуссии Эра Духа Святого История Фотокниги
  Апостасия РПЦ МП Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Стримы
  Жития святых Книги о.Олега Исповедь Библия Избранное
  Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты
Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
YouTube канал отца Олега   Facebook страничка   YouTube канал проповедей отца Олега  


ВКонтакт Facebook Twitter Blogger Livejournal Mail.Ru Liveinternet
Вопрос №1385

Толкование Библии - книги Ветхого Завета - Исход 4:18-26

Дионисий , Москва, Россия
14/05/2004

Батюшка,
растолкуйте, пожалуйста, такое место главы 4 книги Исход:

18 И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром.
19 И сказал Господь Моисею в земле Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей.
20 И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою.
21 И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа.
22 И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой;
23 Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего.
24 Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его.
25 Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня.
26 И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови–по обрезанию.

Кого и почему Господь хотел умертвить?
Кто такой "жених крови"?
И почему у Моисея был необрезанный сын?

Храни Вас Господь!
д.с. Дионисий.



Ответ отца Олега Моленко:

До 23 стиха речь идет о возвращении Моисея в Египет. Мы видим, что Моисей двинулся в Египет не один, но с женой Сепфорой и сыновьями. Сыны Моисея были необрезаны по той причине, что он вошел в семью мадиамского священника, носившего двойное имя Рагуила-Иофора и был у него в подчинении (Исх.3,1). Это не позволило ему настоять на обрезании. Сам Моисей был обрезан. Но обрезывались тогда и египтяне, хотя и по другой причине, чем евреи. Не должно забывать, что Моисей воспитывался по египетским обычаям до 40 лет и был обучен всей мудрости египетской. О вере отцов он имел лишь некоторое представление от своей матери еврейки-кормилицы, которая кормила его материнским молоком. До трехлетнего возраста она успела так глубоко насадить веру в Моисее, что ее не заглушили 37 лет египетского воспитания и обучения. Движимый этой верой, Моисей делает попытку личной силою облегчить положение своих братьев по вере и соотечественников. "Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дарует им спасение; но они не поняли" (Деян.7, 24). В лице того еврея, от обид которого он хотел защитить другого своего ближнего, народ не признал Моисея своим начальником и судьею. Нужно было Моисею пробыть еще 40 лет в доме Иофора на послушании, чтобы достичь должного просветления и очищения. Лишь после этого духовного роста, когда Моисей смирился пред Богом и опытно уразумел, что не в своих силах и мудрости, а единственно в Боге отцов своих он должен искать себе помощи. Только такому его устроению явился Господь и послал вывести народ Свой из рабства египетского. Среди указаний, даваемых Господом Моисею, есть и такое: Исх.4, 22-23:"И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение, а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего". Это были последние слова Господа к Моисею. В них речь идет о сыне первенце и об угрозе фараону покарать фараона за возможное неисполнение божественного повеления убиением его сына первенца. Вскоре сам Моисей убедился, что эта угроза не просто слова. Суд Божий начинается со своего служителя, чтобы утвердить его в необходимости точного исполнения заповедей и повелений Господних: "встретил его (т.е. Моисея, ибо речь выше шла о Моисее) Господь и хотел умертвить его". За что? За грех нарушения завета с Богом, т.е. необрезания сына Моисея:
Быт.17:
"9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
10 Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;
11 обрезывайте крайнюю плоть вашу:
и сие будет знамением завета между Мною и вами.
12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.
13 Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.
14 Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой
".

Итак, Господь хотел умертвить Моисея за нарушение им завета Божьего в отношении его сына, по требованию самого завета. Не спасало от этого страшного наказания ни недавнее Боговидение Моисея, ни его посланничество. Почему именно сейчас Господь хотел умертвить его, а не раньше? Потому, что Моисей только сейчас был послан соединиться со своим народом и стать его вождем, а при этом имел сына  необрезанным. Не должен вождь народа начинать свое служение с нарушения завета. Почему же у Моисея был необрезан один сын? По уступке своей жене. Что именно она виновна в необрезании сына видно из того, что она принялась исправлять свой грех и собственноручно обрезала своего сына, чтобы спасти Моисея. Почему здесь речь идет об одном сыне, когда путешествовало двое? Потому, что Моисей договорился с женой, что уступит ее желанию не обрезывать одного сына до времени законного возраста, при ее уступке обрезать другого на 8-й день. Могу предположить, что необрезанным оставался именно первенец Моисея и Сепфоры Гирсам. При наречении ему имени Моисей сказал: я стал пришельцем в чужой земле (где по чужому обычаю не позволили обрезать первенца на 8-й день). Второго сына он обрезал на 8-й день и назвал Елиезером, сказав при этом: Бог отца моего был мне помошником и избавил меня от руки фараона. Он не мог бы такого сказать про еще необрезанного сына. Моисей, убеждая Сепфору обрезать первенца на 8-й день, рассказывал ей требования Бога их общего отца Авраама и о страшном наказании смертью нарушителей завета. Но Сепфора, имея опору в своем отце, была непреклонна и не поверила Моисею (такой сложностью и опасностью отмечены браки между лицами разного исповедывания веры). Итак, именно Сепфора была виновницей необрезания Гирсама. Под угрозой его смерти (она полагала, что Господь убьет и сына за необрезанность) она вспомнила уговоры и разъяснения Моисея и бросилась исправлять свой грех перед стоящим Господом. Здесь должно отметить, что мадиамитяне происходили от Авраама и Хетуры (Быт.25, 2) и обрезовали мужской пол по повелению Авраама, но не на 8-й день, а в 13-летнем возрасте, который почитался у них законным. Следуя обычаям своего племени Сепфора откладывала выполнение данного обряда для своего любимца из нежелания причинить ему боль. Таким образом Моисей не был виновником необрезания своего сына, но тем не менее отвечал за это как глава семьи и подвергся опасности смерти. Совершив обрезание, Сепфора бросила к ногам Моисея крайнюю плоть сына своего и сказала ему: "ты жених крови у меня... жених крови - по обрезанию". В действии Сепфоры заметно ее раздражение, оно же слышится и в ее словах. Она лишь уступила силе Бога и угрозе смерти ее сыну. Словами "ты жених крови", Сепфора выразила свое отношение к супружеству с Моисеем, которое явилось для нее причиной нежелательного пролития крови (даже ради обрезания) и изменой обычаям ее предков. Из 18 главы книги "Исхода" (ст.2-5) видно, что Сепфора с двумя сыновьями присоединяется к Моисею уже по выходе евреев из Египта. Из этого можно заключить, что после вынужденного обрезания своего сына она (с сыновьями) вернулась к своему отцу, а Моисей отправился в Египет один. Такое надменное поведение Сепфоры не позволило ей войти в число праведников Ветхого Завета и встать в один ряд с такими святыми женами, как Сарра, Реввека и Рахиль.



Главная страница сайта Печать страницы Ответ на вопрос Пожертвования YouTube канал отца Олега Вниз страницы Вверх страницы К предыдущей странице   К вышестоящей странице   К следующей странице Перевод
Код баннера
Сайт отца Олега (Моленко)

 
© 2000-2024 Церковь Иоанна Богослова