Вопрос №1407
Искушение хульными помыслами и испытание веры
Анна
, Москва, Россия
20/05/2004
Здравствуйте, отец Олег!!!
Помогите мне, пожалуйста! В последнее время у меня постоянно возникают страшные мысли о том, есть ли вообще Господь? Не надумаваем ли мы все это сами себе? Причем скажу честно, что я до недавнего времени искренне верила и старалась жить так, как учит Св.Писание. Я думала, что уже ничто и никогда не сможет разлучить меня от веры, от Бога. Моя вера была крепка и на душе было так хорошо и спокойно... Но и мирская жизнь течет своим чередом, хочется и ее устроить, и я усердно просила Господа нашего помочь мне, но...почему-то ничего не получается. То, о чем прошу и усердно молюсь, не приходит ко мне. Просто иногда находит такое отчаяние от того, что ничего не налаживается, что невольно начинаешь задумываться о том, есть ли Господь. Поверьте, мне самой очень страшно от этих мыслей, но они как-то сами возникают в моей голове в моменты безвыходности... Неужели все мои горячие молитвы, строгие посты, отказ от многих соблазнов - неужели это все зря? Отец Олег, мне сейчас очень плохо, пожалуйста, вразумите меня.
Ответ отца Олега Моленко:
Здравствуй, Анна.
Подобные помыслы верующему человеку всевает демон хулы. По всей видимости, ты подверглась сильному нападению именно от этого хульного беса. Подобное может быть попущено за гордость или другие грехи, а может и для подвига терпения. В любом случае не должно принимать эти хульные помыслы за свои. Должно отбивать их непрестанным призыванием имени Иисуса Христа!
В какую меру ты поддаешься этому искушению, в такую меру это показывает лицемерие твоей веры. Да, и "горячие" (а самом деле - сгорающие) молитвы, и строгие посты, и отказ от соблазнов могут быть не только безполезными, но и в большее осуждение. Очень плохо, что подобные помыслы "как-то сами собой" возникают в твоей голове (уме). Это говорит об их безконтрольности с твоей стороны и невнимательной жизни вообще.
Святые отцы утверждают, что без внимательной жизни нельзя нисколько преуспеть в духовном делании. Внимательной жизни не может быть без внимательной молитвы, а последней - без очищения помыслов (т.е. наблюдения, контроля, разбора, отсечения и противления им). Без этого не может быть истинного покаяния, а без него Бог ничего не принимает от человека.
Вот почему Бог явил тебе милость, попустив это сильное искушение. Оно ясно показало тебе, что ты жила и верила неправильно, уповая лишь на внешние действия и пренебрегая помыслами и чистотой ума. Но ведь Господь не зря сказал нам, что светильник телу (т.е. всему нашему жительству) есть око (т.е. ум). Если ум будет темным от греховных помыслов, то и все жительство наше будет темным и богонеугодным. Этим искушением Бог поставил перед тобой проблему - выйти из цепей внешнего благочестия и заняться внутренним святоотеческим покаянием, основой которого является очищение помыслов при непрестанном призывании имени Иисуса Христа - проблема, которую ты должна разрешить.
Ты жила и живешь без Христа (т.е. без внимательного и благоговейного призывания Его имени и через то - памятования о Боге), от того и мучаешься. А ведь Он сказал нам: Мф.11, 28-30:"Придите ко Мне все труждающиеся (в покаянии и противлении греху) и обремененные (неотлипчивостью греха), и Я успокою вас (дарованием мира и благодати); возьмите иго Мое (призывания Моего имени) на себя и научитесь от Меня (от Моего в вас присутствия благодатью Духа Святого), ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко".
Кто не ежечасно призывает имя Христа, тот о Боге забывает, не помнит. У неимеющего памяти о Боге бесы отнимают и то, что он имеет - веру в само бытие Бога. Таким образом, если человек не помнит о Боге, то для него Его как бы и нет.
Итак, Богозабвение есть основная причина потери веры, усталости от благочестия, оставления жизни во Христе, соизволения на грехи, невнимательной жизни и лицемерного обрядоверия.
Благодари Бога, обличившего тебя, покайся и исправь свой образ жизни, призывая имя Иисуса Христа с целью покаяния - и Бог войдет в твою жизнь, укрепит веру, успокоит, утешит и душу твою спасет.