Вопрос №1402
О Плоти Господней и о жизни во плоти
Дионисий
, Москва, Россия
19/05/2004
Здравствуйте, батюшка. Спасибо Вам большое за предыдущие ответы.
Наставьте меня, пожалуйста, по следующим вопросам. Иисус Христос воспринял человеческую плоть во всей полноте.
1. Подразумевает ли это, что плоть, в которую Господь "оболкийся" была повреждена первородным грехом? Верно ли следующее понимание: Иисус неслитно и нераздельно воспринял человеческую плоть, поврежденную согрешением Адама и Евы (первородным грехом), но не дал своей безгреховной жизнью сатане залога в себе, и тем, после своей крестной смерти искупил ее.
2. Чем отличается безгрешное существование Иисуса Христа, Бога во плоти от безгрешной жизни Богородицы Девы Марии, апостола и евангелиста Иоанна Богослова и, например, праотца Авраама (которому вера вменилась в праведность).
Да пребудет с Вами Господь наш Иисус Христос и Его Пресвятая и Пречистая Матерь!
д.с. Дионисий
Ответ отца Олега Моленко:
Ты задал высокий богословский вопрос, ответ на который возможен лишь на уровне духа. Основная ошибка большинства людей, пытающихся уяснить подобные вопросы о Боге и Его различных проявлениях, состоит в том, что духовное понятие (т.е. понятие, постигаемое только духовно, когда Дух Божий говорит и объясняет духу очищенного покаянием человека), которое не имеет аналогов в этом мире и земной жизни, не может быть точно выражено человеческим языком на уровне привычных человеческих понятий. Если святые и духоносные мужи нечто и говорили об этом, используя человеческие слова, то вкладывали в них совершенно другой смысл и содержание.
Получается, что духовное ведение, записанное или выражаемое человеческими словами, является своего рода духовным шифром для гордых и плотских умов. Это об этом говорил святой Апостол Павел коринфянам:
1Кор.2:
"12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может".
Прошу учитывать это важнейшее обстоятельство при формулировании вопросов и усвоении ответов.
1. Плоть, принятая Христом, происходила не от семени падшего Адама, но от Духа Святого и Марии Девы. Вот почему Христос по плоти один абсолютно безгрешный, и по отношению к первородному греху, и к любому другому греху вообще. Он изначально и природно безгрешен, а не в смыле не согрешившего, но могущего согрешить. Грех есть отсутствие или недостаток добра, а Христос - полнота добра! Грех есть тьма (отсутствие света), а Христос есть Свет истинный, просвещающий всякого человек, грядущего в мир! Грех есть болезнь, а Христос есть Врач всемогущий, пришедший уврачевать людей. Грех есть источник смерти, а Христос есть Жизнь и источник жизни! Грех есть гордостное уклонение от Бога и ослушание Его, а Христос есть истинное смиирение и образец послушания Богу Отцу.
Грех есть ложь, а Христос есть Истина! Грех есть подчиненность сатане (и бесам его), а Христос пришел разрушить дела диавола и победил его крестом смирения Своего! Что же общего может быть у Христа с велиаром или с грехом? Непричастность Христа адамовой перстности подтверждает и Апостол Павел:
1Кор.15:
"47 Первый человек -- из земли, перстный; второй человек -- Господь с неба.
48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные".
Таким образом выдвинутое тобой понимание о характере вочеловечения Христа вполне ложно и богохульно. Ложно, потому что было совсем не так. Богохульно, потому что ты Бога, который недоступен не только греху, но и твари вообще "смешал" с грехом, вошедшим в мир через произвол и извращение твари (падших ангелов).2. Иисус Христос - Бог и совершенный (т.е. не только безгрешный, но и окончательно реализовавший во всей полноте замысел Бога о человеке) человек, был безгрешным, ибо не мог быть грешным, не мог согрешать никак. К Божеству Его понятие греха вообще не приложимо, а человеческим естеством Он был вне греха по утвердившейся в этом естестве неизменной благодати Божией и высшего освящения.
Пресвятая Дева Богородица Мария была безгрешной в смысле не согрешавшей и не согрешившей (даже в помысле), хотя и могущей согрешать. Она, как рожденная от мужеского семени, имела в себе наследие Адама - первородный грех, но своим подвигом не дала ему в себе действие. Это для нас, грехолюбивых, непостижимо и невероятно, но это так. Горе-богословы из еретичествующего католицизма преткнулись об эту тайну. Они не смогли вместить Ее подвиг и уразуметь то, как могущий согрешать человек мог не согрешить. Поэтому для "защиты" Ее и Христа придумали свой догмат о Ее якобы непорочном зачатии, из которого выходит, что Она вовсе не победила грех, а была изначально исключена Богом из грешной человеческой природы и переведена в разряд хоть тварного, но природного Бога. Таким образом богословы-католики отняли у Богоматери ее подвиг и награду. Какая заслуга есть у человека, если его Бог изначально поставил в особые условия, при которых он не может согрешить, как бы ни пытался? То же безгрешие - от подвига противостояния греху - относится и к святому Иоанну Богослову. Не зря же он был любимым учеником Христа, усыновлен Им с креста Его Матери, крестил Ее и заботился о Ней до Ее славного Успения, а теперь заботится о земной Церкви Христа по Его поручению. Подобное безгрешие(хоть и в несколько меньшей степени) можно отнести и к святому Аврааму.