Вопрос №1387
Как спастись в этом мире? Как следует переносить болезнь – уповать на волю Божью или ходить по врачам?
Olga
, St.Louis, USA
15/05/2004
Дорогой отец Олег.
Спасибо за ответ про монастырь. Живя в миру, я чувствую что мир затягивает. Я не могу отдать себя полностью в руки Божьи. Как спастись в этом мире?
Еще один вопрос. Можно ли полностью положиться на волю Божью, если я больна и не ходить к врачам, или все же, как говорят, врачи от Бога? Но я не могу получить от них ни какого хорошего лечения, только выжимают деньги. Прости Господи за эти мысли.
Спасибо.
Ответ отца Олега Моленко:
Да, мир этот, во зле лежащий, имеет свойство затягивать вниз. Вот почему всякому желающему спастись должно создать в своей повседневной жизни противоположное этому затягиванию вытягивающие вверх действие. Таким действием является неисходное пребывание в святоотеческом покаянии, со всеми его деланиями и средствами, доступными и подходящими для нас.
Первым необходимым деланием в покаянии, заповеданным Самим Господом Богом, является самоотвержение. Без отвержения самости в нас нет места для приложения божественной благодати. Тут из двух одно: или самость, или благодать. Самость же человека состоит из следующих проявлений и их противоположностей:
самолюбие - духовная любовь;
самонадеянность - благая надежда на Бога;
самоверие - истинная вера и недоверие себе;
самочиние - послушание в разуме;
самомнение - отсечение своего мнения и руководство мнением святых отцов и отца духовного;
самонравие - недовольство собой и своим состоянием от истинного зрения своей греховности и немощи;
самовосхваление - самоунижение и самоукорение;
саможаление - безжалостность к себе и своему падшему естеству, самоистязание, подвижничество, возлюбление и терпение всего прискорбного;
самооправдание - самоосуждение, терпение напраслин и клевет.
Самоотвержение - есть отвержение того, что указано в приведенных парах слева и замена на то, что справа. После совершения самоотвержения, которое должно простираться до готовности умереть ради Господа даже за одну Его заповедь, возможно взять крест свой, соделать его одновременно и Крестом Христовым и следовать за ним вне стана мира сего (по внутреннему отношению и состоянию, а не по внешнему монашескому положению) на свое поругание, оплевание, бичевание, причисление к злодеям, распятие, вкушение уксуса с желчью, смерть для мира сего и совоскрешение со Христом.
Этому спасительному пути я и пытаюсь от разума святых отцов научить доверяющих мне посетителей нашего сайта.
В отношении болезней - нам смирение полезней. Во-первых, не надо пытаться любой ценой немедленно избавиться от болезни или охватившей боли. Надо попытаться несколько понести свою болезнь и разобраться, для чего она попущена или послана Богом. Иногда болезнь может заменить монастырь и различные подвиги благочестия. Должно поблагодарить Бога за болезнь, как за спасительное средство и Его милость. Затем просить помощи в ее достойном и полезном несении. Когда ее станет невмоготу нести, должно исповедывать свою немощь и просить Бога об ослаблении или исцелении от нее. Если просишь об исцелении, то не забудь предложить нечто в замен в виде посильного обета.
Помни, что болезнь всегда смиреннее, чем любые подвиги благочестия, потому оставляй всегда место воле Божией. Не будь в болезни своей дерзка и дерзновенна, уповая получить исцеление только чудесной помощью от Бога. Это мера редчайших и высочайших святых - друзей Божиьх, таких, как преподобный батюшка Серафим Саровский. Крепко уповай на Бога, но дай место и врачу.
Сир.38:
1 Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его,
2 и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар.
3 Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете.
4 Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими.
5 Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его?
6 Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его:
7 ими он врачует человека и уничтожает болезнь его.
8 Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли.
9 Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя.
10 Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце.
11 Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий;
12 и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен.
13 В иное время и в их руках бывает успех;
14 ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни.
15 Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!
Тем не менее, нельзя быть безразборчивым в выборе врача. Если видишь неумелых, неопытных и неискусных, то сторонись их. Лучше всего - богобоязненный и молящийся врач, имеющий опыт и любовь к людям. В любом случае молись Богу о лечащем тебя враче и благословении его рук.