Вопрос №1389
Как святые могли видеть Страшный Суд, если самого суда еще не было? Останется ли в Царстве Небесном память о грешниках?
Александр
, Москва, Россия
16/05/2004
Здравствуйте, отец Олег.
1.Каким образом ученик преп.Василия Нового Григорий мог видеть Страшный суд, если самого суда ещё не было и были ли подобные явления другим святым? И почему там грешники распределены по грехам, ведь один человек может быть и еретиком, и блудником, и гневливым и т.д. или все будут распределены прежде всего по преобладающему греху?
2. Вы говорили, что о всех, кто пойдёт в ад, будет изглажена память и их имена не будут внесены в книгу Жизни, но ведь Священное Писание останется, а в нём есть имена Ирода, архиереев, Пилата и др. богоубийц и грешников вообще. Выходит, что о них останется память?
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Александр.
1. Твой вопрос основан на общечеловеческом непонимании Бога и Его природных возможностей и качеств. Для Бога понятий "было", "будет", "не было", "настоящее", "прошлое", "будущее" просто не существует. По своему недоведомому для нас Всеведению и непостижимому Всемогуществу, Господь Бог, не объемлемый временем, знает все то, что произойдет во времени изначально. Вот почему для Него Страшный Суд над людьми уже предрешен, с учетом свободной воли всех тварей. Это Свое ведение Он и открывает для угодивших Ему людей, как их будущее. Подобное видение Страшного Суда было не только святому Григорию (ученику преп. Василия Нового), но и многим святым угодникам Божиим.
Согласно преп. Григорию Синаиту видение о Страшном Суде является одним из восьми духовных видений, обязательно даруемых Богом людям достигшим, соответственного духовного преуспеяния.
Грешники распределены по различным именованиям грехов именно по преобладающему в них греху.
2. Опять у тебя чисто человеческое (плотское) восприятие духовной реальности. Не все Писание сохранится в вечности, но лишь вечное Евангелие. Оно будет включать лишь те места из нынешнего свода Писания, которые имеют вечное и непреходящее значение. Все сбывшиеся пророчества, обличения, угрозы вечными муками, повествования о грешниках и прочее подобное будет упразднено за ненадобностью, в т.ч. имена Пилата, Ирода, Каиафы, Иуды Искариотского и прочих нечестивцев. Ведь незря же сказано, что ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное, в том числе и через написанное в книгах.
Так что памяти о них не будет. Пока о них есть память ради спасения людей. Писания, упоминающие их, существуют для того:
Ин.20:
30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
Тем, кто уже уверовал и будет уже иметь вечную жизнь во имя Его, не нужно уже читать то, что написано лишь для этого.